Автомобильная шина

Устройство авто

Транспортная шина — один из важнейших компонентов колеса, представляющий собой упругую резиновую оболочку с металлическими и тканевыми вставками. Она устанавливается на специальный обод, который обеспечивает лучшее сцепление автомобилей с дорогой за счет поглощения возникающих вибраций и колебаний. Кроме того, шины компенсируют перекос колес, обеспечивая комфорт и безопасность на дороге.

Шина

Первая в мире шина была изготовлена Робертом Уильямом Томсоном в 1846 году. Он применялся для колеса с деревянными спицами, которые вставлялись в деревянный обод, обшитый металлическим ободом. Сама шина состояла из двух частей: внутренней трубы и внешнего покрытия.

С момента выпуска первой шины модельный ряд претерпел значительные изменения. Сейчас производственная линия включает в себя современные модификации шин, которые производятся в различных типоразмерах: для легковых и грузовых автомобилей, внедорожников, сельскохозяйственной, коммерческой и промышленной техники, а также тяжелых грузовиков, квадроциклов, скутеров и т.д.

В зависимости от условий эксплуатации, шины могут изготавливаться из различных видов сырья со сложной химической структурой и специфическими физическими свойствами.

Строение современных покрышек

Современная шина имеет довольно сложную структуру и производится с использованием новейших технологий производства. Он содержит массу различных материалов, таких как натуральный и синтетический каучук, высокопрочная сталь, нейлон, полиэстер, натуральные и синтетические масла. Каждое из используемых сырьевых материалов выполняет определенную функцию.

Конструкция шин

Пример конструкции современной высококачественной шины:

  1. Боковая стенка. Изготавливается из натурального каучука и служит для защиты шины от боковых дефектов и внешних воздействий.
  2. Протектор. Изготавливается из смеси кремнезема, синтетического, натурального каучука и рафинированного масла. Выполняет функцию прочного сцепления колеса с поверхностью дороги, мокрым дорожным покрытием и снижает сопротивление качению.
  3. Антишумовые полости. Сделано для уменьшения «эффекта органной трубы» — высокочастотные звуки, возникающие при движении автомобилей на высоких скоростях по прямым ровным участкам дороги.
  4. Кольцевой стержень. Изготавливается из стальной проволоки в резиновой оболочке. Долговечное крепление шины к ободу колеса.
  5. Прочная предохранительная планка. Протектор краев вмонтирован в боковину. Изготовлен из резины и предназначен для защиты обода.
  6. Welt. Изготовлен из нейлона с резиновым покрытием. Он используется для улучшения способности продукта выдерживать высокие скорости, а также способствует точности определения размеров шин.
  7. Слои стального корда. Изготовлен из высокопрочной стали. Они необходимы для сохранения формы изделия и повышения устойчивости транспортных средств.
  8. Прокладки из тканевого шнура. Изготавливается из полиэстера и используется для противодействия избыточному давлению, создаваемому в шине.
  9. Внутренний слой из бутилкаучука. Необходимы для предотвращения выхода воздуха, заполняющего внутреннюю часть шины.

Благодаря своей конструкции транспортные шины используются и в других областях. Например, многие садоводы используют шины для строительства выгребных ям, создавая прочные и долговечные стены.

Маркировка и типоразмеры

Каждый владелец автомобиля должен знать размеры и маркировку шин, чтобы знать, какая шина подходит к тому или иному колесу и что означает маркировка на боковине.

Таблица маркировки шин Если второе число не указано в маркировке на боковине шины (например, 195/ R 15), то это число составляет 80%, а шина называется «полный дефект».

Например, обозначение:

195/65 R15 91T,

означает следующее:

  • 195 — Ширина размера, в мм.
  • 65 — соотношение сторон (65%). Этот параметр указывает высоту для данной ширины шины.

Если последнее число не указано на маркировке боковины шины (например, 195/ R 15), коэффициент равен 80%, а шина называется «полнопрофильной».

  • R в обозначении размера указывает на тип конструкции — радиальная, а не радиусная, как ошибочно полагают многие. Шины для легких автомобилей со смещенным слоем практически не производятся.
  • 15 — это диаметр обода в дюймах, т.е. внутренний диаметр, а не радиус шины.
  • 91 — индекс нагрузки. Это справочное значение, указывающее на максимальную нагрузку, допустимую для шины.

С помощью таблицы можно узнать максимальную нагрузку в килограммах, при которой производитель гарантирует, что изделие не разрушится и будет соответствовать характеристикам, рекомендованным производителем.

Таблица максимальной нагрузки

На некоторых боковинах указывается MAX LOAD (максимальная нагрузка), за которой следуют данные в килограммах и фунтах.

Для фургонов и легких грузовиков выпускаются специальные многослойные усиленные шины с более высокими показателями нагрузки. В зависимости от индекса нагрузки они обозначаются символом REINFORCED (6-слойная, усиленная шина) или буквой «C» после диаметра шины. Например: 195/70 R15 C, (8-слойная, усиленная шина).

  • T — рейтинг скорости. Это также условное значение, указывающее на максимальную скорость автомобиля, допустимую для этих шин.

Диаграмма скорости

Американская маркировка. Существует два типа маркировки шин американского производства. Первый похож на европейский, но с буквами «P» (Passenger — для легкового автомобиля) или «LT» (Light Truck) перед размером.

Например: P 195/60 R14 или LT 235/75 R15.

Но есть и другой, принципиально отличающийся от европейского, обозначающий «американский».

Например: 31×10.5 R15

  • 31 — наружный диаметр изделия в дюймах.
  • 5 — ширина в дюймах.
  • R — шина радиальной конструкции.
  • 15 — внутренний диаметр в дюймах.

Также на шинах каждого производителя можно заметить дополнительные отметки в маркировке:

  • M&S (Mud + Snow) — специально разработанные для зимы или всесезонные.
  • All Season — всесезонный для использования круглый год.
  • Вращение — направленное, при этом вращение обозначается дополнительной стрелкой на боковине.
  • Outside и Inside (или Side Facing Out и Side Facing Inwards) являются асимметричными и должны устанавливаться в строгом соответствии с правилами монтажа. Надпись Outside должна располагаться на внешней стороне автомобиля, а надпись Inside — на внутренней.
  • Левая или правая — данная модель может быть установлена с левой или правой стороны. При их монтаже необходимо соблюдать правила: только с левой стороны и только с правой стороны.
  • Бескамерная — если этот символ отсутствует, шина может использоваться только с внутренней трубкой.
  • Тип трубки — использовать только с внутренней трубкой.
  • MAX PRESSURE — максимально допустимое давление в кПа.
  • RAIN, WATER, AQUA (или пиктограмма «зонтик» в маркировке боковины) — разработаны специально для дождливой погоды и имеют высокую степень защиты от эффекта аквапланирования.

Давайте также рассмотрим основные разновидности шин в зависимости от типа транспортного средства, к которому они относятся.

Шины для легковых и коммерческих автомобилей

Продукция для фургонов и грузовиков сгруппирована производителями в отдельную категорию: шины для фургонов. Шины для микроавтобусов отличаются от шин для легковых автомобилей. Они имеют свои технические характеристики — выдерживают большие нагрузки, демонстрируя при этом хорошее сцепление во время работы.

Шины для транспортных средств Продукция для микроавтобусов и грузовиков объединяется производителями в отдельную категорию — легкогрузовые шины.

По размерам легкогрузовые шины такие же, как и легковые, в то время как по физическим характеристикам они ближе к грузовым шинам. Эти шины рассчитаны на большие нагрузки благодаря усиленной конструкции (буква «С» на боковине), что делает их прочнее легких шин и позволяет им легко справляться с груженым автомобилем.

Они изготавливаются из плотной резиновой смеси, специальный состав которой придает им прочность и упругость, что позволяет смягчить удар шины о дорогу. Легкие изделия также более устойчивы к истиранию.

Протектор и индекс скорости указывают на конкретное назначение шины. Версии с высоким индексом скорости используются на фургонах; они имеют многие из тех же элементов протектора, что и легковые шины. В грузовых автомобилях используются модели с низким индексом скорости и прямым, но жестким протектором.

По твердости и рисунку протектора шины этого типа можно разделить на всесезонные, летние и зимние (фрикционные и шипованные). Всесезонные изделия рекомендуются для мягких погодных условий, летние модели отличаются от зимних по составу материала. Шипованные изделия лучше подходят для заснеженных и обледенелых дорог, а фрикционные — для чистых зимних дорог.

Покрышки для внедорожников

Внедорожные шины предназначены для преодоления труднопроходимых участков. Шины этой категории отличаются от обычных шин повышенной жесткостью конструкции и высокой устойчивостью к старению, а благодаря усиленному каркасу они способны выдерживать большие нагрузки.

Ассортимент внедорожных шин, предлагаемых различными производителями, включает в себя несколько вариантов, каждый из которых имеет свой набор характеристик, предназначенных для конкретных условий эксплуатации. Эти продукты отличаются несколькими важными особенностями.

Внедорожные шины Внедорожные шины предназначены для сложных маршрутов.

Представленный ассортимент можно разделить на три группы:

  1. Резина для поездок за город и езды по городу на ровном асфальте. В отличие от «кусковых» моделей, эти изделия предназначены для езды по шоссе с большой площадью контакта. Блоки протектора расположены близко друг к другу вдоль беговой дорожки, что улучшает маневренность и изолирует шум.
  2. Они хорошо работают в городе и на сложной местности, но уступают моделям третьей группы по внедорожным характеристикам. Вторая группа отличается от первой большей жесткостью и более крупным протектором.
  3. Вездеходные модели. Эти шины невозможно спутать ни с какими другими шинами. Эти шины обладают высоким коэффициентом жесткости, демонстрируют отличные характеристики колейности и преодолевают все препятствия, недоступные для обычных изделий. Рисунок протектора имеет рельефную форму с ярко выраженными геометрическими блоками для преодоления болот, грязи, глины и каменистых дорог.

Внедорожная шина предназначена для преодоления самых сложных участков. Они имеют специальные жесткие плечи, которые поглощают вибрации и колебания неровного дорожного покрытия и повышают устойчивость внедорожника при преодолении неровностей. Блоки, выдвинутые в плечевую зону, обеспечивают дополнительное сцепление, когда протектор не может обеспечить полный контакт с дорогой.

Внедорожные шины с «грубым» протектором обладают максимальной маневренностью на бездорожье и обеспечивают легкое управление в экстремальных условиях.

Шины для грузовиков и большегрузов

Задача грузовых шин — поддерживать функциональность грузовиков, которые обычно работают с большими нагрузками и в основном в сложных дорожных и погодных условиях.

Шины для грузовых автомобилей Задача грузовых шин — поддерживать функциональность коммерческого транспорта.

Грузовые шины, изготовленные по бескамерной и бескамерной конструкции, имеют сложную конструкцию. Боковина шины для тяжелых автомобилей отличается прочностью, хотя и является уязвимой частью шины. По мере движения автомобиля боковина многократно изгибается, чтобы выдержать вес автомобиля и груза.

Кроме того, боковина отвечает за характеристики управляемости и комфорт вождения и защищает корд. Плечевая зона увеличивает боковую жесткость резины, а отвод жидкости происходит через каналы в плече. Протектор обеспечивает грузовикам прочность в сложных дорожных условиях, сцепление с дорогой и устойчивость, а управляемость зависит от центрального ребра протектора.

Правильный выбор — один из факторов, влияющих на срок службы шины. Он предназначен для того, чтобы прослужить как можно дольше, если:

  • соблюдаются условия нагрузки;
  • вес груза равномерно распределяется по осям;
  • фактическое давление в шинах находится в рекомендуемых пределах;
  • спокойный стиль вождения.

Отличительными особенностями грузовых шин являются.

  • высокая производительность в условиях бездорожья и на заснеженных дорогах;
  • надежная работа при критических температурах окружающей среды;
  • уверенный и легкий в управлении;
  • длительный срок службы;
  • комфорт и безопасность вождения;
  • высокая стойкость к истиранию;
  • низкое сопротивление качению.

Выбирая, какую модель приобрести, автовладелец должен максимально использовать всю имеющуюся информацию, так как от правильного выбора зависит исполнение ожиданий. Рисунок протектора и технические характеристики грузовой шины должны максимально соответствовать условиям, в которых эксплуатируется грузовик.

Поэтому рекомендуется учитывать все имеющиеся данные как о шинах, так и о транспортных средствах: грузоподъемность, среднюю скорость и качество дороги. Правильный выбор грузовых шин влияет на устойчивость грузовика или прицепа на дороге и поведение тягача при различных маневрах.

Особенности сельскохозяйственных моделей

Сельскохозяйственные шины изготавливаются из прочных материалов и имеют специальную конструкцию. При определении того, какие шины могут быть установлены на различные типы сельскохозяйственной техники, необходимо учитывать следующие особенности: климатические условия, тип грунта, вид работы и ее характер.

Каждый раз, когда сельскохозяйственное оборудование покидает поле, шины должны быть тщательно осмотрены и проверены, поскольку им приходится справляться с перегрузками в труднопроходимой местности, преодолевать большие расстояния, вступать в контакт с различными типами почвы и работать изо дня в день.

Сельскохозяйственные шины выпускаются в двух вариантах: бескамерные (TT) и камерные (TL). Второй тип представляет меньшую опасность в случае столкновения, поскольку такая конструкция может остановить потерю наполнения воздухом, пока автомобиль добирается до места ремонта с незначительными повреждениями шины.

Поэтому сельскохозяйственные шины имеют следующие характеристики:

  • хорошее сцепление с поверхностью контакта с землей;
  • равномерное распределение давления по всей поверхности контакта;
  • отличное сцепление с поверхностью;
  • высокая устойчивость к большим нагрузкам;
  • способность к самоочистке;
  • длительный срок службы;
  • высокая стойкость к истиранию.

Сельскохозяйственные шины Сельскохозяйственная шина имеет специальную конструкцию и изготовлена из высокопрочных материалов

Качество работы, маневренность и устойчивость машины во многом зависят от характера рисунка протектора. Ребристый узор используется на прицепах. Такой рисунок протектора предотвращает боковое скольжение и обеспечивает хорошую устойчивость. Многореберный и узловатый рисунок предназначен для дорожных колес и ведущих колес, которые работают на мягком грунте.

Для машин, которым приходится работать в сложных дорожных и погодных условиях и на различных типах грунта, разработаны шины с направленным рисунком сцепления. Глубина и тип протектора, а также угол и форма сцепных поверхностей оказывают большое влияние на очищающие свойства и, следовательно, на проходимость шины.

По этой причине при выборе сельскохозяйственных шин важно обращать внимание на тип почвы, степень влажности и сцепление с поверхностью. Для эффективной работы на мокрой дороге лучше всего выбирать шины с широким профилем с минимальным количеством ребер на протекторе.

Обратите внимание, что при замене шины на сельскохозяйственной технике размер установленной резины должен точно соответствовать размеру детали. На каждой оси машины может быть установлен только один тип шин: радиальные или диагональные. Не допускается подгонка разных деталей. Максимально допустимая нагрузка на шины должна соответствовать грузоподъемности автомобиля.

Применение индустриальных шин

Промышленные шины — это отдельная группа автомобильных шин. Эти изделия устанавливаются на спецтехнику, используемую для строительных, промышленных, дорожно-ремонтных и других работ в экстремальных условиях и нагрузках.

Промышленные шины Эти изделия устанавливаются на специальные автомобили, которые используются для строительных, промышленных, дорожно-ремонтных и других работ в очень сложных условиях и при экстремальных нагрузках.

Параметры качества индустриальных шин принципиально отличаются от параметров качества продукции, предназначенной для других видов техники. Эти изделия должны соответствовать условиям эксплуатации специализированного оборудования, поэтому резина должна обладать повышенной несущей способностью и повышенным запасом механической прочности.

Процесс производства промышленных шин представляет собой сложную технологию, предполагающую значительный расход сырья на единицу продукции, что обуславливает их высокую стоимость. Кроме того, для сборки промышленных шин используется специальная резиновая смесь, которая содержит ингредиенты, придающие этим изделиям необходимые качественные характеристики.

Промышленные шины делятся на две категории:

  • бескамерные;
  • бескамерные.

Бескамерные конструкции очень устойчивы к деформации и могут выдерживать более высокие температуры, что не характерно для бескамерной резины. Но у бескамерных моделей есть свои преимущества: высокая безопасность, меньший вес по сравнению с камерными аналогами, хорошие характеристики управляемости.

Рисунок протектора шин этой категории создает сцепление с дорожным покрытием:

  1. Рисунок камней имеет большую площадь контакта, обеспечивая хорошее сцепление на контактной поверхности, что гарантирует маневренность машин при движении вперед и назад. Он также защищает шину от порезов камнями с острыми краями.
  2. Направление протектора «елочки» зависит от оси и должно совпадать с направлением движения транспортного средства при установке на ведущие оси, в то время как на свободных осях направление рисунка протектора противоположно.
  3. Блочные модели предпочтительны для автомобилей, колеса которых соприкасаются с рыхлым, грязным или мягким грунтом. Когда почка соприкасается с землей, создается большая площадь контакта, обеспечивая автомобилю отличную плавучесть.
  4. Продольные ребра на протекторе обеспечивают отличную курсовую устойчивость.
  5. Гладкий рисунок протектора используется на дорожных катках и погрузчиках, которые используются в рудных шахтах.

Правильный уход и эксплуатация

Мойка шин

Несколько полезных советов о том, как сделать ваш автомобиль безопаснее, а шины — долговечнее:

  1. Новые шины должны пройти «обкатку», чтобы получить максимальное сцепление с дорогой. Период обкатки длится около 200-300 км, для периода спокойной езды. В этот период следует избегать резких поворотов, резкого торможения и резкого ускорения. Период обкатки особенно важен, если установлены шипованные зимние шины, так как шипы должны «сесть» на место и вероятность их вылета значительно ниже.
  2. Облегчение. Долговечность шин зависит от того, как они используются. Одна и та же шина может прослужить от 1 до 4 лет в разных условиях. На это влияет стиль вождения, мощность двигателя, качество дороги, скорость и т.д. При «жесткой» или быстрой езде шины, особенно зимние, изнашиваются гораздо быстрее. Они предназначены для того, чтобы сделать вождение в суровых зимних условиях максимально безопасным, и быстрее изнашиваются благодаря своей мягкой текстуре.
  3. Регулярно проводите визуальный осмотр колес. Вентиль всегда должен иметь колпачок для защиты ниппеля от грязи и пыли. Инородные тела, выступающие из шины, могут повредить уплотнение шины. Это особенно опасно при вождении автомобиля. Небольшие трещины на боковине шины являются признаком того, что изделие стареет и теряет свою эластичность. Волдыри на боковой стенке елочки) свидетельствует о необратимом повреждении внутренней структуры армирующих волокон).

  1. Проверьте на предмет износа. На сильно изношенных шинах ездите осторожно на мокрой дороге, так как уменьшение высоты водяных канавок протектора увеличивает вероятность аквапланирования, когда автомобиль попадает в лужу и плывет, теряя контакт с протектором, что приводит к потере управляемости автомобиля.
  2. Проверьте давление перед началом движения. Она должна соответствовать рекомендациям производителя. Чрезмерное давление делает автомобиль более жестким, увеличивает нагрузку на автомобиль и ухудшает управляемость. Слишком низкое давление в шинах приводит к неравномерному износу шин, заставляет автомобиль «плавать» на дороге и повышает риск проколов шин и повреждения обода.
  3. Шины следует хранить в месте, защищенном от солнечного света и погодных условий. Для сезонного хранения хорошо использовать специальные полиэтиленовые пакеты. Шины, упакованные в пакеты, стареют медленнее, так как меньше подвергаются воздействию элементов и вредного солнечного света, поэтому служат дольше.

Существует множество всемирно известных брендов и не очень известных производителей автомобильных шин, которые различаются по качеству, размеру, назначению, текстуре и цене. Также предлагаются специальные средства по уходу за шинами, например, средства для экстренного ремонта и подкачки шин для автомобилей, велосипедов и скутеров.

Знание размеров и кодов шин, а также надлежащий уход и обслуживание шин помогут предотвратить их преждевременный износ, обеспечивая долгий срок службы и безопасное вождение.

 

Adblock
detector