Сцепление на мини-трактор

Тракторы и мотоблоки

Сцепление минитрактора, или просто сцепление, является незаменимой частью любого трактора. Не являются исключением и минитракторы, где эта деталь выполняет аналогичную функцию – равномерно соединять и разъединять моторную часть и рабочий механизм. Другими словами, сцепление мини-трактора принимает на себя крутящий момент тяговой части — двигателя внутреннего сгорания и передает его на коробку передач. Сцепление защищает в том числе механизмы трансмиссии от отказов, которые могут возникнуть в случае резкого увеличения или уменьшения крутящего момента.

Сцепление для минитрактора

Заводская техника, поставляемая на рынок, имеет готовое и отлаженное сцепление. Что касается самодельных мини-тракторов, то эту проблему следует решать самостоятельно. Давайте рассмотрим виды сцеплений для минитрактора подробнее и как и с чем их можно собрать своими руками.

Разнообразие конструкций муфт сцепления для тракторной мини-техники

Существует несколько классификаций сцеплений для минитракторов. Давайте рассмотрим самые распространенные из них.

В зависимости от механизма передачи крутящего момента на коробку передач минитрактора это:

  • трение;
  • электромагнитный;
  • гидравлический.

В состав первых, наиболее часто встречающихся в заводских современных моделях минитракторов, входят 3 элемента:

  • главная роль;
  • управляемый;
  • система контроля.

Вращение передается за счет трения между ведущей и ведомой частями. Фрикционы еще называют механическими. Их работа регулируется фрикционными свойствами деталей, из которых они изготовлены, и для их улучшения могут применяться различные фрикционные накладки, изменяющие силу трения в ту или иную сторону.

Ременное сцепление для минитрактора

В электромагнитных связь двигателя и трансмиссии осуществляется магнитным полем или с помощью специального порошка с магнитными свойствами. Он активирует электродвижущую силу и замыкает магнитное поле между своими элементами.

Работа гидромуфт основана на силе потока рабочей жидкости, воздействующей на ведомые части мини-трактора. Если сила потока постоянна во время работы, это называется гидростатической муфтой. Если есть переменная (динамическая), то это гидродинамическая связь.

Турбомуфты стали обычным явлением на большинстве современных мощных тракторов, потому что они используют меньше коробки передач и обеспечивают более плавный ход всего поезда.

По характеру трущихся плоскостей, сцепление может быть:

  • сухой – запуск без смазки;
  • мокрый – устанавливается в масляной ванне.

По числу дисков сцепление классифицируют на:

  • монодиск;
  • многодисковый.

Основным элементом многодисковых муфт является корпус с рифленой внутренней поверхностью. Именно в него будут вставляться диски с канавками по внешней окружности. Они свободно вращаются по осевой траектории и последовательно передают крутящий момент между коробкой передач и маховиком двигателя.

Какое сцепление можно сделать для самодельного минитрактора?

Сцепление на минитрактор своими руками

Этот вопрос актуален не только для начинающих дизайнеров, но и для тех, кто занимается такой работой не в первый раз.

Среди различных допустимых вариантов лучше рассмотреть самые простые и стандартные варианты:

  • клиновой ремень;
  • многодисковый, работающий в масляной ванне.

Оснастка минитрактора ременным сцеплением

Конструкция клиноременного редуктора для минитрактора аналогична рассмотренным выше классификациям. Он также состоит из основных и ведомых элементов, которые в данном случае представлены шкивами.

Для ее оснастки нам необходимо:

  • 2 полосы, длина которых не должна превышать 140 мм. Каждая из них возьмет на себя функцию передней и задней передач;
  • пружинные ролики, которые будут способствовать натяжению лент;
  • направляющая пластина из прочного металла;
  • 2 направляющие, пропорциональные размеру шкивов.

Ход работы состоит из таких действий:

  1. на коленчатый вал двигателя устанавливается трехполосный шкив, который со временем станет ведущим звеном в нашей домашней конструкции;
  2. первичный вал коробки передач также оснащаем вторым шкивом – это основа ведомого механизма сцепления;
  3. следуем принципу, что ближайшие к двигателю шкивы должны образовывать две строго параллельные плоскости;
  4. скобу пружины оснащаем роликами, которые будут создавать эффект подтягивания ремней или их ослабления при необходимости;
  5. обратный ремень оснастим специальной направляющей – металлической пластиной. При этом сам ремень должен соединяться со шкивом и роликом противоположной стороной;
  6. устанавливаем направляющие на задний шкив и ролики, которые должны огибать получившуюся конструкцию с разных сторон.

Описанная конструкция сцепления для мини-трактора достаточно проста в установке, устойчива к вибрации двигателя. Он способствует стабильной работе мини-трактора и считается самым бюджетным вариантом: нет необходимости приобретать дорогие запчасти и их дорогое обслуживание.

Многодисковое «мокрое» сцепление на мини-трактор

Конструкции отечественных сельскохозяйственных мини-агрегатов, у которых двигатель расположен в поперечной плоскости, можно смело оснащать этим типом сцепления.

Его особенность в том, что элементы сцепления соединены с трансмиссией и пусковым механизмом трактора, а значит, смазываются параллельно моторным маслом.

Как сделать сцепление на минитрактор своими руками, рассмотрим поэтапно:

Как сделать сцепление на минитрактор своими руками?

  1. позаимствовать старое рабочее сцепление от мотоцикла «Планета» или «ИЖ»;
  2. возьмите звездочку мотоцикла и соедините ее с внешним барабаном сцепления. Обеспечить свободное вращение последнего на приводном валу;
  3. оснастить приводной барабан храповым механизмом;
  4. ведомые диски (их, как правило, больше, чем ведущих) агрегатируются на том же валу, что и коренные. Они должны быть мобильными.
  5. закрепить конструкцию гайками.

Следует понимать, что главные диски соединены с наружным барабаном выступами, а ведомые — зубьями. Чтобы правильно собрать пакет из дисков, нужно сначала разместить базу — основной диск, затем дочерний диск, а потом — в том же порядке.

На фото ниже показан схематичный вид этих двух частей (слева — внутренний накопитель, справа — внешний).

Сцепление для минитрактора

На конце крепится нажимной диск, который прижимает многодисковое сцепление специальными пружинами .

Конструкция также требует установки фрикционных накладок на ведущих дисках. Сделать их несложно – пластиковые или пробковые.

Из-за наличия масляной среды между дисками направляющие и дополнительные элементы срабатывают не сразу, что делает пуск плавным и нескользким.

Механизм, который должен получиться, в идеале должен выглядеть так.

Сцепление на самодельный минитрактор

Во избежание подгонки фрикционных элементов смазка должна подаваться в необходимых количествах и систематически. Вместо смазки можно использовать керосин.

Последняя описанная схема сборки имеет свои недостатки, в первую очередь из-за обязательного наличия масляной среды. Минуя этот момент, можно сделать надежное сцепление для минитрактора, долговечность которого в разы выше, чем у ременной передачи.

Adblock
detector