Что такое ВОМ

В специализированной технической прессе или на страницах с описанием отдельных агрегатов (в основном специальных машин различного назначения) часто встречается термин «вал отбора мощности». Что это такое и зачем это нужно?

Что такое вал отбора мощности трактора

Огромные машины (максимально большие и тяжелые автокраны) имеют два двигателя. Один ведет непосредственно автомобиль, а другой (обычно с меньшей мощностью и рабочим объемом) используется только для привода оборудования (в данном конкретном случае стрелы автокрана).
Но это не относится к более мелким транспортным средствам (таким как тракторы). Двигатель — это тот, который обеспечивает все операции — как с точки зрения движения машины, так и работы агрегата.

Трактор сам по себе очень универсальная вещь. Он может справиться с различными задачами, с нужными насадками. На тракторах ВОМ располагается сзади (например, ЮМЗ), спереди или сбоку. Отбор мощности производится от коробки передач или непосредственно от двигателя (исключая коробку передач). На шасси Т16 вал установлен в картере главной передачи.

Трактор МТЗ

Расположение вала зависит от конкретных потребностей человека, который будет управлять трактором, т.е задач, которые предстоит выполнять. Самым популярным в данном случае является спинка. Но есть устройства, которые можно разместить только спереди — это обеспечивает постоянный визуальный контроль со стороны водителя (оператора).

Устройство

Основные компоненты:

  • планетарная передача (по сути, это сам вал);
  • выключатель. Нужен для выбора типа привода;
  • редуктор. Используется для переключения скорости независимого привода (если речь идет о тракторах МТЗ, то он двухступенчатый — 540/545 и 1000 об/мин). Эти значения общеприняты и стандартизированы для всех — то есть не бывает случая, когда один производитель тракторов выбирает например 360 об/мин, другой 680, а третий 890. Такого не бывает.

Основной частью ВОМ является планетарная передача (она же шпиндель), из которой выходят шлицы, необходимые для соединения механизмов. Вал отбора мощности у МТЗ и некоторых других тракторов расположен сзади. В этом случае коробка передач располагается непосредственно в картере заднего моста. Если передний, то это отдельный блок, который имеет привод как и задний. Если ВОМ установлен сбоку, планетарная передача отсутствует. Это простая конструкция, которая устанавливается с левой стороны коробки передач и приводится в движение от нее (точнее от шестерен).

Переключатель, с помощью которого выбирается тип привода, представляет собой кулачковую муфту, расположенную на ведущем валу планетарной передачи. Рычаг управления в кабине имеет три положения:

  • независимый привод;
  • синхронный привод;
  • нейтральный

Для того чтобы сцепление находилось в нужном положении, предусмотрен специальный фиксатор.

Редуктор переключения передач независимого привода смонтирован непосредственно в картере сцепления трактора. Он состоит из двух пар шестерен и муфты переключения передач. На картере коробки передач крепится шнур, приводящий в действие сцепление. В кабине нет средств управления этим процессом.

Демонтаж ВОМ

Принцип работы

Он работает по-разному в зависимости от типа ВОМ. В частности, если речь идет о зависимом узле, то он вращается одновременно со сцеплением. Такой каток должен включаться и выключаться отдельным рычагом, и делать это следует только при полной остановке трактора. Бывает, что в механизмы попал мусор. После этого трактор останавливается, но ВОМ не отключается. После того, как нагрузка восстановится до нормы, можно продолжать работу.

Независимый вал не связан со сцеплением. Это позволяет активировать дополнительные механизмы независимо от двигателя, например, запустить косилку до выхода агрегата на рабочие обороты, затем подъехать к полю и начать косить траву.

Мотоблок с валом отбора мощности

На толкаемые тракторы могут устанавливаться все виды коробок отбора мощности — зависимые, независимые, синхронные и несинхронные. Каждый из них имеет преимущества и недостатки.

Дополнительные возможности с ВОМ

Именно благодаря ВОМ можно полностью использовать потенциал трактора, мотоблока или другой машины. Это и есть ВОМ. К подключенным устройствам относятся:

  • зернодробилка;
  • помпа некоторых агрегатов;
  • лесопилка;
  • сак (агрегат для сварки колес);
  • компрессор;
  • генератор;
  • гранулятор

Заключение

Вал отбора мощности абсолютно незаменим. Ведь он может превратить заготовку (а это трактор или тягач) в универсального солдатика. Но не только они. Среди машин, на которых монтируется такая коробка отбора мощности, Камаз и другие грузовики. Перед покупкой техники необходимо уточнить, какой тип ВОМ на ней установлен. Сам вал имеет колоссальную прочность и обычно долго не требует ремонта. Но иногда все же нужно произвести регулировку, устранить протечки через прокладки и проверить герметичность резьбовых соединений (они могут разболтаться). Среди недостатков ВОМ – значительный вес и стоимость. Но чудес не бывает. Однако современное оборудование постоянно совершенствуется, и это касается и этих валов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector