В этой статье мы расскажем вам, что такое VANOS в BMW, зачем он нужен и какие проблемы может вызвать. Это одно из тех необычных технических решений, которые придают баварским автомобилям такой упрямый и агрессивный характер. О VANOS стоит прочитать всем автомобилистам и обязательно знать поклонникам BMW. Учитывая те проблемы, которые скрывает эта довольно маленькая деталь двигателя.
Что такое VANOS в двигателе
Как выглядит VANOS на двигателе BMW.
Это электромеханическое устройство, которое устанавливается на систему синхронизации двигателя. Нетрудно догадаться, что VANOS необходим для управления фазами газораспределения клапанов с целью достижения более высокой эффективности двигателя. Его преимущества заключаются в следующем:
- Расход топлива в крейсерском (среднем) диапазоне оборотов заметно ниже;
- Выхлопные газы чище и менее токсичны;
- Двигатель очень устойчив на холостом ходу даже при низких температурах;
- Кривая производительности становится более плавной в зависимости от частоты вращения двигателя;
- Максимальный крутящий момент развивается в среднем диапазоне оборотов;
- Значительное увеличение мощности происходит на более высоких оборотах.
Система VANOS была впервые представлена в середине 1990-х годов на BMW 5 серии и с тех пор неоднократно совершенствовалась. Сегодня все двигатели BMW оснащаются системой VANOS четвертого поколения, которая включает в себя управление распредвалом при переключении передач.
Как работает VANOS
Соленоид VANOS открывается и позволяет валу двигаться.
Конструкция блока VANOS относительно проста: есть масляные поршни, управляемые электронным блоком, которые взаимодействуют с распределительными валами и изменяют их положение в ту или иную сторону. Соответственно, фаза газораспределения распредвала изменяется на 6° вперед или назад. Это означает, что клапаны открываются либо немного раньше, либо немного позже, чем в исходном положении вала.
Первые версии были известны как Single VANOS — регулировалось только положение впускного распредвала, а момент впуска изменялся незаметно, т.е. скачками. В более новых версиях (с конца 1990-х годов) используется двойной VANOS. Здесь регулируются фазы впуска и выпуска, а настройка происходит плавно, без рывков. В дополнение к VANOS устанавливается Valvetronic — электронная система регулировки подъема клапанов. Схема работы системы VANOS выглядит следующим образом:
- При запуске двигателя VANOS работает в специальном режиме, чтобы сократить время прогрева двигателя и каталитического нейтрализатора.
- Как только достигается рабочая температура, включается стандартный режим низких оборотов — клапаны открываются с определенной задержкой, благодаря чему двигатель работает более стабильно и производит больше мощности.
- По мере роста оборотов клапаны открываются все раньше и раньше, пока не опустятся ниже нуля на крейсерской скорости — в результате достигается максимальный крутящий момент и немного больше наддува. Плюс экономия топлива благодаря дожиганию выхлопных газов.
- Дальнейшее ускорение снова увеличивает замедление, и на высоких оборотах двигателя фазы снова становятся замедленными, как и на низких оборотах (но не совсем).
Читайте также: Что такое синхронизация в автомобиле и как она работает.
Плюсы и минусы VANOS
Нет необходимости говорить о том, что система оказалась очень успешной с точки зрения выжимания максимального потенциала из двигателя, а также экономичности и экологичности. Но, как это часто бывает, жирные плюсы обернулись не менее впечатляющими минусами. VANOS серьезно снижает надежность и долговечность двигателя. Поэтому решение проблем, связанных с этой системой, стоит больших денег.
Разрушение уплотнительных колец
Самым слабым местом являются уплотнительные кольца на масляных поршнях, которые регулируют положение распределительных валов. Высокие температуры и агрессивные химикаты повреждают резиновый материал этих колец. Двигатель как будто теряет силу, требуя все более высоких оборотов для получения определенной мощности. Хуже всего то, что BMW заменяет эти кольца не по отдельности, а весь блок VANOS. Приходится искать альтернативные варианты и обращаться на неофициальные станции техобслуживания.
Износ шайб и подшипников
Опять же, масляные поршни — их подшипники и шайбы сделаны не из самого прочного металла, поэтому со временем блок VANOS начинает работать хуже. К этому добавляется неприятный резкий металлический звук, добавляющийся к шуму двигателя. И снова, BMW не предлагает никаких отдельных подшипников! Поэтому тем, кто не хочет выкладывать десятки тысяч рублей за новое устройство, следует заказывать их у сторонних производителей.
Сколы и загрязнения на фланцах и поршнях
При агрессивной езде, загрязнении маслом и бензином и просто достаточно большом пробеге могут возникнуть проблемы с деформацией металлических частей блока. Сколы и задиры возникают на передней кромке масляных поршней или распределительных валов. Это приводит к потере мощности и крутящего момента, падению оборотов холостого хода и изменению звука работы двигателя.
Аналогичные негативные последствия вызывает отложение грязи на рабочих механизмах установки VANOS. Другой вариант: неисправная проводка — банально вырван или отсоединен кабель. К счастью, такие проблемы легко решить даже в гараже, ознакомившись с подробной инструкцией.
Читайте также: что лучше — ремень ГРМ или цепь.
Обслуживание ВАНОС
При регулярном техническом обслуживании все потенциальные проблемы с блоком выявляются и устраняются на ранней стадии, поэтому профилактика — лучший способ сохранить деньги в вашем кошельке. Игнорирование вышеупомянутых симптомов обходится дорого. В конце концов, VANOS находится в тесном контакте с двигателем, и отказ блока вызовет цепную реакцию отказов двигателя.
Своевременная очистка и замена расходных материалов блока поддерживает производительность двигателя на уровне только что купленного автомобиля. Поэтому лучше относиться к этому продукту технического прогресса с должным вниманием и не попадаться на уловки BMW, заменяя весь блок из-за порванной резины.