Электронное зажигание бесконтактное

Устройство авто

Бесконтактная система зажигания является более совершенной системой, чем контактно-транзисторное зажигание. Главной особенностью является использование бесконтактного датчика вместо контактного прерывателя. Другими словами, конструкция распределительного прерывателя исключает контакты. Соответственно, такие системы называются бесконтактными системами зажигания.

Бесконтактное зажигание

Установка бесконтактной системы зажигания возможна даже на автомобили с изначально установленной контактной системой.  По этой причине данное решение очень популярно среди владельцев отечественных автомобилей (например, бесконтактное зажигание ВАЗ). В следующей статье мы рассмотрим, как устроено и работает электронное зажигание, а также преимущества этого типа системы зажигания.

Система зажигания: бесконтактное зажигание

Бесконтактная схема зажигания

Таким образом, бесконтактная система увеличивает мощность двигателя, снижает расход топлива, уменьшает выбросы выхлопных газов и т.д. Это возможно благодаря тому, что разряд имеет более высокое напряжение (30 000 В). Сильная искра, в свою очередь, обеспечивает более эффективное и полное сгорание смеси.

В качестве альтернативы, отсутствие контактов позволяет подавать ток на первичную обмотку катушки зажигания через полупроводниковый коммутатор, что приводит к более высокой энергии искры и более высокому напряжению на вторичной обмотке катушки. В среднем этот показатель составляет до 10 кВ;

Электромагнитный импульс также работает лучше, чем контактная группа. Работа более стабильна при различных оборотах двигателя, агрегат выдает большую мощность и способен сэкономить до 1,0 литра топлива по сравнению с аналогами, оснащенными контактной системой зажигания.

Следует также добавить, что отказы происходят реже, а сама система требует обслуживания гораздо реже. Бесконтактное зажигание не требует очистки или регулировки.

Кроме того, электронное зажигание требует меньше энергии от аккумулятора для нормального функционирования. Это означает, что двигатель можно запустить даже при разряженном аккумуляторе. Это объясняется тем, что после включения зажигания компоненты практически не потребляют энергию от аккумулятора.

По сравнению с контактным зажиганием, оно потребляет энергию при замыкании контактов коммутатора и нагреве катушки зажигания даже при выключенном двигателе. По своей конструкции схема бесконтактного зажигания состоит из нескольких компонентов. Если рассматривается схема зажигания такого типа, то она включает в себя:

  • электропитание;
  • выключатель зажигания,
  • импульсный преобразователь;
  • транзисторный коммутатор;
  • катушка зажигания;
  • дистрибьютор;
  • свечи зажигания;
Читайте так же   Антиблокировочная тормозная система ABS

Распределитель соединен со свечами зажигания через ВВ провода (высоковольтные провода к свечам зажигания). Фактически, конструкция бесконтактной системы зажигания похожа на конструкцию контактной системы зажигания, но есть и отдельные компоненты (датчик импульсов, транзисторный коммутатор).

  • Для начала датчик пульса генерирует электрические импульсы. Такие импульсы имеют низкое напряжение.  Датчик может быть датчиком Холла, а также индуктивным или оптическим датчиком.

Наиболее распространенным датчиком импульсов Холла в бесконтактных системах зажигания является индуктивный или оптический датчик. Вкратце, датчик работает путем индуцирования поперечного напряжения в проводниковой пластине, которая электрически заряжена магнитным полем.

  • Сам датчик Холла состоит из постоянного магнита, полупроводниковой пластины с интегральной схемой и металлического экрана со специальными прорезями. Магнитное поле проходит через щели в экране, и в полупроводниковой пластине генерируется напряжение.

Кроме того, экран предотвращает постоянный поток магнитного поля, что приводит к отсутствию напряжения на полупроводниковой пластине. Оказалось, что низковольтные импульсы генерируются из-за чередования щелей в экране.

Импульсный преобразователь подключается к коллектору, образуя единый преобразователь-манифольд. Датчик напоминает распределитель, приводимый в действие коленчатым валом двигателя внутреннего сгорания.

  • Другим компонентом является коммутатор транзистора. Этот элемент используется для прерывания тока в первичной цепи катушки зажигания.

Прерывание реализуется сигналами от датчика импульсов (попеременное открытие и закрытие выходного транзистора).

Бесконтактная система зажигания: принцип работы

Принцип бесконтактного зажигания

Рассмотрев конструкцию и компоненты, теперь можно перейти к тому, как работает бесконтактная система зажигания. Для начала, когда коленчатый вал двигателя вращается, на датчик распределителя подается импульс напряжения. Импульсы передаются на транзисторный коммутатор.

Коммутатор, в свою очередь, генерирует импульсы тока в первичной цепи катушки зажигания. Когда происходит разрыв тока, во вторичной обмотке катушки индуцируется ток высокого напряжения.

Читайте так же   Вездеход Нива на больших колесах

Затем ток высокого напряжения подается на центральный контакт распределителя, а затем снова распределяется по свечам зажигания через ВВ провода, в зависимости от последовательности работы цилиндров. На свечах зажигания образуется искра, которая воспламеняет рабочую топливно-воздушную смесь в цилиндрах.

Когда частота вращения коленчатого вала увеличивается, момент зажигания (опережение зажигания) регулируется центробежным регулятором опережения зажигания. При изменении нагрузки двигателя момент зажигания регулируется вакуумным регулятором опережения зажигания.

Неисправности  бесконтактной системы зажигания: признаки и причины

Бесконтактное зажигание ВАЗ

Как и любое другое решение, бесконтактная система зажигания имеет как преимущества, так и недостатки. К основным недостаткам относится то, что надежность некоторых компонентов (особенно при использовании дешевых аналогов) может быть низкой.

Само собой разумеется, что неисправности в системе зажигания оказывают прямое влияние на работу двигателя. Важно обращать внимание на следующие признаки:

  • Двигатель трудно или невозможно запустить (вероятны проблемы со свечами зажигания, ВВ проводами, катушкой зажигания и т.д.).
  • Также на неисправность в системе зажигания указывает ненадежный холостой ход двигателя. Это может быть вызвано неисправностью крышки датчика распределителя, неисправностью транзисторного переключателя или самого датчика распределителя;
  • Отмечается повышенный расход бензина, падение мощности двигателя, пропуски зажигания и т.д. В этом случае может произойти отказ центробежного регулятора времени зажигания, отказ вакуумного регулятора времени зажигания и т.д.

Следует также добавить, что бесконтактная система традиционно имеет слабые места. Это в полной мере относится к коммутаторам, особенно старого типа. Катушка также может выйти из строя.

Также рекомендуем прочитать статью о том, как определить, раннее или позднее зажигание. Из статьи вы узнаете, какие симптомы указывают на раннее или позднее зажигание, какие симптомы указывают на неисправность в системе зажигания и т.д.

На практике необходимо приобрести модифицированный коммутатор, и желательно иностранного производства. Такое решение «работает» дольше, но срок его службы в отдельных случаях, к сожалению, может оказаться недолгим.

Читайте так же   Жидкость для гидроусилителя руля

В любом случае, неисправности в бесконтактной системе зажигания могут касаться и свечей зажигания, при этом часто возникают неисправности в области соединений цепей низкого и высокого напряжения, обрыва проводов, окисленных контактов и плохих соединений. В случае более продвинутых электронных систем к этому могут добавиться проблемы с ЭБУ, сбои в работе отдельных датчиков.

В любом случае, важно знать, что использование некачественных компонентов системы зажигания может привести к проблемам. Например, установка неподходящих или проблемных свечей зажигания, несвоевременная замена, использование дешевых катушек зажигания или неисправных высоковольтных проводов могут повлиять на функциональность и состояние других компонентов системы и на работу двигателя внутреннего сгорания.

Нельзя исключать и другие факторы (повреждение, попадание жидкости, окисление и т.д.). Например, при мойке двигателя компоненты системы зажигания должны быть изолированы отдельно, следует избегать активного накопления влаги во время работы двигателя и т.д.

Что в итоге

Как видите, если сравнивать контактную и бесконтактную системы зажигания, то последняя работает лучше. Также такая система не требует регулировки и настройки, то есть не возникает вопроса, как настроить зажигание. Причина в том, что обслуживание сводится к минимуму.

Как оценить зажигание дизельного двигателя

Также рекомендуем прочитать статью о том, как отрегулировать зажигание в дизельном двигателе. Из этой статьи вы узнаете, как отрегулировать и выставить зажигание в дизеле и что нужно знать о зажигании в дизельном двигателе. Однако не стоит полагать, что замена контактной системы зажигания на бесконтактную всегда будет означать, что это решение намного надежнее. Дело в том, что только импортные системы, состоящие из дорогих компонентов, работают хорошо и долго.

При покупке электронного зажигания для ВАЗ рекомендуется выбирать все компоненты хорошего качества, т.е. не спешите покупать комплект бесконтактного зажигания по самой низкой цене. Как правило, необходимо отдельно остановиться на качестве и надежности компонентов в таких наборах.

Adblock
detector