Высокая проходимость «шестьдесят шестого» достигается в основном за счет конструктивных особенностей коробки передач и подвески, а достигается за счет:
Так выглядит классический газ 66
- Наличие в трансмиссии обоих приводных валов;
- Наличие понижающей передачи в раздаточной коробке;
- Практически одинаковый размер колеи на задней и передней оси;
- Установка на оси на склоне;
- Функции производства шин.
Передний мост грузовика повышенной проходимости ГАЗ 66 может быть отсоединен, для поворота колес используется шарнирный шарнир (ШРУС). На задней оси расположены полуоси, которые приводятся в движение редуктором.
Как правило, дифференциалы обоих мостов 66 самоблокирующиеся, то есть движение шестерен дифференциала блокируется, благодаря этому достигается синхронность движения колес. Управление блокировкой осуществляется из кабины автомобиля. Не ездите по дорогам с твердым покрытием с заблокированным дифференциалом. Более того, нельзя управлять машиной с блокировкой на большой скорости.
Крутящий момент коленчатого вала двигателя велик и при большой нагрузке может вывести из строя шестерни кулачкового дифференциала или сломать полуось. Блокировка передней оси снижает управляемость автомобиля.
Оба моста ГАЗ 66 имеют одинаковую главную передачу, блок дифференциала также не отличается друг от друга. Можно сказать, что составные редукторы похожи, разница только в маслосъемном кольце, которое находится на ведущем колесе. Мосты обладают следующими характеристиками:
- Передаточное число главной пары — 6,83;
- Колея переднего моста – 1,8 м;
- Колея заднего моста – 1,75 м;
- Вес блока переднего моста 350 кг;
- Вес задней оси 270 кг;
- Тип шестерен главной пары косой, гипоидного типа.
- Как включить передний мост на газ 66
- Устройство мостов
- Задний мост
- Передний мост
- Обслуживание мостов
- Вездеходы
- Задний и передний мосты ГАЗ-66 – неисправности и их устранение
- Редуктор переднего и заднего моста ГАЗ-66
- Мосты ГАЗ-66 (передний и задний)
- Задний и передний мосты ГАЗ-66 – неисправности и их устранение
- Редуктор переднего и заднего моста ГАЗ-66
- Параметры и вес мостов ГАЗ-66
- Распространенные неисправности и ремонт узлов
- Тюнинг
- Неисправности заднего моста
- Неисправности шарниров равных угловых скоростей
- Установка мостов 66 на другие модели автомобилей
Как включить передний мост на газ 66
Раздаточная коробка имеет две передачи: прямую и низшую. Прямая передача включается путем перемещения шестерни
2 включения заднего моста и включения понижающей передачи до зацепления с внутренними зубьями вторичного моста 3. Для включения понижающей передачи временно включается передний мост, что достигается включением шестерни 9 на ведущей шестерне переднего моста 7 для зацепления с передним оси к промежуточной оси. Переключение на более низкую передачу осуществляется путем перемещения шестерни 2 до ее зацепления с шестерней 10 на понижающей раздаточной коробке. Раздаточная коробка управляется двумя рычагами. Левый рычаг служит для навинчивания передней оси и имеет два положения: переднее — ось включена и задняя — ось выключена. Правый рычаг служит для переключения передач в раздаточной коробке и имеет три положения: вперед — включена прямая передача; нейтральное (среднее) положение и задний ход – включается пониженная передача.
Механизм переключения передач коробки передач снабжен блокирующим устройством, исключающим возможность включения низшей передачи при выключении переднего моста, а также отключения переднего моста при выключении низшей передачи. Блокировочное устройство защищает трансмиссию и детали заднего моста от перегрузок.
Техническое обслуживание картера трансмиссии заключается в подтяжке креплений и проверке уровня масла в картере, доливке и замене согласно карте смазки. Размеры соединяемых частей раздаточной коробки даны в прим. 2.
Ошибки в раздаточной коробке и способы их устранения см во вкладке восемь.
Раздаточная коробка: 1—дышать; 2—шестерня включения заднего моста и понижения передачи; 3—вторичный вал; 4—шестерня привода спидометра; 5—шестерня привода спидометра; 6—промежуточный вал; 7—шестерня на передний мост; 8—карданный вал переднего моста; 9—редуктор ведомый переднего моста; 10—понижающая передача; 11—первичный вал; 12 – маслосъемное кольцо; 13—шайба; 14—пробка сливная; 15—пробка заливного отверстия (контрольная
Когда я стал больше узнавать о крутом родственнике моего джипа в лице «Шишиги», я вдруг подумал — хочу пониже! Хм. нет, я наверное сначала хотел, а потом задумался, где взять раздаточную коробку, как это реализовать в моей машине и зачем она мне вообще нужна.
Поиски привели меня к донору, состоящему из голой рамы, мостов и собственно самого РК с карданом. И тогда мне не нужно было больше. Купив злосчастные органы у прежнего хозяина и отбуксировав свое новое приобретение домой, я начал сначала изучать конструкцию, а затем и перенос вожделенного аппарата на новое место жительства и работы.
Устройство мостов
Задний мост
Задний мост ГАЗ 66 состоит из следующих основных частей:
- Картер («чулок»);
- Уменьшить сборку;
- Две полуоси;
- Две шпильки.
Картер представляет собой длинный удлиненный корпус (типа «чулок») с утолщением и отверстием посередине для крепления редуктора. В свою очередь коробка передач является важнейшей подвижной частью оси, она изменяет передаточное число и заставляет колеса крутиться с необходимой для оптимального движения автомобиля скоростью.
Редуктор состоит из следующих основных частей:
- рамка;
- главная передача;
- дифференциальное крепление;
- хранить.
Передний мост
Редуктор переднего моста не отличается от редуктора заднего моста, но корпус имеет конструктивные отличия. Вместо полуосей на передней оси установлен шарнир равных угловых скоростей (ШРУС). Сам раздел CV состоит из нескольких частей:
- ведомый кулак;
- ведущий кулак;
- мячи (4 шт.).
Обслуживание мостов
Техническое обслуживание мостов заключается в периодической проверке наличия масла в картере, смазке ШРУСов, проверке состояния затяжки шарниров, а здесь внешний осмотр узлов на предмет течи масла. В мостах рекомендуется менять масло каждые 50-70 тысяч километров. Но нужно учитывать, что ГАЗ 66 часто используется в сложных дорожных условиях.
Если машине приходится преодолевать брод, вода может попасть в масло при плохой герметичности мостов. Тогда будет необходима замена масла.
В мосты 66 заливают трансмиссионную смазку типа ТСП-14гип. При необходимости можно использовать другие марки трансмиссионного масла, например, ТАп-15В, ТАД-17и, ТЭП-15. При эксплуатации автомобиля при температуре ниже -35ºС рекомендуется добавлять в смазку 10-15% дизельного топлива от полной заправочной емкости трансмиссионного масла.
Масло сливается через сливную пробку, которая находится в нижней части картера полуоси посередине. Масло заливают (или доливают) через пробку смотрового отверстия, расположенную сбоку корпуса редуктора моста. Залейте смазку шприцом и заливайте до тех пор, пока масло не начнет вытекать из контрольного отверстия. Это будет означать, что лодка полная, и пробку уже можно заворачивать.
Вездеходы
Передний и задний ведущие мосты ГАЗ-66
Главная передача и дифференциал переднего и заднего мостов ГАЗ-66 одинаковые. Главная передача (редуктор) ГАЗ-66 — гипоидного типа: смещение ведущей шестерни направлено вниз и равно 32 мм. Балки на передней и задней оси имеют коробчатую форму.
Для снятия тяги постоянной скорости ГАЗ-66 с поворотного кулака необходимо:
- поднимите передний мост ГАЗ-66 на домкрате, поставьте на подставку для страховки и снимите колесо, предварительно отсоединив патрубок подачи воздуха воздушного клапана, защитный кожух патрубка и подножку. Открутите три винта крепления тормозного барабана и снимите его;
- открутить трубку от гибкого шланга, который проходит через тормозной щит. Отверните двенадцать гаек и снимите ступицу 18 вместе со шпилькой 9, не разбирая подшипники и уплотнения ступицы, затем снимите шарнир.
При необходимости разберите ШРУС ГАЗ-66 в следующем порядке:
- Отметьте краской или мелом взаимное расположение шарнирных соединений.
- Поставьте ШРУС ГАЗ-66 вертикально коротким кулаком вверх, разведите кулаки, поверните центральный шар плашмя к одному из ведущих шаров, отогните ведущий кулак, при этом один из приводных шаров можно снять с шарнира. Остальные шары, после извлечения первого, вынимаются свободно.
После подбора новых ремонтных шаров увеличенного размера или замены одного из поворотных кулаков соберите шарнир в следующем порядке:
- Зажать длинный кулак в тиски (кулак вверх).
- Поместите центральный шарик в выемку на приводном кулаке так, чтобы плоский шарик был направлен в сторону.
- Поместите короткий кулак на центральный шар.
- Поверните кулак ГАЗ-66 в сторону, установите поочередно три приводных шарика в пазы кулака.
- Разведя кулаки шарнира ГАЗ-66 на максимальный угол и повернув лыской центральный шарик против канавки четвертого ведущего шара, вставьте этот шарик в паз так, чтобы он прошел мимо лыски.
При установке ШРУСа ГАЗ-66 на место необходимо смазать втулку шаровой опоры и шейку кулака под втулкой. Продольные перемещения шарнира с равными угловыми скоростями ограничиваются упорными шайбами, одна из которых установлена в шарикоподшипнике, а другая — в цапфе.
Задний и передний мосты ГАЗ-66 – неисправности и их устранение
повышенный шум
- неправильная регулировка зацепления шестерен редуктора моста ГАЗ-66 на разъеме — Отрегулировать
- увеличенный боковой зазор в зацеплении ведущей и ведомой шестерен в результате износа зубьев или подшипников — Заменить шестерни коробки передач ГАЗ-66. Регулировать положение шестерен для компенсации износа не следует
- поломка подшипника из-за износа – заменить изношенные подшипники
Большой угловой люфт ведущей шестерни вала коробки передач ГАЗ-66
- износ шлицев на полуосях, ШРУСах — заменить изношенные детали
- увеличенный боковой зазор в шестернях коробки передач ГАЗ-66 из-за износа зубьев — Заменить коробку передач
- изношенные или смещенные подшипники — отрегулируйте или замените изношенные подшипники
Утечка масла через втулки ведущей шестерни и ступиц, а также по плоскости контакта картера коробки передач ГАЗ-66
Износ манжет фланца и ступиц колес, фланца карданного вала, ослабление болтов картера КПП ГАЗ-66 — Заменить изношенные детали, подтянуть болты
Недостаточная смазка — Заменить шестерню главной передачи (редуктор), заполнить гипоидной смазкой требуемого качества
Редуктор переднего и заднего моста ГАЗ-66
Блок редуктора переднего и заднего моста ГАЗ-66 показан на рис. 2. Регулировка предварительного натяга конических подшипников 6 и 16 ведущей шестерни коробки передач осуществляется кольцом 15.
Расточка гнезд в картере и крышках под 24 подшипника дифференциала, а также нарезка резьбы производится в сборе, поэтому после разборки крышки необходимо ставить на прежние места, что обеспечивается наличием одинаковой маркировки с каждой стороны картера и соответствующей крышки подшипника.
Предварительный натяг подшипников дифференциала мостов ГАЗ-66 регулируется гайками 20. Положение ведомой шестерни, то есть величина бокового зазора, а также величина и расположение пятна контакта в шестерне зацепления, регулируются теми же гайками.
Дифференциал коробки передач мостов ГАЗ-66 кулачковый, с двадцатью четырьмя радиальными сухарями 25, установленными в отверстиях сепаратора в два ряда в шахматном порядке. Внешняя шестерня дифференциала имеет шесть кулачков, равномерно расположенных по окружности, а внутренняя шестерня имеет два ряда кулачков (по шесть в каждом), расположенных в шахматном порядке.
Главная передача и дифференциал коробки передач ГАЗ-66 установлены в отдельном картере 19, который свободно вставляется в отверстие в балке моста и фиксируется болтами 31.
Для обеспечения принудительной подачи смазки к подшипникам ведущей шестерни переднего и заднего мостов в картере коробки передач установлен маслоприемный патрубок 1, который, соприкасаясь с ведомой шестерней, собирает увлекаемое ею масло. Масло подается из трубы 1 по верхнему каналу 2 к подшипникам, а отводится по нижнему каналу 3.
Коробки передач на переднем и заднем мостах ГАЗ-66 отличаются разными маслосъемными кольцами, установленными на клиньях ведущей шестерни. Кольцо на передней оси имеет маркировку P, кольцо на задней оси не имеет маркировки.
Для отличия коробок передач ГАЗ-66 на фланце ведущего колеса на переднем мосту имеется маркировка Р (на фланце ведущего колеса на заднем мосту маркировка отсутствует). Для предотвращения повышения давления внутри картера при его нагреве в процессе работы в картере установлен выпускной клапан.
Поворотные кулаки и шкворни на передний мост ГАЗ-66 (Каталог 1996г.)
- 201416-Р8 Болт М6-6гх12
- 201540-П29 Болт М12-6гх30 ОСТ 37.001.123-96
- 23707 Склад
- 250688-П29 Гайка М10х1-6Н
- 252134-П29 Диск 6
- 252137-П29 Диск 12
- 252138-П8 Диск 14.2
- 252156-П29 Диск 10
- 264020-П29 Масленка 1,3 Ц6.ч ГОСТ 19853-74
- 291798-П2 Шпилька М10х(1,5-Сп/1-4Н)х30 ОСТ 37.001.180-96
- 291849-П8 Шпилька М12х(1,75-Сп/1,25-Сп1)х35 ОСТ 37.001.180-96
- 291882-Р8 Шпилька М14х1,5-Шп35
- 292832-П8 Гайка СпМ 12х1,25
- 292855-П8 Гайка М14х1,5 Сп
- 294990-П Палец 6х11
- 45 9346 1173 Болт М14Х1,5-4hх75
- 51-2401050 Гайки стопорные тарельчатого подшипника ступицы заднего колеса
- 51-2403042-Б Втулка распорная шейки заднего полуоси
- 53-2401052-01 Гайка опорная
- 53-2401053-01 Гайка
- 53-2401054-01 Гайка подшипника ступицы заднего колеса со штифтом в сборе
- 53-2403048 Сальник полуоси
- 63-2304084 Прокладка картера рулевого колеса
- 66-02-2304010 Поворотный кулак правый в сборе
- 66-02-2304011 Шарнир левый в сборе
- 66-02-2304040-Б Корпус поворотного кулака правый
- 66-02-2304041-Б Корпус поворотного кулака левый
- 66-02-2304060 Поворотный кулак правый зад
- 66-02-2304061 Шарнир рулевой левый зад
- 66-02-2304080 Вал рулевой в сборе
- 66-02-2304091 Ведущий фланец ступицы переднего колеса
- 66-2304012 Шарикоподшипниковый узел
- 66-2304024 Кулачок шарнира дискового нажимного
- 66-2304026 Прокладка шаровой опоры
- 66-2304028 Регулятор толщины прокладки 0,10 мм
- 66-2304029 Регулировка толщины прокладки. 0,15 мм
- 66-2304035 Рычаг рулевой
- 66-2304037 Накладка шкворня верхняя
- 66-2304038-А Накладка шкворня нижнего поворотного кулака
- 66-2304051-Б Корпус сальника поворотного кулака
- 66-2304052 Кольцо уплотнительное внутреннего сальника на рулевой рейке
- 66-2304053 Пружина сальника поворотного кулака
- 66-2304054 Прокладка под рулевой сальник
- 66-2304055 Кольцо уплотнительное, наружное уплотнение на направляющем винте
- 66-2304056-Б Хомут наружный сальника поворотного кулака
- 66-2304057 Сальник поворотного кулака
- 66-2304071 Уплотнение шарнира к переднему карданному валу, зад
- 66-3506095 Кронштейн гибкого крепления переднего моста правый
- 66-3506096 Кронштейн крепления гибкого шланга на передний мост левый
Задний мост 66-02-2400012, полуоси и шпильки на задний мост ГАЗ-66 (Каталог 1996г.)
- 201419-Р8 Болт М6-6гх18
- 201496-Р8 Болт М10-6гх22
- 201499-П29 Болт М10-6гх30 ОСТ 37.001.123-96
- 250612-П29 Гайка М10-6Н ОСТ 37.001.124-93
- 250688-П29 Гайка М10х1-6Н
- 252137-П8 Шайба пружинная 12
- 252138-П8 Диск 14.2
- 252156-П29 Диск 10
- 258288-П Шплинт 1,6х350
- 262517-P Стопор КГ 2″
- 262521-П Пробка КГ1″
- 290606-П Болт М8-6гх14
- 291151-П Болт М16-4hх105
- 291554-П29 Болт М12х1,25-6гх38
- 291557-П29 Болт М12-4hх45
- 291798-П2 Шпилька М10х(1,5-Сп/1-4Н)х30 ОСТ 37.001.180-96
- 291882-Р8 Шпилька М14х1,5-Шп35
- 292855-П8 Гайка М14х1,5 Сп
- 292977-П29 Гайка М30х1,5-5Н6Н
- 294990-П Палец 6х11
- 296576-П29 Пробка КГ1/2″
- 298430-ПЮ Блок сапуна
- 51-2401034-А3 Винтовое уплотнение шестерни лебедки в сборе
- 51-2401050 Гайки стопорные тарельчатого подшипника ступицы заднего колеса
- 53-2401052-01 Гайка опорная
- 53-2401053-01 Гайка
- 53-2401054-01 Гайка подшипника ступицы заднего колеса со штифтом в сборе
- 53-2402012-10 Корпус редуктора заднего моста с крышками подшипников в сборе
- 53-2402045 Прокладка редуктора заднего моста
- 53-2402046 Прокладка толщиной 0,10 мм
- 53-2402047 Прокладка регулировочная толщиной 0,25 мм
- 53-2402048 Прокладка регулировочная
- 53-2402078-10 Винт регулировочный ведомой шестерни главной пары заднего моста в сборе
- 53-2402086-А Трубка
- 53-2402087 Пластина стопорная
- 53-2402088 Трубка маслозаборная пластина
- 53-2402089 Трубка маслоприемника пружинная
- 53-2403040 Гайка подшипника дифференциала
- 53-2403044 Накладка контргайки подшипника дифференциала
- 53-2403048 Сальник полуоси
- 63-2304084 Прокладка картера рулевого колеса
- 66-02-2400012 Ось задняя с тормозами и ступицей в сборе
- 66-02-2401005-20 Картер заднего моста зад
- 66-02-2401005-21 Картер в сборе
- 66-02-2401051 Палец заднего моста
- 66-02-2401067 Палец заднего моста
- 66-02-2403070-01 Ось задняя
- 66-2402010 Редуктор заднего моста зад
Мосты ГАЗ-66 (передний и задний)
Главная передача и дифференциал переднего и заднего мостов ГАЗ-66 одинаковые. Главная передача (редуктор) ГАЗ-66 — гипоидного типа: смещение ведущей шестерни направлено вниз и равно 32 мм. Балки на передней и задней оси имеют коробчатую форму.
Для снятия тяги постоянной скорости ГАЗ-66 с поворотного кулака необходимо:
- поднимите передний мост ГАЗ-66 на домкрате, поставьте на подставку для страховки и снимите колесо, предварительно отсоединив патрубок подачи воздуха воздушного клапана, защитный кожух патрубка и подножку. Открутите три винта крепления тормозного барабана и снимите его;
- открутить трубку от гибкого шланга, который проходит через тормозной щит. Отверните двенадцать гаек и снимите ступицу 18 вместе со шпилькой 9, не разбирая подшипники и уплотнения ступицы, затем снимите шарнир.
При необходимости разберите ШРУС ГАЗ-66 в следующем порядке:
- Отметьте краской или мелом взаимное расположение шарнирных соединений.
- Поставьте ШРУС ГАЗ-66 вертикально коротким кулаком вверх, разведите кулаки, поверните центральный шар плашмя к одному из ведущих шаров, отогните ведущий кулак, при этом один из приводных шаров можно снять с шарнира. Остальные шары, после извлечения первого, вынимаются свободно.
После подбора новых ремонтных шаров увеличенного размера или замены одного из поворотных кулаков соберите шарнир в следующем порядке:
- Зажать длинный кулак в тиски (кулак вверх).
- Поместите центральный шарик в выемку на приводном кулаке так, чтобы плоский шарик был направлен в сторону.
- Поместите короткий кулак на центральный шар.
- Поверните кулак ГАЗ-66 в сторону, установите поочередно три приводных шарика в пазы кулака.
- Разведя кулаки шарнира ГАЗ-66 на максимальный угол и повернув лыской центральный шарик против канавки четвертого ведущего шара, вставьте этот шарик в паз так, чтобы он прошел мимо лыски.
При установке ШРУСа ГАЗ-66 на место необходимо смазать втулку шаровой опоры и шейку кулака под втулкой. Продольные перемещения шарнира с равными угловыми скоростями ограничиваются упорными шайбами, одна из которых установлена в шарикоподшипнике, а другая — в цапфе.
Задний и передний мосты ГАЗ-66 – неисправности и их устранение
повышенный шум
- неправильная регулировка зацепления шестерен редуктора моста ГАЗ-66 при касании — Отрегулировать
- увеличенный боковой зазор в зацеплении ведущей и ведомой шестерен в результате износа зубьев или подшипников — Заменить шестерни редуктора ГАЗ-66. Регулировать положение шестерен для компенсации износа не следует
- поломка подшипника из-за износа – заменить изношенные подшипники
Большой угловой люфт ведущей шестерни вала коробки передач ГАЗ-66
- износ шлицев на полуосях, ШРУСах — заменить изношенные детали
- увеличенный боковой зазор в шестернях коробки передач ГАЗ-66 из-за износа зубьев — Заменить коробку передач
- изношенные или смещенные подшипники — отрегулируйте или замените изношенные подшипники
Утечка масла через втулки ведущей шестерни и ступиц, а также по плоскости контакта картера коробки передач ГАЗ-66
Износ манжет фланца и ступиц колес, фланца карданного вала, ослабление болтов картера КПП ГАЗ-66 — Заменить изношенные детали, подтянуть болты
Недостаточная смазка — Заменить шестерни главной передачи (редуктор), залить гипоидной смазкой требуемого качества
Редуктор переднего и заднего моста ГАЗ-66
Блок редуктора переднего и заднего моста ГАЗ-66 показан на рис. 2. Регулировка предварительного натяга конических подшипников 6 и 16 ведущей шестерни коробки передач осуществляется кольцом 15.
Расточка гнезд в картере и крышках под 24 подшипника дифференциала, а также нарезка резьбы производится в сборе, поэтому после разборки крышки необходимо ставить на прежние места, что обеспечивается наличием одинаковой маркировки с каждой стороны картера и соответствующей крышки подшипника.
Предварительный натяг подшипников дифференциала мостов ГАЗ-66 регулируется гайками 20. Положение ведомой шестерни, то есть величина бокового зазора, а также величина и расположение пятна контакта в шестерне зацепления, регулируются теми же гайками.
Дифференциал коробки передач мостов ГАЗ-66 кулачковый, с двадцатью четырьмя радиальными сухарями 25, установленными в отверстиях сепаратора в два ряда в шахматном порядке. Внешняя шестерня дифференциала имеет шесть кулачков, равномерно расположенных по окружности, а внутренняя шестерня имеет два ряда кулачков (по шесть в каждом), расположенных в шахматном порядке.
Главная передача и дифференциал коробки передач ГАЗ-66 установлены в отдельном картере 19, который свободно вставляется в отверстие в балке моста и фиксируется болтами 31.
Для обеспечения принудительной подачи смазки к подшипникам ведущей шестерни переднего и заднего мостов в картере коробки передач установлен маслоприемный патрубок 1, который, соприкасаясь с ведомой шестерней, собирает увлекаемое ею масло. Масло подается из трубы 1 по верхнему каналу 2 к подшипникам, а отводится по нижнему каналу 3.
Коробки передач на переднем и заднем мостах ГАЗ-66 отличаются разными маслосъемными кольцами, установленными на клиньях ведущей шестерни. Кольцо на передней оси имеет маркировку P, кольцо на задней оси не имеет маркировки.
Для отличия коробок передач ГАЗ-66 на фланце ведущего колеса на переднем мосту имеется маркировка Р (на фланце ведущего колеса на заднем мосту маркировка отсутствует). Для предотвращения повышения давления внутри картера при его нагреве в процессе работы в картере установлен выпускной клапан.
Параметры и вес мостов ГАЗ-66
Говоря о технических характеристиках мостов от ГАЗ-66, обеспечивающих хорошую проходимость грузовика, следует отметить конструктивные особенности подвески и трансмиссии автомобиля:
- Наличие нескольких карданных валов одновременно.
- Наличие наклонов на каждой оси.
- Почти одинаковые размеры на задней и передней оси.
- Возможность использования редуктора с помощью раздаточной коробки.
Отключить такую конструкцию можно самостоятельно, а для поворота колес используются вращающиеся ШРУСы. А вот сзади установлены полуоси, которые снабжены движением через редуктор. При этом имеется самоблокирующийся дифференциал, что обеспечивается блокировкой при перемещении передач. Это позволяет создать синхронное движение всех ведущих колес. Этот процесс контролируется водителем из кабины. Но в таком виде машина не может передвигаться по дорогам, оборудованным плотным покрытием, а также на больших скоростях. Это связано с тем, что крутящий момент слишком высок и может даже сломать полуось. Сами мосты имеют следующие параметры:
- Размер колеи спереди и сзади: 1,8/1,75 м.
- Вес передней и задней конструкции в собранном состоянии: 350/270 кг.
- Передаточное число 6,83.
- Шестерни главных пар наклонные.
Конструкция, примененная на задней части ГАЗ-66, во многом аналогична применяемой на ГАЗ-53. Правда, у последнего отсутствует возможность блокировки дифференциала, а на картинке мостов этого не видно.
Распространенные неисправности и ремонт узлов
Наиболее частые поломки, требующие ремонта, сопровождаются повышением шума при езде, а также утечкой масла. Последнее происходит потому, что:
- Сальники редуктора порвались или потеряли эластичность. То же самое происходит, когда весна покидает его.
- Болты ослабляются.
- Произошла потеря герметичности прокладки.
Основным фактором появления повышенного шума является главная передача. Однако возможны и другие причины, в том числе:
- Неправильная регулировка зазора между шестернями на главной передаче.
- Чрезмерный износ подшипников полуосей.
- Износ шестерен на полуосях дифференциала или главной пары.
- Ослабилась гайка коробки передач.
повышенный износ шестерен обычно наблюдается в ситуациях, когда масла в картере недостаточно или оно полностью отсутствует.
В случае утечки масла мост не сможет пройти более 2 десятков километров и просто заблокируется и потребует ремонта, стоимость которого значительно превышает стоимость обслуживания. Но такая ситуация бывает очень редко из-за того, что появившийся вой раньше привлечет внимание водителя.
Выполнение технического обслуживания заключается в регулярной проверке уровня масла, имеющегося в каретке, по штатной схеме, смазке ШР, а также проверке степени затяжки всех муфт. Интервал замены масла составляет в среднем 60 000 км, но может быть и меньше, если грузовик эксплуатируется в тяжелых условиях. При необходимости преодоления брода на этом автомобиле важно обеспечить герметичность конструкции. В противном случае туда попадет вода, что потребует срочной замены.
Обычно в мостах этого автомобиля используется смазка ТСП-14ГИП. При необходимости возможно добавление других типов смазок, например ТЭП-15 или ТАД-17И. При эксплуатации машины в условиях сильного мороза (менее -35 градусов) в масло следует добавлять до 15% дизельного топлива.
Мосты, устанавливаемые на грузовик ГАЗ-66, представляют собой сложные технические изделия, обеспечивающие автомобилю высокую проходимость. Для корректной работы важно вовремя проводить техническое обслуживание и учитывать любые изменения в работе.
Тюнинг
Надежные и долговечные автомобили ГАЗ-66 в силу своей массовости получили достаточно широкое распространение и продолжают полноценно эксплуатироваться даже спустя два десятилетия после окончания серийного производства. Во многом этому способствует различный тюнинг, которому подверглась большая часть автомобилей. Популярной практикой стала замена двигателя на более мощные и экономичные дизельные версии, что также требует замены коробки передач.
Однако чаще всего владельцы «шишиг» используют внешний тюнинг: необычные цветовые решения путем покраски автомобиля, обработки кузова антикоррозийными материалами, установки дополнительной светотехники, установки криволинейных шин для дальнейшего повышения проходимости. Из обвеса используется «кенгурятник», а версия КУНГ комплектуется массивным багажником на крышу.
Пример особо впечатляющего тюнинга «шишиги»
Не менее важным аспектом усовершенствования бывшего военного вездехода стала корректировка салона: хорошая шумоизоляция, замена сидений на более удобные. Самым популярным решением для фургона КУНГ стала его трансформация в комфортный «мобильный дом». Чаще всего это делают охотники и рыболовы, не только оборудуя себе место для сна, в том числе и несколько, но и дополняя его всевозможными удобствами современной цивилизации.
Неисправности заднего моста
К основным поломкам карданных валов можно отнести повышенный шум при движении и утечку масла.
Утечка масла может произойти по следующим причинам:
- Порваны или потеряли эластичность прокладки полуосей, вала редуктора оси. Железа также подпрыгнет, если на нее полетит перо;
- Крепежные болты на мостах ослабляются;
- Потеря герметичности прокладки.
Шум чаще всего вызван главной передачей, но могут быть и другие причины. Причины воя или шума в мостах:
- Несоосный зазор между последней парой ведущих шестерен;
- Изношенные подшипники оси;
- Ослабла гайка полуоси;
- Изношены шестерни главной пары;
- Изношены шестерни или оси на дифференциале.
Износ шестерен может происходить из-за недостаточного количества масла в картере или его полного отсутствия.
Если масла нет (подтекает), такой мост много не проедет и через несколько десятков километров застрянет. Но это уже экстренная ситуация – практически каждый водитель сразу замечает появившийся в машине повышенный шум (вой). Мост без смазки до заклинивания будет сильно шуметь. Поэтому недопустимо ездить с шумом от мостов. При невозможности справиться с проблемой самостоятельно, водителю следует обратиться к специалистам для выявления причины выхода из строя мостов.
Неисправности шарниров равных угловых скоростей
Ошибки ШРУСа легко определить. При повороте колес на скорости появляются щелчки в передней оси. При сильном износе шарниров также слышен щелчок при ввинчивании колес. Нельзя допускать полного износа шарниров, так как в результате автомобиль может потерять управляемость, что скажется на безопасности дорожного движения.
Установка мостов 66 на другие модели автомобилей
Многие хотят установить мосты, повышающие проходимость автомобиля. Другой вопрос, насколько целесообразна их установка, и как замена повлияет на технические характеристики газ 66. Из-за того, что узлы имеют значительный вес, их использование на машинах меньших габаритов негативно скажется на прочности несущей конструкции . Например, при установке мостов 66 на автомобиль УАЗ рама вряд ли выдержит нагрузку. Даже заводская рама ГАЗ 66 часто трескается под нагрузкой, и ее нужно периодически подваривать.
Мосты чаще всего используются для сборки различных самодельных машин. Обычно за основу берут шасси и оставляют без изменений, а вот кабину и кузов подвергают глубокой модернизации. Самодельный дизайн позволяет реализовать самые смелые фантазии. Во-первых, конечно, меняют двигатель на газ 66 и коробку передач, и берут более мощные колеса для повышения проходимости. На базе ГАЗ 66 собирают вездеходы и тягачи.