Генератор Ока

Устройство авто

Когда мы делали ВАЗ-1111 и 11113 Ока, одним из основных акцентов конструкторов была дешевизна производства, и это видно по всем компонентам этого автомобиля. В то же электрооборудование малолитражки входит только самое необходимое для обеспечения безопасности дорожного движения, а о комфорте и речи быть не может.

«Ока» имеет стандартную для любого автомобиля электрическую схему, где источниками питания являются аккумуляторы, от которых питаются электроприборы при неработающем двигателе, а генератор — это устройство, вырабатывающее энергию, приводимое в движение силовым агрегатом.

«Ока» использует трехфазные генераторы переменного тока с электромагнитным возбуждением. Но так как электрическая схема малолитражки 12 вольт, то в конструкцию устройства включены постоянный ток, выпрямительный диодный мост и регулятор напряжения, что позволяет получить на выходе устройства ток с нужными параметрами устройство.

Генератор Ока

Типы приборов, устанавливаемых на ВАЗ-1111

Немного о том, какой генератор используется на Оке. Малолитражка оснащалась несколькими типами этого устройства. Наиболее распространенным и часто выполняемым является генератор типа 37.3701, который также устанавливался на модели ВАЗ классического семейства (21010-2107), а также ВАЗ-2108. На некоторые модификации «Оки» устанавливалась модель устройства 371.3701. Оба эти варианта идентичны по исполнению и отличаются лишь незначительными конструктивными особенностями.

Третий вариант генератора, устанавливаемого на Оку, — тип 26.3771. По характеристикам он такой же, как 37.3701, но имеет немного другую конструкцию, да и габариты меньше. Визуально определить, какой генератор стоит на Оке, несложно. Модель 26.3771 имеет внутреннюю вентиляцию (снаружи нет крыльчатки), а модель 37.3701 имеет внешнюю вентиляцию, поэтому у последней шкив совмещен с крыльчаткой.

Все эти модели обеспечивают номинальное напряжение 14 В, а их максимальный выходной ток составляет 55 А.

Общая конструкция

Так как модель 37.3701 самая распространенная, ее мы и рассмотрим в дальнейшем, но практически вся информация актуальна и для других типов генераторов.

Ссылка по теме: Система смазки Ока

Конструкция генератора стандартна для данного типа устройств, устройство состоит из:

  • Ротор (с контактными кольцами);
  • Статор;
  • Обложка (передняя, ​​задняя);
  • Шкив (с крыльчаткой);
  • Регулятор напряжения (также в комплекте щеткодержатель со щетками);
  • Конденсатор;
  • Выпрямитель.
Читайте так же   Система смазки двигателя

В конструкцию также входят подшипники ротора и стяжные болты, с помощью которых узел собирается в единое целое. В целом схема генератора стандартная и ничем не выделяется.

Агрегат относится к пристройке силовой установки, устанавливается слева в нижней части моторного отсека слева перед двигателем. Крепление в нижней части устройства осуществляется болтовым соединением через проушины, а в верхней — с помощью стержня.

Генератор приводится в движение от коленчатого вала с помощью ременной передачи. Ремень генератора Оки имеет V-образную форму и питает только этот агрегат. Напряжение привода регулируется перемещением блока по регулировочному стержню.

Неисправности

Поскольку генератор на «Оке» имеет обычную конструкцию и не отличается от устройств других автомобилей (а модель 37.3701 полностью «позаимствована» у «старших» автомобилей ВАЗ), отказы узлов однотипны. В целом само устройство достаточно надежное и хорошо зарекомендовало себя, но без поломок не обходится. Условно неисправности генератора делят на механические и электрические. К первым относятся:

  • Износ подшипников;
  • Повреждение и разрушение чехлов;
  • Износ щеток и контактных колец;
  • Большая выработка рабочих поверхностей шкива;

Устранение этих поломок осуществляется путем замены поврежденных или изношенных компонентов.

Электрических поломок больше и они более серьезные. Это включает:

  • Короткие замыкания и обрывы в обмотках статора;
  • Обрыв проводов на коллекторе;
  • Пробой диодов выпрямителя;
  • Отказ регулятора;

Некоторые виды этих поломок достаточно сложно устранить, а иногда более правильным вариантом восстановления работы устройства является замена генератора. Обычно это касается проблем, связанных с обмотками – их обрыв, короткое замыкание. В остальном ремонт сводится к установке новых деталей взамен вышедших из строя.

Симптомы поломки

Для проверки работоспособности генератора в электрическую схему включена контрольная лампа. При исправном агрегате контрольная загорается до запуска двигателя, указывая на то, что цепь исправна, а после запуска силового агрегата лампочка должна погаснуть.

Именно по контрольной лампочке, а также ряду косвенных признаков можно определить неисправность генератора:

  • Сигнал не загорается при включении зажигания, при этом остальные датчики работают. Такая проблема может свидетельствовать о выходе из строя самой лампочки или обрыве цепи питания;
  • Он не горит и другие устройства не работают. Это может сигнализировать о перегоревшем предохранителе, обрыве цепи панели приборов, неисправности в замке или реле зажигания;
  • Лампа загорается при работающем двигателе. Это может произойти из-за пробоя диодов выпрямителя, неисправности регулятора, короткого замыкания или обрыва обмоток статора, слабого напряжения возбуждения;
  • Лампа работает нормально, но генератор Ока не заряжает (аккумулятор часто разряжается). Эта проблема может возникнуть в результате обрыва подходящего к устройству проводного соединения, неисправности регулятора, неисправности выпрямителя, обрыва проводов коллектора, износа щеток или токосъемных колец;
  • Лампа работает нормально, но батарея заряжается (часто закипает). Здесь причину следует искать в регуляторе напряжения.
Читайте так же   Замена ГРМ на ВАЗ 1111 Ока

Световой индикатор позволяет определить в основном электрические неисправности. Что касается механических поломок, то они проявляются в виде появления сторонних звуков при работе двигателя – гул, визг, свист. Такие симптомы часто возникают при ослаблении напряжения в диске. Однако, если регулировка ремня не устраняет шум, следует проверить состояние подшипников.

Снятие генератора с авто

При неработающем генераторе эксплуатация автомобиля особо невозможна, так как заряда аккумулятора надолго не хватит для питания бортовой сети. Поэтому при возникновении проблем с этим узлом необходимо провести диагностику и дефектовку узлов генератора, а для этого его необходимо снять с автомобиля.

Технология разборки устройства не отличается особой сложностью, и состоит она из следующих этапов:

  • Отсоедините «минусовую» клемму от аккумулятора;
  • Ослабляем прижимную гайку крепления генератора к регулировочной тяге. Подводим узел в сторону двигателя до упора и снимаем приводной ремень;
  • Снимите защитный кожух;
  • Отсоединяем провода (один — снимаем с клемм, чтобы снять другой, нужно открутить гайки);
  • Открутите гайку на нижнем кронштейне;
  • Откручиваем гайку крепления регулировочной тяги к двигателю;
  • Снимаем нижний крепежный болт и вытаскиваем генератор

Установка устройства производится в обратном порядке, но после установки необходимо отрегулировать напряжение привода.

Конструкция устройства, установленного на Оке, такова, что снаружи можно добраться только до регулятора напряжения и конденсатора. Поэтому при осмотре щеток генератора на предмет износа или проверке регулятора заменой его на заведомо исправный не обязательно разбирать узел с двигателя, добраться до этих деталей можно не снимая генератор. Но проверить состояние остальных деталей можно только разобрав устройство.

Разборка

Демонтаж генератора в целом не представляет сложности, за исключением одного момента – снятие шкива. Вы можете зафиксировать ротор, ослабив гайку крепления шкива с помощью специального приспособления. Альтернативный вариант снятия — закрепить сам шкив в тисках с помощью эластичных застежек (например, ремень можно поместить между шкивом и губками).

Читайте так же   Преимущества и недостатки подвески «Де Дион»

Общая технология генератора следующая:

  • Снимите шкив (используя приспособление или тиски);
  • Отсоедините линию конденсатора и разберите сам конденсатор;
  • Откручиваем крепление регулятора и снимаем его;
  • Откручиваем стяжные болты;
  • Снимите переднюю крышку съемником;
  • Вынимаем ротор;
  • Откручиваем крепления статорных проводов выпрямителя;
  • Снимаем статор;
  • Откручиваем гайки крепления выпрямителя к задней крышке;
  • Снимаем выпрямитель

После разборки остается только снять передний подшипник, который установлен в передней крышке, для чего нужно открутить болты, стягивающие крепежные шайбы.

Закончив разборку, зачищаем все детали и устраняем неисправности. Некоторые виды неисправностей можно определить визуально, но при таких поломках, как обрывы и короткие замыкания в обмотках, необходимо проверить генератор Ока и воспользоваться измерительными приборами. Для проверки регулятора вам понадобится, например, зарядное устройство с регулируемым напряжением.

Проверка этого компонента выполняется следующим образом:

  • Подключаем зарядное устройство к выходу и землю к регулятору, а 12-вольтовую лампочку (контроллер) к щеткам);
  • Используем напряжение 12 вольт, при этом лампа должна загореться;
  • Увеличиваем напряжение до 15 В (в исправном регуляторе контроль должен погаснуть);

Если лампа не загорается при 12 В или не гаснет при 15 В, регулятор неисправен и подлежит замене. Что касается обмоток статора, то их проверку лучше доверить опытному автоэлектрику.

Сборка узла осуществляется в обратном порядке. При этом особое внимание следует уделить правильному подключению генератора, точнее всех его клемм и проводов.

Если автоэлектрик определил, что устройство не подлежит ремонту, его необходимо заменить на новое. А от чего подходит генератор на «Оке» — указано выше.

Ремонт генератора ОКА (Видео)

Adblock
detector