Основная задача любой трансмиссии — обеспечить необходимый диапазон крутящего момента для различных условий движения. Одним из типов автоматической коробки передач с функцией ручного переключения является Tiptronic. В этой статье мы обсудим, что такое Tiptronic, чем он отличается от обычной автоматической коробки передач и определим его основные преимущества и недостатки. Мы не будем опускать конструкцию и принцип работы Tiptronic.
Типтроник и ее основная функция
Селектор Tiptronic
Термин «Tiptronic» имеет двойное значение. С одной стороны, это название бренда, зарегистрированного в 1989 году и принадлежащего производителю спортивных автомобилей Porsche. С другой стороны, это автоматическая коробка передач, которая сочетает в себе функции автоматической коробки передач и ручного управления.
Система Tiptronic изначально была разработана для автоспорта, чтобы обеспечить быстрое переключение передач благодаря максимально короткому ходу рычага селектора.
Это заблуждение, что термин «Tiptronic» относится к отдельной конструкции автоматической коробки передач, включающей функцию ручного переключения. Tiptronic — это всего лишь функция автомата, предназначенная для управления динамикой автомобиля в различных режимах работы двигателя. Это недоступно для классической автоматической коробки передач.
Трансмиссия Tiptronic широко используется в автомобильной промышленности с начала 21 века.
Первый Tiptronic в поперечном сечении
Сегодня этот термин стал обиходным благодаря использованию автоматических трансмиссий с tiptronic в автомобилях многих производителей. В настоящее время под этим термином можно понимать любую коробку передач с имитацией ручного овердрайва. С другой стороны, не каждая автоматическая трансмиссия с ручным переключением передач копирует разработки Porsche и попадает под условия торговой марки Tiptronic.
В настоящее время автоматические коробки передач с функцией Tiptronic используются в следующих автомобилях:
1. Volkswagen Group:
- Audi;
- VW;
- Skoda;
- Сиденье;
- Porsche.
2 BMW — здесь функция имеет немного другое название: Steptronic.
Такая же функция ручного переключения используется в роботизированных коробках передач DSG и S-Tronic и вариаторе Multitronic.
Схема автоматической коробки передач Tiptronic компании ZF
Устройство и принцип работы Типтроник
Конструкция Tiptronic практически идентична обычной автоматической коробке передач. Разница заключается в том, что движение в Tiptronic идентично движению в обычном автомате. Единственное отличие заключается в том, что Tiptronic позволяет водителю быстро переключиться в ручной режим.
Система Tiptronic управляется переключателями в селекторе коробки передач и переключателями (при наличии) на рулевом колесе.
Селектор передач может быть оснащен от одного до трех переключателей: один — для включения, второй и третий — для переключения вниз и третий — для переключения вверх. Сигналы от переключателей передаются на электронный контроллер коробки передач, который выполняет алгоритм программы и позволяет переключать передачи.
Особенность алгоритма переключения передач Tiptronic заключается в следующем: при повышении передачи селектор принимает неблокируемое положение переднего хода, а при понижении передачи селектор переходит в неблокируемое положение заднего хода. Это отличается от более традиционной схемы переключения, при которой селектор нажимается назад для увеличения скорости и вперед для уменьшения скорости.
Tiptronic работает в двух режимах: полном автоматическом и ручном. В ручном режиме водитель не просто ограничивает автоматическую коробку передач определенным диапазоном передач (например, не выше третьей передачи), а сам решает, какую именно передачу следует включить.
Автоматический режим имеет те же позиции — D, N, R, P — но сбоку есть специальная выемка для ручного режима. Когда селектор перемещается в это гнездо при переключении передач, работа коробки передач управляется вручную. Коробку передач можно отрегулировать, переведя рычаг в положение «+» или «-«.
Tiptronic включается перемещением селектора коробки передач назад в положение D. На некоторых моделях автомобилей переключение передач осуществляется с помощью подрулевых лепестков. Выбор передачи отображается на приборной панели.
При нажатии на подрулевые лепестки трансмиссия переключается в ручной режим без перемещения рычага селектора. Если водитель не управляет подрулевыми лепестками, органы управления автоматически возвращают трансмиссию в автоматический режим.
Плюсы и минусы АКПП Типтроник
По сути, Tiptronic — это автоматическая коробка передач с функцией ручного переключения на повышенную передачу. Однако это не обычная автоматическая коробка передач, а принципиально новая трансмиссия, которая, в отличие от автоматической, может, например, тормозить двигателем.
Tiptronic эффективен в любых условиях. Он может, например, быстро переключиться на более низкую передачу и тем самым повысить динамику автомобиля. Это то, что не может позволить себе автоматическая коробка передач. Кроме того, в неблагоприятных дорожных условиях вы можете предварительно выбрать более низкую передачу и тем самым чувствовать себя увереннее на дороге.
Современный Tiptronic в поперечном сечении
Режим Tiptronic автоматической коробки передач предлагает водителю больше возможностей при управлении автомобилем.
В Tiptronic ручной режим безопасен: электронная система блокирует все неприемлемые режимы движения. В то же время компьютер автоматически понижает передачи при торможении, чтобы автомобиль мог двигаться на первой передаче.
Какие еще положительные моменты можно найти в Tiptronic?
- Экономия топлива.
- Улучшенная динамика автомобиля.
А что насчет недостатков? Их немного, но они есть!
- Сложность конструкции.
- Система Tiptronic увеличивает стоимость автоматической коробки передач.