Адаптивный круиз контроль (АСС)

Устройство авто

Круиз-контроль — это дополнительная система автомобиля, основной задачей которой является поддержание заданной скорости. Он может быть полезен при длительных поездках по проселочным дорогам, но в городе им трудно пользоваться, поскольку приходится постоянно замедляться, останавливаться и снова ускоряться. Для решения этой проблемы был разработан адаптивный круиз-контроль (или АСС).

Адаптивный круиз-контроль (ACC) в автомобиле: что это такое и в каких автомобилях

Адаптивный круиз-контроль — это усовершенствованный круиз-контроль, который не только автоматически поддерживает вашу скорость, но и сохраняет безопасную дистанцию до впереди идущего автомобиля, адаптируясь к текущей дорожной ситуации.

Первые неактивные системы круиз-контроля были установлены в 1970-х годах, а исследования в этой области ведутся уже 30 лет. Конечно, Северная Америка была родоначальником более механических систем, где простой стальной трос был подключен непосредственно к карбюратору. Изначально круиз-контроль позиционировался как предмет роскоши: даже в самых дорогих моделях класса люкс с самыми высокими техническими характеристиками он предлагался только в качестве опции. Или — как основная «фишка» в объявлениях о новинках. Однако по мере развития системы она быстро стала электронной и, во многом благодаря компании Bosch, пересекла океан и стала устанавливаться на все автомобили, а не только на легковые.

Адаптивный круиз-контроль (ACC) в автомобиле: что это такое и для чего он используется в автомобилях

Адаптивный круиз-контроль появился гораздо позже, на рубеже веков. В отличие от системы холостого хода, которая просто поддерживает заданную скорость, адаптивный круиз-контроль:

  • разгоняет автомобиль до заданной скорости;
  • замедляет его до полной остановки;
  • Наконец, он поддерживает заданную скорость, обеспечивая не только комфорт при длительных поездках, но и значительно, на 10% и более, снижая расход топлива.

Конечно, до полностью автономного от водителя вождения, когда автомобиль не только тормозит/ускоряется, но и прикручивает болты и меняет полосы движения, еще далеко.

Как устроен адаптивный круиз-контроль

Сама система проста, незамысловата и состоит всего из трех узлов:

  • Передние датчики расположены в переднем бампере, реже — за фальшрадиаторной решеткой. Это «глаза» круиз-контроля, поэтому они должны быть очищены от грязи и снега. В противном случае эффективность системы будет стремиться к нулю.
  • Дополнительные датчики отслеживают, едет ли автомобиль прямо, в гору или под уклон, под каким углом повернут руль, контролируют переключение передач и даже информацию с дорожных знаков и разметки.
  • Электронный блок управления, «мозг» адаптивного круиз-контроля. Это основа системы, от которой зависит не только качество работы, но и работа в целом. Он анализирует поступающую информацию, выдавая команды:
    • изменить угол дросселирования топливной системы;
    • тормозного контура для увеличения или уменьшения давления тормозных колодок на диски.

Важно: Сопутствующие системы, такие как ABS или ESP, должны быть в рабочем состоянии, иначе круиз-контроль просто не будет работать.

Принцип работы

Чтобы лучше понять это, необходимо знать, как работает адаптивный круиз-контроль. Структурно он состоит из следующих компонентов:

  1. Датчики расстояния (упомянутые выше). Установленный спереди, он должен быть четким.
  2. Дополнительные датчики. Контролирует положение автомобиля, характеристики движения (на подъеме, по прямой и т.д.), положение рычага переключения передач, информацию о дорожной разметке и т.д.
  3. ЭБУ — это «мозг», который управляет системой адаптивного круиз-контроля. Устройство собирает информацию из различных систем. Анализируйте скорость/расстояние, угол поворота руля, боковое ускорение и другие данные. Затем команда на изменение угла наклона дроссельной заслонки или тормозного клапана передается в топливную систему.

Зная эти особенности, нетрудно понять особенности активного круиз-контроля, что он собой представляет в автомобиле. Система позволяет устанавливать скорость в диапазоне от 30 до 180 км/ч, но современные системы имеют более широкий диапазон — от 0 до 200 км/ч. Последнее важно для систем с опцией Stop&Go.

Адаптивный круиз-контроль (ACC) в автомобиле: что это такое и для каких автомобилей он используется

Установка адаптивного круиз-контроля с завода делает управление автомобилем более комфортным. Если на дороге нет других транспортных средств, система поддерживает заданную скорость. Как только впереди идущий автомобиль ускоряется/снижает скорость/меняет полосу движения, режим движения изменяется соответствующим образом. Для повышения безопасности современные устройства часто дополняются опциями пассивной безопасности, экстренного торможения и GPS.

Новые поколения, новые возможности и новые требования

Так называемый пассивный круиз-контроль, описанный выше, предлагает водителю ограниченный список дополнительных опций. Пытаясь усовершенствовать систему, несколько автопроизводителей создали свои собственные варианты. Можно отметить следующее:

  1. Радарный круиз-контроль — производится компанией Toyota;
  2. Preview Distance Control — производится компанией Mitsubishi;
  3. Distronic-Mercedes-Benz;
  4. Адаптивный круиз-контроль — Volkswagen, Audi, Honda.

Эти системы представляют собой следующее поколение: адаптивный круиз-контроль. Его отличительной особенностью является то, что это не пассивный круиз-контроль, а активный. С ним вы можете не только поддерживать и контролировать заданную скорость — под вашим контролем автомобиль автономно тормозит и разгоняется. Для выполнения этих функций адаптивный круиз-контроль включает:

  • Датчик, используемый для контроля скорости и расстояния;
  • Электронное управление контроллером;
  • Устройства, выполняющие необходимые команды от контроллера.

Чтобы понять, для чего используется интеллектуальный круиз-контроль и как он работает, достаточно взглянуть на рисунок ниже:

Адаптивный круиз-контроль (ACC) в автомобиле: что это такое и что он делает в автомобилях

Он контролирует не только скорость, но и расстояние между движущимися автомобилями, поэтому активный круиз-контроль автомобиля сзади излучает сигнал на автомобиль впереди и определяет расстояние между ними на основе отраженного сигнала. Если она уменьшается, другой автомобиль начинает тормозить, если увеличивается — ускоряется, оставаясь в пределах скорости, установленной водителем. Активный круиз-контроль может быть оснащен двумя типами датчиков:

  1. Лазер.
  2. Радар.

Лазерный датчик дешевле, но на его эффективность влияют внешние условия, туман или дождь. Радар не подвержен влиянию таких условий, но его цена выше.

Как работает адаптивный круиз-контроль

Опять же, ничего сложного:

  • вся информация собирается с первичных и вторичных датчиков;
  • блок управления анализирует их непрерывно в режиме реального времени;
  • В зависимости от скорости, установленной водителем, и ситуации на дороге: пустая и прямая трасса или наоборот, впереди идущий автомобиль замедляет/замедляет скорость, дает команду на ускорение или наоборот на снижение скорости. В то же время, «продвинутые» системы могут замедлить работу двигателя или снизить его мощность из-за кратковременного выхлопа топливно-воздушной смеси.

Адаптивный круиз-контроль предыдущих поколений работает в диапазоне от 30 до 160 км/ч. В то же время, новые версии имеют расширенную «вилку» от 0 до 200 километров в час. Столь же полезен в «городе ирисок». — вам не нужно постоянно нажимать на педаль газа/тормоза, так же как и на автостраде. Установите желаемую скорость и можете убрать ногу с педали акселератора.

Преимущества и недостатки АСС

Круиз-контроль в целом является новой и довольно удобной электронной системой. Однако, как и любая другая автомобильная электроника, она имеет ряд преимуществ и недостатков.

  • Во-первых, адаптивный круиз-контроль экономит топливо.
  • Система также избавляет от необходимости постоянно регулировать скорость автомобиля.
  • В-третьих, система обеспечивает хороший уровень безопасности и реагирования на чрезвычайные ситуации.

Можно выделить две группы недостатков:

  1. Чисто технологически. Они заключаются в неисправности датчиков, окислении контактов. Если радары работают неправильно, система может неявно предположить, что перед автомобилем находится препятствие, и замедлить движение почти до остановки.
  2. Недоверие водителей. Поскольку высокий уровень автоматизации расслабляет водителей, соответственно снижается уровень внимания к воспринимаемым изменениям во время вождения. В результате мотоциклист не может достаточно быстро среагировать в экстренной ситуации.

Для чего нужен круиз-контроль

О так называемом круиз-контроле. Его задача, в простейшем варианте, используемом в первых испытаниях таких технологий, — поддерживать заданную водителем скорость. Принцип работы круиз-контроля прост для понимания. Он характеризуется принципом работы, идентичным принципу работы водителя: устройство изменяет положение дроссельной заслонки при отклонении от режима движения, установленного водителем.

Например, на подъеме круиз-контроль будет дополнительно открывать дроссельную заслонку при снижении скорости, а на спуске — закрывать дроссельную заслонку и снижать скорость. Положение дроссельной заслонки изменяется в соответствии с сигналами электронного блока управления, благодаря особой механике системы приводов.

Адаптивный круиз-контроль (ACC) в автомобиле: что это такое и что делают автомобили

Вопрос о том, нужен ли круиз-контроль, если его нельзя считать провокацией, довольно близок. Конечно, такое устройство не относится к категории обязательного и незаменимого оборудования автомобиля, как коробка передач или сцепление, без него вполне можно обойтись, но оно значительно облегчает работу водителя. Это особенно актуально для водителей магистральных грузовиков, которым приходится долгое время ехать на одной и той же скорости, иногда довольно низкой. В таких случаях не нужно думать о том, как пользоваться круиз-контролем — водитель задает скорость, а система поддерживает ее, облегчая работу водителя.

Адаптивный круиз-контроль (ACC) в автомобиле: что такое автомобили и что они делают

С другой стороны, стоит задать вопрос о том, нужен ли круиз-контроль в такой рудиментарной форме, как описано выше. И мы уже получили своеобразный ответ: сейчас существуют новые системы, в том числе адаптивный круиз-контроль, которые позволяют выполнять гораздо больше функций во время движения. Таким образом, механика должна уступить место электронике.

На какие автомобили устанавливается ACC

Сегодня ACC может быть установлен практически в любом автомобиле в качестве опции, хотя чаще всего он встречается в премиум-сегменте.

Это связано с его довольно высокой стоимостью. Хороший набор будет стоить 100-150 000 рублей.

Каждый автомобильный концерн имеет свои собственные торговые названия для по сути одной и той же системы с незначительными изменениями в системах управления.

Традиционно ACC может называться адаптивным круиз-контролем или активным круиз-контролем, или более индивидуально, с использованием слов «радар», «дистанция» или даже «предварительный просмотр».

Впервые система была использована в автомобилях Mercedes под маркой Distronic.

Возможна ли установка своими руками

Процедура установки системы круиз-контроля достаточно сложна и требует определенных навыков и специализированного оборудования. Следует также отметить, что система устанавливается не на все автомобили.

Вам понадобится оборудование для прошивки контроллера двигателя, а также помощь программистов, которые знают, что такое круиз-контроль в автомобиле. Также необходимо будет перебрать тормозную систему, заменить блоки ABS и усилить автоматическую коробку передач.

Адаптивный круиз-контроль (ACC) в автомобиле: что такое автомобили и что они делают

Могут возникнуть проблемы с работой системы. Он не всегда загружается с первого раза и работает так, как задумано. Иногда ошибок в работе нет, но система не хочет работать. Для некоторых моделей автомобилей (особенно VAG) может потребоваться установка второго блока управления двигателем.

Принцип управления системой

Активация и деактивация адаптивного круиз-контроля контролируется водителем с помощью панели управления, которая обычно устанавливается на рулевом колесе.

  • Система может быть активирована и деактивирована с помощью кнопок питания и включения соответственно. Если они недоступны, кнопка Set служит в качестве замены для активации круиз-контроля. Система отключается при нажатии на педаль тормоза или сцепления.
  • Настройки можно задать с помощью кнопки Set. При нажатии система устанавливает текущую скорость и поддерживает ее во время движения. Водитель может использовать кнопку + или — для увеличения или уменьшения скорости на установленное значение при каждом нажатии кнопки.

Адаптивный круиз-контроль (ACC) в автомобиле: что такое автомобили и что они делают

Переключатель управления работой АСС

Адаптивный круиз-контроль активируется при скорости не менее 30 км/ч. Непрерывная работа возможна до максимальной скорости 180 км/ч. Однако некоторые модели премиум-класса способны работать даже при скорости 200 км/ч.

Стоимость комплекса

Теперь понятно, что такое круиз-контроль в автомобиле. Это помощник водителя, иногда весьма эффективный. Однако эти системы обычно устанавливаются не во всех моделях автомобилей. Если ваш автомобиль не оборудован такой системой, вы можете установить ее самостоятельно или у официального дилера.

Что касается стоимости системы, то все зависит от марки автомобиля. Например, такая система для моделей BMW может стоить от 100 до 150 тысяч рублей. Сюда не входит проводка и цена внутреннего монитора. Сюда следует добавить стоимость установки адаптивного круиз-контроля.

Адаптивный круиз-контроль (ACC) в автомобиле: что такое автомобили и что они делают

Подержанные комплекты могут стоить в среднем 1 200 евро. Но вот в чем преимущество: комплект уже максимально укомплектован. Однако есть и подводные камни. Например, нет гарантии, что этот вариант будет работать так же, как обычный.

Для его установки требуется много усилий и знаний. Радар для системы стоит несколько тысяч рублей, самым дорогим в таких системах является блок управления.Читайте также: Как промыть гидроблок АКПП своими руками?

Как видите, описанная система — дорогое удовольствие, но при покупке современного автомобиля не лишним будет оснастить его таким образом. Люди, которые часто стоят в пробках или преодолевают большие расстояния, оценят полезность этого оборудования.

Блок управления

ЭБУ получает информацию от датчиков и других систем автомобиля. Он использует данные датчиков для расчета расстояния и скорости по отношению к предшествующему автомобилю.

Адаптивный круиз-контроль (ACC) в автомобиле: что такое автомобили и что они делают

Специальный программный пакет сравнивает фактические данные с параметрами, установленными ЭБУ. Он также генерирует управляющий сигнал на основе полученной информации и отправляет его на приводное оборудование. Адаптивный круиз-контроль, однако, не имеет исполнительного механизма как такового. Он использует другие устройства, подключенные к модулю управления.

Что он ещё может

Стоит упомянуть о дополнительных функциях, предоставляемых круиз-контролем. Помимо определения расстояния между транспортными средствами, которое рассчитывается на основе времени задержки отраженного сигнала, система способна определить скорость предшествующего транспортного средства путем определения изменения частоты отраженного сигнала с использованием эффекта Доплера.

Адаптивный круиз-контроль (ACC) в автомобиле: что такое автомобили и что они делают

Динамический мониторинг: мониторинг скорости впереди идущего транспортного средства дополняется мониторингом положения впереди идущего транспортного средства, т.е. положения впереди идущего транспортного средства относительно позади идущего транспортного средства на дороге.

Интеллектуальный круиз-контроль

Еще одна инновация, потрясшая автомобильный мир в 2015 году, — интеллектуальный круиз-контроль (i-ACC). Не путать с адаптивным! Суть алгоритма заключается в следующем: помимо поддержания определенной скорости и безопасного расстояния до впереди идущего автомобиля, добавлено упреждающее предотвращение столкновения. Инженеры долгое время изучали стиль вождения европейцев и на основании этого смогли предсказать вероятность столкновения. Когда это обнаруживается, он обеспечивает мягкое, но плавное нажатие на тормоз.

Адаптивный круиз-контроль (ACC) в автомобиле: что такое автомобили и что они делают

Технология была представлена компанией Honda, и первым автомобилем с системой i-ACC стал обновленный кроссовер Honda CRV 2015 модельного года. Теперь ее внедрили и другие бренды.

Устройство

Система ACC включает в себя собственные компоненты и устройства, а также использует имеющиеся в автомобиле

  • радар или лидар для обнаружения препятствий на различных расстояниях, причем радиочастотные датчики лучше работают в условиях ограниченной видимости, осадков или тумана;
  • активатор педали акселератора или электронная дроссельная заслонка;
  • блок управления с микрокомпьютером;
  • звуковые и визуальные индикаторы, информационный дисплей и панель управления с кнопками;
  • коммуникационные интерфейсы с системами ABS и ESP;
  • датчики педалей тормоза и акселератора.

Адаптивный круиз-контроль (ACC) в автомобиле: что такое автомобили и что они делают

Сердцем устройства является управляющее программное обеспечение, которое содержит все сложные алгоритмы для работы ППК в различных условиях.

Как пользоваться адаптивным круиз-контролем

Работа адаптивного круиз-контроля может отличаться от модели к модели. Однако сам принцип работы остается прежним — это может быть отдельное устройство на рулевом колесе или дополнительный многофункциональный рычаг на рулевой колонке. Как правило, это:

Адаптивный круиз-контроль (ACC) в автомобиле: что такое автомобили и что они делают

  • Включение/выключение системы — часто одной и той же клавишей. Хотя адаптивный круиз-контроль можно отключить, нажав на педаль тормоза или, возможно, резко ускорившись.
  • Кнопка SET, которая переводит вас в режим настройки — вы будете использовать ее редко.
  • Ползунок, лепестки и качалка вверх/вниз для установки скорости.
  • Клавиша RESUME, которая восстанавливает предыдущие значения.

Это только основные настройки — возможности управления, ускорения/замедления могут быть гораздо шире.

Может ли круиз контроль экономить топливо

Теоретически может, но основная цель системы — снять стресс водителя, уменьшить усталость и повысить безопасность вождения. Что касается расхода топлива, то это все еще тема для обсуждения. Дело в том, что за счет сглаживания разгона и торможения можно добиться экономии топлива: чем меньше разгон и торможение, тем меньше расходуется топлива.

Кроме того, каждый двигатель в паре с трансмиссией имеет оптимальную скорость для экономичного движения. Учитывая это при настройке круиз-контроля, можно добиться хорошей экономии топлива. С другой стороны, некоторые эксперты считают, что то, что вы экономите на ровном участке дороги, пропадает впустую на подъемах и спусках, потому что системе все равно приходится увеличивать подачу топлива для поддержания скорости на подъеме, а это ненужный расход топлива. Однако мнение экспертов не так важно, как мнение владельцев.

Адаптивный круиз-контроль (ACC) в автомобилях: что это такое и чем оснащаются автомобили

Радары и лидары

Круиз-контроль оснащен датчиком расстояния. Этот компонент необходим для измерения скорости и расстояния до предшествующего автомобиля. В качестве таких датчиков используются радар или лидар. Эти датчики излучают электромагнитные волны или инфракрасные лучи. Система оценивает скорость движущегося транспортного средства на основании того, как изменяется частота отраженной электромагнитной волны. А расстояние рассчитывается на основе того, как долго сигнал был возвращен.

Лидары, в отличие от радаров, посылают не электромагнитные волны, а специальные инфракрасные лазерные лучи, но принцип действия более или менее одинаков. Но датчики для этих систем намного дешевле, чем радары. Однако продукт подвержен воздействию, поэтому вы не найдете радаров в современных автомобилях премиум-класса. Здесь установлены только радары.

Датчики расстояния устанавливаются на переднем бампере и решетке радиатора автомобиля. Датчик обычно работает в радиусе до 150 метров.

Последние версии круизеров оснащены дальномерами, которые работают как на коротких, так и на длинных дистанциях. Первый может изменять скорость до полной остановки автомобиля. Второй, работающий на большом расстоянии, снижает скорость автомобиля до 30 километров в час. Это расширяет возможности ассистента (например, для использования круизера в пробках, где требуется низкая скорость).

Adblock
detector