Запасное колесо — это специальное запасное колесо, предназначенное для временной установки. Неисправное колесо можно заменить полноразмерным запасным колесом или комплектом для ремонта шин. Перед покупкой запасного колеса рекомендуется ознакомиться с его основными характеристиками, инструкциями по установке и требованиями безопасности при использовании.
- Что такое докатка
- Чем отличается докатка от обычного колеса
- Масса
- Типоразмеры
- Качество
- Прочность
- Цена
- Какое давление должно быть в докатке
- На какую ось можно ставить докатку
- С какой скоростью можно ехать на докатке
- Сколько можно ехать на докатке
- Правила езды на докатке
- Плюсы докатки
- Минусы докатки
- Как подобрать докатку
Что такое докатка
Запасное колесо того же размера, что и основное колесо рабочего комплекта, но с другой шириной шины, называется аварийным колесом или «докаткой». В стандартной комплектации большинство автомобилей оснащены запасным колесом, которое имеет отличительный цвет и устанавливается в специальном отсеке в багажнике.
Назначение такой запасной шины — самостоятельное передвижение до ближайшего шиномонтажа, мастерской или магазина в случае прокола или повреждения автомобильной шины.
Чем отличается докатка от обычного колеса
Запасное колесо имеет небольшой вес, так как оно предназначено для срочной замены поврежденного колеса базовой комплектации в неблагоприятных условиях: на дороге, под дождем или при низких температурах.
Масса
Вес запасного колеса значительно меньше, чем вес полного комплекта. Причины этого следующие:
- штампованный обод имеет более легкую структуру и меньшую ширину;
- номинальная ширина шины на 1/3 меньше;
- толщина шины уменьшается из-за малого слоя корда ткани и высоты протектора.
Такая конструкция призвана уменьшить объем занимаемого пространства в багажнике и повысить удобство посадки.
Типоразмеры
Наружный диаметр аварийного колеса, который должен соответствовать диаметру колес комплекта.
В экстренных ситуациях можно установить колеса R13 или R15, например, R14, но будьте готовы к значительному снижению маневренности и повышенному износу деталей подвески.
Качество
Запасное колесо изготовлено и испытано в соответствии с методами, указанными в ГОСТ Р 41.64 — 99 «Единообразные предписания для официального утверждения транспортных средств, оборудованных запасными колесами/шинами для временного использования». Следовательно, качество колесных колпаков соответствует требованиям безопасности, а управление таким автомобилем достаточно комфортно, но при строгом соблюдении ограничений по скорости и времени использования.
Прочность
Конструкция аварийного колеса и материалы позволяют обеспечить максимальный пробег в 2500-3000 километров в зависимости от производителя. Пока это значение не достигнуто, аварийное колесо отвечает всем требованиям прочности и обеспечивает безопасное вождение.
Цена
Цена аварийного колеса снижается на.
- метод производства — прессование и сварка;
- материал диска — углеродистая сталь;
- упрощенная технология производства шинного корда;
- отсутствие дополнительных вставок в конструкции шины.
Стоимость шины для автомобиля среднего класса колеблется от 600 до 2 500 рублей.
Какое давление должно быть в докатке
Сервисное или максимально допустимое давление в шинах для базового комплекта и аварийного колеса указано в руководстве по эксплуатации автомобиля. Эта информация также может быть выбита на стойке между дверями со стороны водителя или на боковине самой шины. Среднее значение составляет 4,0 — 5,5 атм в зависимости от модели автомобиля.
Обратите внимание, что максимально возможное давление на 25% выше номинального рабочего давления.
На какую ось можно ставить докатку
Общая рекомендация производителя аварийного колеса заключается в том, что компактный диск колеса должен быть установлен на неприводную ось. Однако есть и некоторые детали:
- Полноприводный автомобиль. Устанавливайте на заднюю ось только временное колесо. Если переднее колесо повреждено, замените его любым колесом на задней оси и колесом на запаске.
- Переднеприводные автомобили:
- Установка аварийного колеса на передней оси затрудняет начало движения, увеличивает тормозной путь и снижает устойчивость автомобиля на поворотах.
- Колесо на задней оси не влияет на маневренность и почти не влияет на торможение.
- Заднеприводные автомобили:
- Колесо на передней оси не влияет на распределение потока мощности, но может увеличить тормозной путь. Рекомендуется входить в повороты на скорости не более 20 км/ч, особенно при неблагоприятных погодных условиях.
- Задние запасные шины мало влияют на торможение, но снижают маневренность автомобиля на поворотах и требуют внимания при старте — выезжайте медленно, без рывков.
Поэтому лучшим решением является установка запасного колеса на заднюю ось автомобиля. В противном случае необходимо усилить контроль рулевого управления во время движения.
С какой скоростью можно ехать на докатке
Поскольку подушка для колес фактически является аварийным колесом, законодательное ограничение скорости не должно превышать 60 км/ч, хотя производители разрешают использовать такое колесо на скорости до 80 км/ч.
Следует помнить, что маневренность автомобиля с тележкой сильно ограничена, поэтому скорость следует выбирать с учетом опыта водителя и дорожных условий.
Сколько можно ехать на докатке
Если диаметр подушки колеса такой же, как у основных колес, то в сухую и теплую погоду на нем можно проехать 200 км, зимой не более 50-100 км.
Если подушка колеса больше или меньше других колес (например, основные колеса имеют 16 диаметров, а подушка — 15 или 17), поездку следует сократить вдвое.
Правила езды на докатке
Ниже перечислены основные впечатления от вождения с колесной клеткой
- Меньшая ширина колеса уменьшает площадь контакта шины с дорогой, что в свою очередь увеличивает тормозной путь;
- Сцепление шин с дорогой снижается из-за уменьшения глубины протектора, что может ухудшить управляемость автомобиля;
- В потоках мощности, передаваемых от двигателя к колесам одной оси, имеющим разную массу, нарушается соотношение между угловыми скоростями, что приводит к потере эффективности и возможной пробуксовке дороги.
Поскольку прокол колеса и использование запасного колеса является чрезвычайной ситуацией, при управлении таким автомобилем необходимо учитывать следующие моменты
- по возможности не используйте запасное колесо на ведущей оси;
- не используйте шины с низким давлением в шинах;
- используйте аварийную шину с таким же наружным диаметром;
- деактивировать электронную блокировку колес при установке колеса с другим наружным диаметром;
- не превышайте разрешенную скорость;
- Начинайте движение плавно, не давите слишком сильно на педаль акселератора;
- снижайте скорость на поворотах до 20-40 км/ч;
- поворачивайте рулевое колесо плавно, без рывков;
- Начинайте торможение своевременно, без резкого нажатия на педаль.
Обратите внимание, что тормозной путь автомобиля с аварийным колесом всегда длиннее, независимо от погодных условий.
Плюсы докатки
Использование тележки в качестве запасного колеса имеет следующие преимущества:
- маленький размер;
- низкая стоимость;
- простая и удобная установка;
- Нет необходимости периодически заменять запасное колесо вместе с основными колесами для обеспечения равномерного износа.
При условии соблюдения скоростных ограничений и правил торможения езда с запасным колесом совершенно безопасна и вполне комфортна.
Минусы докатки
Недостатки использования колесного каркаса заключаются в следующем:
- давление в колесах, состояние шин и глубину протектора необходимо регулярно проверять;
- из-за снижения сцепления колеса с дорожным покрытием увеличивается тормозной путь и ухудшается маневренность автомобиля на высоких скоростях;
- существует риск повреждения запасного колеса при неровностях дорожного покрытия на высоких скоростях (выше 60 км/ч).
Отказ электронной системы ABS, ESP или DSTC происходит только в случае установки колеса меньшего диаметра, поскольку разница в размерах распознается как проскальзывание или скольжение.
Как подобрать докатку
Для того чтобы выбрать подходящий колпак для колеса вашего автомобиля, необходимо обратить внимание на следующие моменты
- размер — он должен быть таким же, как у колес основного комплекта;
- Качество резины — сухие и потрескавшиеся шины быстро придут в негодность;
- Глубина протектора — чем мельче протектор, тем хуже сцепление с дорогой.
Лучшей заменой является колесо, изготовленное для каждой конкретной марки автомобиля.
В качестве запасного колеса лучше всего использовать аварийное колесо. Недорогое и качественное запасное колесо занимает мало места в багажнике и не требует особого ухода. Важным условием является то, что вы должны иметь возможность безопасно добраться до ближайшей станции техобслуживания.