При выборе автомобилей с автоматическими коробками передач важно понимать характеристики каждой из них.
- Классическая автоматическая коробка передач
- Роботизированная КПП
- Вариатор
- Что собой представляет роботизированная коробка передач?
- Устройство роботизированной КПП
- КПП
- Актуаторы или сервоприводы
- Управляющий модуль
- Особенности роботизированной КПП
- Как научится ездить на роботизированной коробке передач? Основные особенности управления
- Прогрев роботизированной коробки переключения передач и особенности эксплуатации
- Правила правильного старта на коробке робот
- Эксплуатация роботизированной коробки передач в городских условиях
- Другие элементы
- Как выполнить остановку?
- Как устроена коробка АТ
- Устройство коробки
- Принцип действия
- Достоинства и недостатки
- Особенности РКПП
- Полезные советы
- Самые удачные роботизированные коробки
- DSG
- Multimode
- Easytronic
- Какую коробку выбрать
- В автомобиле коробка робот и автомат: в чем разница, что надежнее, лучше, дешевле?
- Режимы работы
- Краткий итог
Классическая автоматическая коробка передач
Такая автоматическая коробка передач запускается вместе с двигателем и приводится в действие масляным насосом, который создает необходимое давление в полости автоматической коробки передач. Как только масло оказывается внутри механизма, гидравлический трансформатор раскручивается до скорости вращения коленчатого вала.
При нажатии на педаль акселератора и перемещении ручки масло направляется к турбине и обеспечивает ее вращение, после чего смазка возвращается к насосному колесу и ускоряет его. Чтобы избежать перегрева, масло проходит через радиатор автоматической коробки передач и охлаждается. Основную функцию выполняет блок управления, который определяет скорость автомобиля и нагрузку на двигатель на основе данных датчиков.
Эта информация обрабатывается и передается в гидравлический блок для переключения передач. На некоторых автоматических коробках передач имеется ручной режим (tiptronic, autotronic), позволяющий подавать команды ручного переключения.
Роботизированная КПП
Роботизированная коробка передач имеет много общего с механической коробкой передач, за исключением того, что функцию управления берет на себя электроника в автомобиле. Ключевым элементом является сцепление или два сцепления, которые позволяют быстро переключать передачи без потери мощности двигателя.
Как и в механической коробке передач, переключение передач осуществляется синхронизатором.
Разница заключается в том, что функцию управления выполняет гидравлический привод. Сцепление, кстати, также работает по гидравлическому принципу. Конструктивно коробка передач робота представляет собой пару шестеренок с четными/нечетными соотношениями, которые действуют по командам мехатроники.
Вариатор
В последние годы многие производители автомобилей заменили автоматическую коробку передач на более сложный вариатор. Он работает за счет изменения диаметра приводного вала / карданного вала с помощью соединительного ремня или цепи.
Эти компоненты имеют форму конуса, и для корректировки скорости они перемещаются, что увеличивает/уменьшает диаметр и тем самым изменяет скорость. Функцию смазки и отвода тепла берет на себя масло в автоматической коробке передач, но его состав несколько отличается.
Что собой представляет роботизированная коробка передач?
Роботизированная коробка передач в автомобиле означает нечто среднее между механической и автоматической коробкой передач. По сути, роботизированная коробка передач — это «механическая» коробка передач с автоматическим сцеплением и возможностью переключения передач. Работа этого типа зависит не от водителя, а от электронного блока управления. Во время движения водителю необходимо лишь правильно передавать поступающие данные, чтобы обеспечить правильную работу коробки передач.
Прежде чем покупать автомобиль с таким устройством, стоит ознакомиться с основными функциями и работой устройства.
Устройство роботизированной КПП
Диаграмма компонентов автоматической коробки передач
Чтобы понять, что это такое, необходимо разобраться в конструкции устройства. Его дополнительные компоненты называются актуаторами и используются для выжимания сцепления, переключения и выбора передаточного числа.
Роботизированная коробка передач оснащена собственной системой управления в виде блока управления и нескольких контроллеров. Эти датчики предназначены для связи с устройством. Роботизированная коробка передач принципиально отличается от обычных автоматических коробок передач и вариаторов.
Роботизированные коробки передач, как и механические коробки передач, оснащены сцеплением. Трансмиссионные масла ATF не используются в агрегатах данного типа.
В зависимости от производителя автомобиля, коробка передач Robo может быть оснащена одним или двумя сцеплениями:
- если имеется одно сцепление, то это устройство с одним сцеплением;
- если два, то это передача с предварительным отбором.
Основные компоненты роботизированной трансмиссии:
- Сама коробка передач.
- Приводы или сервоприводы. Они используются для выжимания сцепления и включения передач.
- Модуль управления, который представляет собой микропроцессорный блок. Он используется для обработки и передачи команд.
- Внешние контроллеры. В зависимости от производителя автомобиля количество используемых датчиков варьируется.
КПП
Чтобы узнать больше о конструкции роботизированного устройства, рекомендуем разобраться в шестиступенчатой коробке передач, оснащенной двумя сцеплениями. По конструкции она напоминает механическую коробку передач, но с двумя ведущими колесами. Один из них устанавливается внутри другого. Внешний шкив имеет внутреннюю полость, в которой установлен внутренний компонент. Внешний шкив удерживает вторую, четвертую и шестую ведущие шестерни, а внутренний шкив — первую, третью, пятую и шестерни заднего хода.
Каждый вал в роботизированной коробке передач имеет отдельную муфту.
Актуаторы или сервоприводы
Приводы могут быть электрическими или гидравлическими. Электрический тип состоит из электродвигателя с редуктором, гидравлический тип рассматривается как гидроцилиндр. Гидравлический привод соединен с синхронизатором. Основная функция приводов заключается в механическом перемещении элементов синхронизатора и включении и выключении сцепления.
Управляющий модуль
Модуль управления представляет собой микропроцессорный блок, к которому крепятся внешние контроллеры. Эти датчики участвуют в электронной системе управления двигателем машины. Датчик коробки передач взаимодействует с контроллерами привода и других систем, например, ABS. Модуль управления может быть связан с бензиновым агрегатом, но коробка передач будет работать по собственному алгоритму.
Канал Carvizor подробно описывает конструкцию и конструктивные особенности автоматической коробки передач.
Особенности роботизированной КПП
Электропривод сцепления функционирует за счет электродвигателя и механической скорости. Работа гидравлического привода основана на специальных силовых устройствах, которые управляются электромагнитным клапаном. Иногда узел робота может быть дополнен электродвигателем, используемым для перемещения цилиндрических компонентов и предназначенным для поддержки работы гидромеханического модуля. Это устройство, оснащенное приводом, характеризуется большим временем переключения — до половины секунды.
По сравнению с гидравлическим агрегатом, для его работы не требуется постоянное давление. На некоторых моделях Opel гидравлические агрегаты отличаются быстрым циклом переключения, обеспечивая время переключения 0,06 секунды. Но такие роботы обычно устанавливаются на спортивные автомобили.
Как научится ездить на роботизированной коробке передач? Основные особенности управления
Чтобы избежать поломки коробки передач, необходимо знать, как использовать робота, а именно:
- как разогреть устройство;
- как начать водить правильно;
- как пользоваться коробкой передач при городской езде.
Прогрев роботизированной коробки переключения передач и особенности эксплуатации
Многие автопроизводители утверждают, что роботизированные коробки передач не требуют прогрева. Однако важно учитывать температуру рабочей жидкости в системе смазки и то, как масло ведет себя в холодных условиях. Некоторые виды жидкости загустевают при низких температурах и скапливаются на дне машины. Стандартный процесс прогрева заключается в том, чтобы запустить двигатель и подождать 2-3 минуты. Не прикасайтесь к рычагу переключения передач во время прогрева автомобиля.
Если автомобиль припаркован в гараже, ведите его тихо и плавно, чтобы избежать рывков и толчков. При разогреве обратите внимание на обороты, которые в идеале должны быть минимальными — около 1 000 в минуту. Летом также следует проводить предварительный прогрев, чтобы обеспечить хорошую смазку всех компонентов. Прогрев предотвращает быстрый износ и истирание деталей машины.
Основные эксплуатационные характеристики, которые продлят срок службы машины в целом:
- Не допускайте пробуксовки при движении в условиях отрицательных температур. Это приводит к быстрому износу приводов и компонентов. Регулярное проскальзывание приведет к неисправности машины.
- Не рекомендуется часто ездить по сильно заснеженным поверхностям. Автомобиль может быть склонен к застреванию, что в конечном итоге приведет к пробуксовке.
- Изделия, оснащенные шипами, рекомендуются в качестве зимних шин. Если установлены обычные шины, существует опасность того, что колеса прогнутся на льду.
- Если автомобиль не используется в течение нескольких дней или дольше, рекомендуется установить селектор коробки передач в положение E. Двигатель следует заглушить.
- Если дорожные условия плохие, эксперты рекомендуют использовать вторую передачу, но без чрезмерного ускорения.
Алексей Риков объясняет основные принципы управления роботизированной коробкой передач на примере автомобиля Лада Гранта.
Правила правильного старта на коробке робот
Владельцы автомобилей с роботизированными коробками передач должны знать, что некоторые автомобили не имеют возможности помощи при запуске. Это особенно актуально при старте на подъеме.
Поэтому важно научиться правильно стартовать. Процедура запуска выполняется так же, как и для автомобиля с механическим приводом.
Для получения дополнительной информации о начале работы:
- Рычаг стояночного тормоза должен быть поднят.
- Рычаг переключения передач установлен в режим A.
- Водитель плавно нажимает на педаль акселератора без каких-либо усилий.
- Одновременно отпустите рычаг стояночного тормоза.
Если в начале поездки на улице холодно и сыро, селектор коробки передач можно переключить в положение M1. Усилие, прилагаемое к педали акселератора, должно быть достаточным для предотвращения избыточной поворачиваемости. Если машина оснащена гироскопом, при выборе автоматического режима микропроцессор машины сам выберет нужную скорость и выполнит переключение. Это позволит снизить скорость. Если водитель опытный, режим M может быть установлен при обнаружении установленной передачи, в зависимости от ситуации.
Если скоростной режим предварительно установлен, не рекомендуется изменять скорость. Частота вращения двигателя должна находиться в диапазоне от 2 500 до 5 000 об/мин, но не выходить за пределы этого диапазона. При движении под уклон селектор коробки передач устанавливается в режим A, а рычаг ручного тормоза отключается.
Эксплуатация роботизированной коробки передач в городских условиях
Регулярное использование автомобиля в тяжелом и городском движении может привести к быстрому износу деталей коробки передач. Для предотвращения этого рычаг переключения передач при остановленном автомобиле должен быть установлен в положение N. Затем включается стояночный тормоз и выключается двигатель. Если остановки короткие, например, в пробке, нет необходимости переключать в нейтраль, просто остановитесь с рычагом в положении A. Если автомобиль стоит в пробке более одной минуты, необходимо выключить двигатель.
Василий Костин рассказал о тонкостях использования автомобилей с установленным роботом.
Другие элементы
Перед зимним периодом стоит проверить исправность свечей накаливания. Регулярное откручивание не вызовет проблем с заменой. Если пробки не заменялись годами, при их замене часто возникают серьезные проблемы. При замене сцепления необходимо заменить дифференциал, особенно если он находится внутри коробки передач (так называемая центральная проблема). Стоимость замены сцепления увеличится примерно на 3-4 т. Рубль. При замене сцепления также стоит проверить состояние насоса сцепления. Двухмассовое колесо и сцепление изнашиваются по-разному. Однако каждая замена сцепления должна включать в себя точное обслуживание двухмассового диска. Однако не экономьте на сцеплении при замене двухмассового колеса, если оно не прошло 20 000 км. Чаще всего муфта стоит в 2-3 раза меньше, чем двухмассовое колесо, и это следует иметь в виду.
Мы рекомендуем после доведения автомобиля до полной исправности проверить его на испытательном стенде и построить график крутящего момента и мощности. Эти параметры практически не изменяются даже после довольно большого пробега и поэтому являются отличным ориентиром при капитальном ремонте. Замена турбокомпрессоров или инжекторов на восстановленные компоненты не всегда дает желаемые результаты. Испытания на динамометре после такого ремонта и сравнение графиков «до» и «после» могут стать основанием для жалоб на неэффективный ремонт. Падение мощности примерно на 20 л.с. не является результатом непрофессионального восстановления замененной детали.
Как выполнить остановку?
Для водителей остановка и парковка также являются важным вопросом.
Очень важно знать, как правильно водить автомобиль, чтобы он долгое время исправно работал. После полной остановки автомобиля необходимо перевести рычаг селектора в положение «N», включить стояночный тормоз и выключить двигатель.
При коротких остановках нет необходимости переключаться на рычаг селектора. Допустимо оставаться в режиме A, но при этом следует учитывать, что в неподвижном состоянии сцепление остается выжатым. Поэтому при стоянии на светофоре или в пробке, если стояние затягивается на неопределенное время, необходимо переключиться в нейтральный режим.
Как устроена коробка АТ
Автоматическая коробка передач — это коробка передач, в которой используется система автоматической трансмиссии (ATS), облегчающая управление автомобилем. Водителю не нужно переключать передачу при изменении скорости — все происходит автоматически.
Предупреждение! В Европе и США более 80% продаваемых автомобилей имеют автоматическую коробку передач, в России — около 50%. А в премиум-сегменте 80% всех автомобилей оснащены автоматом.
Устройство коробки
Если автомобиль оснащен автоматической коробкой передач, то передачи переключаются в автоматическом режиме, работа которого обеспечивается гидравлическим трансформатором.
Компоненты автоматической коробки передач следующие:
- гидравлический трансформатор — передает мощность от двигателя к колесам;
- планетарная передача — передает крутящий момент на компоненты автоматической коробки передач;
- фрикционное сцепление — переключает передачу при получении сигнала от ЭБУ;
- обгонная муфта — защищает компоненты автоматической коробки передач и фрикционную муфту от механических повреждений;
- механизмы сцепления — различные валы, барабаны и шестерни.
Принцип действия
Первые автоматические коробки передач появились в 1930-х гг. Конструкция современных автоматических коробок передач значительно отличается от первых образцов, но принцип их работы практически не изменился.
Автоматические коробки передач условно делятся на три части:
- гидравлический — отвечает за передачу крутящего момента;
- электронный — переключает режимы и обеспечивает связь с системами автомобиля;
- Механический — переключает скорости.
Как работает автоматическая коробка передач:
- При включении двигателя масло поступает в трансформатор и создается давление. Кольцо насоса начинает вращаться. Когда скорость включена и топливо подается через педаль акселератора, «заряд» высвобождается.
- Благодаря рабочей жидкости запускается вращение. Его поток поочередно приводит в действие колеса — реакторное и турбинное.
- Колеса автомобиля начинают двигаться благодаря крутящему моменту. После достижения определенного уровня скорости компоненты выполняют одно и то же движение. Жидкость, поступающая в реактор, обеспечивает его вращение, и система действует как гидравлическое сцепление. При увеличении сопротивления, например, при подъеме в гору, устройство прекращает движение.
- При достижении определенного уровня скорости происходит переключение передачи. ЭБУ посылает сигнал о прекращении понижения передачи. Переключение вниз осуществляется без потери эффективности благодаря наличию масла в клапане. При снижении скорости передача переключается в противоположном направлении.
Когда двигатель остановлен, в гидротрансформаторе нет давления, и автомобиль нельзя завести «нажатием кнопки».
Достоинства и недостатки
АТ и автоматическая коробка передач имеют множество преимуществ, поэтому они широко применяются в современных автомобилях. Но если бы эта система была безупречной, то никакого АМТ не было бы.
Плюсы:
- Комфортное вождение;
- Повышение безопасности вождения — водителю не нужно отвлекаться при переключении передач;
- Комфорт вождения — у автомобилей с автоматической коробкой передач нет проблем с запуском и остановкой, как у механики;
- Снижается износ двигателя.
Многие водители автомобилей с автоматической коробкой передач сталкивались с ситуацией, когда они забывали, что автомобиль движется на скорости, и включали зажигание. В результате автомобиль «прыгнул» вперед. Этого не может произойти в автомобиле с АТ.
Конс:
- более высокая стоимость автомобиля;
- Высокий расход топлива;
- Автоматическая коробка передач требует большого ухода — необходима замена масла и т.д;
- Дорогостоящий ремонт;
- Низкая производительность;
- Существуют особенности, связанные с использованием 4АТ в зимний период;
- Если аккумулятор разряжен, завести автомобиль «с перемычки» будет невозможно.
В качестве дополнения! Калибровка автоматической коробки передач рекомендуется при каждом техническом осмотре для продления срока ее службы.
Особенности РКПП
Эксплуатация роботизированной трансмиссии.
Приводы переключения передач роботов оснащаются электродвигателями или поршневой гидравлической системой. Но они выполняют одну и ту же задачу — перемещают синхронизаторы шестерен вспомогательного вала и сжимают сцепление.
Основное отличие заключается в том, что гидравлика быстрее и мягче. Однако она дороже, поэтому такие трансмиссии используются в основном в дорогих автомобилях. Самой популярной является DSG от немецкого концерна Volkswagen.
ЭБУ для коробок передач изготавливаются как отдельно, так и в сочетании с блоком управления двигателя внутреннего сгорания. Последний вариант наиболее желателен, если алгоритм управления роботом включает индикацию тех же систем, что и управление двигателем, например, ABS или ESP.
Полезные советы
Водители, ранее управлявшие классическими автоматическими коробками передач, склонны замечать некоторые особенности и различия между простыми роботизированными коробками передач с одним сцеплением.
Для резкого ускорения лучше всего переключиться в ручной режим и плавно нажимать на педаль газа, чтобы минимизировать запаздывание и замедление. Что касается торможения двигателем, то эффект вполне приемлемо реализуется в автоматическом режиме.
Также для автоматической коробки передач характерен небольшой рывок при переключении передач. Дело в том, что толчок происходит, когда сцепление «блокируется». Вы можете избежать таких толчков, интуитивно угадывая, когда электроника инициирует переключение передач, и слегка сбросив газ перед этим переключением.
Наконец, некоторые рекомендации по эксплуатации и обслуживанию роботизированной трансмиссии.
Эта коробка передач не «терпит» резких нажатий на педаль газа, поэтому лучше ездить в тихом режиме. Даже если необходимо ускориться — лучше плавно нажимать на педаль акселератора, при этом необходимо переключиться в ручной режим. А при торможении лучше переключиться в автоматический режим.
Особенностью коробки передач является легкий стук при переключении передач. Избавиться от них можно довольно просто — снизить обороты двигателя при переключении передач, т.е. действовать аналогично обычной механической коробке передач.
Наличие ручного режима позволяет даже ехать задним ходом, если автомобиль застрял в сугробе. Однако это не пойдет на пользу трансмиссии, так как не рекомендуется скользить по коробке передач, это может привести к некалибровке приводов. Поэтому для застрявшего автомобиля лучше, если помощь будет оказана со стороны.
Существуют и другие несущественные особенности таких трансмиссий, которые зависят от производителя. Лучше спросить о них сразу, чтобы в будущем не возникло недоразумений с эксплуатацией роботизированной трансмиссии.
Самые удачные роботизированные коробки
Новые технологии постоянно развиваются. Роботы пользуются большим спросом. Почему? Дело в том, что некоторые водители вообще не любят автоматизацию. Они чувствуют задержку скорости, что не позволяет им насладиться всей мощью автомобиля.
Именно поэтому многие производители пытаются усовершенствовать автоматические и механические коробки передач. В результате получается роботизированная передача. Вот список наиболее успешных передач, сделанных различными корпорациями.
DSG
Разработки Volkswagen всегда считались инновационными. В настоящее время марка выпускает две трансмиссии, которые имеют 6 и 7 передач. Первый считается более технологически продвинутым, чем второй. Она устанавливается в автомобилях премиум-класса.
К преимуществам коробки относится экономичность. Переключение передач происходит бесшумно. Дизельные и бензиновые двигатели работают одинаково хорошо. Единственным недостатком DSG считается технологическая сложность. Водителю приходится ездить на специальные станции для его обслуживания. Других недостатков у него нет.
Multimode
Многорежимная коробка передач была разработана компанией Toyota. Он имеет два сцепления, поэтому функционирует лучше, чем ручной и автоматический. Основные преимущества — экономичность, комфорт и простота.
Эта модель передачи считается универсальной. Он используется с различными типами двигателей. Однако у коробки передач есть ограничения — она не совместима с внедорожниками. Индивидуальные настройки подбираются для каждого двигателя.
Японский производитель умело «настроил» свою продукцию. Двигатель работает ровно, без частых сбоев при каждой настройке.
Easytronic
Пионером в области робототехники была компания Opel. Компания выпустила коробку передач Easytronic. Разработчики полагали, что новинка заменит автоматические трансмиссии, которыми оснащаются автомобили, продаваемые в европейских странах. Однако этого не произошло. Разработанные агрегаты в настоящее время устанавливаются только на Corsa.
Существует ряд нюансов, которые не позволяют ставить RSC на другие автомобили. Во-первых, их технология очень похожа на механическую коробку передач. Во-вторых, переключение передач происходит резко. В-третьих, не существует интеллектуальной системы. Таким образом, «робот» не позволяет водителю управлять автомобилем так, как ему хотелось бы.
Какую коробку выбрать
Эксперты советуют водителям, что при выборе трансмиссии: роботизированной или автоматической, следует руководствоваться тремя китами, на которых держится система привода
- комфорт вождения;
- надежность передачи;
- цена передачи.
Если для водителя комфорт важнее, то рекомендуется автоматическая коробка передач. Если владелец автомобиля более склонен к экономии при выборе трансмиссии, то предпочтение следует отдать роботу.
RCTU
Обратите внимание, что эти передачи не уступают по надежности. Автоматическая коробка передач и робот в равной степени менее надежны, чем простая механическая коробка передач
Несмотря на это, эксперты по-прежнему отдают предпочтение автоматике. Она считается более предсказуемой, чем роботизированная трансмиссия.
Автоматическая коробка передач не предназначена для поездок за город без ровных асфальтированных дорог. Однако любителям быстрой езды, различных маневров стоит выбрать преселективную трансмиссию.
И еще один важный момент, который не стоит игнорировать начинающим водителям, особенно молодым. Правильный уход за автоматической коробкой передач и ежемесячное обслуживание гарантируют, что любая коробка передач прослужит не только столько, сколько положено, но даже дольше.
АВТОМАТИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ
Если вовремя доливать и менять масло, избегать холодных запусков и длительных пробуксовок, автоматические коробки передач и роботы помогут снизить затраты на ремонт.
В автомобиле коробка робот и автомат: в чем разница, что надежнее, лучше, дешевле?
Разработка, относительно низкая цена, а также наличие электронного блока, через который осуществляется управление машиной, позволили использовать их во многих серийных автомобилях
Они могут иметь разные типы коробок передач, и здесь возникает вопрос — чем отличается роботизированная коробка передач от автоматической, какая из них надежнее и дешевле? Если есть разница, то какой именно тип может полностью удовлетворить автолюбителя, на какие показатели следует обращать внимание при выборе автомобиля?
- Разница между роботизированной трансмиссией и классическим автоматом заключается в конструкции сцепления. Роботизированная трансмиссия не оснащена гидротрансформатором, а имеет сухое сцепление однодискового или многодискового фрикционного типа.
- Шестерни в коробке передач находятся в постоянном зацеплении. Они приводятся в действие специальными муфтами. Как правило, синхронизаторы используются для управления угловыми скоростями.
- В классической автоматической коробке передач в основном используется планетарная передача, которая управляется сложной системой. В обоих вариантах 1 и 2 передаточное число выбирается автоматически. В результате автомобилисту не нужно следить за работоспособностью двигателя и необходимостью переключения передачи.
Автомат или робот
- Если сравнивать автомат с роботизированной трансмиссией по топливной экономичности, то лидером считается второй вариант. Сухое сцепление имеет меньшие механические потери, чем гидротрансформатор.
- С другой стороны, автоматическая коробка передач более плавная и считается более удобной в управлении. Однако у этого типа трансмиссии есть недостаток — ее дорого ремонтировать. Потому что это можно сделать только в профессиональном сервисном центре.
Выбирая автомобиль (с роботизированной или автоматической коробкой передач), не забывайте учитывать все факторы, о которых мы говорили выше. Для недорогой, бюджетной модели огромную роль играет цена автомобиля, стоимость обслуживания. При покупке роскошного автомобиля такие вопросы обычно не считаются важными. Поэтому и разница между роботизированной и автоматической коробкой передач невелика.
Режимы работы
Управление коробкой передач сводится к выбору режима с помощью рычага селектора:
- Нейтральный обозначается буквой «N». В этом режиме двигатель работает, но крутящий момент на колеса не передается. Включайте перед началом движения, после остановки, при длительной стоянке.
- Движение вперед обозначается «A/M», «E/M» или «D». Отпустите педаль тормоза и нажмите на педаль акселератора, когда режим включен. Автомобиль движется вперед автоматически в зависимости от ускорения или торможения.
- Ручное управление обозначается буквой «M». Автомобиль движется вперед, и водитель самостоятельно переключает передачи, нажимая на подрулевые лепестки или рычаг селектора в положение «+» или «-«. Одновременно выбирается только одна передача.
- Передача заднего хода обозначается символом «R». При выборе этого режима возможна передача заднего хода.
- Режимы «Зимний» и «Спортивный» могут быть доступны на некоторых трансмиссиях.
Концепция роботизированной трансмиссии.
Существуют также особенности вождения, к которым водитель должен привыкнуть, иначе он будет попадать в неприятные ситуации.
К ним относятся следующие:
- Вождение в автоматическом режиме предполагает движение по дорогам с хорошим твердым покрытием. При езде по грязи летом и глубокому снегу зимой вы рискуете заглохнуть. Алгоритм будет давать ошибочные команды, и передачи будут включаться неправильно. Такие ситуации увеличивают износ деталей и механизмов, повышая риск поломки.
- Педаль акселератора следует нажимать плавно, не вдавливая ее в пол. Необходимо следить за оборотами двигателя, фиксировать моменты переключения, избегать перегрузок.
- Если автомобиль не оборудован системой помощи при старте на подъеме, включите стояночный тормоз так же, как и в случае с механической коробкой передач, чтобы предотвратить скатывание автомобиля назад.
- Во время длительных (более 60 секунд) остановок на светофорах или в пробках рычаг селектора должен находиться в нейтральном положении.
- Для более длительной остановки на стоянке необходимо сначала установить селектор в нейтральное положение, затем включить стояночный тормоз, отпустить педаль тормоза и выключить двигатель.
- Каждый производитель указывает частоту, с которой ЭБУ должен проходить повторную калибровку (также известную как инициализация или обучение). Это необходимо сделать из-за износа диска сцепления. Эту процедуру следует выполнять каждые 10000-15000 км.
- Зимой, при низкой температуре воздуха, на прогрев коробки уходит ровно столько же времени, сколько на прогрев двигателя.
Краткий итог
Сравнение коробок передач (таблица):
Критерии | «Робот» | «Автоматический |
Средний срок службы (без ремонта) | 100 000 км пробега | 500 000 км пути |
Оптимальные условия вождения | Хорошо ведет себя на хороших дорогах (без резких подъемов и спусков) и на ровных скоростях | Предпочитает хорошую и ровную дорогу, но может некоторое время работать на плохой дороге (с подъемами и спусками) и на переменных скоростях. |
Как он ведет себя в плохих дорожных условиях | Быстро исчезает | Работает нормально |
Зависит от хорошей электроники | Зависимый, при отказе одной детали автомобиль не заведется. | Не зависит, при поломке датчика автомобиль может работать |
Может быть отремонтирован | Только специалист, разбирающийся в электронике | Любая мастерская, любой обычный механик |
Качество хода и переключение передач | Возможны рывки или задержки в старых моделях с 1 сцеплением, новые модели работают плавно и тихо | Плавное переключение передач, без рывков и задержек |
Перегрев при движении в гору | Очень высокие температуры (без радиатора) | Почти не перегревается |
Как это работает в условиях интенсивного движения | Диски быстро изнашиваются на низких скоростях при «полувыжатом» сцеплении | Хорошо работает на низких скоростях (между роторами течет только смазка) |
Доступность | Чаще встречается в моделях нижнего ценового сегмента | Устанавливается на более дорогие внедорожные модели и кроссоверы |