Автомобили с механической коробкой передач имеют много преимуществ перед автомобилями с автоматической коробкой передач. Они сложнее в управлении, но затраты на их ремонт гораздо ниже по сравнению с автоматическими. Кроме того, как только вы научитесь пользоваться коробкой передач, вы поймете, что автоматической коробкой очень легко управлять. Сегодня давайте узнаем, что такое механическая коробка передач и как научиться управлять ею.
Как устроена МКПП
Механическая коробка передач отличается от автоматической. Большинство автомобилей с механической коробкой передач имеют 4-5 передач вперед и одну передачу назад. Чтобы научиться водить машину с механической коробкой передач, необходимо знать положение и назначение каждой передачи. Давайте рассмотрим каждый из них подробнее:
-
- Нейтральная передача означает, что крутящий момент двигателя не передается на колеса. При работающем двигателе и нейтральном положении при нажатии на педаль акселератора движение не происходит. Вы можете переключиться с нейтральной передачи в любое другое положение;
- первая передача необходима для начала движения;
- второй и задний ход необходимы для набора скорости. Их количество варьируется от автомобиля к автомобилю;
- Передача заднего хода необходима для ускорения, но не для продолжительной работы.
Перед началом движения не помешает выучить расположение различных передач на рычаге управления. Это важно, поскольку во время вождения нужно смотреть на дорогу, а не на рычаг. Скорость переключения придет с опытом. Вначале каждый водитель мысленно запоминает, где находится правильная скорость. Со временем вы привыкнете к этому месту, и переход будет происходить без особых раздумий.
Расположение педалей
В автомобиле с механической коробкой передач есть три педали:
- Левая педаль — это сцепление;
- Средняя педаль — это тормоз;
- Правая педаль — это акселератор.
Расположение одинаково как для праворульных, так и для леворульных автомобилей.
Педаль сцепления служит разделителем между двигателем и колесами и позволяет переключать передачи. Его необходимо нажимать перед каждой сменой. Предполагается, что педаль тормоза необходима для остановки, а педаль акселератора — для движения.
Чтобы коробка передач правильно переключала передачи, педаль сцепления должна быть полностью выжата. В противном случае при включении каждой передачи будет слышен скрежещущий шум, что неизбежно приведет к поломке.
Принцип переключения передач на механике
Принцип работы механической коробки передач основан на соединении входного и выходного валов посредством комбинации шестерен с различным числом зубьев. Другими словами, работа двигателя осуществляется путем изменения числа оборотов, регулируя силу, действующую на ведущие колеса. Это обеспечивает оптимальную работу двигателя во время запуска, ускорения и замедления. Принцип работы не зависит от трансмиссии, но каждая модель будет иметь свои особенности.
Механическая коробка передач предназначена для плавного и равномерного распределения составляющей крутящего момента. Механическая коробка передач состоит из нескольких передач, управление которыми осуществляется с помощью рычага. Связующим звеном между коробкой передач и двигателем является сцепление. Постоянно вращающийся коленчатый вал соединен с приемным валом коробки передач. Задача сцепления — разъединить и соединить эти компоненты так, чтобы происходило движение.
Получить консультацию
Как научиться ездить на механике
1. Старт.
Когда вы впервые пытаетесь научиться водить машину с ручным управлением, важно не спешить, а делать шаг за шагом. Прежде чем сесть за руль, первым делом пристегните ремень безопасности. Если вы учитесь в теплую погоду, вы можете открыть окна, чтобы лучше слышать и понимать работу двигателя
Затем отрегулируйте сиденье так, чтобы вы могли дотянуться до педалей и нажать на них без усилий. В этот момент вы можете научиться плавно отпускать сцепление.
Затем рычаг переключения передач следует установить в нейтральное положение, из которого его можно свободно перемещать в различных направлениях. После этого двигатель можно запустить с помощью ключа зажигания и полностью выжатой педали сцепления.
Чтобы завести автомобиль, выжмите педаль сцепления, включите первую передачу, слегка приподнимите ногу от сцепления и нажмите на педаль акселератора. Для запуска автомобиля требуется большое усилие, поэтому в этот момент двигатель может заглохнуть. Одновременное нажатие на педали акселератора и сцепления обеспечит плавный пуск.
Чтобы включить передачу, полностью выжмите педаль сцепления и плавно переместите рычаг. При возникновении сопротивления или непонятного звука верните рычаг в исходное положение, отпустите сцепление и снова выжмите его. После установки в нужное положение усилие рычага уменьшится, и движение рычага остановится, когда он столкнется с упором.
В холодную погоду можно начинать движение на второй передаче, чтобы избежать пробуксовки или заноса. Для этого выберите вторую передачу и плавно выровняйте педали сцепления и акселератора.
2. Движение.
Чтобы эффективно управлять своим автомобилем, вам необходимо знать
- когда переключать передачу;
- как достичь оптимальной динамики;
- что не следует делать, чтобы не повредить коробку передач.
Правильное переключение передач во время движения обеспечивает правильную динамику всей системы механической коробки передач, продлевает срок ее службы и помогает снизить расход топлива. Самая важная рекомендация для начинающих водителей — следить за счетчиком оборотов. При оборотах около 2 500 — 3 500 об/мин двигатель работает лучше всего, и нет необходимости переключать передачи. При более высоких показаниях тахометра необходимо переключиться на более высокую передачу, чтобы снизить нагрузку. Выжмите педаль сцепления до упора. Когда обороты падают, необходимо переключиться на более низкую передачу. Управляйте автомобилем без рывков.
При ускорении последовательно переключайте передачи с первой на нужную. Переключение передач вверх и вниз обычно не запрещено, но следует помнить о сцеплении. Если педаль нажата не до конца, существует опасность повреждения валов коробки передач.
С помощью коробки передач можно заранее подготовиться к сложным ситуациям на дороге. Например, при соблюдении правил дорожного движения необходимо переключиться на более низкую передачу:
-
-
- при подъезде к крутому склону;
- при опасном спуске;
- обгон;
- при движении по крутым поворотам.
-
Коробка передач может помочь даже в тех ситуациях, когда тормоза не могут быть использованы. Например, на скользкой дороге или при движении по холмам. В этих случаях можно тормозить двигателем. Отпустите дроссель и снижайте скорость с высокой передачи на низкую, пока скорость не уменьшится. Однако не разгоняйтесь слишком сильно и по возможности используйте тормоз.
Подробнее о Как правильно тормозить в автомобиле.
3. Снижение скорости и остановка.
Чтобы снизить скорость, переключитесь на более низкую передачу. Если скорость слишком мала для текущей передачи, автомобиль будет вибрировать, как будто он вот-вот заглохнет. Чтобы снизить скорость, выжмите сцепление, отпустите дроссель, переключите передачу, отпустите сцепление, нажимая на педаль акселератора. Чтобы остановиться, переключайте передачи, пока не включится первая передача.
Нажмите на тормоз правой ногой, чтобы остановиться. При достижении скорости 15 км/ч автомобиль будет вибрировать. В этот момент полностью выжмите сцепление, переведите рычаг в нейтральное положение и нажмите на тормоз, чтобы полностью остановиться.
Остановиться можно на любой передаче. Выжмите сцепление до упора, нажмите на тормоз и переключитесь в нейтральное положение. Однако в этом случае вы теряете контроль над автомобилем, поэтому этот метод следует использовать только в крайнем случае. В любом случае, вы можете взглянуть на обучение вождению на механике для начинающих, как правильно стартовать на механике, пошаговые инструкции.
Важные правила управления МКПП
Автомобили с механической коробкой передач более прочные и надежные, чем автоматические. Однако коробка передач также нуждается в большом внимании. Есть несколько простых правил, которые помогут сделать так, чтобы ручной автомобиль прослужил дольше:
-
- Никогда не оставляйте ногу на педали сцепления. Нередко водители ставят ногу на педаль сцепления при переключении передачи, но это не рекомендуется. Убирайте ногу с педали сразу после переключения передачи, иначе вы рискуете повредить выжимной подшипник и диск сцепления;
- Не включайте третью, четвертую или пятую передачу при низких оборотах двигателя. Неравномерное переключение передач создает слишком большую нагрузку на коробку передач, что со временем неизбежно приводит к износу всех компонентов сцепления. Приучите себя с самого начала переключать передачи при правильных оборотах двигателя, чтобы потом не пришлось учиться этому заново;
- Не выжимайте педаль сцепления при остановке под уклоном, иначе диск быстро износится. Нажмите на педаль тормоза, чтобы предотвратить скатывание автомобиля при движении в гору. Выжмите педаль сцепления, когда вам нужно тронуться с места, затем плавно нажмите на акселератор, одновременно отпуская сцепление;
- На светофорах переключайтесь на нейтраль, а не выжимайте сцепление при включенном сцеплении. Если оставить сцепление на передаче во время остановки, это создаст слишком большую нагрузку на систему сцепления и приведет к ее быстрому износу;
- не оставляйте руку на рычаге переключения передач, так как эта привычка оказывает давление на коробку передач. Излишнее давление может со временем привести к износу механизма переключения передач и других деталей трансмиссии;
- Не выключайте сцепление и не ездите на нейтральной передаче на скользкой дороге;
- Не оставляйте автомобиль на передаче в зимнее время;
- Регулярно проверяйте коробку передач, не забывайте чистить ее и поддерживать уровень масла.
Эти простые правила помогут сохранить ваш автомобиль с механической коробкой передач в хорошем рабочем состоянии и продлить его эксплуатацию на максимально возможный срок.
Основные ошибки начинающих водителей
Начинающие водители часто совершают одни и те же ошибки:
- не понимая, когда переключать передачу, что приводит к тому, что двигатель работает на очень высоких оборотах, автомобиль теряет скорость, а водитель теряет контроль над управлением;
- новички плохо заводятся из-за слишком сильного нажатия на педаль сцепления. Вот почему машина заглохла. Со временем это может привести к износу всех деталей трансмиссии;
- Задержка включения второй передачи. Когда вы начинаете водить автомобиль, вы можете довольно быстро переключиться на вторую передачу, но новички забывают это делать;
- Не снимают ногу с педали сцепления, что приводит к ускоренному износу сцепления и усталости ног;
- при переключении передач левой рукой начинают вращать рулевое колесо.
Когда вы знаете, в чем виноваты начинающие водители, вы будете помнить об этом заранее и избегать подобных ошибок.
Получить консультацию
Секреты экономии расхода топлива
Есть несколько вещей, которые вы можете сделать, чтобы уменьшить расход топлива и нагрузку на двигатель:
-
- При ускорении быстрее переключайте передачи. Переключение передач — индивидуальный вопрос для каждого автомобиля, но лучше всего переходить с первой на вторую передачу при скорости 25 км в час. Последующие ступени могут быть выбраны при достижении скорости 55-60 км/ч;
- когда двигатель работает очень интенсивно, стоит переключиться на более высокую передачу, если автомобилю не требуется столько мощности для поддержания скорости;
- Переключение на пониженную передачу необходимо, если автомобиль замедляется без нажатия на педаль газа. Следует избегать медленной езды на высоких передачах, так как это значительно увеличивает расход топлива.
Многие начинающие водители с опаской относятся к вождению с механической коробкой передач. Если вы можете освоить и понять управление, все автоматические автомобили просты в управлении. Каждый гонщик сам решает, на какой коробке передач он будет ездить. Однако изучение механики обеспечит вам незабываемые впечатления и навыки вождения, которые помогут вам, когда вы окажетесь в сложной ситуации. Урок ручного вождения можно посмотреть здесь: https://youtu.be/MWtxwEqZyl8