Важность аккумулятора в автомобиле трудно переоценить: он питает стартер во время запуска двигателя и другое электрооборудование в зависимости от текущего режима работы. Рекомендуется следить за состоянием батареи, чтобы она работала правильно и долго. Зарядная вилка используется для анализа характеристик батареи. Это показывает не только состояние заряда батареи, но и ее способность функционировать должным образом, имитируя запуск двигателя.
Описание и принцип работы
Вилка — это устройство, используемое для измерения заряда батареи. Заряд измеряется как под нагрузкой, так и при разомкнутой цепи. Это устройство можно легко найти в любом автосалоне.
Идея заключается в том, что вилка создает нагрузку на аккумулятор, которая имитирует запуск двигателя. То есть, батарея действует так, как будто она вырабатывает ток для запуска стартера. Дело в том, что аккумулятор может показывать полный заряд, но не запускать двигатель. Определить причину может помочь нагрузочная вилка. Для проверки большинства батарей достаточно простой модели.
Тест следует проводить только на полностью заряженной батарее. Сначала измеряется напряжение разомкнутой цепи. Если показания составляют 12,6В-12,7В или более, можно провести нагрузочный тест.
Неисправные батареи не выдерживают нагрузки, хотя могут показывать полный заряд. Нагрузочная вилка дает нагрузку, вдвое превышающую емкость батареи. Например, при емкости батареи 60А*ч, нагрузка должна соответствовать 120А*ч.
Степень заряда аккумулятора можно оценить по следующим индикаторам:
- 12,7 В или более — аккумулятор полностью заряжен;
- 12,6 В — аккумулятор полностью заряжен; 12,6 В — нормальный заряд;
- 12,5 В — удовлетворительная зарядка;
- ниже 12,5 В — необходима зарядка.
Если напряжение батареи начинает падать ниже 9 В при подключенной нагрузке, это означает серьезную проблему с батареей.
Устройство нагрузочной вилки
Внешний вид зарядного устройства зависит от модели и доступных опций. Однако есть и общие элементы:
- Вольтметр (аналоговый или цифровой);
- Нагрузочный резистор в виде катушки сопротивления в корпусе штекера;
- Один или два зонда на корпусе штекера (в зависимости от конструкции);
- Минусовой провод через зажимы типа «крокодил».
В простых устройствах на корпусе штекера имеются два щупа для измерения напряжения под нагрузкой и напряжения разомкнутой цепи. Используется аналоговый вольтметр, который показывает напряжение стрелкой на градуированном циферблате. Более дорогие модели оснащены электронным вольтметром. Эти приборы легче считывать, а показания более точные.
Внутренняя конструкция нагрузочной вилки Oreon HB-01
Различные модели нагрузочных вилок имеют разные функции и возможности. Они могут различаться по:
- диапазон измерения вольтметра;
- измерение тока;
- рабочая температура;
- Тип пробки (для кислот или оснований).
Виды вилок
Всего существует два типа штекеров для зарядки аккумуляторов:
- Кислота;
- Щелочь.
Не рекомендуется использовать один и тот же разъем для тестирования батарей разных типов. Щелочные и кислотные батареи имеют разные номиналы напряжения, поэтому вилка не даст точных показаний.
Что можно проверить?
Результаты проверки напряжения батареи зависят от возможностей конкретного устройства:
- уровень заряда аккумулятора;
- как долго батарея сохраняет заряд;
- обнаружить наличие закороченных пластин;
- оцените состояние батареи и степень сульфатации;
- время автономной работы.
Нагрузочная вилка также позволяет измерять силу тока в других электрических устройствах. Основное различие заключается в сопротивлении катушки. Каждая катушка имеет значение сопротивления 0,1-0,2 Ом. Одна катушка рассчитана на 100 А. Количество витков должно соответствовать емкости аккумулятора. Если менее 100 А, достаточно одного, если более — двух.
Подготовка аккумулятора к тестированию нагрузочной вилкой
Перед проведением теста необходимо выполнить ряд шагов и предварительных условий:
- Отсоедините аккумулятор от бортовой сети. Тест можно проводить, не вынимая батарею из устройства.
- Обеспечьте не менее 7-10 часов простоя батареи перед испытанием. Это лучше всего делать утром, когда автомобиль стоит на ночь после последней поездки.
- Температура окружающей среды и температура батареи должны находиться в пределах 20-25°C. Если температура низкая, перенесите устройство в теплое помещение.
- Перед тестированием открутите крышки батарей.
- Проверьте уровень электролита. При необходимости долейте дистиллированную воду.
- Очистите клеммы аккумулятора. Клеммы должны быть сухими и чистыми, чтобы не возникали паразитные токи.
Если все эти условия соблюдены, батарею можно проверить.
Тестирование аккумулятора нагрузочной вилкой
Проверка без нагрузки
Первый тест проводится без нагрузки для проверки состояния батареи и ее заряда. Это означает, что испытание проводится без сопротивления. Нагрузочная катушка не участвует в измерении.
Процедура выполняется следующим образом:
- Открутите одну или две гайки, чтобы отсоединить катушку сопротивления. Может быть две катушки.
- Подключите плюсовую клемму к плюсовой цепи.
- Подключите минусовой щуп к минусовой клемме.
- Обратите внимание на результат.
Уровень заряда можно проверить по приведенной ниже таблице.
Результат испытания, V | 12,7-13,2 | 12,3-12,6 | 12,1-12,2 | 11,8-12 | 11,5-11,7 |
Уровень заряда | 100 % | 75% | 50% | 25% | 0% |
Проверка под нагрузкой
Многие водители считают, что стресс-тест повредит аккумулятор. Это совсем не так. При правильных условиях тест полностью безопасен для батареи.
Если батарея показывает 100-процентный заряд без нагрузки, можно провести тест под нагрузкой. Для этого подключите одну или две катушки нагрузки, закрутив соответствующие винты на корпусе прибора. Катушка нагрузки может быть подключена и другим способом в зависимости от конструкции прибора. Если емкость аккумулятора до 90А*ч, достаточно одной катушки, если свыше 100А*ч, необходимо подключить обе катушки.
Процедура выполняется следующим образом:
- Подключите плюсовую клемму от прибора к плюсовой клемме.
- Прикоснитесь минусовым щупом к минусовой клемме.
- Удерживайте контакт в течение пяти секунд, а затем отсоедините штекер.
- Проверьте показания напряжения на вольтметре.
Под нагрузкой показания будут отличаться. Напряжение на вольтметре упадет, а затем должно вырасти. Показания выше 9 В являются нормальными, но не ниже. Если во время измерения стрелка опускается ниже 9 В, значит, батарея не выдерживает нагрузки и ее емкость быстро падает. Такая батарея уже неисправна.
Для быстрой проверки обратитесь к таблице ниже.
Результат испытания, V | 10 или более | 9,7 | 9 | 8,3-8,4 | 7,9 или меньше |
Уровень заряда | 100% | 75-80% | 50% | 25% | 0 |
Другой тест может быть проведен только через 5-10 минут. К этому времени батарея должна восстановить свои первоначальные параметры. Во время измерения катушка сопротивления сильно нагревается. Дайте ему остыть. Также не рекомендуется часто проверять под нагрузкой, так как это создает большую нагрузку на аккумулятор.
На рынке представлено множество устройств для измерения заряда батареи. Самая простая вилка Oreon NV-01 имеет простое устройство и стоит всего около 600 рублей. Обычно этого бывает достаточно. Более дорогие модели, такие как Oreon NV-3, имеют лучшие характеристики, цифровой вольтметр и простое управление. Нагрузочная вилка позволяет получить точные данные об уровне заряда батареи и, прежде всего, узнать ее производительность под нагрузкой. Для получения точных показаний необходимо выбрать правильную модель прибора.