- Ответственный за БДД: в какой организации необходим, основные требования
- Каким организациям нужен ответственный за БДД
- Какие штрафы предусмотрены за нарушение требований БДД
- Не все эти штрафы можно проверить в бесплатных сервисах — например, на сайте ГИБДД или Госуслугах. Кроме того, если автопарк крупный, ручная проверка постановлений отнимает слишком много времени. Организациям от 30 автомобилей в парке подходит сервис OnlineГИБДД. Он ежедневно проверяет новые штрафы, показывает, за что они выписаны и позволяет быстро оплатить их. Кроме того, сервис предоставляет услугу по автоматической проверке водительских удостоверений, что позволяет исключить допуск к управлению транспортными средствами водителей, лишенных прав.
- Кого можно назначить ответственным за БДД
- Какие виды обучения должен пройти ответственный за БДД
- Каковы обязанности специалиста по БДД
- Какие документы должны быть в организации для обеспечения БДД
- Можно ли оплатить штраф за нарушение требований БДД со скидкой?
- Не пропустите новые полезные публикации
Ответственный за БДД: в какой организации необходим, основные требования
1 января 2021 года вступил в силу Приказ Минтранса №282. Он утвердил профессиональные и квалификационные требования к работникам организаций и ИП, которые занимаются перевозками пассажиров и грузов. В частности, приказ внёс некоторые изменения в работу специалистов, ответственных за соблюдение организацией безопасности дорожного движения (БДД).
В статье расскажем:
Каким организациям нужен ответственный за БДД
Согласно пункту 2 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», все юрлица и ИП, занимающиеся грузовыми и пассажирскими перевозками, должны иметь в штате ответственного за обеспечение БДД. Этот специалист необходим, даже если на балансе организации всего один автомобиль, или весь транспорт — автобусы и грузовые автомобили — берётся в аренду и используется только для собственных нужд.
Если в штате организации немного водителей, то достаточно иметь одного специалиста по обеспечению БДД. При этом он может совмещать должность с другими обязанностями. Если автопарк и штат водителей большие, то имеет смысл создать специальный отдел по БДД (от двух человек). Чем больше водителей, тем больше специалистов должно быть в отделе.
Специалист, ответственный за БДД, не нужен, если:
- компания пользуется услугами наёмных перевозчиков;
- автомобили компании исключительно сдаются в аренду;
- используются легковые автомобили только для собственных нужд;
- автомобиль есть, но не эксплуатируется (нет расходов на техобслуживание, текущий ремонт и горюче-смазочные материалы, нет затрат через бухгалтерию).
Какие штрафы предусмотрены за нарушение требований БДД
В ПДД РФ есть «Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения». В пункте 12 этих положений перечислены действия, которые запрещено совершать должностным лицам и другим работникам, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств. А эта ответственность как раз возложена на специалиста по обеспечению БДД в организации. Согласно документу, им запрещается:
1) Выпускать на линию транспортные средства:
- имеющие неисправности, с которыми их эксплуатация запрещена;
- переоборудованные без соответствующего разрешения;
- не имеющие госрегистрации;
- не прошедшие техосмотры.
2) Допускать к управлению транспортом водителей:
- в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии;
- не имеющих страхового полиса ОСАГО;
- не имеющих права управления соответствующей категорией транспорта.
3) Направлять на дороги с асфальто- и цементно-бетонным покрытием тракторы и другие самоходные машины на гусеничном ходу.
За нарушение этих запретов КоАП РФ предусматривает административную ответственность — штрафы. Они прописаны в статьях 12.31, 12.31.1, 12.32, 12.32.1.
Выпуск на линию транспортного средства, не имеющего госрегистрации и не прошедшего техосмотры (часть 1 статьи 12.31 КоАП РФ).
- на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств — 500 рублей;
- на юридических лиц — 50 000 рублей.
Выпуск на линию автомобилей с неисправностями, с которыми их использовать запрещено, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 11.23 КоАП РФ.
Выпуск на линию автомобиля, переоборудованного без соответствующего разрешения (часть 2 статьи 12.31 КоАП РФ).
- на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств — от 5 000 до 8 000 рублей.
Выпуск на линию транспортного средства с поддельными номерами.
Выпуск на линию автомобиля с огнями красного цвета или световозвращающими приспособлениями красного цвета на передней его части (часть 3 статьи 12.31 КоАП РФ).
- на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств — от 15 000 до 20 000 рублей;
- на юридических лиц — 50 000 рублей.
Выпуск на линию транспортного средства, оборудованные звуковыми и световыми спецсигналами без соответствующего разрешения (кроме охранной сигнализации), а также с незаконно нанесенными специальными цветографическими схемами автомобилей оперативных служб (часть 4 статьи 12.31 КоАП РФ).
- на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств — 20 000 рублей;
- на юридических лиц — 50 000 рублей.
Перевозка пассажиров и грузов автомобильным и городским наземным электрическим транспортом с нарушением профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых к работникам организации (часть 1 статьи 12.31.1 КоАП РФ).
- на должностных лиц — 20 000 рублей;
- на юридических лиц — 100 000 рублей.
Перевозок пассажиров, багажа и грузов автомобильным и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медосмотров водителей (часть 2 статьи 12.31.1 КоАП РФ).
- на граждан — 3 000 рублей;
- на должностных лиц — 5 000 рублей;
- на юридических лиц — 30 000 рублей.
Перевозок пассажиров, багажа и грузов автомобильным и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсового контроля его технического состояния (часть 3 статьи 12.31.1 КоАП РФ).
- на граждан — 3 000 рублей;
- на должностных лиц — 5 000 рублей;
- на юридических лиц — 30 000 рублей.
Перевозка пассажиров и грузов автомобильным и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований безопасности в особых условиях (часть 4 статьи 12.31.1 КоАП РФ).
- на водителя — 2 500 рублей;
- на должностных лиц — 20 000 рублей;
- на юридических лиц — 100 000 рублей.
Перевозка пассажиров и грузов автомобильным и городским наземным электрическим транспортом водителями, допущенными к работе без прохождения ими инструктажей (часть 5 статьи 12.31.1 КоАП РФ).
- на должностных лиц — 10 000 рублей;
- на юридических лиц — 30 000 рублей.
Допуск к управлению транспортным средством водителя в состоянии опьянения или не имеющего права управления транспортным средством (статья 12.32 КоАП РФ).
- на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств — 20 000 рублей;
- на юридических лиц — 100 000 рублей.
Допуск к управлению транспортным средством водителя без российского национального водительского (статья 12.32.1 КоАП РФ).
- на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств — 50 000 рублей.
Не все эти штрафы можно проверить в бесплатных сервисах — например, на сайте ГИБДД или Госуслугах. Кроме того, если автопарк крупный, ручная проверка постановлений отнимает слишком много времени. Организациям от 30 автомобилей в парке подходит сервис OnlineГИБДД. Он ежедневно проверяет новые штрафы, показывает, за что они выписаны и позволяет быстро оплатить их. Кроме того, сервис предоставляет услугу по автоматической проверке водительских удостоверений, что позволяет исключить допуск к управлению транспортными средствами водителей, лишенных прав.
Кого можно назначить ответственным за БДД
Логично возложить обязанности ответственного за БДД на специалистов, которые занимаются схожей деятельностью. Если в организации такие есть. Это могут быть:
- руководители и заместители руководителей, отвечающие за обеспечение безопасности движения;
- начальники отделов эксплуатации и безопасности дорожного движения, технического контроля, предприятий транспорта, колонн (маршрутов), отрядов;
- диспетчеры и механики отдела технического контроля;
- механики колонн и отрядов.
Если таких должностей нет, обязанности специалиста, ответственного за БДД, может выполнять любой сотрудник предприятия, чьи функции близки к функциям перечисленных выше работников. Отвечать за БДД может главный инженер организации, директор или зам. директора.
Однако назначенный на должность человек должен соответствовать ряду требований, которые предъявляются к образованию и стажу.
Требования к выпускникам колледжей и техникумов:
- Организация перевозок и управление на транспорте,
- Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта,
- Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог,
- Автомеханик,
- Водитель городского электротранспорта,
- Машинист дорожных и строительных машин,
- Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей,
- Машинист локомотива
- Если образование получено по другой специальности, нужно пройти профессиональную переподготовку на специалиста, ответственного за обеспечение БДД, и аттестацию на право занимать соответствующую должность.
- Стаж работы в области обеспечения безопасности дорожного движения не менее трех лет.
Требования к выпускникам вузов:
Диплом об образовании по одному из направлений подготовки:
Если высшее образование получено по другой специальности, также требуется пройти профессиональную переподготовку на специалиста, ответственного за обеспечение БДД и аттестацию.
Требований к стажу работы выпускников вузов не предъявляется.
Какие виды обучения должен пройти ответственный за БДД
Если образование претендента на должность ответственного за БДД, не соответствует требованиям, ему придётся пройти профессиональную переподготовку на специальных курсах и получить диплом.
Курсы можно пройти очно и онлайн. Обучение длится 1,5–2 месяца, то есть не менее 250 часов. Разброс цен в разных регионах составляет от 5 000 до 17 000 рублей и более.
Если образование ответственного за БДД соответствует всем требованиям, он должен пройти аттестацию по БДД. Аттестационная комиссия состоит из представителей Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и Агентства автомобильного транспорта (Росавтотранс).
Подать заявление на аттестацию можно онлайн на сайте Росавтотранса, выбрав адрес и время прохождения испытания. Здесь же есть перечень тем и вопросов для прохождения аттестации, по которым можно подготовиться. В перечне 360 вопросов с вариантами ответов, которые проверяют знания нормативно-правовых актов и технических норм безопасности движения. Непосредственно на аттестации кандидат получит тест из 20 вопросов. На решение теста отводится полчаса. Чтобы пройти аттестацию, нужно ответить верно минимум на 18 вопросов.
О результатах тестирования специалист узнаёт в тот же день. В течение трёх рабочих дней комиссия направляет результаты в Росавтотранс. А там информация об аттестованных специалистах вносится в соответствующий реестр. Как только запись о специалисте появляется в реестре, аттестация считается действующей.
Процедура аттестации специалистов по БДД подробно описана в приказе Минтранса №283. Про необходимость проходить периодическую переаттестацию в документе не упоминается. Поэтому можно сказать, что до истечения срока действия приказа — до 2027 года — переаттестовываться не придется.
Что касается курсов повышения квалификации для специалистов по обеспечению БДД, то их необходимость и периодичность в официальных источниках также не закреплены. Однако, согласно части 2 статьи 20 ФЗ №196-ФЗ, руководители организации обязаны создавать условия для повышения квалификации этих работников. А нужно ли направить специалиста по БДД на курсы, руководитель решает на своё усмотрение (статья 196 ТК РФ).
Каковы обязанности специалиста по БДД
Обязанности ответственного за БДД обычно перекликаются с требованиями к его умениям, перечисленным в пункте 15.2 приказа Минтранса №282. Вот некоторые из них:
- проводить агитационно-массовую работу по безопасности дорожного движения в коллективе, мероприятия по предупреждению ДТП;
- анализировать причины аварий и нарушений ПДД, которые совершили водители организации;
- готовить отчеты о ДТП и принятых мерах по их предупреждению;
- информировать водительский состав, инженерно-технических работников и руководителей о состоянии аварийности, причинах и обстоятельствах ДТП;
- составлять оперативные сводки и рапорты о работе и происшествиях за смену;
- контролировать, чтобы водители допускались за руль только тех категорий транспорта, право управления которыми предоставлено им в соответствии с водительскими удостоверениями;
- контролировать, соблюдают ли водители режим труда и отдыха, прошли ли они медосмотр и обучение оказанию первой помощи пострадавшим в ДТП;
- проводить вводный, предрейсовый, сезонный, специальный инструктажи водителей;
- организовывать работу контролеров технического состояния транспортных средств;
- проверять наличие документов о ТО, регистрационных документов при выпуске автомобилей на линию;
- оперативно переключать автомобили с маршрута на маршрут или на другой путь следования в связи с ремонтом дорог;
- организовывать стажировку водителей и работу водителей-наставников.
Какие документы должны быть в организации для обеспечения БДД
Чтобы обеспечить соблюдение безопасности дорожного движения, в организации не только должны быть специалисты, отвечающие за неё, но и пакет документов, в соответствии с которыми эти работники будут выполнять свои ежедневные обязанности. Перечень документов по БДД довольно объемный. Он включает:
- должностные инструкции ответственного за БДД и других работников, связанных с эксплуатацией транспорта;
- приказы о назначении ответственных лиц;
- инструктажи по мерам безопасности при эксплуатации разных категорий транспорта;
- инструктажи по особенностям работы в разных дорожных и природных условиях;
- план мероприятий по БДД и предупреждению ДТП на год;
- приказы о стажировках водителей;
- документы, регламентирующие прохождение водителями медосмотров;
- путевые листы для разных видов транспорта;
- графики проведения ТО;
- документы, связанные с обучением и повышением квалификации водителей в области БДД;
- журналы учета ДТП и нарушений ПДД водителями организации
и еще около 50 документов с актами, положениями и приложениями.
Документы нужно постоянно поддерживать в актуальном состоянии и своевременно вносить в них изменения.
Купить готовый пакет документов для обеспечения БДД, разработанный специалистами Онлайн ГИБДД, можно на нашем портале.
Можно ли оплатить штраф за нарушение требований БДД со скидкой?
Все перечисленные выше штрафы можно оплатить со скидкой 50%, если сделать это не позднее 20 дней со дня вынесения постановления. Такая возможность предусмотрена частью 1.3 статьи статьи 32.2 КоАП РФ.
Форма поиска по УИН штрафа (Проверить скидку на штраф)
Не пропустите новые полезные публикации
Мы расскажем о тонкостях законодательства, поможем в этом разобраться и подскажем, что делать в спорных ситуациях.