Электрооборудование
Сегодня подавляющее большинство автомобилей, производимых во всем мире, оснащены ЭБУ. Это делает двигатель более эффективным, а вождение — более безопасным и комфортным. Не имеет значения, какой двигатель — бензиновый или дизельный.
ЭСУД что такое, расшифровка
ECM — это электронная система управления двигателем. Это набор электронных элементов управления, которые отвечают за работу только двигателя или двигателя вместе с другими системами автомобиля. По сути, это бортовой компьютер автомобиля.
Виды систем
ЭБУ делятся на два типа, которые имеют свои преимущества и недостатки:
- В первом, часто обозначаемом английской аббревиатурой ECM (модуль управления двигателем), компьютер управляет только двигателем.
- Во втором, ECU (электронный блок управления), он отвечает за работу всех систем автомобиля: двигателя, подвески и т.д.
ВАЖНО: Чаще всего используется блок, общий для всех систем, так как это упрощает внутреннюю структуру автомобиля с точки зрения дизайна и снижает затраты на установку. То есть, проще проложить все провода от всех датчиков в одном месте, чем монтировать их в разных местах.
С другой стороны, единое подразделение менее безопасно, чем «отдельные зоны ответственности» для разных систем. Его отказ повлияет на работу всех машин, в то время как отдельные агрегаты работают независимо друг от друга. Например, тормозная система может работать нормально, если есть неисправность в блоке управления или двигателе.
Один блок управления состоит из следующих компонентов:
- Приводное устройство.
- Блок управления тормозами.
- Центральный блок управления.
- Синхронизирующий блок.
- Блок управления кузовом.
- Устройство контроля подвески.
Где находится ЭСУД
В подавляющем большинстве случаев ЭБУ, а точнее ЭБУ (электронный блок управления) находится под приборной панелью. В зависимости от автомобиля он может быть расположен в центре или рядом с рулевым колесом. Обычно его легко достать с помощью простой отвертки. Это место сделано для легкого доступа. Визуально как отечественные, так и зарубежные ЭБУ представляют собой небольшую (обычно размером с две ладони) плоскую коробку с гнездами для проводов.
Устройство ЭСУД
Поскольку ЭБУ по сути является компьютером, технически он построен так же, как и обычный ПК. Система запоминает основные настройки, сделанные производителем, и контролирует эти параметры во время работы двигателя.
На техническом уровне подразделение состоит из:
- Устройство постоянной памяти (ПЗУ). Это память, которая содержит основной алгоритм управления двигателем. Его можно изменить вручную. Настройки не стираются при выключении двигателя.
- Оперативная память. Память, обрабатывающая оперативные данные от систем: соответствие параметрам, установленным в ПЗУ, ошибки и т.д. Устройство дополнительно питается от аккумулятора, поэтому оно может сохранять данные даже в случае отключения электроэнергии.
- Электрически программируемая память (EEPROM). Память, в которой хранятся коды противоугонной системы. Также отвечает за функцию иммобилайзера.
Принцип работы ЭСУД
Основная задача системы — эффективная работа двигателя. На основе информации, полученной от различных узлов, он регулирует крутящий момент, мощность и другие показатели в зависимости от режима работы двигателя, конфигурации ЭБУ и типа (наиболее популярные — m20, m73, m74, m86).
Стандартные режимы работы двигателя, выделяемые ЭБУ:
- Старт и разминка.
- Холостой ход.
- Вождение, торможение.
- Переключение передач.
Набор источников, из которых ЭБУ получает данные, зависит от модели автомобиля и его оснащения. Типичные датчики включают: положение коленчатого вала, фазировку, расход воздуха, температуру охлаждающей жидкости, положение дроссельной заслонки, скорость, кислород и детонацию.
Кроме того, ЭБУ выполняет непрерывную самодиагностику, также основанную на показаниях датчиков.
Диагностика
Помимо автоматической проверки правильности работы ЭБУ, специалисты рекомендуют регулярно проверять систему. Техническое обслуживание должно проводиться в среднем каждые 15 000 км. Диагностика ЭБУ проводится с помощью специального тестера, который подключается к специальному разъему. Иногда используется беспроводная карта, использующая специальный протокол.
ВАЖНО: Расшифровку показаний лучше всего поручить специалисту, который на основании полученных данных сможет сделать вывод — какой именно компонент ЭБУ неисправен. За этими первичными выводами следует более тщательная проверка подозрительного компонента.
Перед тестированием сканера необходимо проверить электропитание системы и отдельных ее компонентов. Причиной неисправности может быть неисправная проводка, короткое замыкание, коррозия, различные виды неисправностей.
Неисправности и их причины
Обнаружение неисправностей в ЭБУ может быть инициировано наблюдением за рядом признаков. Во-первых, при включении зажигания все сигнальные лампы системы должны загореться одновременно — так система проверяет свой диагностический механизм. При запуске двигателя все они должны гаснуть одновременно. Если какой-либо из них загорается во время работы автомобиля, это указывает на проблему в двигателе. В лучшем случае система может заглушить двигатель, чтобы избежать серьезных повреждений. Существует длинный список вещей, которые могут выйти из строя, например, перегоревшая система охлаждения, неработающий нагреватель или неработающий термостат.
ВАЖНО: ЭБУ — это тонкая система, поэтому описание проблем, которые могут возникнуть с электроникой, может занять много времени.
Основными причинами неисправности являются:
- Разбивка датчиков, передающих данные в ЭБУ.
- Неисправности в самом блоке управления.
- Выход из строя исполнительных механизмов блока управления (увеличение сопротивления, обрыв обмотки соленоида и т.д.).
- Повреждение электрической системы.
- Участие неуполномоченных лиц в работе электронных систем, что могло нарушить их целостность.
Часто ЭБУ выходит из строя из-за механических повреждений. Это не обязательно должен быть удар, но сильной вибрации достаточно, чтобы повредить систему. Следующими по частоте повреждения электродов являются резкие перепады температуры, коррозия, попадание влаги под защитную оболочку вследствие декомпрессии устройства. Также нередко неумелое вмешательство в систему нарушает ее нормальную работу.
Ремонт системы следует доверять только специалистам.
Типовые значения параметров ЭСУД
Типичные значения параметров системы зависят от ряда факторов. Прежде всего, они зависят от марки автомобиля. На них также влияют влажность, температура окружающей среды и т.д. Таблицы типичных значений для конкретных марок автомобилей, которые используются для идентификации ЭБУ, можно найти в Интернете.
Очистка памяти контроллера ЭСУД
Функция сброса памяти используется для очистки сохраненных данных в ЭБУ. Это полезно при замене датчиков, при необходимости повторной прошивки автомобиля или когда автомобиль начинает вести себя странно без видимых причин. Если эту функцию нельзя найти в меню ЭБУ, память можно очистить с помощью специального программного обеспечения, доступного в Интернете. Эта процедура стирает данные, накопленные во время самообучения системы, и восстанавливает заводские настройки. Эту процедуру следует выполнять при выключенном двигателе.
Распиновка
Распиновка — это процесс определения того, к какому процессу относится тот или иной провод или разъем и каково его назначение. Например, информация о кислороде может передаваться по одному кабелю, об охлаждении — по другому и так далее. Подробный список декодирования для наиболее популярных систем — Bosch, Январь, Itelma — можно найти в Интернете.
Контроллер ЭБУ
ЭБУ — это сама микропроцессорная плата. На практическом уровне нет никакой разницы между терминами ECU и ЭБУ. Разница в том, что ЭБУ — это физически коробка с электроникой, а система — это комплекс, включающий блок, датчики и рабочие процессы.
Датчик ЭСУД
Датчики в электронной системе являются одним из основных ее компонентов, связующим звеном между трансмиссией и ЭБУ, и от них зависит качество управления двигателем. Во время профилактического осмотра ЭБУ следует тщательно проверить соединение и сами датчики на наличие любых повреждений (механических, от перегрева или коррозии и т.д.).
Главное реле
Главное реле системы инициирует большинство процессов: включая подачу питания на датчики, реле бензонасоса и вентилятора охлаждения двигателя, катушки зажигания и форсунки. Главное реле защищено предохранителем.
Таблица масс ЭСУД в различных автомобилях
Шасси автомобиля обычно служит заземлением для системы управления. Если какой-либо из контактов заземления теряет свою надежность, цепь нарушается, и качество системы страдает. Например, двигатель начинает произвольно менять режим, набирая или теряя обороты без вмешательства водителя. Для решения такой проблемы необходимо знать точки заземления ЭБУ.
Модели | Точки заземления |
АвтоВАЗ 2108-9 и 13-15 1. | Заземление ЭБУ берется от двигателя, от винтов крепления штекера на правой стороне блока головки. На контроллерах BOSCH 7.9.7 или Январь 7.2 заземление берется от шпильки, крепящей рамку центральной консоли приборной панели к туннелю пола (внутри центральной консоли, под пепельницей). |
ВАЗ 2110-12, семейство 1,5 л. | От болтов на левой стороне блока головок. |
ВАЗ 2114, 21124 семейство 1.6L. | Контроллеры BOSCH 7.9.7 или Январь 7.2. Заземление на четыре катушки зажигания от винта М6, заземление на ЭБУ — от шпильки на кронштейне крепления ЭБУ, с левой стороны. К шпильке — со стороны моторного щита. Здесь могут возникнуть проблемы, необходимо затянуть гайку, которая продолжает ослабевать. |
Нива с контроллером Bosch MP 7.0. | От болтов, удерживающих штекер на месте распределителя зажигания — трамблера. |
Нива с контроллером Bosch M 7.9.7. | Масса берется из корпуса, из его крепежных шпилек. Частой проблемой является то, что зажим намного толще, чем необходимо для равномерного прижатия корончатой шайбы к корпусу. |
Chevrolet Niva с контроллером Bosch MP 7.0. | Заземление берется от двигателя, от шпилек M8 на его нижней левой стороне, под модулем зажигания. |
Priora | С крепления ЭБУ (на кронштейне). |
Калина | Соединение заземления находится с правой стороны двигателя, на кронштейне крепления впускного коллектора. |
2104-07 модельный ряд. | Старые контроллеры. Заземление идет от болта, крепящего кронштейн модуля зажигания к двигателю. |
Газель с двигателем 405, 406. | От приваренной шпильки на шайбе над правой продольной балкой, под выступом крышки двигателя. |
УАЗ Патриот с Микас 11 Е2 | Контакт с кузовом через приваренную шпильку на нижней стороне левого крыла. |