Коррозия по праву считается главным врагом металла. Если металлические поверхности не защищены, они быстро разрушаются. Эта проблема также относится к кузовам автомобилей. Слой краски защищает, но этого недостаточно. Одним из решений является оцинковка кузова, которая может значительно продлить срок его службы. Это не самый простой и дешевый способ защиты, поэтому производители применяют различные подходы к гальванизации.
Что такое оцинковка
На незащищенном металле происходит процесс окисления. Кислород проникает все глубже и глубже в металл, постепенно разрушая его. Цинк также окисляется на воздухе, но на его поверхности образуется защитный слой. Этот слой препятствует проникновению кислорода в металл и предотвращает окисление.
Оцинковка кузова автомобиля
Поэтому оцинкованное основание прекрасно защищено от коррозии. В зависимости от метода обработки оцинкованный кузов автомобиля может прослужить до 30 лет.
Синопсис. Только в 1998 году АвтоВаз начал использовать оцинковку кузова.
Технология и виды оцинковки
Главным условием для гальванизации является чистая и гладкая поверхность, которая не будет гнуться или повреждаться. В автомобильной промышленности используется несколько методов обработки:
- горячее цинкование (термическое цинкование)
- гальванический;
- холод.
Рассмотрим подробнее технологию и результаты каждого метода.
Горячая
Это самый надежный и лучший вид гальванизации. Кузов автомобиля полностью погружается в ведро с расплавленным цинком. Температура жидкости может достигать 500°C. Таким образом, чистый цинк вступает в реакцию с кислородом, образуя на поверхности карбонат цинка, который предотвращает коррозию. Цинк покрывает все тело со всех сторон, включая все стыки и швы. В результате производители автомобилей могут предоставлять гарантию на кузов до 15 лет.
Горячее цинкование
В других районах обработанные таким образом детали могут прослужить от 65 до 120 лет. Даже если краска повреждена, начнет окисляться слой цинка, но не металл. Толщина защитного слоя составляет 15-20 мкм. В промышленности толщина достигает 100 мкм, что делает детали практически вечными. Царапины также имеют тенденцию к самозапечатыванию во время горячей обработки.
Первой компанией, использовавшей эту технологию, была Audi в модели Audi A80. Позже эту технологию изобрели Volvo, Porsche и другие. Несмотря на высокую стоимость горячего цинкования, оно используется не только на автомобилях премиум-класса, но и на моделях более низкого класса. Например, Renault Logan или Ford Focus.
Гальваническая
Метод гальванизации наносит цинк на металл с помощью электрической энергии. Тело помещается в резервуар, заполненный электролитом, содержащим цинк. Электролитический метод экономит износ, так как цинк распределяется по металлу абсолютно равномерно. Толщина гальванизированного слоя составляет 5-15 мкм. Производители дают гарантию до 10 лет.
Поскольку цинковое покрытие защищает хуже, многие производители улучшают качество металла, утолщают слой цинка и добавляют слой грунтовки.
Этот метод используют такие бренды, как Skoda, Mitsubishi, Chevrolet, Toyota, BMW, Volkswagen, Mercedes и некоторые другие.
Синопсис. УАЗ наносит гальваническое покрытие на модели Patriot, Hunter и Pickup с 2014 года. Толщина слоя составляет 9-15 микрон.
Холодная
Это простой и недорогой метод защиты кузова от коррозии. Он используется на многих бюджетных моделях, включая Lada. Здесь напыляется высокодисперсный цинковый порошок. Содержание цинка в покрытии составляет 90-93%.
Холодное цинкование кузова
Холодное цинкование широко используется китайскими, корейскими и российскими производителями автомобилей. Частичное холодное цинкование также часто используется, когда подвергается только часть или только одна сторона. В этом случае может начаться коррозия, например, в салоне, хотя внешне автомобиль выглядит нормально.
Плюсы и минусы способов цинкования
Каждый из описанных методов гальванизации имеет свои преимущества и недостатки.
- Горячее цинкование хорошо защищает, но ровного слоя добиться невозможно. Цвет также становится серым и тусклым. Видны кристаллы цинка.
- Оцинковка защищает немного хуже, но деталь получается блестящей и гладкой. С экономической точки зрения это также выгодно.
- Преимуществом метода холодной обработки является только дешевизна, но это хорошо только для производителей, хотя и снижает цену автомобиля.
Как узнать, оцинкован кузов автомобиля или нет?
Если вы хотите выяснить, оцинкован ли кузов, первым делом загляните в техническую документацию. Если вы не увидели там слова «цинк», значит, защита от коррозии отсутствует. Хотя большинство производителей автомобилей используют цинкование, вопрос заключается лишь в методе и площади обработки. Например, у Лады Приоры до 2008 года оцинковка кузова составляет всего 28%, у ВАЗ 2110 — 30%. И это при холодном методе лечения. Очень часто китайские производители экономят на оцинковке.
Вы также можете искать информацию в Интернете из авторитетных источников. Предлагается множество столов. Один из них вы можете увидеть в конце этой статьи.
Если вы сталкивались с термином «полное цинкование», это означает гальваническую или горячую обработку всего тела. Такая подложка прослужит много лет без коррозии.
Некоторые популярные модели с оцинкованным кузовом
Как уже упоминалось, полное гальваническое покрытие также используется во многих бюджетных моделях. Ниже представлены некоторые очень популярные в России и за рубежом модели автомобилей с антикоррозийным покрытием.
- Рено Логан. Корпус этой популярной марки хорошо противостоит коррозии. С 2008 года он полностью оцинкован.
- Chevrolet Lacetti. Недорогой автомобиль, но с полностью антикоррозийным покрытием. Применяется гальваническая обработка.
- Audi A6 (C5). Даже 20-летние автомобили этого класса выглядят хорошо во многом благодаря полному гальваническому покрытию. То же самое можно сказать обо всех автомобилях Audi. Этот производитель использует горячее цинкование.
- Ford Focus. Настоящий народный автомобиль с хорошей защитой от коррозии. Все кузова этой серии оцинкованы методом горячего цинкования.
- Mitsubishi Lancer. Мощный и надежный автомобиль, который любят в России и за рубежом. Он не ржавеет благодаря цинковому покрытию толщиной 9-15 микрон.
Таблица автомобилей с оцинкованным кузовом и методами обработки
Более подробную информацию о методах гальванизации для популярных моделей автомобилей можно найти в таблице ниже:
Модель автомобиля | Типы оцинкованного покрытия |
Audi 100 C3 1986, 1987, 1988 | Частичное горячее цинкование (одностороннее) |
Audi 100 C4 1988-1994 (все варианты) | |
Audi A1 8x 2010-2019 | Полное горячее цинкование (двухстороннее) |
Audi A5 8t 2007-2016 и 2 2016-2019 | |
Audi Allroad C5 2000 | Частичное горячее (одностороннее) |
Audi Allroad C5 2001-2005 | Частичное горячее (двустороннее) |
Audi Q3 8u 2011-2019 | |
Audi R8 (все модификации) | |
Audi Rs-6 (все модификации) | |
Audi S2 | Частично горячий (односторонний) |
Audi S6 C4 и C5 | |
Audi S6 C6 и C7 | Полный горячий (двусторонний) |
Audi Tt 8n | Частичное горячее (одностороннее) |
Audi Tt 8j и 8s | Полный горячий (двусторонний) |
Audi A2 8z 1999-2000 | Частичное горячее (одностороннее) |
Audi A2 8z 2001-2005 | Полный горячий (двусторонний) |
Audi A6 (все варианты) | |
Audi Cabriolet B4 | Частичное горячее (одностороннее) |
Audi Q5 | Полный горячий (с обеих сторон) |
Audi Rs-3 | |
Audi Rs-7 | |
Audi S3 8l | Частичное горячее (одна сторона) |
Audi S3 8v | Полный горячий (двусторонний) |
Audi S7 | |
Audi 80 B3 и B4 | Частичная горячая (в одну сторону) |
Audi A3 8l | |
Audi A3 8p, 8pa, 8v | Частично горячий (однонаправленный) Audi A3 8p, 8pa, 8v Audi A3 8p, 8v Полностью горячий (двунаправленный) |
Audi A7 | |
Audi Coupe 89 | Частичная горячая (в одну сторону) |
Audi Q7 | Полный горячий (двусторонний) |
Audi Rs-4, Rs-5 | |
Audi Rs-q3 | |
Audi S4 C4 и B5 | Частичная горячая (в одну сторону) |
Audi S4 B6, B7 и B8 | Полный горячий (двусторонний) |
Audi S8 D2 | Частичная горячая (в одну сторону) |
Audi S8 D3, D4 | Audi S8 D3, D4 Audi S8 D3, D4 Audi S8 D4 Полный горячий (двусторонний) |
Audi 90 | Часть горячая (односторонняя) |
Audi A4 | Полный горячий (двусторонний) |
Audi A8 | |
Audi Q8 | |
Audi Quattro после 1986 года | Частичное горячее (одностороннее) |
Audi S1, S5, Sq5 | Полный горячий (двусторонний) |
BMW 1, 2, 3 E90 и F30, 4, 5 E60 и G30, 6 после 2003, 7 после 1998, M3 после 2000, M4, M5 после 1998, M6 после 2004, X1, X3, X5, X6, Z3 после 1998, Z4, M2, X2, X4 | Полностью оцинкованные (с обеих сторон) |
BMW 8, Z1, Z8 | Частично оцинкованные (двухсторонние) |
Chevrolet Astro после 1989 года, Cruze 1, Impala 7 и 8, Niva 2002-2008, Suburban Gmt400 и 800, Avalanche до рестайлинга | Частично оцинкованные (двухсторонние) |
Chevrolet Captiva, Cruze J300 и 3, Impala 9 и 10, Niva 2009-2019, Suburban Gmt900, Avalanche после рестайлинга | Полная гальванизация (обратимая) |
Chevrolet Aveo, Epica, Lacetti, Orlando, Blazer 5, Cobalt, Evanda, Lanos, Camaro 5 и 6, Spark, Trail-blazer | Полное гальваническое покрытие (двухстороннее) |
Chevrolet Blazer 4, Camaro 4 | |
Chevrolet Corvette C4 и C5 | Частичное горячее покрытие (с одной стороны) |
Chevrolet Corvette C6 и C7 | Частичная горячая (двусторонняя) |
Fiat 500, 600, Doblo, Ducato, Scudo, Siena после 2000 года, Stilo | Частично оцинкованная (двусторонняя) |
Fiat Brava и Bravo до 1999 г., Tipo 1995 г. | Соединители оцинкованы холодным способом |
Ford Explorer, Focus, Fiesta, Mustang, Transit после 2001 года, Fusion, Kuga | Полностью оцинкованы горячим способом |
Ford Escort, Scorpio, Sierra | Частичное горячее цинкование (с одной стороны) |
Honda Accord, Civic, Cr-v, Fit, Stepwgn, Odyssey после 2005 г. | Полное покрытие (двустороннее) |
Hyundai Accent, Elantra, Getz, Grandeur, Santa-fe, Solaris, Sonata, Terracan, Tucson после 2005 года. | Частичная прохлада |
Hyundai Galloper | Холодное цинкование стыков |
Infiniti Qx30, Q30, Q40 | Полная гальванизация (двусторонняя) |
Infiniti M-серии до 2006 года | Частичное холодное покрытие |
Jaguar F-type Coupe, Roadster | Полностью горячая (двусторонняя) |
Jaguar S-type после 2007 года, Xe, E-pace | Полное гальваническое покрытие (реверсивное) |
Land Rover Defender, Freelander, Range-rover после 2007 года выпуска | |
Mazda 5, 6, Cx-7 после 2006 года, Cx-5, Cx-8 | |
Mercedes-Benz A-class, C-class, E-class, Vito, Sprinter после 1998 года, B-class, M-class, X-class, Gls-class | |
Mitsubishi Galant, L200, Lancer, Montero, Pajero с 2000 года, Asx, Outlander | |
Nissan Almera с 2012 года, March, Navara, X-trail с 2007 года, Juke | |
Opel Astra, Corsa, Vectra, Zafira с 2008 г. | |
Porsche 911 с 1999 года, Cayenne, 918, Carrera-gt | Полностью горячая (двусторонняя) |
Porsche 959 | Частично оцинкованные (двухсторонние) |
Renault Megane, Scenic, Duster, Kangoo | Частично оцинкованные |
Renault Logan | Полностью оцинкованные (с обеих сторон) |
Seat Altea, Alhambra, Leon, Mii | |
Skoda Octavia с 1999 года, Fabia, Yeti, Rapid | |
Toyota Camry с 2001 года, Corolla с 1991 года, Hilux и Land-cruiser с 2000 года | |
Volkswagen Amarok, Golf, Jetta, Tiguan, Polo, Touareg | |
Volvo C30, V40, V60, V70, V90, S90, Xc60 | Полный горячий (двойная сторона) |
Lada Kalina, Priora, ВАЗ-2111, 2112, 2113, 2114, 2115 с 2009 года, Granta, Largus | Частичный холод |
Ваз-Ока, 2104, 2105, 2106, 2107, 2108, 2109, 2110 с 1999 года. | Холодная гальванизация узловых соединений |
Интересное видео
Смотрите видео ниже, чтобы узнать о процессе гальванизации кузова своими руками в мастерской:
Оцинкованный корпус обеспечивает хорошую защиту от коррозии, но есть разница в методе нанесения покрытия. Тело без защиты вообще не проживет долго, максимум 7-8 лет. Поэтому при покупке автомобиля всегда стоит обращать внимание на этот момент.