Как работает пульт управления квадрокоптером

Даешь пульт мультикоптеру!

Авиамоделизму, как хобби, десятки лет. И на рынке аппаратуры радиоуправления давно сформировались свои лидеры и стандарты. Мультикоптеры же стали смиренно использовать существующие пульты ДУ от самолетов и вертолетов.

Насколько безопасны такие полеты? И почему коптеру нужен собственный пульт?

Пост содержит инструкцию по изменению механической части RC-передатчика Futaba T8FG. С незначительными отступлениями, эта инструкция может быть применена к большинству передатчиков, имеющихся в продаже.

Возможно, следуя инструкции, вы лишитесь гарантии на пульт или самого пульта вообще, но у вас останется мультикоптер. Возможно, не следуя инструкции, вы лишитесь мультикоптера, но зато пульт останется при вас.

Рекомендую к прочтению, если:

1) Вы собираетесь сделать/приобрести мультикоптер
2) Вы летаете на мультикоптере, используя самолетный пульт
3) Хотите быть в курсе особенностей управления авиамоделями

Введение. Стандартный пульт ДУ.

Перед тем, как приступить к описанию проблемы, даю краткий обзор типового летного пульта. Стандартный пульт управления летающей моделью выглядит так:

Как видно, такой аппарат имеет две основные ручки (называются стики). Обычно, ручка управления газом и поворотом находится слева. Тянем вверх: подъем, вправо-влево: поворот. Ручка стремится занять центральное положение по горизонтали (снабжена пружиной). А вот по вертикали есть 2 решения: самолетное (с трещоткой на ручке газа) и вертолетное (без нее). Причем, в обоих случаях вертикальная пружина не используется. Да и, собственно, зачем?

Многие производители позаботились о том, чтобы владелец мог самостоятельно переделать самолетный вариант в вертолетный и наоборот. Также предусматривается возможность сменить управление Mode1/Mode2 (то есть поменять ручки местами, как руль в машине). Кстати, вторая ручка стремится занять центральное положение по обоим направлением (имеет горизонтальное и вертикальное подпружинивание) и управляет креном и тангажом, что одинаково хорошо подходит как самолетам и вертолетам, так и мультикоптерам. А вот с управлением каналом газа все не так однозначно.

Часть1. Погружение в проблему.

Функции полетного контроллера

Как известно, мультикоптер управляется полетным контроллером. Это устройство имеет в своем составе необходимые датчики (гироскопы, акселерометры, барометр, компас, GPS-применик и проч.) и приближает управление мультикоптером к управлению обычным соосным вертолетом. Ведь, если бы не контроллер, управлять пришлось бы 4-мя или даже 8-ю винтами по-отдельности, что сделало бы мультикоптеры самым распространенным типом мусора на помойках после падений.

Контроллеры бывают разные. Самые дешевые стабилизируют аппарат только по горизонту. При этом он может «плыть» вверх, вниз или вбок с произвольной скоростью, если вы бросили ручки. Не буду рассматривать управление такими устройствами, так как это удел продвинутых пилотов, которые и без пульта все сделают правильно. Остановимся на более распространенных моделях, оснащенных хотя бы функцией удержания высоты (наглядная демонстрация режима на видео).

Самой популярной из подходящих систем, пожалуй, является Naza от компании DJI Innovations. На ее примере мы и рассмотрим адаптацию пульта.

Проблема контроля высоты полета

После установки такого контроллера на мультикоптер ручка управления газом по-сути превращается в регулятор высоты полета, удерживающий аппарат на месте при среднем ее (ручки) положении. Тянем вверх — летим вверх, вернули в центр — остановка. Если вы используете стандартный пульт, то среднее положение ручки иногда приходится контролировать посматривая на нее и отвлекаясь от пилотирования.

Ситуация усложняется, когда вы начинаете FPV-полеты по камере. Например, нужно облететь объект по кругу несколько раз камерой в сторону объекта на высоте 25 метров при условии, что на пути есть деревья высотой 20 метров. При использовании дисплея еще можно переключить внимание на рукоятку или на модель, а вот в видеоочках остается только всматриваться в показатели высоты и вертикального ускорения, если система OSD, накладывающая полетную информацию на видео, у вас вообще установлена. Палец положения стика строго по вертикали не чувствует.

Повторюсь, эта проблема существует только у тех коптеров, которые имеют барометр и функцию удержания высоты. Если у вас такой функции нет, то и среднее положение стика вам ни к чему — аппарат все равно будет «плавать» по вертикали.

Проблема выключения моторов

Naza, как и некоторые другие контроллеры, имеет режим, в котором моторы отключаются при газе меньше 10%. Режим хорош тем, что в случае аварии или опасности даже не очень опытный пилот инстинктивно выключит моторы, что может серьезно облегчить последствия катастрофы.

С другой стороны, это заставляет новичков беспокоиться при снижении с большой высоты. Чуть сильнее опустили ручку — и мы в свободном падении. Перестраховались — и потеряли заряд батареи при слишком медленном снижении. Особенно это важно при сверхвысоких полетах по камере, когда спуск происходит на последнем издыхании батареи, а звука моторов не слышно, если у вас нет наушников. Свободное падение более 5 секунд, и моторы уже не запустятся при увеличении газа, их теперь нужно включать специальной командой (CSC). Попробуй разберись при падении что там вообще происходит.

Есть, конечно, режимы, не отключающие команды вовсе (по команде или по тумблеру), но это не самый безопасный выход для начинающих. Например, мы так сломали винт и испортили паркет при тесте в офисе. Коптер стал заваливаться набок, и миллисекунды поиска комбинации выключения моторов привели к печальным последствиям. Отключились бы они при сбросе газа, и все было бы в полном порядке. И наоборот, один раз неполадки в технике привели к экстренной посадке коптера на поле вдалеке. Нужно было отключиться при первом касании травы для наиболее мягкого приземления. Все прошло «на ура», так как был выбран режим остановки при сбросе газа.

Каждый, конечно, выбирает режим выключения сам, он лично мне комфортнее использовать сброс газа. И проблемы случайной остановки двигателей при этом нужно как-то решать.

Подпружинивание рукоятки газа

С одной стороны, хотелось бы иметь подпружинивание ручки газа, оставляющее ее в среднем положении аналогично управлению тангажом. Тем более, в большинстве пультов имеется возможность такой доработки. Тогда коптер, если отпустить ручки, всегда стабилизировался бы в воздухе. Идеальный аппарат, особенно при подключении GPS и включении 3-х мерной стабилизации! Но ведь это газ! На летательном аппарате! Мы никак не можем использовать пружину, поднимающую стик в центральное положение — это опасно.

Часть 2. Поиск решений.

Несколько первых дней полетов я мучился с управлением, боясь то заглушить моторы при спуске, то врезаться в дерево, не заметив небольшого планомерного снижения. Казалось, придется привыкать, но в голове постепенно вырисовывались требования к управлению:

1) Фиксация ручки в центральном положении со щелчком
2) Дополнительное усилие при снижении газа меньше 10%
3) Пружина на ручке, каким-то образом не снижающая безопасность использования пульта

Вот что у меня получилось:

На горизонтальной оси треугольниками отмечены те места, где ручка должна щелкать при перемещении. Сверху показано как должна работать пружина. Она доводит ручку до центрального положения только из состояния «выше центра». То есть, подлетая к препятствию, дергаем ручку вверх, ждем и отпускаем ее. Ручка возвращается в нормальное положение. Коптер, поднявшись вверх, продолжает движение на новой заданной высоте. Удобно. При снижении же пружина работать не должна, чтобы ручку газа можно было спокойно переместить вниз при завершении полета.

Часть 3. Механическая модернизация передатчика

Так случилось, что я использую один из самых распространенных пультов Futaba T8FG, на примере которого и напишу инструкцию. Если у вас другая модель, уверен, внутренности очень похожи. Единственная разница может быть в том, что в механизме ручки газа иногда пружинки просто нет, а иногда она заблокирована специальным штырем. Если вам не повезло, значит нужно раздобыть пружинку.

  • Важно! Если вас беспокоит даже обратимое изменение конструкции легендарного пульта Futaba, не читайте дальше, это может нанести моральную травму.
  • Если вы используете пульт и для полетов на самолете, откажитесь от подпружинивания и нижнего щелчка. Наверняка, вы обладаете достаточным опытом для того, чтобы останавливать моторы тумблером. Средний щелчок, думаю, никак не помешает полетам на самолете.
  • Если вы используете пульт для полетов на вертолете, щелчки не получатся все равно, так как у вас, по-идее, должна стоять насадка на зубья.
  • Изменения обратимы конкретно для моей модели T8FG Super. На других моделях я, разумеется, не проверял, но должно все получиться.

Итак, снимаем крышку и трещотку с ручки газа:

В моем пульте оказалось (фото ниже), что площадка с трещоткой (1) одновременно блокировала и пружинки специальным пластиковым штырем (2). О чудо — без этой площадки газ стал пружиниться сам! Подергав ручку, я понял, что для ее подпружинивания только в верхнем положении нужно удалить указанный металлический штырь (3), предварительно открутив винты и удалив пластиковое крепление (4), чтобы оно не мешало вынимать штырь щипцами. Результат (5) видно на крайнем правом изображении. Металлический штырь приклейте скотчем к крышке пульта со внутренней стороны, он может пригодиться при откате изменений. Вернув крепление (4) на место и отщепив кусачками кусок пластикового штыря (2), с проблемой пружин было покончено.

Как ни крутил я площадку с трещоткой (1), мне не удалось избежать откусывания пластикого штыря (2). Производитель предусмотрел возможность ее (площадки целиком) крепления под углом 90 градусов, но тогда вместе со штырем перемещается и трещотка. Оставить трещотку на месте, а штырек переместить, не представляется возможным. Может, в вашем пульте реализовано более гибко. В конечном счете это совсем не страшно. Можно приклеить этот штырек обратно при откате изменений, нагрузки и трения на нем нет. Можно поступить проще и отсоединить вертикальную пружинку, тогда штырек вообще не понадобится. Закрепите его на всякий случай скотчем на крышке от пульта, может, пригодится.

Теперь о том, как сделать фиксацию ручки и щелчки. Трещотка цепляет полукруглую пластинку с зубьями, движущуюся вместе с ручкой. На этой пластинке нужно поглубже выпилить один проем между зубьями в центральном положении ручки и второй ближе к нижнему положении ручки (я выпилил проем между 2-м и 3-м зубьями) по ходу движения стика (ручки). В качестве пилы использовался обыкновенный нож для сыра. Самый ответственный момент здесь — правильно найти проем центрального положения ручки. Сомневаетесь — сразу сильно не пилите.

В вашем пульте есть еще одна пластинка с зубьями на другой ручке, она не используется. При продаже пульта или, если понадобится, можно поменять ручки местами, убрав щелчки.

Часть 4. Программная часть

Все, что осталось сделать — это настроить газ так, чтобы нижний щелчок соответствовал значению чуть выше 10%. Тогда ваша ручка будет иметь свободный ход с самолетной трещоткой от 10% газа (максимальная скорость снижения коптера) до 50% (висение на заданной высоте), ограниченной двумя ощутимыми щелчками. Выше — в работу включается пружина, а ниже — выключение моторов.

Заходим в меню аппаратуры и корректируем экспоненту газа (Futaba T8FG: Model menu > THR curve). Проверяем все несколько раз на мониторе движения серв (Futaba T8FG: Model menu > Servo). У меня получилось 12% газа при нижнем щелчке с такими настройками:

Заключение

Вот и все. Теперь можно комфортно летать на заданной высоте, просто забыв об управлении газом. Это позволит сосредоточиться на съемке объектов, например. А можно улететь в облака и контролировать выключение моторов на спуске. Получилось весьма удобно. Стик в начальном положении как будто имеет тумблер включения, имеющий короткий ход. Это совсем несущественно сокращает ход стика от централи до нижней границы (по-крайней мере, я вообще не ощутил изменений) а в среднем положении легкий, но ощутимый фиксатор, который не влияет на точность вертикального позиционирования стика. Фиксацию хорошо дополняет верхнее подпружинивание. Без него, на холоде, например, когда руки менее чувствительны, можно протянуть стик и мимо, так что самолетчикам, видимо, не помешает.

Костыль ли это? Хороший вопрос. Смотря что считать костылем. По крайней мере, это — костыль механический. Остальное, типа тумблеров блокировки 50%-го положения газа, будет функциональным костылем, который обеспечит результат с побочными и весьма ощутимыми эффектами. Думаю, что время мультикоптеров еще не настало, и именитые производители просто не включают в комплект адаптер для коптеров, заостряя внимание на вертолетно-самолетных и Mode 1-2 адаптациях своего оборудования. Специальные коптерные пульты начинают постепенно оснащать похожими механизмами, как например пульт от второй версии Phantom от DJI.

Надеюсь, не зря потратил полдня, и кому-то этот пост пригодится. Удачных полетов!)

Источник

Аппаратура управления квадрокоптером, какая бывает и как выбрать

Аппаратура управления квадрокоптером — это один из наиболее важных моментов в покупке компонентов для сборки квадрокоптера, туда входит пульт управления и приемник. Правильный выбор отразится на вашем удобстве работы с аппаратурой и долговечностью использования. Если купить первое попавшееся или совсем дешевое, вы рискуете пойти по принципу пословицы «скупой платит дважды».

В этой большой статье-инструкции, я расскажу вам о всех моментах, связанных с аппаратурой управления, о названиях и моделях, а также оставлю приведу пример самой аппаратуры.

Как работает аппаратура управления авиамоделями?

Вся современная аппаратура управления работает на частоте 2.4GHz. Это общепринятый стандарт, и вам наверняка знакома эта цифра, ведь в данном диапазоне работают Wi-Fi роутеры и блютуз. На практике системы управления в дорогих дронах, например, DJI так и работают — пульт это грубо Wi-Fi роутер, к которому подключается квадрокоптер. На самом деле, DJI обменивается данными пульт-квадрокоптер по технологии Ocusync.

Когда вы включаете пульт управления и начинаете двигать стиками или делаете другие движения элементами управления — движения каждого стика или элемента передаются квадрокоптеру в цифровом закодированном значении. Квадрокоптер принимает их с помощью приемника, а приемник в свою очередь отправляет данные в полетный контроллер дрона, который уже обрабатывает все данные и отдает команды двигателям через регуляторы оборотов.

Важный момент: если аппаратура не с многопротокольным модулем, то покупать пульт управления и приемник нужно только одной фирмы!

Если вы покупаете пульт FrSky Taranis, то вам необходимо купить приемник этого же производителя, то есть FrSky. С приемниками других производителей он работать не будет. То же самое относится и ко всем другим: Futaba не будет работать с пультом или приемником от Spektrum. Поэтому при покупке будьте внимательны.

Сейчас набирают популярность пульты с многопротокольным модулем. Такая аппаратура управления может подключаться к огромному количеству различных приемников разных брендов, вам нужно в настройках лишь выбрать название бренда и тип приемника. К таким относится, например, Jumper T-Lite. Есть и другая аппаратура.

Если не хотите менять свой привычный пульт на другой, но у вас есть разъем сзади для модуля, то можно купить его отдельно, называется Jumper JP4IN1 Multi Protocal или iRangeX IRX4.

У частоты 2.4GHz есть несколько нюансов, которые обязательно должен знать каждый пилот. Самое основное — это то, что данная частота почти не может проходить сквозь здания и воду, включая деревья, животных и всякие водопады. Когда вы залетаете за большое дерево или здание, не удивляйтесь тому, что ваш квадрокоптер упадет или полетит дальше сам по своим квадрокоптерным делам — такова физика и принцип работы заявленной частоты. Также на этой частоте работают почти все Wi-Fi роутеры, и если вы дома включите пульт (например, Taranis), то он будет глушить собой роутер и скорость интернета будет минимальна. Будьте внимательны и не летайте за дома и большие препятствия, ведь ваша аппаратура управления может просто не пробиться сигналом к квадрокоптеру!

Существуют внешние модули, которые работают на более низкой частоте (например, 900 MHz), это бренд TBS Crossfire и недавно появившийся Happymodel ExpressLRS ES915TX. Здесь важную роль играет длина волны, она больше и поэтому лучше проходит через препятствия. Дальнобойность такого управления может быть от 10 километров, главное, чтобы видеопередатчик с антенной тоже могли передавать видео на такие расстояния. Модуль устанавливается в специальный отсек сзади аппаратуры управления:

Какие факторы влияют на выбор аппаратуры радиоуправления?

Ключевым моментов в выборе конкретной модели радиоаппаратуры будет понимание того, чем они отличаются. Зависит это и от того, чем вы собираетесь управлять, но так как наш сайт о квадрокоптерах, то упор будем делать на выбор аппаратуры управления квадрокоптером. Как ни странно, выбрав один раз аппаратуру, ее можно будет использовать на всех видах авиамоделей, будь то самолет, вертолет или квадрокоптер, еще корабли и прочие летающие/плавающие предметы

Совместимость системы

Когда вы покупаете пульт управления, вы покупаете и систему, на которой все это управляется и «разговаривает» с приемником. Это фундамент для будущего расширения хобби до нескольких авиамоделей. У каждой модели будет свой приемник, и с каждым приемником пульт должен быть совместим, это убережет вас от лишней траты денег.

Например, самая популярная аппаратура управления — это FrSky, и на многих авиамоделях производители ставят приемники именно этого производителя или предлагают выбор из нескольких приемников разных производителей. Если вы решите перейти или поставить приемник другого производителя, то вам придется покупать новый пульт у него же.

На некоторых моделях приемники вообще встроенные и их нельзя менять.

Важно различать и понимать совместимость оборудования. Одни различаются по производителю: FlySky и FrSky — новичку их легко перепутать. Также различаются по протоколу работы между собой, например, DSM2 и DSMX — это протоколы взаимодействия TX=RX производителя Spektrum. На этом форуме (англ.) вы можете узнать о различных протоколах, которые могут использоваться в авиамоделях. Будьте внимательны при выборе пульта и приемника по отдельности, а лучше покупайте комплектом, тогда не ошибетесь.

Многопротокольность

Технологии не стоят на месте и сейчас стала появляться аппаратура с встроенным многопротокольным модулем. Это замечательное решение, потому что с таким пультом вы сможете подключаться практически к любому дрону и даже игрушкам.

Есть два типа модуля:

CC2500:

  • Frsky, Futaba SFHSS, Hitec, Radiolink, Esky и Corona.

JP4IN1:

  • A7105: Flysky, Hubsan, AFHDS2A и другие;
  • CC2500: Frsky, Futaba SFHSS, Hitec, Radiolink, Esky, Corona и другие;
  • CYRF6936: DSM / DSMX, Walkera Devo, Wfly и другие;
  • NRF24L01: HISKY, Syma, ASSAN и другие.

По факту у JP4IN1 огромное количество доступных моделей и брендов. Зачем ограничивать себя в рамках одного бренда, когда можно использовать сразу все? При заказе аппаратуры выбирайте именно JP4IN1, так как CC2500 достаточно скудный набор совместимых протоколов.

Эргономика

Ниже в статье вы увидите список с аппаратурой, после выбора которой у вас будут все необходимые и нужные функции, а также удобство. Эргономика — это широкая категория, описывающая внешний вид, ощущения и дизайн. Это подобно салону автомобиля, его коробке передач — в хорошей машине приятно находиться и управлять ей. Тоже самое и с аппаратурой управления, ее должно быть приятно держать в руках (как правило, они все большие), стики и переключатели должны хорошо работать, полезная информация тоже должна быть на экране.

Пульт Phantom 4 pro

К сожалению, чтобы это понять, пульт нужно держать в руках. На вид они все похожи, от Taranis до TBS Tango или даже Turnigy Evolution. Но это только на вид. На самом деле все они отличаются по весу, форме и толщине стиков, а также из какого они материала, скользят или не скользят в руках. Будет очень хорошо, если в вашем городе есть магазин авиамоделей, где вы сможете подержать в руках всю аппаратуру. Если нет, то не стесняйтесь подходить к пилотам, которые летают у вас на местности, скорее всего они с радостью покажут и расскажут вам о своей аппаратуре.

Еще один важный момент по выбору аппаратуры — дизайн:

  • Посмотрите каким способ крепится или как расположена антенна(ы), легко ли ее сломать?
  • Есть ли крючок для ремешка, чтобы можно было держать пульт на шее?
  • Есть ли у пульта переключатели, к которым можно легко дотянуться?
  • Есть ли у пульта 2-х или 3-х позиционные переключатели? Для квадрокоптеров они нужны.

Выбор приемника

Следующим этапом будет выбор приемника. Помните, что как только вы выбрали пульт без многопротокольного модуля, вы привязываетесь к этому бренду и приемники должны быть этой же фирмы. Ниже написано о некоторых параметрах, на которые стоит обращать внимание при покупке приемников:

  • Размер. Меньше не значит хуже. При выборе радиоприемников следует делать выбор в пользу маленьких и компактных. Это меньший вес и занимаемое пространство, а работать будет также, как и большой. Большие приемники просто не поместятся в большинство сборок мини квадрокоптеров.
  • Поддерживает ли приемник SERIAL протоколы, такие как “SBUS”, “SRXL” и “IBUS”. С такими протоколами гораздо легче и проще выполнить соединение с полетным контроллером.
  • Антенны. Если антенны 2, то это хорошо, так как от этого увеличивается диапазон покрытия и приемник лучше будет принимать сигнал у препятствий.
  • Длина антенн. Чем длиннее, тем лучше. Это связано с тем, что карбон (рама) не пропускает радиоволны, поэтому антенны нужно выносить за пределы рам для лучшего принятия сигнала.
  • Цена. Приемники для некоторых систем неадекватно дорогие.

Цена приемника

Цена будет важным фактором, потому что скорее всего вы будете их ломать или вам понадобятся новые для новых моделей. Например, неадекватно дорогие приемники у Spektrum и Futaba — их можно заменить китайскими аналогами по нормальной цене. Лучше сразу избегать эти бренды и выбирать FrSky, Jumper или Radiomaster.

Цена передатчика (пульта)

Радиопередатчик (пульт) — это пожалуй самый дорогой компонент, который вы купите для этого хобби. На рынке есть и недорогие модели, которые главным образом делают упор на свои многопротокольные модули и механизмы стиков, а уже потом на сенсорный экран в половину корпуса пульта. Сейчас цена более 100$ означает только то, что вы получите больше периферии в виде большого экрана, ролика для навигации по меню и других приятных вещей.

Бренд Jumper доказал, что за даже за 66$ можно получить многопротокольный модуль, механизмы стиков на подшипниках и датчиках Холла. Конечно, экран там очень маленький и монохромный, но он особо и не нужен, главное есть точно такое же меню в OpenTX.

Поддержка телеметрии

Некоторая аппаратура управления поддерживает двухстороннюю связь приемник=передатчик, то есть обмен данными. Например, приемник может отправить пульту информацию, что аккумулятор разряжен и нужно садиться. Телеметрия может вас предупредить и о других критических состояниях, чтобы избежать неприятностей. Но телеметрия не ограничивается приемником, сейчас уже есть много внешних модулей, таких как MinimOSD или MiniOSD, это маленькие платы, которые впаиваются в цепь fpv-камера = полетный контроллер = видеопередатчик и накладывают свои данные на видео в вашем шлеме или очках. Настраиваются такие платы обычно в BetaFlight OSD.

На сегодня у всех современных полетных контроллеров есть встроенное OSD и все передается без каких-либо дополнительных доработок в виде установки модуля MinimOSD. Сейчас разве что RSSI передается только приемником и по отдельному каналу.

Этот пункт можно считать не особо важным в выборе приемника.

Частота и диапазон

Как вы уже знаете, все приемники изначально работают на частоте 2.4GHz. Но есть специальные модули и модификации, которые позволяют использовать частоты 1.3GHz, 900MHz и 433MHz.

Если коротко и простыми словами, то чем ниже частота, тем шире радиоволны, соответственно они могут проходить через препятствия, не теряя данные.

Если частота у всех радиосистем одинаковая (за исключением модификаций) — 2.4GHz, то диапазон разный.

Диапазон — это расстояние, на которое будет «пробивать» сигнал от передатчика до приемника.

К сожалению, точных данных о диапазоне конкретных передатчиков нет, потому что это очень сложно проверить и определить. В основном, это определяется типом и ориентацией антенн, а также мощностью передатчика (пульта). В среднем, аппаратура управления FlySky и FrSky «пробивает» в чистом поле до 1-1,5 км при условии правильного расположения антенн и отсутствия на них дефектов.

Поддержка внешних RF модулей

RF модуль — это такая пластиковая коробочка, которая крепится на задней части пульта управления и умеет передавать сигнал не только на частоте 2.4GHz, но и на других, а также умеет общаться с другими приемниками, например, приемниками Spektrum или вообще представляет из себя многопротокольный модуль под все известные бренды, как вы могли прочитать выше в статье. Нужно учесть и то, что приемник тоже должен уметь «общаться» с RF модулями. Как правило, пульты управления с такими модулями стоят дороже обычных.

Как узнать, поддерживает ли ваш пульт RF-модуль? Легко, на задней части пульта будет специальный прямоугольный разъем. Самый популярный тип модулей «JR», такой используется у FrSky.

Режим тренера (Trainer Port) и совместимость

Режим тренера это очень крутая функция у передатчиков. Как понятно из названия, функция нужна для тренировок. Например, вы новичок и еще очень плохо летаете, но у вас есть опытный друг, который летает отлично. Вы включаете на своих пультах функцию Тренер (Trainer Port) и ваши пульты подключаются друг к другу, получается как бы один пульт с дублированным управлением, прям как у автомобилей в автошколах. Новичок начинает летать с помощью своего пульта, а тренер в это время держа свой пульт в руках, может вмешиваться в полет в случае потери управления новичком или если он будет делать что-то не то.

Режим тренера это отличный способ научиться летать, а также научить летать свою семью, друзей. Если у вас есть такой порт, то тут история как с приемником = передатчиком, пульты должны быть одной фирмы.

Аккумулятор и питание передатчика (пульта)

Пульт управления может получать питание 4 разными способами и от этого тоже зависит удобство использования:

  1. Батарейки типа «АА». Это самый простой и дешевый вариант запитать пульт управления. Как правило, в пульт их нужно 4 штуки. Долговечность — смотря какие вы купите и как много времени будете использовать пульт. Меняются легко, а запасные много места в рюкзаке не занимают. Можно также использовать перезаряжаемые аккумуляторы (тоже пальчиковые).
  2. NiCd или NiMH аккумуляторы. Могут быть разных размеров, так как их обычно стягивают термоусадкой в единую батарею. Недостатком будет малая емкость и эффект памяти — со временем они будут терять емкость и их нужно будет заменять.
  3. LiPo аккумуляторы. В пультах LiPo используют маломощные варианты. У них большая емкость, нет эффекта памяти. Одного заряда будет хватать на долгое время. Плюс к этому, такой аккумулятор прослужит долго благодаря бережной эксплуатации.
  4. Li-ion аккумуляторы или элементы 18650. Некоторые современные пульты используют такие элементы, они компактные, а запас емкости больше, чем у всех остальных.

Количество каналов

Количество каналов в описании аппаратуры управления — это количество моторов и прочих сервоприводов, которыми вы сможете управлять. По факту, это сейчас является ключевым моментом по выбору аппаратуры управления. Но на самом деле, это просто маркетинговый ход! Да, раньше каждый канал был на счету и их было мало, но сейчас с современными технологиями их можно добавлять очень много и все ограничивается количеством переключателей на самом пульте. Зачастую на пульте слишком много всяких переключателей и половину вы даже не будете использовать. На гоночных же вообще, кроме стиков нужен будет всего 1 трехпозиционный переключатель и 1 двухпозиционный — заармить, поменять режим полета с акро на стабилизацию и включить/отключить пищалку. Всё. Так что, не обращайте внимание на маркетинг с 999 каналами.

Рекомендованная аппаратура управления квадрокоптером

Jumper T-Lite

Лучшая бюджетная многопротокольная аппаратура. В устройстве есть встроенный многопротокольный модуль, который позволяет подключаться практически ко всем известным брендам радиомоделей, включая игрушки типа Syma.

Аппаратура компактная, в стиле геймпада, экран маленький, но это совершенно не мешает эксплуатации. Механизмы стиков на подшипниках и датчиках Холла. Есть возможность подключать внешний RF-модуль, главное сравнивайте какой ток он будет потреблять, слишком мощные не подойдут.

Приемники для Jumper можно покупать любые, кроме TBS конечно же, ведь там используются другие частоты и протоколы.

Цена всего 66$, но возможно скоро немного повысится.

FlySky

Рекомендуем для новичков или для тех, кто не уверен, понравится ли ему хобби! Это лучшая бюджетная версия передатчика на рынке. Приемлемое качество за малые деньги. В большинстве магазинов цена на пульт с приемником не превышает 50$. Приемник для пульта FlySky называется FS-i6 и обычно идет вместе с пультом. Если вы случайно сломали приемник, купить его не проблема, стоить это будет от 9,5 до 17$, в зависимости от того, сколько каналов вам нужно.

FlySky PL18 Paladin

Эта аппаратура имет механизм стиков с эффектом Холла, цветным экраном и прошивку FlySky. Также у аппаратуры будет 8 переключателей — 2 из них трехпозиционные, 3 поворотных пота (барашки), 2 слайдера по бокам и 4 триммера (для тонкой настройки положения стиков). Такое количество переключателей требует большого количества каналов — поэтому их целых 18. По слухам, у этой аппаратуры будет новый протокол AFHDS3 с минимальной задержкой до 3 мс.

JUMPER T16

JUMPER T16 можно сказать ворвался на рынок и сообщество FPV пилотов точно будет в восторге. Эта аппаратура предлагает множество функций по сравнительно низкой цене и Frsky Taranis X9D с QX7 наконец-то столкнулись с настоящим конкурентом.

FrSky

FrSky производят и продают всем известные Taranis. Я думаю, любой пилот как минимум просто слышал о нем. Когда они вышли на рынок с Таранис, то буквально сдули с арены всех производителей. FrSky зарекомендовали себя как качественная и безотказная аппаратура управления с множеством функций и каналов. Электроника собрана из качественных компонентов, которые выводят мощность передатчика на высокий уровень. Об этом говорит и поддержка сообщества, ведь Taranis — это самая популярная аппаратура у пилотов авиамоделей. Также как и у FlySky — купить запчасти или приемники — не проблема.

FrSky пошли навстречу пилотам дронов и выпустили версию Taranis QX7 с минимальным набором функций, но зато недорогую. К тому же, эта версия выглядит лучше, чем X9D. Для гоночных дронов мы рекомендуем покупать Taranis QX7 из всей линейки FrSky.

Аппаратура этого бренда отлично подходит для модернизации с помощью RF-модулей.

Radiomaster TX12

Radiomaster TX12 — это бюджетная аппаратура управления от одноименного бренда с дизайном как у Jumper T12. Аппаратура для тех, кому не нужны 10 переключателей и куча различных настроек и протоколов, но нужно качество. Это серьезный конкурент бюджетной аппаратуре от FlySky.

Team Black Sheep (TBS)

Team Black Sheep, или TBS, недавно выпустили передатчик Tango. Этот передатчик нацелен именно на сообщество гонщиков FPV со встроенным видеоприемником и монитором FPV. Это радиосистема, которую мы лично не использовали (пока), но много о ней слышали.

Заключение

Надеюсь, вы почерпнули для себя много новой информации, а самое главное узнали, что теперь существует аппаратура с многопротокольным модулем и вам не придется тратить лишние деньги и сидеть на одном бренде!

Если у вас остались вопросы, вы всегда можете их задать на нашем форуме, постараемся ответить как можно скорее!

Источник

Adblock
detector