Шасси состоит из различных механизмов и является одной из самых важных частей автомобиля. Вместо этого термина автолюбители обычно используют другой — подвеска, хотя это отдельный узел. Поэтому в данной статье эта единица иногда будет также называться «суспензия» (с перевернутой запятой).
Чтобы избежать непредвиденных ситуаций, к этому узлу следует отнестись с большим вниманием. А это значит — своевременно проверять его, при необходимости ремонтировать у профессионалов, которые устранят неисправности независимо от их сложности. Но какова роль этого столь необходимого подразделения и, собственно, из каких компонентов оно состоит?
Роль узла
Каково назначение шасси? Его основная роль заключается в обеспечении движения автомобиля. Он специально разработан для обеспечения комфорта водителя и пассажиров. Без этого узла двигателю и коробке передач автомобиля просто некуда передавать крутящий момент.
Стоит отметить, что безопасность окружающих участников дорожного движения зависит от всех компонентов. Если проигнорировать симптом и не принять своевременных мер, последствия будут не самыми радужными. Из-за этого механизма уже произошло бесчисленное количество несчастных случаев.
Устройство узла
Теперь перейдем к тому, что входит в ходовую часть автомобиля. Это устройство состоит из множества механизмов и компонентов. В этом случае у каждого компонента своя роль. Но все они работают вместе для достижения одной цели — минимизировать (насколько это возможно) вибрации, удары, включая другие негативные воздействия при движении автомобиля. И дорога не всегда идеально ровная.
Самому водителю не нужно знать точное устройство и принцип работы всех «подвесок», а также разбираться в основах ремонтного дела. Однако при необходимости эти знания позволят водителю самостоятельно устранить некоторые из переломов. Бывают случаи, когда водитель может справиться самостоятельно. А сложные проблемы лучше доверить мастерам, потому что здесь требуются соответствующие навыки, которыми может обладать не каждый автолюбитель.
Теперь пришло время выяснить, как устроено шасси автомобиля и какие детали присутствуют в этом узле.
Остов
Это основа всего устройства, к которой крепятся все остальные части. Это может быть цельный корпус или рама. Чем прочнее материал основы, тем лучше автомобиль будет справляться с бездорожьем. Все остальное обычно покрывается листовым металлом из коррозионностойких профилей.
Подвеска
Агрегат состоит из передней и задней подвесок с собственными компонентами. Его назначение — амортизировать неровности, а также поглощать вибрации. Это очень важно при столкновении с неровностями на дороге. Это достигается за счет жесткого крепления кузова (или рамы) к другим частям, включая колеса.
Этот блок отвечает за высокий уровень комфорта вождения. Благодаря этому водитель и пассажиры не ощущают сильных толчков, возникающих из-за неровностей дороги, как, например, при сравнении с ездой на телеге, запряженной лошадьми.
Существует два типа подвески:
- зависимый;
- независимый.
Зависимый тип обычно характерен для задней подвески, в то время как независимая конструкция является прерогативой передней подвески. Что касается долговечности, то подвеска имеет значительную длину. Но опять же, продолжительность приостановки в каждом конкретном случае во многом зависит от характера использования. То есть, способ вождения автомобиля, частота проверок и обслуживания ходовой части, а также другие факторы.
Мост
Это подразделение, а их обычно несколько, играет более чем одну роль:
- Во-первых, он отвечает за соединение двух колес.
- Во-вторых, он выполняет несущую функцию для фундамента автомобиля.
- В-третьих, он поддерживает вес устройства.
Как видите, оси выполняют важные задачи и подвергаются значительным нагрузкам. По этой причине при их изготовлении используются только прочные материалы. Они также должны быть правильно обработаны, чтобы противостоять агрессивным внешним воздействиям. Коррозия является конкретным примером. Это является одним из основных факторов возникновения серьезных поломок шасси.
Оси могут крепиться непосредственно к рамной конструкции, что характерно для коммерческих автомобилей. Другой вариант — кузов, который подходит для большинства автомобилей.
Колеса
Они поглощают все неровности дороги и первыми страдают от любой кочки, выбоины или холма. Чем бережнее водитель относится к своему железному коню, избегая грубого обращения, тем дольше прослужат компоненты подвески, включая колеса.
Дополнительные элементы
Помимо вышеперечисленного, «подвеска» содержит и другие важные компоненты, без которых она не могла бы функционировать. К ним относятся следующие детали, компоненты и узлы:
- амортизаторы;
- дужки;
- шаровые шарниры;
- тормозные узлы;
- пружины;
- сайлентблоки;
- пылеуловители.
Все эти компоненты также имеют определенную функцию. Они отвечают за большинство возможных неисправностей в ходовой системе автомобиля. Однако некоторые из этих компонентов по праву считаются расходными материалами, поскольку их необходимо заменять через определенный период времени, чтобы устройство работало исправно как можно дольше.
Принцип действия
К настоящему времени мы знаем, что все компоненты и механизмы играют важную роль в системе подвески. Но как она функционирует?
Без него автомобиль опрокидывался бы, как только колесо попадало бы в выбоину. Но этого ни в коем случае не произойдет, потому что именно здесь в игру вступает амортизатор — он растягивается и возвращается в исходное состояние, когда колеса снова выходят из ямы.
Важность диагностической процедуры
Для того чтобы «подвеска» работала исправно в течение длительного времени, ее необходимо регулярно проверять. Но когда это следует делать? Этот вопрос интересует каждого автомобилиста, особенно начинающего. Каждый день, конечно, проводить эту процедуру не обязательно, достаточно делать ее два раза в год. То есть, когда пора менять шины на вашем автомобиле с зимних на летние и наоборот.
Однако если ваш пробег уже приближается или достиг отметки 10 000 км, то самое время посетить автосервисный центр. Поэтому не ждите, пока одометр намотает нужный диапазон, на самом деле все зависит от состояния дороги, а оно не всегда идеально.
Часто поводом для визита на станцию техобслуживания для проверки «подвески» становится наезд на выбоину, скрытую под лужей. Следствием такого удара может быть появление стука, люфта рулевого колеса, шума. Кроме того, автомобиль может начать тянуть в сторону. При таких симптомах трудно избежать ремонта ходовой части, а цена будет зависеть от многих факторов.
Какой бывает проверка подвески?
Эта обязательная процедура может быть разных видов, в зависимости от каждой конкретной ситуации:
- экстренный или срочный;
- рутина;
- предпродажная подготовка.
Аварийная диагностика подвески проводится, если при повороте рулевого колеса слышны скрежещущие звуки или шумы, исходящие из подвески. Сильный крен кузова при повороте также является причиной. Если автомобиль набирает скорость и рулевое колесо уходит в сторону, это также должно стать поводом для беспокойства. Эти и другие нежелательные симптомы, конечно же, свидетельствуют об ухудшении состояния компонента «подвески». Затем его следует заменить или отремонтировать. Срочность зависит от интенсивности симптомов «болезни», о которой идет речь.
Плановая обработка проводится через запланированный интервал времени и не зависит от состояния компонентов. Это может быть плановый осмотр в межсезонье, перед наступлением лета или зимы. Это очень важно, так как в это время все еще будет существовать неисправность, которую необходимо устранить как можно скорее. Безусловно, лучшим вариантом того, как проверить шестерни автомобиля, будет посещение станций технического обслуживания.
Что касается предпродажной проверки, то она применяется к подержанным автомобилям, которые переходят от одного владельца к другому. Инициатором может быть как продавец, так и покупатель. Хотя, если честно, меня больше интересует последнее.
Вибростенд
Что такое виброиспытание и какое отношение оно имеет к мастерской? Сегодня этот вопрос может задать только новичок, а те, кто имеет опыт, прекрасно знают, о чем идет речь. Некоторые станции технического обслуживания имеют возможность диагностировать ходовую часть автомобиля на этом оборудовании. Он имеет форму качающейся платформы, оснащенной различными датчиками и подключенной к компьютеру.
Как только автомобиль оказывается на платформе, он начинает раскачиваться, имитируя дорожные условия. Платформа вибрирует с частотой до 25 герц, она постепенно увеличивается.
Этот тип компьютерной диагностики имеет специальное программное обеспечение, которое управляет работой вибротеста. Что касается стоимости, то цена таких услуг колеблется от 700 до 1 000 рублей даже в таких городах, как Москва, Санкт-Петербург и других подобных мегаполисах. Кому-то это может показаться высокой ценой, но проверка деталей автомобиля на вибростенде стоит денег!
Перечень работ при проверке агрегата
Что входит в диагноз? Независимо от типа этой процедуры, шаги одинаковы. Многие действия под силу владельцу без привлечения опытного работника. Однако профессионал сделает работу лучше, поскольку необходимо рассмотреть множество деталей, дефектов и изъянов.
Но что именно проверяет сотрудник СТО при детальном осмотре любого автомобиля? Эти элементы подлежат тщательной проверке:
- шины и диски;
- подшипники ступицы
- шарикоподшипники;
- тормозная система;
- стабилизаторы, торсионы, пружины и т.д;
- CV JOINTS;
- поперечные рычаги с сайлентблоками;
- амортизаторы с пружинами.
Хотя некоторые диагностические манипуляции может провести и сам владелец «железного коня», мастер делает заключение о дальнейшей работоспособности устройства, механизма или детали на основании их состояния. И только он определяет, что будет включено в текущий капитальный ремонт.