Ам 001 антенна авиационный

РЭО Ан-26

САМОЛЕТНЫЙ ОТВЕТЧИК СОМ-64

Общие сведения:

Самолетный ответчик СОМ-64 служит для обеспечения активного режима работы радиолокационных станций диспетчерского контроля. Он предназначен для автоматической передачи на землю информации о номере самолета, его местонахождении и высоте полета.

Ответчик работает с отечественными вторичными радиолокаторами (ВРЛ) системы управления воздушным движением (УВД), а также с зарубежными ATS RBS в соответствии с требованиями ICAO (только при комплектации СОМ-64 для полетов по международным авиалиниям). Самолетный ответчик совместно с ВРЛ аэродромов повышает эффективность регулирования воздушного движения и обеспечивает:

— увеличение дальности действия наземных радиолокаторов;

— исключение помех от метеофакторов и местных предметов на индикаторах наземных РЛС;

— автоматическое опознавание самолетов;

— передачу с борта самолета различных сигналов («АВАРИЯ», «ЗНАК», сигнал при потере радиосвязи).

Для получения данных о высоте полета ответчик связан с электромеханическим высотомером УВИД-30-15К, данные с потенциометрического датчика которого используются для формирования сигнала высоты.

Принцип работы самолетного ответчика заключается в приеме кодированных запросных сигналов наземных ВРЛ, автоматической дешифрации их, формировании ответных посылок и излучении кодированных ответных сигналов, содержащих информацию о номере самолета и высоте полета.

Самолетный ответчик СОМ-64 может работать с отечественными радиолокаторами старых выпусков (режим «РСП»), радиолокаторами УВД, посадочными РЛС (режим — «УВД») и зарубежными ВРЛ системы ATS RBS (режим «RBS «).

ПРИМЕЧАНИЕ. В варианте установки самолетного ответчика СОМ-64ГА режим работы с посадочными радиолокаторами отсутствует.

На авиалиниях РФ На международных

с диспетчерским с посадочным авиалиниях

Частота работы, МГц:

— приемника……..837,5+2,5 …………9370+10………………. 1030

— передатчика…..730, 740, 750……730, 740, 750……………. 1090

приемника, дБ/Вт…84 ………………. 62 ……………. ……104+9

Объем передаваемой информации:

— номеров самолета до 100000………. -………………. ….до 4096

— высоты, м………до 15000 …………. -……………. ….до 15000

(через 10м) (через 100 футов)

Состав и размещение

В состав самолетного ответчика СОМ-64, входят:

— блок СО-63 на амортраме — в хвостовом отсеке у левого борта, между шпангоутами № 42-43 (фото 178.);

— шифратор кодов IСАО на амортраме, два контрольных разъема «КОНТРОЛЬ СОМ-64» (9Ш1 и 9Ш2) — в хвостовом отсеке у правого борта, между шпангоутами № 42-43 (фото 178.);

— пульт управления СО-63, пульт управления IСАО — на дополнительной панели верхнего щитка летчиков (фото 179.);

— приставка бланкирования, выносной видеоусилитель (ВВУ) на амортраме — в нише у левого борта, между шпангоутами № 1-2;

— две антенны АВ-015 — на левом и правом бортах фюзеляжа, между шпангоутами № 1 и 1а;

— антенна АЗ-019 — в верхней части киля, между нервюрами № 11-12;

— антенна АМ-001 — снизу фюзеляжа, между шпангоутами № 21-22;

Кроме указанного, совместно с ответчиком работает барометрический электромеханический высотомер УВИД-30-15К, состоящий из указателя и усилителя.

1. При установке самолетного ответчика в варианте СОМ-64ГА в комплекте

отсутствуют антенны АВ-015 и выносной видеоусилитель, вводится приставка контроля.

2. При установке самолетного ответчика для полетов по внутренним авиалиниям в комплекте отсутствуют пульт управления IСАО и шифратор кодов IСАО.

Блок СО-63 состоит из отдельных функционально связанных блоков: приемопередатчика (ПП-01М), шифратора (Ш-01), блока фильтров и преобразователя высоты (ПВ-01) (фото 178).

Приемопередатчик предназначен для приема и усиления принятых сигналов наземных радиолокаторов, формирования по длительности, генерирования и усиления по мощности кодированных ответных посылок.

Шифратор служит для декодирования запросных и формирования ответных посылок при работе с ВРЛ на внутрисоюзных авиалиниях.

Блок фильтров обеспечивает разделение сигналов, поступающих с антенн АВ-019 и АМ-001 на соответствующие входы приемника, и распределение сигналов передатчика между этими антеннами.

Преобразователь высоты осуществляет преобразование относительного сопротивления датчика указателя высоты УВИД-30-15К, пропорционального текущему значению высоты, в двоично-циклический код при полетах на внутренних авиалиниях.

Шифратор кодов ICAO (ШК ИКАО) (фото 178) для декодирования запросных кодов и формирования ответных сигналов, содержащих информацию о номере самолета и высоте его полета при работе с радиолокаторами системы ATS RBS, а также для преобразования относительного сопротивления датчика указателя высоты УВИД-30-15К, пропорционального текущему значению высоты, в двоично-циклический код, для чего в состав шифратора кодов в виде отдельного узла входит преобразователь высоты.

Пульт управления СО-63 (фото 179) служит для включения ответчика и управления при полетах на внутренних авиалиниях. На пульте управления СО-63 расположены:

— выключатель «СО-63» для включения ответчика;

— переключатель «РСП-УВД- RBS-023» для выбора режима работы;

— кнопка «ЗНАК» — для передачи сигнала индивидуального опознавания самолета при запросе с земли по радиосвязи;

— кнопка и лампа «КОНТР.» — для проверки ответчика в режиме встроенного контроля;

— переключатель «ВОЛНА. 1-2-3-5» — для переключения рабочей частоты передатчика (в варианте СОМ-64ГА — отсутствует);

— выключатель «АВАРИЯ» (под предохранительным колпаком) — для передачи сигнала бедствия при аварийной ситуации на самолете.

Пульт управления ICAO (фото 179) предназначен для управления ответчиком при полетах на международных трассах. Пульт работает только при установке переключателя режимов на пульте управления СО-63 в положение «RBS».

На пульте расположены:

— переключатель «А — В — С — ГОТОВ.», где положения «А», «В» используются для передачи кодов индивидуального опознавания на запрос кодом «А» или «В», положение «С» – для передачи информации о высоте, положение «ГОТОВ» — для работы ответчика в режиме горячего резервирования (передатчик не работает);

— четыре переключателя «НАБОР НОМЕРА», каждый на восемь положений (0-1-2-3-4-5-6-7) — для набора кода индивидуального опознавания;

— выключатель «МЧ» (малая чувствительность) — для уменьшения чувствительности приемника ответчика при полетах в районе с большой плотностью вторичных РЛС.

Органы управления ответчиком, размещенные на пульте управления СО-63, выключатель «СО-63», кнопка и лампа «КОНТР.», кнопка — «ЗНАК» — общие как для работы по системам УВД РФ, так и на международных авиалиниях.

Выносной видеоусилитель предназначен для сложения и усиления сигналов посадочных радиолокаторов, поступающих от антенн АВ-015.

Приставка бланкирования служит для сложения, ограничения и изменения полярности импульсов бланкирования от изделия «020М».

Разъемы «КОНТРОЛЬ СОМ-64» служат для подключения контрольно-проверочной аппаратуры при проверках параметров блока СО-63 (разъем «9Ш2») и шифратора кодов IСАО (разъем «9Ш1») на самолете. В нерабочем положении разъемы закрыты заглушками.

Антенна АВ-015 служит для приема высокочастотных сигналов посадочных РЛС 3-сантиметрового диапазона (I диапазон).

Антенна АЗ-019 служит для приема запросных и передачи ответных сигналов Ш диапазона с горизонтальной поляризацией при работе в режимах «РСП» и «УВД».

Антенна АМ-001 служит для приема и передачи сигналов Ш диапазона с вертикальной поляризацией при полетах по международным авиалиниям (режим » RBS»).

Электропитание самолетного ответчика осуществляется от бортовой сети постоянного тока напряжением 27 В и переменного тока напряжением 115 В, 400 Гц. Фидеры электропитания подключены к основным шинам (щита АЗС) и панели переменного тока 115/36 В.

Для защиты электросетей от перегрузок и коротких замыканий в цепи постоянного тока на щите АЗС установлен автомат зашиты с трафаретом «СО», а в цепи переменного тока на панели 115/36 В -плавкий предохранитель с трафаретом «СО».

Потребляемая мощность составляет:

— по сети 27В — 50 Вт;

— по сети 115В,-400 Гц — 150 ВА.

Ваш комментарий можете оставить на главной странице (СТЕНА)

Источник

Антенны dme в качестве антенны дальномерных систем (dme) применяются антенны ножевого типа. Например, антенна ам-001 самолетного дальномера сд-67.

Рис. 6.17 Антенна DME

Антенна АНТ-42 фирмы “Collins” также является бортовой антенной дальномера. Антенна обладает вертикальной поляризацией. Являясь аналогом четвертьволнового несимметричного вибратора, работает в диапазоне 960…1220МГц (рис. 6.17). КСВ антенны в полосе частот 1025…1150 МГц не превышает 1,3, а в диапазонах частот 960…1025МГц и 1150…1220МГц значение КСВ не более 1,5. Входное сопротивление антенны 50 Ом. Максимальная импульсная мощность 2,5 кВт (средняя мощность — 10Вт). Вес антенны 0,11кг.

Рис. 6.18 Размещение антенн DME на самолете Боинг-737

Микрополосковая антенна используется в качестве бортовой приёмной антенны системы GPS. Внешний вид антенного блока приведён на рис. 6.19, он содержит: микрополосковый излучатель, двухкаскадный усилитель на малошумящих микросхемах и два полосовых фильтра. Блок закрыт радиопрозрачной крышкой – обтекателем.

Рис. 6.19. Внешний вид антенны GPS самолета Боинг-737:

1- установочные отверстия под винты; 2 – коаксиальный разъем

Основные характеристики антенного блока:

рабочая частота 1575,45 МГц;

коэффициент усиления усилителя 30±2 дБ;

коэффициент шума усилителя меньше 1,2 дБ;

вход коаксиальный с волновым сопротивлением 50 Ом.

Антенна имеет следующие характеристики:

излучатель полосковый с размерами λВ/2 х λВ/2 на диэлектрической подложке с ε = 10;

поляризация поля правая круговая с коэффициентом эллиптичности не менее 0,7;

неравномерность ДН в азимутальных сечениях не менее 0,7;

КУ антенны в максимуме ДН больше 2 (3 дБ).

Рис. 6.20 Полосковая приемная антенна системы GPS

Внешний вид антенны представлен на рис. 6.20, где: 1 – металлическая пластина квадратной формы; 2 – диэлектрическая подложка; 3 – точка запитки; 4 – установочные отверстия на металлическом экране.

Антенны маркерных приемников

Эти приемники предназначены для сигналов маркерных радиомаяков, обозначающих момент пролета самолета особых навигационных точек. Широкое применение находят внутрифюзеляжные антенны, представляющие собой симметричный вибратор сильно укороченный за счет включения укорачивающих конденсаторов. Устройство и схема такой антенны показана на рис. 6.21.

Рис. 6.21 Антенна МРП: а — конструкция антенны; б — схема антенны

Внутрифюзеляжная антенна МРП (рис. 6.21 а) выполнена в виде литой прямоугольной ванны 1 с наружными ребрами жесткости, имеющей размеры 260 х 160 х 80 мм. Внутри ванны 1 расположен несимметричный вибратор 7, выполненный в виде тонкой латунной пластинки. Один конец вибратора 7 присоединен винтами к узкой стенке ванны 1, а другой — к изолятору 6. К этому же концу излучателя подпаяны нагрузочные (3 и 5) и подстроечный 4 конденсаторы. Для подключения кабеля на узкой стенке ванны укреплен высокочастотный разъем 8. Для обеспечения герметичности ванна закрывается радиопрозрачной крышкой 2. Антенна МРП расположена в нижней части фюзеляжа самолета и обладает ДН с максимумом излучения, ориентированным вертикально вниз.

Из рис. 16.21 б видно, что несимметричный вибратор питается по шунтовой схеме. Внутренний проводник коаксиального кабеля присоединен в точке с к вибратору. Конец вибратора в точке d соединен с корпусом. Входное сопротивление антенны зависит от положения точки с на вибраторе. Подбирая положение этой точки, добиваются согласования входного сопротивления антенны с волновым сопротивлением фидера.

Антенны радиотехнических систем ближней навигации

Оборудование РСБН-С содержит приемную и передающую антенны одинаковой конструкции. Это двухщелевые резонаторные антенны. Каждая их них состоит из двух, параллельно расположенных антенн. Каждая антенна представляет собой прямоугольный объемный резонатор, настроенный на среднюю частоту диапазона и возбуждаемый от коаксиального фидера. Одна из стенок резонатора прозрачна для радиоволн. Она и представляет собой щелевой излучатель. Двухщелевая антенна обеспечивает практически ненаправленную ДН. Располагаются антенны в киле.

Источник

48. Самолетный ответчик со-72м

СО-72М предназначен для работы с ВРЛ систем УВД систем УВД па территории России и за рубежом.

Антенная система, состоящая из двух антенн АЗ-027 второго диапазона (10 см) Устанавливается, как правило, на киле с двух сторон и антенна АМ-001 первого диапазона (3 см). В антенную систему входят также направленный ответвитель с детекторной секцией.

Моноблок, на амортизированной раме которого размещается: основной ответчик, содержащий высокочастотное устройство, усилитель предварительной частоты с детектором, дешифратор и шифратор, передающее устройство и ферритовые вентили; блок преобразования информации о высоте (БПИ), переводящий значение высоты полета самолета в цифровой код; приставка бланкирования.

Дополнительно в состав может включаться устройство набора номера, дублирующий набиратель номера основного блока.

Режимы СО-72 позволяют переключать ответчик на требуемый код СВРЛ, а также проверять работоспособность ответчика. В ответчике СО-72М имеется восемь режимов: «УВД», «РСП», «УВД-М», “RSB”, «Знак», «Авария», «Готовность» и «Контроль». Международный режим “RSB” имеет подрежим А для передачи кода опознавания, установленный на пульте управления ответчиком и подрежим АС для передачи и высоты полета. В режиме «Знак» информация не передается. Режим «Готовность» включается перед вылетом во время руления самолета.

Основные параметры СО-72М:

1. Рабочие частоты при приеме в режиме «УВД» — 837,5 и 1030 МГц, в режимах: «УВД-М» и “RSB” (А и АС) – 1030 МГц, при передаче в режимах: «УВД-М» — 740 МГц , «УВД-М» и “RSB” (А и АС) – 1090 МГц.

2. Чувствительность приемника на частоте 837 МГц – 65 (+6 -3) дБ/Вт, 837 в режиме РСП – 84 (+8 -4) дБ/Вт; на частоте 1030 – 104 (+8 -4) дБ/Вт.

3. Импульсная мощность передатчика – 300 …800 Вт.

4. Длительность импульса в режимах«УВД», «УВД-М» и РСП – 0,8±0,2 мкс; в режиме “RSB” (А и АС) – 0,35 … 0,55 мкс.

5. Потребляемая мощность от сети 115 В 400 Гц – 40 ВА, от сети 27В – 100 Вт.

6. Масса комплекта -17,9 кг.

Структурная схема ответчика СО-72М показана на рис

Высокочастотное устройство разделяет по частоте сигнала I и II диапазонов, преобразует выделенные сигналы в сигналы промежуточной частоты и подавляет сигналы внеполосных каналов приема и паразитного излучения на гармониках несущей частоты.

Усилитель промежуточной частоты, помимо усиления и частотной селекции, выполняет функции сужения динамического принимаемых сигналов и уменьшение чувствительности приемного тракта при сигнале «Ограничение нагрузки, поступающем с шифратора.

Дешифратор и шифратор декодируют сигналы запроса и формируют коды ответа в соответствии с режимом работы ответчика и смысловым содержанием кода запроса.

Передающее устройство вырабатывает высокочастотные сигналы ответа при выдаче модулирующих сигналов с шифратора и имеет два передающих канала на частоты 740 и 1090 МГц. Подмодулятор общий для обоих каналов.

Ферритовые вентили предназначены для уменьшения реакции антенно-фидерной системы на высокочастотные генераторы в целях повышения стабильности частоты, генерируемых колебаний.

Преобразователь БПИ-2М-15 в режимах «УВД», «РСП» и «УВД-М» выдает значения высоты полета в параллельном 14-разрядном двоично-десятичном коде. В режиме RBS (АС) значение высоты полета преобразуется в параллельный 11-разрядный двоично-циклический код. Преобразователь БПИ-2М отличается от БПИ-2М-15 тем, он дополнительно выдает в виде 4-разрядного параллельного кода значения запаса топлива, поступающего от топливомера. Устройство набора номера ВС кодирует набранный индивидуальный номер 20-разрядным двоично-десятичным кодом.

Приставка бланкирования формирует импульсы, запирающие другие бортовые устройства во время излучения сигналов передатчиком СО-72М, а также преобразует, поступающие от других самолетных передающих устройств, бланкирующие импульсы в сигналы, запирающие приемник ответчика на время их действия, и обеспечивает электрическую связь с топливомером.

Пульт управления служит для включения ответчика, выбора комплекта и выбора режима работы, набора номера в режиме «RBS» (А и АС) и индикации результатов ВСК.

Источник

Adblock
detector