Количество людей, решивших освоить управление дронами и вообще интересующихся этим хобби, растет по всему миру в арифметической прогрессии с каждым годом. 2017 год не стал исключением, и с наступлением нового года самым часто задаваемым запросом в поисковых системах стал «Как летать на квадрокоптере?». Это еще раз подтверждает тот факт, что самым ожидаемым подарком в новом году является дрон.
Прежде чем перейти к теме безопасного пилотирования, стоит отметить, что не существует людей, которые с первого раза освоили управление дроном. Каждый, кто впервые вступает в хобби, начинает с неуклюжих полетов и ошибок новичков, которые, как правило, одинаковы для большинства новичков. Однако стоит помнить, что именно новички, опираясь на опыт профессионалов, в конечном итоге внесут что-то новое, и что любое новое поколение всегда будет лучше тех, кто стоял у истоков развития того или иного хобби.
Эта статья является вводным кратким руководством, предназначенным для новичков, которые хотят научиться правильно и безопасно управлять дроном.
С чего начать?
Пилотирование дронов — это классное и относительно новое быстро развивающееся хобби, о котором в настоящее время не так много информации, особенно для людей, которые только начинают узнавать о БПЛА. Таким образом, первый полет осуществляется на свой страх и риск, что небезопасно как для пилота, так и для тех, кто окружает его или ее на стартовой площадке. Стоит помнить, что дрон — это относительно мощный аппарат с быстро вращающимися пропеллерами, и при небрежном использовании его целостность может быть легко нарушена, что чревато полным выходом из строя всего устройства.
- Чтобы свести к минимуму возможные риски, в первую очередь необходимо соблюдать основные правила: избегать полетов в непосредственной близости от людей и имущества и не пересекать зоны ограниченного использования — зоны «запрета полетов».
- Бесполетные зоны — это зоны, где полеты запрещены! Граница этих зон обычно включает аэропорты, воинские части, стадионы и т.д.
Каким должен быть первый дрон?
Лучше всего начинать с дрона, имеющего четыре основных ротора/пропеллера, или просто с квадрокоптера, комплект которого готов к полету из коробки (RTF — ready to fly). Это означает, что после распаковки пользователю не нужно собирать/модернизировать модель. Подключи и работай.
Дорогой или дешёвый?
Лучше начинать с квадрокоптеров стоимостью менее 50 долларов. Прежде всего, эти дроны разработаны как легкие и небольшие, что означает, что они не могут нанести значительный ущерб людям или имуществу. Во-вторых, потеря дрона стоимостью $500 из-за отсутствия навыков пилотирования будет гораздо более неприятной, чем дрона стоимостью $50. Кроме того, как показывает практика, использовать весь потенциал дрона стоимостью $500 у новичка не получится. Помните, что в этом хобби нужно начинать с простого!
Аппаратура управления
В большинстве случаев пульты управления дронами имеют левый и правый стики/джойстики для управления дроном и ряд дополнительных кнопок и переключателей AUX (2/3-позиционных), которые часто используются для переключения режимов полета, включения и выключения светодиодов и т.д.
* Классическая аппаратная схема.
Как управлять квадрокоптером?
Назначение левой и правой палочек:
Левый стик отвечает за взлет и снижение дрона, а также за вращение вокруг своей оси.
- Throttle Up — дроссельная заслонка, увеличивает скорость двигателя (при движении вверх дрон набирает обороты).
- Throttle Down — тормоз, снижает обороты двигателя (при перемещении вниз беспилотник снижается).
- Yaw Left вращает дрон вокруг своей оси против часовой стрелки.
- Yaw Right вращает дрон вокруг своей оси по часовой стрелке при движении по часовой стрелке.
Правый стик управляет Tangency и Roll, т.е. наклоняет дрон влево и вправо, а также вперед и назад (правый стик управляет направлением полета пилота).
- Roll Left — обеспечивает наклон дрона влево (дрон будет двигаться влево вдоль горизонта).
- Roll Right — Roll Right наклоняет дрон в правую сторону (при этом дрон перемещается в правую сторону горизонта).
- Pitch Down — когда вы перемещаете стик вверх, он наклоняет дрон вперед (дрон будет двигаться вперед).
- Pitch Up — при перемещении стика вниз наклоняет дрон назад (дрон будет двигаться назад).
Режимы полёта дрона
Существуют различные режимы полета в зависимости от установленного в дроне полетного контроллера (ПК/Flight Controller): KK2/Multiwii/Naze32/ArduCopter и другие). Наиболее распространенными режимами являются:
«Acro mode» (Rate mode/Manual mode) — в этих режимах электронные помощники, отвечающие за стабилизацию дрона, будут отключены. Индикаторы скорости достигнут своих максимальных значений. Пилотирование будет возможно только для опытных пилотов. Новичкам рекомендуется начинать обучение полетам в акрорежиме с FPV-симуляторов.
«Режим самовыравнивания» (режим горизонта) — в этих режимах активна электроника, отвечающая за стабилизацию дрона (гироскоп, акселерометр), а расходы (показатели скорости) ограничены. Эти режимы хорошо подходят для обучения полетам.
Attitude Holding Mode — этот режим полета контролируется бортовой электроникой, отвечающей за стабилизацию дрона, активна функция удержания высоты, реализуемая бародатчиком (барометром). При полете в этом режиме, если пилот отпустит стики/джойстики, квадрокоптер не упадет, как это может произойти при использовании вышеуказанных режимов, а зависнет на высоте, занятой в момент полета. Пилоту придется контролировать горизонтальное смещение/замедление коптера, например, из-за наличия ветра. Этот способ предпочитают новички, но он не дает хорошего опыта обучения.
GPS Attitude Holding Mode — работает с прямым входом от модуля GPS. Этот режим полета контролируется бортовой электроникой, которая отвечает за стабилизацию дрона. Функция удержания положения, реализованная GPS, активна. Дрон фиксируется на координатной точке и обеспечивает точное зависание без дрейфа, даже при воздействии внешних факторов, таких как ветер. Его основное применение в аэрофотосъемке, поскольку он освобождает пилота от постоянного контроля высоты дрона, позволяя ему или ей сосредоточиться на получении высококачественных фото/видеоматериалов.
На практике вы столкнетесь с множеством других режимов полета. Как уже упоминалось выше, это зависит от полетного контроллера, установленного в дроне. Но алгоритм работы для всех них будет одинаковым.
Основные правила полёта
Здесь мы расскажем о некоторых правилах, которые необходимо соблюдать до и во время первого полета. Безопасность превыше всего!
- Выберите для полета хороший безветренный день.
- Место для полетов должно быть большой открытой площадкой без зданий и линий электропередач.
- Убедитесь, что в зоне взлета и полета нет людей, животных и имущества.
- Перед взлетом проверьте дрон на наличие неисправностей/повреждений, неправильно/ненадежно установленных пропеллеров, защитных кожухов пропеллеров, камеры и т.д.
- Постарайтесь свести к минимуму любые факторы, которые могут отвлекать вас во время полета, например, хорошо бы перевести мобильный телефон в беззвучный режим и т.д.
Первый вылет
После того, как вы обеспечите безопасность, вы сможете перейти к полетам в рамках практической подготовки. Начните с простого, и первое, что нужно практиковать, это следующее:
- Потренируйтесь взлетать и зависать в воздухе на высоте до двух метров, а затем приземляться.
- Совершайте короткие перелеты из пункта «А» в пункт «Б» с последующей посадкой.
- Добейтесь уверенного, стабильного пилотирования при выполнении первых двух пунктов.
Практические советы
Скорость ветра
Скорость ветра — это первое, на что вы должны обратить внимание перед полетом на открытом воздухе. Не стоит летать, если скорость ветра превышает 6 м/с. Даже при таком ветре дрон будет неустойчив в полете и потребует постоянной коррекции, что особенно сложно для новичка. При скорости ветра свыше 11 метров в секунду пилот рискует разбить беспилотник.
Практикуйте зависание
Практиковать «замирание (удержание позиции)» гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд. Особенно при полетах в режиме FPV (не рекомендуется на первых этапах обучения полетам). Отрабатывая навыки парящего полета, пилот получит лучший контроль над дроном и сможет в будущем снимать прекрасные воздушные виды.
Сбрасывайте газ
Что делать, если на пути вашего беспилотника на большой скорости окажется дерево? Кто-то скажет: «просто обведите его и готово». На практике, однако, иногда нет времени на облеты, и мудрым решением в такой ситуации будет просто сбросить газ до нуля. Это значительно снизит вероятность максимального повреждения дрона/рамы, а также его отдельных компонентов, таких как двигатели, антенны и т.д. Также не стоит забывать об использовании защитных кожухов пропеллеров, часто входящих в комплект, особенно в период обучения полетам, даже если они явно ограничивают летные характеристики коптера.
FPV симуляторы
FPV-симуляторы позволяют минимизировать затраты, связанные с уничтожением дрона в результате неисправности, что особенно важно на начальных этапах обучения пилотов. FPV-симуляторы рекомендуются новичкам, чтобы научиться управлять дроном. Мы рекомендуем нашу отдельную статью о современных FPV-симуляторах.
Заключение
К сожалению, столкновения и аварии в нашем хобби неизбежны как для новичков, так и для профессионалов. И лучшее, что вы можете сделать, это научиться сводить подобные инциденты к минимуму. Помните, что все приходит с опытом, который приобретается только с практикой. Чем больше часов вы налетаете, тем больше у вас возможностей для управления дроном.
Мы надеемся, что в этом кратком руководстве для начинающих нам удалось дать вам максимально полное представление о том, на что следует обратить внимание при обучении полетам на дроне на начальном этапе. Конечно, невозможно вместить весь курс в одну статью, но если этого вам недостаточно, советуем воспользоваться специальными курсами о том, как научиться летать на дроне в ближайших к вам специализированных школах, к счастью, такие уже существуют.
Видео
Наглядный пример пилотирования беспилотника.