Электронный блок управления стал неотъемлемой частью современного двигателя, и без его помощи невозможно обеспечить правильную работу всех систем и отследить их состояние. Датчик абсолютного давления, также известный как RPM, является лишь одним из многих контрольных устройств, влияющих на стабильность работы двигателя и передающих информацию в ЭБУ.
Во многих автомобилях он расположен на впускном коллекторе двигателя и регистрирует изменения давления во впускной магистрали. На основе этой информации ЭБУ оптимизирует состав смеси, поступающей в камеру сгорания.
Теперь давайте подробнее рассмотрим, что такое датчик абсолютного давления, как он работает и почему без него нельзя обойтись.
Для чего нужен датчик абсолютного давления
Как может выглядеть датчик абсолютного давления.
Это небольшое устройство отвечает за измерение абсолютного давления. Термин «абсолютное давление» используется не случайно, поскольку исходной точкой отсчета для измерения является состояние вакуума, которое принимается за абсолютное.
Как только данные поступают в ЭБУ, электроника определяет наиболее подходящую плотность воздуха и предполагаемый расход воздуха с учетом давления и температуры во впускном коллекторе, что необходимо для приготовления топливно-воздушной смеси подходящего качества. В соответствии с рассчитанным расходом воздуха блок управления выдает команды управления на необходимое время, и таким образом происходит регулирование работы форсунок. Хотя датчик давления является очень хорошей заменой расходомера, иногда они устанавливаются на устройстве вместе.
Как работает датчик абсолютного давления
Датчик обширной площади измеряет объем воздуха, проходящего через заслонку. На основе этого показателя формируется импульсная команда, определяющая, сколько топлива необходимо для создания сбалансированной топливно-воздушной смеси. Внутри датчика находится вакуумная камера, из которой предварительно удаляется воздух. Он соотносит значение давления во входном отверстии с давлением в вакуумной камере и генерирует выходной сигнал в соответствии с разницей. Для того чтобы датчик мог определить давление, необходимо выполнить весь процесс:
- Высокочувствительная мембрана датчика давления растягивается под действием давления во впускном коллекторе.
- Растяжение мембраны вызывает изменение сопротивления в поверхностном положении тензодатчиков, другими словами, имеет место так называемый пьезорезистивный эффект.
- В соответствии с динамикой сопротивления тензодатчиков можно наблюдать колебания напряжения.
- Способ подключения тензодатчиков обеспечивает высокую чувствительность, которая дополнительно усиливается схемой DAD, в результате чего выходное напряжение изменяется в диапазоне от 1 до 5 В.
- В зависимости от поступающего напряжения ЭБУ генерирует импульс, который поступает на форсунки. Это определяет давление на впускном клапане. Напряжение и давление прямо пропорциональны друг другу.
Читайте также: Что такое датчик массового расхода воздуха (MAF) и для чего он нужен.
Где находится ДАД
Установка DAD на корпус.
Уже упоминалось, что датчик находится на коллекторе. Мы лишь подчеркиваем, что это относится только к двигателям с инжекторами. Это особенно актуально, если автомобиль оснащен двигателем с турбонаддувом и компрессором.
На многих моделях, однако, его расположение несколько иное — в корпусе моторного отсека, и он крепится непосредственно к кузову. В этом случае впускной патрубок и впускной коллектор соединяются через гибкий шланг. Обратите внимание, что датчик MAP также устанавливается, если автомобиль не оборудован датчиком массового расхода воздуха (ДМРВ).
Признаки неисправности датчика абсолютного давления воздуха
Существует ряд «симптомов», которые могут указывать на неисправность датчика VALP:
- Заметно увеличивается расход топлива из-за того, что датчик сигнализирует ЭБУ о высоком давлении, тогда как на самом деле оно ниже. Затем ЭБУ дает команду на обогащение смеси до более высокого уровня, чем необходимо.
- Динамика двигателя ухудшается и не приходит в норму даже после прогрева.
- Даже летом наблюдаются белые выхлопные газы.
- В выхлопной трубе может присутствовать запах бензина.
- Скорость холостого хода не падает в течение длительного времени.
- Переключение передач сопровождается внезапным, рывковым переключением или запаздыванием.
- Прерывистые шумы, часто переходящие в грохот.
Читайте также: Почему автомобиль заводится и сразу останавливается?
Как проверить датчик абсолютного давления
Способ диагностики датчика MAP зависит от спецификации датчика, которая является аналоговой или цифровой. Чтобы проверить работу аналогового датчика абсолютного давления, выполните следующую процедуру:
- К вакуумному трубопроводу, соединяющему датчик давления с впускным коллектором, подключается адаптер датчика, а к нему — манометр.
- Двигатель запускается и работает на холостом ходу в течение нескольких минут. Если разрежение в коллекторе ниже 529 мм, стоит проверить, не пропускает ли воздух сам шланг. Стоит осмотреть мембрану манометра, чтобы убедиться в отсутствии дефектов.
- После снятия показаний манометра отсоедините его и замените вакуумным насосом. Затем создайте вакуум 55-56 мм рт. ст. и прекратите откачку. Манометр можно считать исправным, если вакуум остается неизменным в течение примерно 30 секунд, в противном случае потребуется замена устройства.
При работе с цифровым датчиком можно действовать следующим образом:
- Переведите тестер в режим вольтметра.
- Запустите двигатель и определите положение контактов питания и заземления. Подключите к тестеру провод, соединенный с выходным контактом датчика. Напряжение 2,5 вольт или более указывает на правильную работу. Если разница с указанным напряжением значительно увеличивается или уменьшается, устройство неисправно.
- Тестер переключается в режим тахометра, а вакуумный шланг отсоединяется.
- Щуп «+» должен быть подключен к сигнальной клемме, а щуп «-» — к земле. В норме измерительный прибор должен показывать 4400-4900 об/мин.
- Теперь вакуумный насос должен быть подключен к датчику абсолютного давления. По результатам повторных изменений вакуума не должно быть скачков в показаниях тахометра и давления.
- При отключении вакуумного насоса тахометр должен показывать 4400-4900 об/мин, в противном случае устройство неисправно.