Черный дым из выхлопной трубы

Устройство авто

Если из выхлопной трубы появляется черный дым, скорее всего, какая-то деталь автомобиля вышла из строя. Цвет выхлопа при работающем двигателе помогает диагностировать серьезную неисправность.

Существуют различные причины неисправности. Двигатель внутреннего сгорания (ДВС) иногда реагирует на топливо, если используемая смесь плохого качества. Для того чтобы определить проблему и выбрать эффективное средство ее устранения, необходимо рассмотреть основные неисправности с учетом типа двигателя внутреннего сгорания. Не все нарушения можно устранить своими руками, некоторые трудности можно решить только на станции технического обслуживания.

черный дым из выхлопной трубы Изображение черного дыма из выхлопной трубы

В этой статье я подробно расскажу вам, что означает черный выхлоп, все существующие причины, последствия, как устранить и предотвратить поломку. Обещаю, будет интересно.

Что такое выхлоп

При нормальной работе двигателя внутреннего сгорания и его отдельных модулей выхлопной газ представляет собой бесцветный пар, состоящий из соединения азота в сочетании с углекислым газом. Такие выбросы не должны быть заметно окрашены, при более низких температурах окружающей среды (мороз) состав может стать густо-беловатым, в противном случае при работе двигателя из выхлопной трубы должен выходить невидимый поток.

Внимание! Сам по себе выхлоп — это процесс выброса из цилиндра двигателя внутреннего сгорания во время хода поршня.

Парогазовая смесь может выглядеть как серо-черный дым, если каталитический нейтрализатор, который удаляет и очищает продукты сгорания из выхлопной трубы, работает неправильно. Основной причиной густого черного дыма из выхлопной трубы является неполное сгорание топливной смеси в двигателе внутреннего сгорания, т.е. ее переобогащение.

черный дым из выхлопной трубы бензиновый инжектор причины

Оттенок дыма из глушителя может меняться из-за наличия несгоревших частиц бензина, обугленных сажей и выходящих вместе с выхлопными газами. Эти продукты засоряют всю систему и ухудшают работу двигателя автомобиля.

Черный дым может появляться постоянно, кратковременно, когда двигатель холодный или горячий. Чаще всего он проявляется сильнее при нажатии на педаль акселератора. Кроме того, двигатель плохо заводится утром или зимой, он также может быть «горячим» и потреблять много топлива.

Если оставить все на самотек, неисправность может разрушить систему подачи топлива, систему зажигания и даже сердце автомобиля — двигатель внутреннего сгорания.

Что означает выхлопная труба темного цвета? Давайте рассмотрим причины подробнее.

Причины черного дыма из выхлопной трубы

Любой тип двигателя внутреннего сгорания может производить черный дым и сажу, независимо от используемого топлива. Проблема возникает при использовании бензина, сжиженного нефтяного газа и дизельного топлива (DFO). Если из выхлопной трубы идет черный дым, нельзя исключить неисправность зажигания, но, скорее всего, речь идет о переобогащении топливно-воздушной смеси. Автомеханики не рекомендуют игнорировать этот сигнал от привода. Это может быть признаком высоких выбросов, большого расхода топлива и других нарушений в сгорании топливной смеси.

Если вы видите, что черный дым появляется и исчезает через некоторое время, это нормально. Это особенно актуально при очень низких температурах. Причина этого заключается в том, что форсунки подают в двигатель более обогащенную смесь, чтобы процедура запуска была как можно более качественной. Однако если это происходит летом, имеет смысл отвезти автомобиль на СТО для определения причины. Лучше провести техосмотр автомобиля, потому что если вы переборщите с бензином, двигатель может получить гидрозапуск, а это может стоить больших денег на ремонт.

Черный дым из выхлопной трубы в зимний период Небольшое количество черного дыма из выхлопной трубы при сильном морозе — это нормальное явление.

Независимо от типа двигателя внутреннего сгорания, причиной проблемы является поступление богатой топливной смеси в камеру сгорания. Опытные автовладельцы говорят, что эта неисправность больше характерна для дизельных двигателей.

При обнаружении неисправности технические специалисты рекомендуют проверить следующие модули: систему зажигания, электропитания и впрыска топлива. Рассматривая систему зажигания, можно выделить основные, наиболее распространенные неисправности — неисправные свечи зажигания или неисправная катушка. Если первый компонент не сможет произвести необходимую искру, топливо не сгорит полностью. Это приводит к загрязнению электродов.

Если свечи зажигания сильно загрязнены бензином, запуск двигателя внутреннего сгорания будет затруднен. В дизельных двигателях используются свечи накаливания, которые при неисправности выделяют больше дыма, поскольку топливо сгорает не полностью. При неисправной катушке в бензиновом двигателе возможно неполное сгорание топлива. Неисправность проявляется в виде ошибок синхронизации зажигания.

Неисправности топливной системы часто связаны с топливным насосом или форсунками. Если они частично неисправны, происходит перелив топлива. Создается обогащенная топливная смесь.

Внимание! Черный дым токсичен для человека, и каталитический нейтрализатор не в состоянии его устранить. Эту проблему следует немедленно устранить, так как она опасна не только для двигателя автомобиля, но и для его владельца.

Иногда черный дым из выхлопной трубы вызван недостаточным качеством бензина. Это проблема с любым видом топлива. Если в нем содержится много негорючих примесей, работа бензинового двигателя будет нарушена, что приведет к поломке.

Читайте так же   Датчик уровня масла

Еще одна хорошая статья: Синий дым из выхлопной трубы бензинового двигателя: причины, как устранить

Я расскажу обо всех причинах, по которым из выхлопной трубы выходит черный дым, а также о признаках неисправности.

Воздушный фильтр

Это специальный фильтр, который обеспечивает очистку поступающего воздуха от вредных примесей и предотвращает загрязнение двигателя посторонними элементами.

вызывает черный дым из выхлопной трубы бензинового двигателя Как выглядит загрязненный воздушный фильтр

Для полного сгорания бензина в двигателе внутреннего сгорания концентрация воздуха должна быть в 20 раз больше массы второго компонента. Воздух снаружи загрязнен. В нем содержатся частицы пыли, семена различных растений и химические элементы. При попадании в двигатель внутреннего сгорания может произойти абразивная реакция, повреждающая отдельные компоненты двигателя.

Если в двигатель внутреннего сгорания попадают инородные тела, возникает серьезная проблема — изменяется работа сердца автомобиля. Их появление указывает на то, что воздушный фильтр не функционирует должным образом. Это происходит при возникновении закупорки. Черные пары, выходящие из выхлопной трубы, станут синими или даже черными. В первую очередь проверьте состояние фильтра и либо очистите, либо замените его.

Предупреждение. Определить необходимость замены очень просто. Все, что вам нужно сделать, это обратить внимание на отдельные симптомы: повышенный расход топлива, расход моторного масла, снижение мощности привода, повышенная концентрация углекислого газа в выхлопных газах.

Рекомендуется заменять воздушный фильтр каждые 10-15 000 км.

Форсунки

В процессе эксплуатации автомобиля на детали оседают различные мелкие частицы и элементы крупных фракций, которые попадают туда вместе с топливом и постепенно накапливаются в виде смол и лаковых соединений. Это приводит к засорению элемента, изменению направления распыления и полному прекращению подачи топлива. Кажется, что из выхлопной трубы выходит черный дым. Не только на высоких оборотах двигателя, но даже на холостом ходу.

Грязные форсунки Фотография грязных форсунок

В жиклерах головки блока цилиндров смола препятствует закрытию отверстий, и игольчатый клапан больше не может быть герметичным.

Риск поломки со временем становится очевидным, поэтому его следует отремонтировать как можно скорее. В лучшем случае придется заменить свечи зажигания и прочистить инжектор. В запущенных ситуациях для ремонта двигателя внутреннего сгорания потребуется помощь автомобилиста.

Еще одна трудность, с которой сталкиваются водители, — утечка в самом инжекторе. Это происходит, когда компонент плохо распыляет топливо или подает его струей в камеру сгорания. Это приводит к образованию густых клубов черного дыма на холостом ходу, когда искра зажигания улавливает старое топливо. При низкой нагрузке и на холостом ходу владелец автомобиля может испытывать рывки.

Как можно устранить неисправность? Инжекторы и прилегающие детали необходимо очистить.

Турбокомпрессор

Отказ турбокомпрессора происходит в дизельных двигателях. В этом случае черный дым из выхлопной трубы появляется при запуске автомобиля и при ускорении. Неисправность хорошо видна при дневном свете, в воздушной массе присутствуют частицы сажи разных фракций, а сам дым из выхлопной трубы кажется тяжелым.

Сажа указывает на неполное сгорание топлива в камере сгорания. Расход дизельного топлива заметно увеличивается. При запуске холодного двигателя могут возникнуть помехи. Если двигателю дать прогреться, он вообще не запустится, но охлаждение двигателя будет работать нормально.

Грязный турбокомпрессор Грязный турбокомпрессор

Предупреждение. Если турбокомпрессор выходит из строя, работа заметно ухудшается, увеличивается количество выбросов отработавших газов и снижается мощность из-за явных отклонений в топливной смеси.

Черный дизельный выхлоп появляется, когда фильтр засорен и топливо с трудом попадает во впускной воздуховод. Необходимо отрегулировать зазоры клапанов и устранить неисправности в системе газораспределения.

Поломка ТНВД

Топливный насос высокого давления является одним из дорогостоящих компонентов дизельного двигателя. Если он выходит из строя, поведение автомобиля меняется, а из выхлопной трубы могут образовываться густые клубы черного и серого дыма.

Снятие насоса впрыска топлива Как выглядит топливный насос высокого давления

Если этот модуль не работает должным образом, подача топлива к форсункам двигателя происходит неравномерно. Проблемы с ТНВД и всей топливной системой можно диагностировать при наличии следующих симптомов

  • активный расход топлива;
  • ненормальная работа двигателя внутреннего сгорания на низких оборотах;
  • Трудности с запуском двигателя;
  • Перегрев двигателя и утечка топлива;
  • Снижение мощности и производительности дизельного двигателя;
  • Повышенное запотевание из выхлопной трубы;
  • Ненормальный шум во время работы.

Диагностика и ремонт этого модуля затруднены. Удаление ТНВД — трудоемкая и сложная задача, с которой может справиться автовладелец с хорошими навыками ремонта. Если вы не выполните процедуру, модуль может быть сломан, поэтому лучше доверить его механику.

Читайте так же   Что такое гидрокомпенсаторы

Зазоры в свечах зажигания

Такая неисправность возникает при неправильной установке свечей зажигания (пробой свечей). Черный дым из выхлопной трубы может появиться, если зазор между свечами зажигания большой и в свечах зажигания есть нагар. Если свечи зажигания не функционируют должным образом, катушка зажигания не сможет обеспечить оптимальное искрообразование на электродах. Иногда может произойти потеря искры.

Еще одна хорошая статья: Моторное масло 5w30 vs. 5w40: в чем разница, какое лучше, какое гуще, какое мягче, сравнение

Зазор в свечах зажигания Как проверить зазор в свечах зажигания

В результате компоненты зажигания могут очень быстро выходить из строя, ухудшая работу ДВС. Зазор между электродами на свечах зажигания должен составлять от 0,9 до 1,1 мм.

Засорение выхлопной системы

Если выхлопная система засоряется, двигатель подвергается экстремальным нагрузкам. Это, в свою очередь, приводит к увеличению потребления нефти и бензина.

Засорение чаще всего вызвано тем, что фильтрующая сетка изнашивается и просто сминается. При этом двигатель может издавать различные звуки, а лампочка на приборной панели будет гореть постоянно, указывая на перегрев двигателя (даже во время короткой поездки).

Грязная выхлопная система Как выглядит сильно загрязненная выхлопная система

Если вы заметили густой, черный дым с запахом горелого металла, немедленно доставьте автомобиль на СТО для диагностики.

Неправильно отрегулированы зазоры клапанов двигателя

Неправильно отрегулированные клапаны приведут к снижению эффективности работы двигателя и повышенному износу. Если зазоры в клапанах слишком малы, клапаны загорятся, и из выхлопной трубы начнет выходить дым темного цвета. В этом случае необходима срочная диагностика двигателя, иначе детали двигателя быстро выйдут из строя.

Зазор клапана Как проверить зазор клапана

Иные причины

Черный дым в системе зажигания часто указывает на переобогащенную топливную смесь. В цилиндры двигателя поступает большое количество горючих веществ, которые не успевают полностью сгореть. Когда он образуется, выхлопные газы окрашиваются в черный цвет. Это опасно не только для двигателя, но и для людей. Каталитический нейтрализатор не в состоянии обеспечить сгорание избыточного количества горючего материала в воздушной массе. Плохое качество топлива — повод проклинать автозаправочные станции.

Причиной проблемы является серьезная неисправность в системе подачи топлива. Он встречается в различных типах двигателей и является общим для бензиновых и дизельных двигателей. Система зажигания — еще один модуль, отказ которого необходимо исключить. В этом случае топливо не воспламеняется и, остывая, достигает глушителя в виде черных дымовых газов. Эта проблемная ситуация характеризует двигатель в движении, неустойчивый на холостом ходу и в переходных режимах.

Причины чёрного дыма в зависимости от типа двигателя

Сам по себе черный дым из выхлопной трубы не опасен для двигателя, но если он постоянно появляется, его не следует игнорировать. Со временем, если произойдет засорение или отказ какого-либо модуля, это может повлиять на работу двигателя. Будьте внимательны к моменту появления черного дыма. Его появление на холостом ходу, при холодном пуске и после холодного пуска имеет разные причины.

Обратитесь к таблице, в которой наглядно показаны причины появления черного дыма в зависимости от режима работы двигателя. Если таблица видна не полностью, переместите ее вправо.

Поведение двигателя во время работы Причины
Во время холодного пуска
  • Износ крышек скребков;
  • Части поршня частично погружены в воду;
  • Неисправность датчика двигателя;
  • Использование топлива недостаточного качества;
  • Засоренный масляный фильтр;
  • Избыточная топливная смесь;
  • Неисправность свечей накаливания (для дизельных двигателей).
На высоких оборотах двигателя при превышении частоты вращения двигателя
  • Засоренный воздушный фильтр;
  • Неисправность в системе зажигания;
  • Неисправен лямбда-датчик;
  • Неисправна система зажигания или бензонасос.
На холостом ходу
  • Уровень топлива в поплавковой камере поднимается выше рекомендуемого уровня;
  • Воздушный фильтр засорен.

Предупреждение. Синий или бордовый дым указывает на наличие моторного масла в камере сгорания.

Карбюратор

В случае с карбюраторным двигателем дело обстоит довольно просто. Если дым из выхлопной трубы имеет темный цвет и присутствует намек на синий дым, возможно, вам стоит пересмотреть работу самого модуля — он может быть неисправен. Часто это вызвано переполнением поплавковой камеры, возникающим по двум причинам:

  1. Неисправный игольчатый клапан. Игольчатый клапан может быть заблокирован или может вытекать слишком много топлива.
  2. Засорение или засорение форсунок — маленькие, тонко настроенные форсунки.
  3. Свечи зажигания.
  4. Неправильная установка момента зажигания.
  5. Изношенные поршневые кольца и клапаны.

Очистка карбюратора Метод очистки карбюратора

Первое действие — разобрать и почистить карбюратор. Если это не поможет, то придется купить ремкомплект (саму «иглу» и жиклеры), и восстановить уровень бензина в камерах.

Инжектор

Инжектор, по сравнению с карбюратором, — это совершенно другое устройство, которое работает более просто. Топливно-воздушная смесь подается электроникой (поддерживается соотношение топлива и воздуха 1 к 14,7), а впрыск в цилиндры обеспечивается устройством, называемым инжектором. Поэтому основные причины неисправностей будут совершенно разными:

  1. Часто неисправность кроется в самом инжекторе — он засоряется и не может подавать нужное количество топлива. Вследствие повышения давления будет наблюдаться сильное опережение впрыска, при этом впрыск будет чрезмерным. Двигатель может скакать с низких оборотов на высокие и работать нестабильно.
    Ремонт форсунок Система впрыска
  2. Автоматизированная работа системы должна контролироваться датчиками. Если они выходят из строя, автомобиль может вообще не завестись или впрыснуть слишком много топлива, которое не успеет сгореть. В результате образуется облако темного дыма.
  3. Топливный насос. Во многих инжекторных двигателях он расположен внутри бака. Если он не работает, то под высоким давлением может подаваться чрезмерное количество топлива, провоцируя переполнение камер впрыска.
  4. Воздушный фильтр загрязнен. Его необходимо заменить.
  5. Грязная дроссельная заслонка. Вы можете очистить его самостоятельно с помощью популярного средства Carb Cleaner.
  6. Неисправность системы зажигания.
  7. Засорение игольчатого клапана инжектора. Это происходит, когда автомобиль заправляется некачественным топливом.
Читайте так же   Как устроены задний и передний мосты ГАЗ 66

Еще одна хорошая статья: В чем разница между АИ-92 и АИ-95? Что лучше, в чем разница, как их различать?

Если проблема заключается в неисправности инжектора, его следует снять и очистить. Эту процедуру рекомендуется выполнять раз в 60 000-70 000 км. При соблюдении этого требования проблема появления черного дыма не будет беспокоить владельца.

Дизельный двигатель

Именно при езде на дизеле автовладельцы часто сталкиваются с густыми клубами черного дыма из выхлопной трубы. Это связано с тем, что система зажигания работает по-другому. Сам ДТ, даже когда вся система работает нормально, является самым «грязным», а черно-синий дым считается нормой, особенно при зажигании.

Основные причины появления черного дыма:

  1. Выход из строя сажевого фильтра, необходимо его заменить, интенсивность дыма будет низкой.
    Фильтр грязных частиц Грязь на сажевом фильтре
  2. Отказ насоса высокого давления, чрезмерное переполнение, компонент подлежит замене.
  3. Неправильный момент зажигания — необходима регулировка.

Предупреждение. Вспомните, как работают старые автобусы или большие КАМАЗы. Они славятся самым «насыщенным» выхлопом — и никто его не боится. В настоящее время справиться с поломкой помогают специальные сажевые фильтры дизельных двигателей, которые очищают воздушную смесь и предотвращают попадание в нее токсичных соединений.

Последствия и виды неисправностей

Несгоревшие частицы топлива могут выделять токсичные пары. В случае инжекторного типа каталитический нейтрализатор быстро выходит из строя, и его замена, скорее всего, будет стоить довольно дорого. В противном случае переполнение может привести к гидроударам, так как топливо будет подаваться в жидком виде. И эта неудача обойдется еще дороже.

Для владельцев дизельных аналогов прогноз еще хуже — вероятны трещины в блоке двигателя. Такой отказ происходит в результате избыточного давления, топливо в баке воспламеняется от самого сжатия, которое происходит под огромным давлением.

Игнорирование черного дыма, выходящего из выхлопной трубы, и закрывание глаз на такую проблему не является решением. Владелец автомобиля в результате собственной небрежности может столкнуться с серьезными неисправностями, устранение которых ему не по карману.

Что делать и как устранить чёрный дым из выхлопной трубы

Многие автовладельцы, желая сэкономить, пытаются выполнить устранение неисправностей своими руками. Это оправдано только в том случае, если человек знаком с принципом устройства основных модулей автомобиля и имеет определенные навыки в корректировке их работоспособности. Если игнорировать этот принцип, «мастер» может усугубить ситуацию.

Чтобы поддерживать автомобиль в рабочем состоянии, важно следовать основным принципам обслуживания автомобиля, а не пытаться устранить возникающие неисправности собственноручно:

  1. Если есть сомнения в качестве топлива на конкретной АЗС, смените ее.
  2. Регулярно меняйте топливный фильтр, особенно если есть сомнения в качестве используемого топлива.
  3. Используйте бензин с моющими присадками в течение некоторого времени для очистки форсунок, электроники.
  4. Своевременно меняйте воздушный фильтр. Этот клапан предотвратит попадание грязных частиц в выхлопную трубу.
  5. Проверьте и убедитесь в состоянии и работе инжекторов и карбюратора.
  6. Сравните имеющееся давление в цилиндрах двигателя с указанным номинальным давлением.
  7. В дизельных автомобилях следует регулярно проверять состояние сажевого фильтра.

И снова водителю следует посетить мастерскую для диагностики и устранения неисправности автомобиля.

Если из выхлопной трубы регулярно выходит густой черный дым, ситуация указывает на неисправность. Проблемы различаются в зависимости от типа двигателя. Обратите пристальное внимание на цвет выхлопа после запуска двигателя, это самый важный показатель.

Иногда появление черного дыма является специфической реакцией двигателя на использование некачественного топлива. Для того чтобы разобраться в причинах и эффективно устранить проблему, необходимо тщательно изучить структуру отдельных модулей. Самостоятельный ремонт не всегда оправдан. Неопытный автовладелец может повредить детали и свой кошелек.

Если сломалась недорогая деталь автомобиля, лучше посетить проверенную станцию технического обслуживания. Поэтому водите свой автомобиль правильно, следите за состоянием деталей, своевременно заменяйте их, и у вас не будет проблем с черным выхлопом.

Adblock
detector