Антифриз — это международное название охлаждающих жидкостей для автомобилей. Слово Antifreeze в переводе с английского означает «антифриз».
- Что такое антифриз, какой у него состав и для чего он нужен?
- Назначение антифриза намного шире, чем кажется на первый взгляд.
- Классификация по составу антифриза
- Спецификация Volkswagen
- В этой классификации уже насчитывается 5 категорий допусков антифризов:
- 1. Классификация Антифриз — G-11.
- 2. Классификация Антифриз — G-12.
- 3. Классификация Антифриз — G-12+.
- 4. Классификация Антифриз — G-12++.
- 5. Классификация Антифриз — G-13.
- Можно ли смешивать антифризы?
- Что лучше: тосол или антифриз?
- Какой лучше заливать: красный, зеленый или синий?
Что такое антифриз, какой у него состав и для чего он нужен?
Первая и основная функция антифриза — это работа в качестве охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя. Проходя через рубашку охлаждения, антифриз поглощает часть тепла, выделяемого двигателем во время работы. Затем он поступает в радиатор и там охлаждается под противотоком или при дополнительном обдуве вентилятором. И вернемся к двигателю. Такая система с замкнутым циклом может работать довольно долго при условии отсутствия повреждений и правильной балансировки.
Изображение веб-сайта — https://vaznetaz.ru/antifriz
Все антифризы имеют гликолевую основу: этиленгликоль или пропиленгликоль плюс пакет присадок.
Этиленгликоль — это двухатомный спирт. Чистый этиленгликоль представляет собой маслянистую жидкость со сладким вкусом, с температурой кипения около +200 °C и температурой замерзания -12,3 °C. Этиленгликоль является сильнодействующим ядом. Смертельная доза для человека составляет всего 200-300 граммов (кстати, она нейтрализуется этиловым спиртом).
Состав концентрата антифриза примерно следующий:
- 90% — этиленгликоль;
- 5-7% — добавки;
- 3-5% — вода.
Обратите внимание, что концентраты антифриза состоят из этиленгликоля и 3-5% дистиллированной воды. Это примерно 95 процентов, все антифризы одинаковы. Все дело в присадках: эти 5-7 процентов определяют, будет ли ваш двигатель работать безупречно или вы станете любимцем мастерской.
Назначение антифриза намного шире, чем кажется на первый взгляд.
- Служит в качестве охлаждающей жидкости, поддерживая рабочую температуру двигателя (не выше и не ниже, чем предусмотрено конструкторами).
- Предотвращение коррозии металлических частей системы.
- Не кипятите при температуре 100 градусов Цельсия, чтобы предотвратить перегрев двигателя в жаркую погоду.
- Замораживайте при низких температурах для сохранения ликвидности при низких температурах.
- Не повредите систему охлаждения при охлаждении до температуры кристаллизации (замерзания).
- Ну и по мелочам — не допускайте накипи в системе охлаждения, смазывайте помпу, не разъедайте резиновые уплотнители.
Классификация по составу антифриза
- Традиционный.
Это первый агент, в который были добавлены добавки на неорганической основе. Это всем известный Тосол, который может содержать фосфаты, нитраты, амины, силикаты (кремниевые добавки) и т.д. Эти элементы в первую очередь предназначены для защиты металла от коррозии. Однако защита была не самой лучшей — присадки образовывали сплошную пленку на компонентах системы охлаждения. Видно, что это не повлияло на эффективность теплопередачи. В Европе традиционные антифризы были сняты с производства в 1990-х годах.
- Гибрид.
Это все то же самое, что и традиционное, но с включением органических добавок — карбоксилатов. Это «гибридное решение» позволило немного улучшить антифриз, продлить срок его службы и уменьшить воздействие на систему охлаждения.
- Карбоксилат.
Как следует из названия, они содержат только экологически чистые добавки. Химикам удалось добиться интересного эффекта: присадки образуют защитный слой только на очагах коррозии. Таким образом, процесс окисления, который уже начался, изолируется от жидкости, чтобы он не продолжался. Там, где на металле нет ржавчины, не будет и отложений. Использование карбоксилатного антифриза значительно повышает эффективность охлаждения, особенно если он был использован изначально и своевременно заменен на свежий.
- Лобрид.
В них часть этиленгликоля заменяется на пропиленгликоль — менее агрессивный и ядовитый, но более дорогой ингредиент. Кроме того, к основной массе органических добавок добавляется около 10% силикатных добавок. Такая комбинация заметно улучшает качество охлаждения двигателя, но стоит значительно дороже, чем карбоксильный антифриз.
Спецификация Volkswagen
изображение с сайта https://vaznetaz.ru/antifriz
Volkswagen еще в те времена разработал собственную систему спецификации охлаждающей жидкости и начал использовать ее для назначения антифриза для своих автомобилей. Эта система оказалась настолько успешной, что была принята другими производителями автомобилей и в настоящее время широко используется во всем мире. Точкой отсчета является совместимость материала радиатора (и других компонентов) системы охлаждения с компонентами антифриза.
В этой классификации уже насчитывается 5 категорий допусков антифризов:
1. Классификация Антифриз — G-11.
Первый и самый простой антифриз, совместимый с алюминием и медью. Он используется на автомобилях до 1996 года выпуска, все еще оснащенных медными радиаторами для охлаждения и отопления. Он содержит этиленгликоль в качестве активного ингредиента и вспомогательные вещества.
В качестве антикоррозионных присадок в таких антифризах используются неорганические вещества и различные их комбинации:
- Силикаты;
- Фосфаты;
- Бораты;
- Нитриты;
- Амины;
- Нитраты.
Силикатные присадки, содержащиеся в антифризе G-11, покрывают всю внутреннюю поверхность системы охлаждения защитным слоем, подобно накипи на стенках чайника. Этот слой защищает систему от повреждений. И это хорошо.
фото с сайта https://unit-car.com/termini-i-sokrasheniya/188-antifriz.html
Но это значительно снижает процесс отвода тепла. И это не очень хорошо. Кроме того, этот слой со временем начинает разрушаться и крошиться под воздействием перепадов температуры и вибраций. Это тоже плохо. По этой причине необходимо помнить о замене такого антифриза не реже одного раза в два года. Но это еще не все. Отвалившиеся кусочки защитного слоя подхватываются потоком охлаждающей жидкости и начинают работать как абразив, разрушая все на своем пути.
2. Классификация Антифриз — G-12.
Этот код применяется к охлаждающим жидкостям на основе этиленгликоля с органическими добавками, т.е. к карбоксилатным охлаждающим жидкостям. Они также подходят для алюминия и меди, т.е. их можно использовать как в старых, так и в более новых автомобилях (1996-2001). Отсутствие силикатов предотвращает образование твердых отложений, а сбалансированный состав присадок продлевает срок службы до 5 лет (или 250 000 км). Они имеют достаточно высокую температуру кипения, поэтому подходят для мощных современных двигателей. Следует отметить, что антифриз G-12 ни в коем случае нельзя смешивать с G-11. Такой «коктейль» чреват химической реакцией между различными присадками.
фото с сайта https://unit-car.com/termini-i-sokrasheniya/188-antifriz.html
Антифриз G-12 — это следующий шаг в развитии охлаждающих жидкостей. Производители поставили перед собой задачу устранить недостатки силикатной технологии путем освоения технологии органических кислот.
В антифризе G-12 в качестве ингибиторов коррозии используются карбоновые кислоты. Отсюда второе название этих антифризов — карбоксилатные. Их отличительной особенностью является то, что карбоксилатные присадки не образуют защитный слой на всей поверхности системы охлаждения, а начинают действовать только в очагах коррозии, причем толщина защитного слоя не превышает одного микрона.
Все недостатки силикатной технологии были превращены в преимущества:
- Очень высокая теплоотдача.
- В системе охлаждения ничего не крошится и не портится, никакого истирания.
- Срок службы антифриза увеличивается до трех-пяти лет. Кроме того, пять лет, если вы промыли и просушили систему и долили заводской антифриз, и три года, если что-то из этого списка было подделано и концентрат был разбавлен самостоятельно.
Но у антифриза G-12 есть и недостатки — карбоксилатные присадки начинают действовать только после того, как коррозионные процессы уже начались и ничего нельзя сделать для их предотвращения.
3. Классификация Антифриз — G-12+.
Антифриз нового поколения с улучшенными свойствами. Как и предыдущий класс, он основан на этиленгликоле и органических добавках, без добавления силикатов. Более стабильный состав приводит к более длительному сроку службы без потери качества (до 8 лет по данным производителя, но лучше заменить через 5 лет — для душевного спокойствия). Он используется в автомобилях, выпущенных после 2001 года, включая мощные двигатели, требующие высокой теплоотдачи. Противопоказан для латунных радиаторов.
4. Классификация Антифриз — G-12++.
Охлаждающая жидкость на основе пропиленгликоля — новое поколение продуктов для современных автомобилей. Он используется для алюминиевых радиаторов (не медных или латунных!) и содержит органические добавки и карбоновые кислоты. Компоненты присадки не оседают на внутренних стенках радиатора, а предотвращают коррозию. Это позволяет повысить качество теплопередачи и увеличить срок службы радиатора.
5. Классификация Антифриз — G-13.
Новейшие продукты, содержащие пропиленгликоль, органические и минеральные добавки. Они рекомендованы для использования в автомобилях после 2010 года с деталями системы охлаждения из алюминия и легких сплавов, и многие автовладельцы так и поступают, покупая лучшую автохимию для своих новых автомобилей. И заменять его нужно реже, чем другие — G-13 может служить до семи лет без потери эксплуатационных характеристик (присадки не выпадают в осадок) и до 10 лет, если заливать его с конвейера. Кроме того, этот антифриз обладает отличными смазывающими свойствами. Тот, кто знает, сколько стоит замена насоса в современных автомобилях, оценит этот бонус. Однако, пожалуйста, обратите внимание, что он не подходит для латуни, меди и свинца.
Можно ли смешивать антифризы?
Если необходимо долить охлаждающую жидкость в систему охлаждения, в которой уже есть охлаждающая жидкость, необходимо принять во внимание следующее:
- G-11 категорически нельзя смешивать с G-12.
- Их добавки противоположны по принципу действия и могут вызвать неприятные последствия.
- Вместо этого он вполне «дружит» с G12++.
- И, конечно, вы можете смешивать антифризы с одинаковой спецификацией, но разных цветов (например, синий и зеленый G-11);
- То же самое можно сказать и о последней модели G-13.
- Он может иметь желтый или фиолетовый цвет, и в рамках одной спецификации их можно смешивать без проблем, при этом допустимы также G-12, G-12+ и G-12++.
- Но лучше не смешивать с G-11;
- Ну, G-12, G-12+ и G-12++ могут быть смешаны вместе без каких-либо последствий. Помните, что если вы добавите антифриз более низкого класса в антифриз более высокого класса, весь антифриз понизит свой класс, поэтому мы не рекомендуем этого делать.
фото с сайта https://vaznetaz.ru/antifriz
Что лучше: тосол или антифриз?
По сути, антифриз — это любая охлаждающая жидкость, будь то для автомобилей или другого оборудования. Поэтому вода, заливаемая в систему охлаждения, по своему назначению также является «антифризом». Однако бывает так, что все охлаждающие жидкости для автомобилей называют антифризом.
И среди них можно найти канистры с этикеткой TOSOL, которая обозначает только марку антифриза.
По своему составу он представляет собой смесь этиленгликоля, воды и минеральных добавок.
Согласно классификации, это минеральный (обычный) антифриз первого поколения.
Согласно спецификациям VW, он относится к группе G-11. И используется точно так же, как и все остальные минеральные антифризы класса G-11: для автомобилей до 1996 года выпуска, с латунными или медными радиаторами охлаждения и отопления, с чугунной «рубашкой» двигателя.
Что произойдет, если залить в старый автомобиль охлаждающую жидкость более высокого класса?
Скорее всего, ничего. Но если, например, в автомобиле установлен латунный «радиатор», то антифриз хорошего качества G-12+ или G-12++ моментально разъест его. Он просто не подходит для этого металла.
Какой лучше заливать: красный, зеленый или синий?
Во-первых, антифризы изначально бесцветны. И они окрашены только для того, чтобы отличить их от других жидкостей.
Во-вторых, не существует четко определенных цветовых стандартов.
Поэтому нельзя с уверенностью сказать, что тот или иной антифриз относится к определенной технологии. Любой производитель может окрасить любой свой антифриз в любой цвет.
Можно говорить только об общепринятой практике самых серьезных производителей. Он заключается в следующем:
- Антифриз G-11 имеет голубой, или зеленый, или сине-зеленый цвет.
- Все антифризы G-12 (как плюсовые, так и минусовые) имеют красный цвет со всеми оттенками от оранжевого до сиреневого.
- Антифриз G-13 имеет фиолетовый или розовый цвет, но теоретически может быть любого цвета.
Когда речь заходит о том, какой антифриз лучше использовать — красный, зеленый или синий, мы можем дать вам несколько простых советов:
- Если радиатор вашего автомобиля сделан из меди или латуни, лучше использовать красный антифриз (карбоксилатный);
- Если радиатор изготовлен из алюминия и его сплавов — используйте зеленый или синий (силикатный) антифриз.
Красный антифриз не лучше и не хуже зеленого, просто эти охлаждающие жидкости следует использовать в зависимости от материалов компонентов системы охлаждения автомобиля. G-12++ и G-13, с другой стороны, подходят для всех автомобилей.