Двигатель три цилиндра Ока

Устройство авто

Ока — советский автомобиль с историей, которому пришлось пережить все тяготы распада Советского Союза. Это машина, которую можно было бы продолжить в виде «Оки-2», но этому замыслу, в силу определенного стечения обстоятельств, так и не суждено было сбыться. Оку любили многие советские автолюбители, и даже боялись ее на дороге.

Как только автомобиль не был назван, некоторые прозвища точно отражали все технические характеристики и функции этого автомобиля. Например, «сумасшедшая табуретка» точно подчеркнула все характеристики, которые получил компактный городской автомобиль с 3-цилиндровым китайским двигателем. С этим двигателем машина обрела гоночный характер. Автомобиль мог развивать на дороге скорость около 170 км/ч, а многих владельцев Оки даже не смущали не самые надежные «родные» тормоза.

3-цилиндровый двигатель – какой?

Так, на заводе в Серпухове было запущено производство трехдверного автомобиля малого класса под заводским обозначением СеАЗ-11116. Автомобиль характеризовался наличием переднего привода, а также установленным под капотом трехцилиндровым бензиновым силовым агрегатом.

Этот двигатель получил обозначение TJ 376 QE, производился TJ FAW по лицензии Daihatsu (лицензионный двигатель от Daihatsu Charade G10). Не случайно силовой агрегат был взят от японского автомобиля: вообще при проектировании советского автомобиля инженеры вдохновлялись взглядом на Daihatsu Cuore 1980 года выпуска.

Если внимательно присмотреться к Оке и старому Daihatsu Cuore, то можно найти между ними много общего. Вот и решили установить двигатель, который хоть и был разработан японскими инженерами, но в основном устанавливался на FAW Xiali. Китайский двигатель TJ сертифицирован и одобрен в соответствии с действующими на тот момент экологическими стандартами и правилами. Итак, по экологическому классу этот двигатель соответствует требованиям Евро-2.

Основные характеристики:

Мощность двигателя при 6000 об/мин составляла 53 лошадиные силы. Пиковый крутящий момент наблюдается при 3000 оборотах коленвала и равен 77 Нм. Силовой агрегат оснащен ЭБУ с электронным блоком управления производства Bosch, с заменой блока управления удалось добиться экологического класса Евро-3.

Так что Ока с установкой китайского двигателя TJ 376 QE получила отличную скорость и маневренность, как для своего класса. Для автолюбителя такая машина стала настоящим открытием: Ока маневренна, способна проскочить между машинами в тесном городском потоке, к тому же рядом с торговым центром всегда есть место для парковки Оки.

Многие ценили и до сих пор ценят автомобиль за его неприхотливость и низкие затраты на обслуживание. Ока часто становилась выбором не только опытных, но и начинающих автомобилистов, а также женщин, тем более что производитель позиционировал модель как «автомобиль для молодежи».

Главное отличие от авто с мотором ВАЗ

В 2006 году, когда «Ока» перешла в собственность «Северсталь-авто», СеАЗ запустил производство модификации с китайским двигателем на смену предыдущему вазовскому двигателю. Как известно, до этого автомобиль оснащался бензиновым двигателем ВАЗ-111 объемом 0,65 литра и мощностью 29 лошадиных сил при 5600 оборотах коленчатого вала в минуту. Двигатель агрегатировался с четырехступенчатой ​​коробкой передач. Это было достигнуто за счет «отрезания» от четырехцилиндрового двигателя двух цилиндров — первого и четвертого.

За годы своего существования автомобиль несколько раз подвергался существенной модернизации. Так производитель неоднократно дорабатывал панель приборов, отопитель салона и вентиляцию кузова. Улучшили пластиковый обвес, поставили новую решетку и бампер. Внешний вид и салон регулярно улучшались, благодаря чему автомобиль стал визуально лучше и комфортнее. Но главное отличие СеАЗ-11116-60 с китайским двигателем заключалось в том, что этот автомобиль при значительно меньшем уровне шума и вибраций развивал значительно большую мощность — 53 лошадиные силы против 32 сил.

Вместе с 5-ступенчатой ​​механической коробкой передач китайский ДВС увеличил разгонную динамику автомобиля, максимально возможную скорость, а с 2008 года обеспечил соответствие двигателя требованиям Евро-3.

Почему покупали ОКУ с 3-цилиндровым двигателем

Исходя из основных достоинств и преимуществ автомобиля с двигателем TJ 376 QE, можно выделить основные причины, по которым российские автолюбители купили СеАЗ-11116-60:

Появилась пятая передача, которой не хватало на предыдущей версии модели, особенно при движении по проселочным дорогам. Китайский двигатель «прокачал» разгонную динамику «Оки», которая теперь составила 18 с.и вместо прежних 27,5 с.Также производитель заверил более длительный ресурс агрегатов машины, особенно двигателя, равный 200 тысячам километров. Все эти доработки способствовали тому, что СеАЗ-11116-60 был выгодной покупкой до 2008 года, когда производитель счел производство малолитражного автомобиля нерентабельным.

Устройство двигателя ОКА

С конвейера производства и сборки сошли три модели СеАЗ «Ока», с разными модификациями силовых установок, одна из которых была китайского производства (Ока-11116). Две другие модификации этой малолитражки — 1111 и 11113 — оснащались двигателями отечественного производства.

Общая компоновка отечественных силовых агрегатов была идентична, отличие между ними заключалось в некоторых конструктивных особенностях, оказывавших влияние на технические характеристики установок.

Общее описание

Двигатель ВАЗ-1111 рядный, двухцилиндровый, с поперечным расположением. Благодаря такой компоновке моторный отсек получился компактным, что позволило уменьшить габаритные размеры автомобиля. Двигатель получил жидкостную систему охлаждения с принудительной циркуляцией, карбюраторную систему питания и электронную систему зажигания.

Модель 11113 имеет такую ​​же конструкцию силового агрегата. Отличие двигателей этих модификаций является основой. Версия 1111 — это фактически «половинка» 1,3-литровой установки ВАЗ-2108, а 11113 — 1,5-литровый двигатель той же «восьмерки». Из-за этого двигатели имеют разный объем двигателя и мощность.

Силовая установка закреплена в моторном отсеке на специальном подрамнике. Защита двигателя «Оки» производителем не предусматривалась.

Несмотря на то, что за основу установки был взят 4-цилиндровый двигатель, у агрегата «Ока» есть очень интересная особенность – синхронный ход поршней. Если посмотреть двигатель Оки в разрезе, то поршни расположены на одном уровне и «идут» вместе, а вот цилиндры работают раздельно.

Принцип работы двигателя с такой конструктивной особенностью довольно прост – в цилиндрах меняются такты. То есть, если в 1 цилиндре происходит такт сжатия, то в другом происходит такт выпуска. И так для всех циклов, поэтому цилиндры этого двигателя работают попеременно.

Блок цилиндров

Картер силовой установки отлит из чугуна. Как и на всех моделях ВАЗ, цилиндры не вставные, а высверливаются из блока. Воздуховоды для системы охлаждения (так называемая «рубашка») проходят через весь блок).

Читайте также: Как узнать номер АКПП по ВИН-коду Мерседеса

Так как силовой агрегат двухцилиндровый, рядный, то опор коренных шеек коленчатого вала в нижней части блока всего три. В процессе производства высокоточная обработка рабочих поверхностей этих опор осуществляется заодно с крышками.

В результате у каждой опоры своя крышка, и заменить их невозможно, иначе коленчатый вал может сломаться в процессе эксплуатации автомобиля. Чтобы исключить возможность установки крышки не на то место при ремонте силового агрегата, они маркируются.

Головка блока цилиндров отлита из алюминия. Поскольку ГРМ двигателя с верхним расположением распределительного вала, в головке блока цилиндров имеются постели под вал. Для установки распределительного вала были изготовлены три станины с крышками. Подшипники вала отсутствуют, их роль выполняют рабочие поверхности станины и крышки (поэтому при сильном износе подшипников необходимо заменить всю головку).

Распределительные клапаны также расположены в головке блока цилиндров (по 2 на каждый цилиндр). Как обычно, впускной клапан для обеспечения лучшего наполнения цилиндра горючей смесью имеет больший диаметр, чем выпускной клапан.

Головка блока цилиндров крепится к блоку 6 болтами. При затяжке креплений используется определенная схема, исключающая возможность «кривой» головки.

Болты требуют постепенной затяжки с увеличением крутящего момента. Усилие на болтах ГБЦ имеет строго определенные значения, поэтому затяжку необходимо производить динамометрическим ключом.

Распределительный вал изготовлен из чугуна, имеет высокую степень обработки рабочих поверхностей — опорных шеек и кулачка. Помимо воздействия на клапаны, распределительный вал также приводит в действие вакуумный топливный насос, для которого сзади имеется эксцентрик.

Регулировка тепловых зазоров на двигателях «Ока» осуществляется специальными шайбами, устанавливаемыми между кулачками распредвала и клапанами.

Коленчатый вал представляет собой отливку из магниевого чугуна с последующей высокоточной обработкой рабочих поверхностей. Он имеет 3 основных пальца и 2 стопки шатунов. 4 щеки на валу, расположенные между шейками, выполняют роль противовесов, снижающих вибрацию двигателя при работе. Смазка рабочих поверхностей коленчатого вала осуществляется с помощью масляных каналов, выполненных внутри вала.

Перед коленчатым валом имеются посадочные места для шестерни и шкива привода генератора. Сзади, помимо фланца для крепления маховика, имеется шестерня балансирных валов.

Маховик — чугунный, зубчатый венец посажен на него «на горячую».

Особенностью маховика является возможность его «переворота». То есть при сильном износе венца с одной стороны маховик можно провернуть, чтобы начать использовать неиспользуемую часть зубьев.

Подшипники скольжения коренных и шатунных пальцев изготовлены из мягких оловосодержащих сплавов. У несущих элементов коренных пальцев на рабочей поверхности выполнены специальные канавки для подвода смазки. Для правильной установки подшипников на ребрах есть специальные засечки.

Уравновешивающие валы предназначены для снижения вибрации силовой установки (а она значительно вибрирует из-за синхронного хода поршней). Они представляют собой два вала, установленных параллельно коленчатому валу и взаимодействующих с ним посредством шестерен.

Примечательно, что шестерни выполнены не из металла, а из текстолита или пластика. Так как эти шестерни не испытывают особой нагрузки в процессе эксплуатации, особой прочности они не требуют. Кроме того, использование текстолита и пластика позволило снизить общий вес силового агрегата.

Вместе с крышками обрабатываются нижние головки шатунов, а также вкладыши коленчатого вала. Чтобы не перепутать крышки при сборке и не установить их неправильно, имеются метки.

Цилиндро-поршневая группа

Поршень изготовлен из жаропрочного алюминиевого сплава, в процессе изготовления деталь подвергается дополнительной термообработке.

Дно поршня плоское (что делает двигатель «вставным»), но возможна установка поршней от ВАЗ-2108 с прорезями в днище для клапанов.

Количество колец – 3. Два верхних – компрессионные, третье – маслосъемное. В канавке маслосъемного кольца выполнено отверстие для слива удаляемой со стенок цилиндра смазки.

Компрессионные кольца уплотняют камеру сгорания (в цилиндрах создается необходимая компрессия). Кроме того, они участвуют в теплообмене – отводят тепло от верхней части поршня и передают его стенкам цилиндра. Маслосъемник снабжен радиальным расширителем для увеличения поверхности контакта со стенками.

Палец является частью круглого сечения, полым. Палец «плавает», то есть в работе произведения вращается в бобышках.

Отличия, технические показатели

Немного о том, чем отличаются по устройству двигатели Оки отечественного производства. В целом их общая конструкция идентична. Единственное отличие:

Что касается рабочих параметров, то они перечислены ниже:

Характеристики силовых агрегатов «Ока» 1111 и 11113
Параметр «Хорошо» 1111 «Хорошо» 11113 «Хорошо» 11116
Объем двигателя 649 куб см. 750 куб см. 993 куб.см
Мощность двигателя 29,3 л.с. 33 л.с 53 л.с
Крутящий момент 44 Нм 50 Нм 77 Нм
Компрессия двигателя 9,9 9,9 9,9
Тип системы охлаждения, объем Жидкость, 4,8 л Жидкость, 4,8 л Жидкость, 4,8 л
Тип системы смазки, объем масла Комбинированный, 2,5 л Комбинированный, 2,5 л Комбинированный, 2,5 л
Тип системы питания карбюратор карбюратор карбюратор
Тип системы зажигания в электронном виде в электронном виде в электронном виде

Все модификации силовой установки «Ока» комплектовались исключительно с 4-ступенчатой ​​механической коробкой передач.

«Ока»-11116

На завершающем этапе производства малолитражку стали оснащать силовым агрегатом китайского производства, что несколько «оживило» машину, но не спасло от сокращения производства.

Китайская установка была трехцилиндровой, общим объемом 1,0 л. Показатель расхода составил 53 литра. С. Этот двигатель уже оснащался инжекторной системой питания.

Кроме того, «Ока» с этим двигателем получила 5-ступенчатую механическую коробку передач.

Как разобрать двигатель ВАЗ Ока

 

Adblock
detector