ГАЗ-63 — советский грузовой автомобиль с колесной формулой 4×4, грузоподъемностью 2,0 тонны. Всего было выпущено 474 464 экземпляра всех модификаций.
ИСТОРИЯ
Проектирование автомобиля началось в 1938 году. Первые опытные образцы ГАЗ-63 были созданы перед Великой Отечественной войной в 1939 и 1940 годах, серийное производство налажено с 1948 года. Самый массовый полноприводный грузовик Советской армии и в отечественном экономики СССР в 1950-60-х гг. В 1968 году он уступил место модели ГАЗ-66. Степень унификации с народнохозяйственной моделью ГАЗ-51 до 80 %.
Выпуск продолжался до 1968 года, всего было выпущено 474 464 автомобиля.
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ
Автомобиль имел рамную конструкцию, полный привод с отключаемым передним мостом (два карданных вала для приводных валов и один промежуточный между коробкой передач и раздаточной коробкой), короткие свесы и односкатные колеса с регулируемым внутренним давлением.
Автомобильные шины размером 10,00-18″ позволяли кратковременно снижать давление до 0,7 кг/см2 при движении по чистому снегу или заболоченной местности. При этом скорость автомобиля не должна превышать 10 км/ч.Ресурс шины при такой поездке не превышал 150 км (при эксплуатации с нормальным давлением 2,8 кг/см2 гарантийный пробег шины 10 тыс км). Компрессора, естественно, не было. Для накачки шин в полевых условиях использовалось приспособление, которое вкручивалось в двигатель вместо одной из свечей зажигания. Двигатель запустился и работал на пяти цилиндрах, поршень одного из цилиндров нагнетал воздух в шины. Не следует полагать, что шины получали бензино-воздушную смесь. Впускной воздушный клапан агрегата имел значительно меньшее сопротивление, чем впускной коллектор и карбюратор с инерционно-масляным воздухоочистителем.
Под капотом с правой стороны двигателя монтировался котел предпускового подогрева. Зимой нужно было повернуть руль влево, открыть люк в крыле правого переднего колеса и вставить исправную паяльную лампу в пожарную трубу котла. Нагрелась жидкость в системе охлаждения, раскаленными газами нагрелось моторное масло в поддоне картера. При прогреве «сухого» двигателя в котел заливали 5 литров воды с последующим подогревом полученного пара. Затем — завести двигатель и долить воду в радиатор.
Отопитель, расположенный в кабине, подавал горячий воздух с помощью электровентилятора только на лобовое стекло. Горячий воздух достигал ног водителя и пассажира только тогда, когда машина двигалась через воздухозаборное отверстие за капотом. Зимой в кабине припаркованной машины было холодно.
Боковые панели подкапотного щитка были съемными, летом это значительно облегчало охлаждение двигателя. Выдвинутые вперед и вверх рамки ветрового стекла не нагревали езду («с ветерком» и соответствующим количеством дорожной пыли).
Кузов представлял собой деревянную платформу с высокими бортами и открывающимся задним бортом.
МОДИФИКАЦИИ
- ГАЗ-63А — модификация ГАЗ-63 с лебедкой с тяговым усилием 4,5 тс и приводом через коробку отбора мощности. Снаряженная масса составляет 3,52 т по сравнению с 3,28 т у ГАЗ-63. Серийное производство 1948-1968 гг
- ГАЗ-63Э — модификация ГАЗ-63 с экранированным электрооборудованием
- ГАЗ-63АЭ — модификация ГАЗ-63А с лебедкой и экранированным электрооборудованием
- ГАЗ-63У — модификация ГАЗ-63 в экспортном исполнении
- ГАЗ-63АУ — модификация ГАЗ-63А (с лебедкой) в экспортном исполнении
- ГАЗ-63ЕУ — модификация ГАЗ-63Э (с экранированным электрооборудованием) в экспортном исполнении
- ГАЗ-63Ю — модификация ГАЗ-63 в экспортном тропическом исполнении
- ГАЗ-63ЭЮ — модификация ГАЗ-63 в экспортном тропическом исполнении и экранированным электрооборудованием
- ГАЗ-33 — полноприводный трехосный (6×6) грузовой автомобиль грузоподъемностью 2,5–3,0 т на базе ГАЗ-63. Опытный образец был построен в 1946 году, но в серию не поступил из-за недостаточной мощности двигателя ГАЗ-51, но для грузовика ЗИС-151 была использована конструкция ведущих мостов ГАЗ-33
- ГАЗ-63П — полноприводный седельный тягач с двухскатной задней осью (существовала также модификация с односкатной ошиновкой), серийный выпуск 1958—1968 гг
ГАЗ-63 ПМГ-19
- ГАЗ-63 АЦУ-20 — пожарная машина
- ГАЗ-63 ПМГ-19 — пожарная машина
- ГАЗ-63 АР-1,6 — пожарный автопоезд
- ГАЗ-63 АСОП-5 — пожарная машина связи и освещения
- АС-3 — автомобиль скорой помощи на шасси ГАЗ-63 для перевозки 7 носилочных и 2 сидячих больных или четырех лежачих и 6 сидячих или 14 только сидячих больных.
- БТР-40 (ГАЗ-40) — бронетранспортер на 8 десантников плюс 2 члена экипажа. Создан на агрегатах ГАЗ-63 в 1947 году. Двигатель форсирован до 80 л.с. Серийное производство в 1950-1960 гг. Дальнейшим развитием БТР-40 стала амфибийная бронированная разведывательно-дозорная машина БРДМ-1, также созданная с использованием узлов и агрегатов ГАЗ-63 и выпускавшаяся серийно в 1959-1966 годах.
ГАЗ-63 В КИНО
- Полноприводным грузовиком ГАЗ-63 в музыкальном фильме «Старые песни о самом главном 1» управляет Леонид Агутин, при этом он исполняет песню «Держись за руль, водитель…»
- В 2014 году ГАЗ-63 принял участие в съемках фильма «Охота за живым» по рассказам В. М. Шукшина.