Правильная работа двигателя автомобиля зависит от качества и чистоты топлива. Низкокачественное топливо с большим количеством механических примесей приведет к повреждению топливной системы. Каким бы чистым ни было топливо, в нем всегда будут примеси.
ТОПЛИВНЫЕ ФИЛЬТРЫ
Чтобы топливная система не загрязнялась, в комплект входят фильтры для очистки. Используется несколько типов фильтров. Фильтры грубой очистки представляют собой мелкоячеистые сетки. Цель этих фильтров — улавливать относительно крупные частицы грязи. Некоторые системы имеют более одного такого экрана — в форсунке бака и на трубе впуска топлива. Также используются топливные фильтры, которые также предназначены для улавливания крупных частиц.
Мелкие частицы улавливаются фильтром тонкой очистки (FTO), который расположен перед компонентами системы, дозирующими и подающими топливо в камеры сгорания. Этот фильтр более важен, поскольку даже мелкие частицы могут повлиять на работу компонентов топливной системы.
ТРЕБОВАНИЯ К ЧИСТОТЕ ТОПЛИВА
Наличие топливных фильтров и их способность очищать топливо зависит от топливной системы, используемой в автомобиле.
Топливные системы с бензиновыми карбюраторами менее подвержены вредному воздействию примесей, содержащихся в топливе. Смешивание топлива в такой системе происходит в карбюраторе. Хотя карбюратор имеет небольшое отверстие для форсунок, форсунки не настолько малы, чтобы их можно было закупорить мелкими частицами. Поэтому достаточно иметь перед карбюратором сетчатый фильтр в качестве фильтра грубой очистки и фильтрующий элемент тонкой очистки из гофрированной бумаги.
Автомобили с впрыском более восприимчивы к загрязняющим веществам в топливе. В этих топливных системах используются форсунки для впрыска топлива во впускной коллектор. Эти форсунки имеют пары плунжеров с высокоточными поверхностями. Если частицы грязи попадут на эти поверхности, они повредят их, и инжектор выйдет из строя. Кроме того, отверстия форсунок, через которые проходит топливо, неглубокие и легко засоряются.
Наибольшую потребность в чистом топливе испытывают дизельные двигатели и двигатели с бензиновым впрыском, в которых используется прямой впрыск бензина в цилиндры. В этих системах топливо впрыскивается непосредственно в цилиндры через форсунки. Но он подается под давлением с помощью топливного насоса высокого давления, и используются пары из поршня.
КОНСТРУКЦИИ ФИЛЬТРА ТОНКОЙ ОЧИСТКИ
Существует несколько конструкций топливных фильтров, но они похожи. Они зависят от используемой системы электропитания. Например, в автомобилях с бензиновыми карбюраторами фильтр тонкой очистки состоит из прозрачного пластикового корпуса, в котором находится фильтрующий элемент — гофрированная бумага, сложенная определенным образом. Сверху на герметичный корпус крепится крышка с двумя ниппелями. Один из них подключается к коллекторной трубе из бака, а другой — к коллекторной трубе, ведущей к карбюратору. Чтобы не перепутать соединения при установке, на крышке имеется маркировка, указывающая направление потока топлива. Фильтр способен задерживать частицы грязи размером до 15-20 микрон, что вполне достаточно для такой системы.
Этот FTO расположен в шасси за двигателем, со стороны выхода топливопровода.
Автомобили с инжекторами, поскольку топливо проходит через патрубки под давлением, создаваемым топливным насосом, расположенным в баке, элемент тонкой очистки имеет металлический корпус, с фитингами для подключения к трубопроводам топливной системы. Внутри находится фильтрующий элемент, также изготовленный из гофрированной бумаги. Но этот фильтрующий элемент способен улавливать частицы размером 5-10 микрон.
Этот фильтр устанавливается рядом с резервуаром. Он может быть установлен на выходе топливопровода из бака и доступен из кабины. В качестве альтернативы фильтр может быть установлен дальше внизу на днище автомобиля. Доступ к этому фильтру осуществляется с нижней стороны автомобиля.
На дизельных двигателях фильтр тонкой очистки может иметь две конструкции — разборную и неразборную.
Складная система доочистки выхлопных газов с чашеобразным фильтром
Разборный фильтр состоит из металлического или алюминиевого корпуса, на котором закреплена крышка с разъемами. Внутри корпуса находится сменный фильтрующий элемент.
Несъемная конструкция также состоит из корпуса и крышки, но связь между ними неразрывна.
Цельный фильтр
Эти элементы устанавливаются в дизельных двигателях в капоте, рядом с топливным насосом высокого давления.
ПЕРИОДИЧНОСТЬ ЗАМЕНЫ
Топливный фильтр следует менять каждые 30 000 км. Однако на частоту замены влияет и само топливо. Если он содержит большое количество примесей, его следует заменять чаще.
Проверка степени загрязнения фильтра для определения необходимости его замены выполняется по-разному на автомобилях с различными системами. В карбюраторной версии фильтр прозрачный, и его состояние можно оценить визуально, а в инжекторной версии степень загрязнения оценить невозможно. Фильтр проверяется на заправочной станции путем измерения давления насоса. Если давление ниже нормы, FTO заменяется.
Прозрачный корпус позволяет оценить степень загрязнения фильтра.
Проверить степень загрязнения в дизельных двигателях не представляется возможным. Можно только посмотреть на пробег и поведение автомобиля. Если раздается стук, сначала на высоких, а затем на низких оборотах — это часто является признаком загрязненного фильтра тонкой очистки.
Фильтры тонкой очистки, за исключением складчатых дизельных, не промываются — эти элементы являются расходным материалом и при сильном засорении просто заменяются. В случае разборного FTO заменяется фильтрующий элемент.
ЗАМЕНА ФТО НА КАРБЮРАТОРНОМ АВТО
Ниже мы рассмотрим, как происходит замена фильтра тонкой очистки в автомобилях с различными системами питания.
Карбюраторная система автомобиля ВАЗ-2108 Замена не слишком сложна, так как в системе нет давления. Все, что вам нужно, — это отвертка и новый фильтр.
Для замены найдите старую ПТФ под капотом, отверткой ослабьте фиксирующие ее зажимы, отсоедините от нее провода. Затем выясните по маркировке, как должен двигаться бензин, подсоедините провода к новому фильтру и затяните хомуты. После этого запустите двигатель и проверьте, не подтекает ли топливо на клеммах.
Еще кое-что полезное для вас:
- Как снять масляный фильтр без гаечного ключа?
- Почему двигатель ест масло — основные причины и проблемы
- Как правильно проверить уровень масла в двигателе?
Видео: Замена фильтров, советы в процессе
ЗАМЕНА НА ИНЖЕКТОРНОМ АВТО
Замена фильтрующего элемента в инжекторном автомобиле сложнее. Рассмотрим эту операцию на автомобиле ВАЗ-2110.
Из инструментов вам понадобятся гаечные ключи 17, 19 и 10, новый элемент и уплотнительные кольца для труб, подходящих к фильтру.
Автомобиль спускается в яму. В топливной системе существует постоянное давление, которое необходимо сбросить. Для этого отсоедините аккумулятор. В блоке предохранителей найдите предохранитель, отвечающий за топливный насос, и извлеките его. Затем подключается аккумулятор и запускается двигатель. Поскольку насос не будет работать, двигатель будет расходовать топливо, тем самым снижая давление.
Затем, используя гаечные ключи 17 и 19, откручиваем штуцеры топливопроводов, подключенных к фильтру, подставляем под штуцеры емкость, так как бензин будет вытекать.
Затем мы откручиваем зажим фильтра, извлекаем использованный фильтр и заменяем его новым. Уплотнительные кольца заменяются перед навинчиванием фитингов. После замены проверяется герметичность соединений.
ЗАМЕНА ФИЛЬТРА НА ДИЗЕЛЕ
В качестве примера замены FTO в дизеле рассмотрим Volkswagen T-5. В этом автомобиле установлен несъемный фильтр. Он расположен в пространстве под капотом, и к нему ведут 4 трубы.
Для его замены необходимо отсоединить трубы, ослабить крепление фильтра, снять его и установить новый. Обратите внимание, какие выходы подключены к каким трубам. После установки фильтр закрепляется, и к нему подсоединяются трубы.