EBD означает «Электронная система распределения тормозов». EBD работает совместно с четырехканальной ABS и является программным дополнением. Это позволяет более эффективно распределять тормозное усилие на колеса в зависимости от нагрузки автомобиля и обеспечивает лучшую управляемость и устойчивость при торможении.
Что такое система распределения тормозных усилий?
Электронное распределение тормозных усилий, более известное как EBD (Electronic Brake Distribution), работает совместно с ABS и является программным дополнением, а не физическим механизмом. В зависимости от нагрузки на автомобиль программное обеспечение распределяет тормозное усилие по колесам, обеспечивая тем самым устойчивость и управляемость.
По сути, при резком торможении весь вес автомобиля (центр тяжести) переносится на переднюю ось, тем самым ослабляя заднюю ось. Снизив нагрузку на заднее колесо (независимо от типа привода), можно уменьшить вероятность их полной блокировки. В результате при плохом сцеплении с дорогой автомобиль может уйти в боковой занос, а задняя часть может стать неуправляемой. Чтобы избежать этого подводного камня, на новых автомобилях EBD вводится параллельно с ABS.
Принцип работы
Принцип работы EBD
EBD постоянно контролирует вращение колес автомобиля; при экстренном торможении EBD вступает в действие первой. Считывая данные с датчика скорости, система обеспечивает распределение тормозного усилия на каждое колесо в соответствии с состоянием, в котором находится колесо.
Это означает, что если, например, задние колеса тормозят с большим усилием, то для достижения сбалансированного тормозного действия необходимо уменьшить тормозное давление на передних колесах.
При торможении в повороте процедура немного отличается, поскольку здесь разница в нагрузке не между передней и задней осями, а между левым и правым колесами. Однако основной принцип работы систем распределения тормозных усилий (EBD) заключается в достижении правильного баланса между всеми колесами для обеспечения наилучшей эффективности торможения.
Как работает распределение тормозных усилий EBD, видео
Границы срабатывания
Конечно, ни одна система не может работать в условиях, которые находятся за пределами возможностей любой электронной системы. Например, при слишком неравномерном сцеплении с дорогой — скользком льду и асфальте — все электронные вспомогательные средства обязательно выйдут из строя.
Тормозное усилие колес на асфальте уменьшится до равновесия с колесами на льду, и это почти так же, как если бы педаль тормоза была полностью отпущена. В таких пограничных ситуациях нюансы будут зависеть от настройки всех систем активной безопасности.
Помните, что лучше не загонять автомобиль в ситуации, когда для исправления ситуации может понадобиться помощь электроники.
Основные элементы системы
Диаграмма компонентов системы EBD (ABS) автомобиля
Система распределения тормозных усилий конструктивно основана на ABS и состоит из трех компонентов:
- Датчики. Они регистрируют текущую скорость каждого колеса. EBD использует в этом процессе датчики ABS.
- Электронный блок управления (модуль управления, общий для обеих систем). Он получает и обрабатывает информацию о скорости, анализирует условия торможения и активирует соответствующие клапаны тормозной системы.
- Гидравлический блок ABS. Регулирует давление в системе, изменяя тормозное усилие на всех колесах в соответствии с сигналами от модуля управления.
Преимущества и недостатки системы
Основные преимущества EBD отражены в принципе его работы.
- Управляемость автомобиля значительно улучшилась. Водителю не нужно беспокоиться о том, что автомобиль будет вилять на твердом асфальте или съезжать с дороги при прохождении поворотов. При условии, что он или она не совершали серьезных ошибок при вождении.
- Последовательность действий. В отличие от ABS, которая срабатывает только при полном нажатии на тормоз, EBD работает в автоматическом режиме, включаясь даже при легком нажатии на педаль. Поэтому скорость реакции EBD выше, чем у обычной ABS.
- Еще одним преимуществом является то, что система включается на полную мощность только при заблокированных колесах. Это позволяет использовать его преимущества при движении по смешанным поверхностям, когда одна пара колес или сторона находится на льду или заснеженной трассе, а другая — на асфальте.
EBD имеет недостатки, унаследованные от ее предшественницы, ABS
- Если автомобиль оснащен системой EBD, то при движении по заснеженной трассе тормозной путь на шипованных шинах увеличивается. Шипованные шины создают эффект якоря при нажатии на тормоза и блокировке колес, создавая большее сопротивление заносу. Благодаря этому автомобиль останавливается довольно быстро даже в условиях сильного обледенения. Противоположная ситуация наблюдается с EBD, которая предотвращает блокировку колес и тем самым снижает противоскользящий эффект шипованных шин. В результате тормозной путь увеличивается на 10-15 %.
- Еще одним достаточно условным недостатком является то, что автомобиль, оснащенный EBD, нельзя использовать для спортивного вождения. Его работа не позволяет отправить автомобиль в управляемый занос, столь любимый уличными гонщиками. Электроника вмешивается и выводит автомобиль из заноса. Следует помнить, что EBD доступна только для автомобилей, предназначенных для дорог общего пользования. Управляемый занос — это даже не часть спортивного стиля вождения, а скорее свободный стиль автомобиля, который не нужен на обычных дорогах. Водителям, которые ищут автомобиль с системой стабилизации при заносе, лучше приобрести автомобиль без встроенных электронных систем, стабилизирующих автомобиль на дороге.
EBD — отличный помощник для водителей, которые хотят избежать заноса, виляния и отталкивания автомобиля при блокировке колес. Ни одна система не является панацеей, и EBD — одна из них. При резком движении практически невозможно избежать левых поворотов или обгонов, особенно на неровных поверхностях (заснеженных, обледенелых, слякотных). Поэтому даже в автомобиле, оборудованном EBD, всегда следует вести машину осторожно и избегать ошибочного вождения.