Система смазки двигателя внутреннего сгорания является одним из наиболее важных решений в двигателе внутреннего сгорания. Циркулирующее моторное масло защищает детали от сухого трения и предотвращает быстрый износ, перегрев и заедание.
Он также очищает двигатель и собирает продукты обычного износа. Чтобы предотвратить дальнейшую циркуляцию таких загрязнений в системе, в нее дополнительно встроен так называемый масляный фильтр.
Масляный фильтр выполняет следующие основные задачи
- обеспечивая чистую подачу масла, удаляя механические примеси и задерживая мелкие частицы и продукты износа;
- поддержание максимальной пропускной способности для предотвращения критического падения давления масла в системе смазки.
Учитывая эти особенности, полезно знать, как работает масляный фильтр, когда его следует менять и какой масляный фильтр лучше всего заменить. Узнайте больше в нашей статье.
Устройство масляного фильтра
Чтобы понять, где находится масляный фильтр двигателя и как он выглядит, на подавляющем большинстве автомобилей достаточно открыть капот и посмотреть на переднюю или боковую часть двигателя снизу.
Масляный фильтр обычно представляет собой металлический «пузырек» с внутренней резьбой, навинченный на специальный шток масляного фильтра (шток имеет внешнюю резьбу). На корпусе фильтра в месте соприкосновения фильтра с двигателем также обычно устанавливается резиновая прокладка.
Важно понимать, что срок службы двигателя зависит от состояния фильтра, его работы и качества фильтрации не меньше, чем от моторного масла и системы смазки в целом.
Конструкция масляного фильтра двигателя выглядит следующим образом:
- Металлический корпус. Решение простое по конструкции, корпус выполнен в виде металлической чаши с гранями для специального ключа для снятия масляного фильтра. Также имеется передняя «крышка» корпуса, оснащенная крепежной резьбой и несколькими отверстиями. На крышке также установлена прокладка (резиновое уплотнение).
Обратите внимание, что некоторые автомобили имеют несъемный масляный фильтр. Точнее, корпус таких фильтров не снимается, а меняется только картридж масляного фильтра параллельно с заменой моторного масла. Однако такие решения встречаются реже, чем фильтры, которые накручиваются на специальный стержень и затем заменяются целиком.
- Фильтрующий элемент в масляном фильтре. Этот элемент обычно изготавливается из специального картона, который «армирован» синтетическими волокнами. В самом корпусе фильтра картон «сложен». Это делается для увеличения площади фильтрующей поверхности, поскольку физические размеры масляного фильтра невелики.
В результате такого расположения фильтрующего элемента фильтр сохраняет необходимую пропускную способность (сопротивление потоку масла не велико), и в то же время смазочное масло достаточно эффективно очищается от присутствующих загрязнений.
- Перепускной и сливной клапан масляного фильтра. Перепускной клапан используется для аварийного сброса избыточного давления масла в корпусе фильтра. Проще говоря, повышение давления в корпусе фильтра означает, что масло не может прокачиваться должным образом, и двигатель может начать испытывать масляное голодание. В этом случае фильтрация масла отходит на второй план, а клапан направляет поток масла в обход фильтрующего элемента.
Сливной клапан (антидренажный клапан) необходим для поддержания «столба» масла во впускном трубопроводе даже после остановки двигателя и неработающего масляного насоса. Это предотвращает полное стекание масла на остановленном двигателе в масляный картер, позволяя подавать масло в двигатель сразу после запуска привода (масляное голодание в первые секунды после запуска двигателя исключено).
Как работает маслофильтр
В целом, система смазки двигателя в большинстве двигателей и принцип работы масляного фильтра не сложны.
- Сначала масляный насос забирает масло из масляного картера, повышает его давление и под давлением подает его в фильтр. Моторное масло поступает в масляный фильтр через периферийные отверстия в передней крышке. Под действием давления жидкости открывается антидренажный клапан. Когда клапан открывается, масло поступает внутрь и заполняет полость корпуса.
- Затем под давлением смазочный материал проходит через фильтрующий элемент (коробку) и поступает в центральный канал. Когда масло проходит через фильтрующий элемент, коробка задерживает мелкие частицы (размером до 3 мкм). Более мелкие частицы не вредны для двигателя, и фильтр пропускает их. После попадания в центральный канал через фильтр масло поступает в систему смазки и затем распределяется по масляным каналам к отдельным зонам двигателя. Если смазочный материал слишком густой (плохая вязкость, загустевание из-за мороза, потеря свойств и т.д.) или фильтрующий элемент внутри фильтра сильно загрязнен, активируется перепускной клапан.
Также рекомендуем прочитать статью о том, как промыть масляную систему двигателя перед заменой масла. В этой статье вы также найдете доступные варианты промывки системы смазки своими руками.
- Для предотвращения критического износа из-за нехватки масла перепускной клапан позволяет маслу поступать непосредственно в систему смазки, минуя картонный фильтрующий элемент. Для разных двигателей и их масляных фильтров перепускной клапан настроен на работу при определенном давлении.
- При выключении двигателя масляный насос перестает работать, и давление масла падает. Это также приводит к закрытию перепускного клапана в фильтре, поскольку масло больше не создает давления. В закрытом состоянии клапан задерживает часть масла в корпусе фильтра, чтобы оно не стекало обратно в масляный картер.
Рекомендации
- Сегодня в продаже имеются различные масляные фильтры, как оригинальные, так и многочисленные аналоги для различных автомобилей. Лучшие масляные фильтры — это оригиналы от производителя автомобиля или качественные аналоги от известных брендов. Оптимально покупать масляные фильтры и другие «расходники» только у официальных поставщиков. Дело в том, что большая часть рынка заполнена подделками разного качества.
- Также важно выбрать правильный масляный фильтр для двигателя. Лучший масляный фильтр будет полностью соответствовать всем требованиям производителя автомобиля. Подлинное изделие также имеет прочный и долговечный корпус, высококачественное уплотнение (резина), оптимальный фильтрующий элемент и точно отрегулированные клапаны. Обратите внимание, что если, например, перепускной клапан не работает, в двигателе возникнет сильное масляное голодание. Если, с другой стороны, имеются проблемы со сливным клапаном, давление масла будет низким сразу после запуска двигателя, что также приведет к износу двигателя. Как правило, если фильтр плохого качества, лампочка давления масла будет гореть еще долго после запуска двигателя.
Рекомендуем также прочитать статью о том, как открутить масляный фильтр без гаечного ключа. В этой статье вы узнаете, как открутить масляный фильтр без гаечного ключа, а также на что следует обратить внимание при снятии масляного фильтра.
- Наконец, стоит отметить, что замена масляного фильтра должна проводиться вместе с заменой моторного масла. Увеличение интервалов замены масла и/или фильтра неизбежно приводит к износу узла двигателя и заметному сокращению его запланированного срока службы. Также важно использовать только моторные масла, рекомендованные производителем автомобиля. Изменения вязкости масла и ряд других факторов могут привести к неисправности всей масляной системы и масляного фильтра двигателя в частности.