В настоящее время автомобили выпускаются с фарами, использующими четыре типа источников света: обычные лампы накаливания, газовые (ксенон, галоген) и светодиодные.
Содержание: 1. Основные требования к светодиодным лампам для автомобилей 2. Номинальная мощность и световой поток для каждого цоколя 3. Преимущества и недостатки светодиодных автомобильных ламп 4. Для ближнего света фар 5. Для дальнего света фар 6. Комбинированные модели светодиодных ламп 7. Для противотуманных фар 8. Для габаритных и задних фонарей и передних и задних светодиодных фар 9. Для освещения салона и приборной панели 10. Какие проблемы возникают при установке светодиодов в качестве замены обычных ламп накаливания?
В последнее время светодиодные лампы для автомобилей или LED-лампы (от light-emitting diode) стали популярны в быту и промышленности, а также среди водителей. Основные причины растущего спроса на эти лампы заключаются в том, что они имеют более высокий световой поток при меньшей мощности и служат дольше по сравнению с традиционными лампами накаливания.
Типы лампочек, используемых в фарах современных автомобилей
- Основные требования к светодиодным лампам для автомобиля
- Номинальная мощность и световой поток для каждого цоколя
- Температура светового потока
- Плюсы и минусы светодиодных автомобильных ламп
- Для ближнего света
- Для дальнего света
- Совмещённые модели светодиодных ламп
- К противотуманным фарам
- Для габаритных огней и задних фонарей и ДХО
- Для освещения салона и приборной доски
- Какие проблемы могут возникнуть при установке светодиодов вместо штатных лампочек?
Основные требования к светодиодным лампам для автомобиля
Прежде чем выбрать или приобрести светодиодные лампы, стоит определить, подходят ли они для данного типа фар и задних фонарей. Потому что конструктивно светодиодные лампы служат дольше традиционных ламп. Вернее, не сама луковица, а ее стебель. Причиной этого является необходимость в радиаторах для охлаждения светодиодов и наличие драйвера в лампах этого типа. Это устройство используется для регулирования тока. А увеличенная длина лампы может помешать установке защитных крышек на основание лампы.
Радиатор и водитель могут не позволить установить светодиодную лампу в фару
Далее стоит обратить внимание на свет, излучаемый лампой. Насколько ярким и качественным он будет, зависит от нескольких факторов:
- Мощность излучателя.
- Световой поток.
- Цветовая температура.
- Направление освещения.
Световой поток лампы — это яркость луча, испускаемого источником. Он измеряется в люменах.
Если в большинстве ламп с мощностью и световым потоком на момент написания статьи все более-менее нормально и одинаково, цветовую температуру каждый выбирает по вкусу, то вот направленность света — основная проблема светодиодных ламп для автомобилей. Из-за различий в конструкции эмиттера трудно обеспечить одинаковое распределение света в галогенных и светодиодных лампах. Проблема заключается в том, что оптика изначально была разработана для галогенных ламп. На рисунке ниже вы можете увидеть, о чем мы здесь говорим, все показано более или менее так, как должно быть.
Расположение диодов и нитей накаливания в стандартной лампе накаливания
Светодиодные лампы делятся на две группы в зависимости от типа диодов:
- SMD — в этой технологии светодиоды крепятся к поверхности колбы. Это облегчает установку и снижает энергопотребление. По этой технологии производятся светодиодные излучатели мощностью 10 Вт и более, которые дают очень яркий свет без необходимости использования дополнительных рассеивающих линз;
- COB — светодиоды, изготовленные по этой технологии, монтируются непосредственно на плату, что уменьшает объем, улучшает равномерность светового пучка и обеспечивает больший отвод тепла от светодиодов.
Светодиодные лампы, изготовленные по технологии SMD: слева — SMD, справа — COB для содержания
Номинальная мощность и световой поток для каждого цоколя
Номинальная мощность лампы указана в техническом паспорте автомобиля, и предохранители выбираются с учетом этого, а также сечения проводов. Световой поток также должен соответствовать типу лампы и оптике, чтобы обеспечить достаточную освещенность дороги впереди.
Здесь приведена сводка из каталога OSRAM по номиналам для различных типов галогенных ламп:
- H1 55w — 1550 лм;
- H3 55w — 1450lm;
- H4 60w — 1650 лм дальний свет, 1000 лм ближний свет;
- H7 55w — 1500 лм;
- H8 35w — 800lm;
- H9 65w — 2100 лм;
- H11 55w — 1350lm;
- HB2 60w — 1500lm дальний свет, 910lm ближний свет;
- HB3 60w — 1860 лм;
- HB4 51w — 1095lm.
Чтобы сравнить энергопотребление галогенных ламп с их светодиодными аналогами, вот таблица, в которой приведены некоторые примерные характеристики различных типов ламп.
Обозначение цоколя лампы, применение | Мощность галогенной лампы, Вт | Мощность галогенной лампы, Вт | Световой поток, лм |
H1 (дальний свет, фара) | 55 | 5,5 | 1550 |
H3 (PTF) | 55 | 5,5 | 1450 |
H4 (комбинированный низкий/средний) | 60 | 6,0 | 1650 главная балка 1000 ближний свет |
H7 (дальний свет, ближний свет, ПТФ) | 55 | 5,5 | 1500 |
H8 (дальний свет, ближний свет, FTL) | 35 | 3,5 | 800 |
Из таблицы видно, что мощность светодиодных ламп на порядок меньше мощности галогенных ламп той же яркости. Это означает, что светодиодная лампа меньше нагревается и, следовательно, потребляет меньше энергии. Однако приведенные в таблице значения весьма условны, скорее они расчетные, на практике мощность светодиодных ламп варьируется от производителя к производителю. Поэтому на рынке можно найти светодиодную лампу одного типа, но разной мощности: 5,5, 10, 12, 15, 30 или даже написать 50 ватт.
Температура светового потока
Температура светового потока определяет цвет лампы. Она измеряется в градусах Кельвина. В приведенной ниже таблице показана корреляция между цветом света и температурой.
Светлый оттенок | Индикация температуры, К |
Теплый желтый | 2700-2800 |
Теплый белый | 3000 |
Нейтральный белый | 4000 |
Прохладный белый | 6000 |
Чем выше цветовая температура света, тем холоднее оттенок.
Цветовая температура света влияет на утомляемость глаз при вождении в ночное время и ослепляющее воздействие на водителей других транспортных средств.
Различия в бликах при разных температурах освещения
Хотя эффект бликов в значительной степени зависит от правильного расположения лампы, самой фары и конструкции лампы. По этой причине после установки светодиодной фары необходимо отрегулировать направление светового пучка на специальном испытательном стенде.
Тюнинг автомобильных фар к содержанию
Плюсы и минусы светодиодных автомобильных ламп
Прежде чем хвалить или ругать светодиодные лампы, мы еще раз сравним их характеристики с галогенными и ксеноновыми источниками света, но уже с точки зрения срока службы в таблице ниже:
ПАРАМЕТРЫ ЛАМПЫ | LED | Ксенон | Галоген |
Потребляемая мощность, Вт | 3,5 | 35 | 55 |
Пожизненный | 25000-50000 | 5000 | 500 |
Преимущество светодиодных ламп заключается в том, что:
- При меньшей мощности, чем у галогенных ламп, светодиоды дают более яркий свет.
- Светодиоды имеют гораздо больший срок службы, чем лампы накаливания. Кроме того, светодиодные лампы менее подвержены поломке из-за ударов и вибрации.
- Более низкая температура нагрева светодиодов позволяет разрабатывать более компактную оптику, поскольку вероятность расплавления пластмассовых компонентов меньше.
- Светодиоды загораются практически мгновенно, быстрее галогенных ламп и уж точно быстрее ксеноновых ламп. Это повышает вероятность того, что вас быстрее заметят на дороге. Хотя это сомнительный плюс, ведь в последних поколениях ксенона розжиг происходит достаточно быстро, и вы даже можете без проблем моргать светом.
Конс:
- Высокая стоимость по сравнению с галогенными лампами. Но хорошие галогенные лампы стоят дорого, сравнимо со средним качеством светодиодных ламп.
- Неправильный выбор источников света со слишком большой яркостью, а тем более с неправильным расположением излучателя, может ослепить водителей других автомобилей.
- Яркость свечения светодиодов со временем уменьшается, снижая видимость дороги и самого автомобиля. Галогенные лампы, с другой стороны, также теряют свою яркость в конце срока службы.
- Из-за радиаторов охлаждения они могут не подходить к фарам автомобиля, а в случае ламп накаливания с радиатором радиатор может заклинить. Это приведет к перегреву источников света, что означает их преждевременный выход из строя.
к содержанию
Для ближнего света
H1, H7, H8, HB4, H11 и их галогенные эквиваленты
В качестве ламп ближнего света наиболее часто используются следующие: H1 (в последние годы редко используется в ближнем свете фар), H7, H8, HB4 или H11.
к содержанию
Для дальнего света
Лампы дальнего света могут быть разными, наиболее распространенными являются следующие типы: H1, HB3, H9, H11.
H1, HB3, H9, H11 и их галогенные эквиваленты
На самом деле, сами излучатели светодиодных ламп фар могут не отличаться (хотя должны), производители просто устанавливают разные цоколи (ножки) непосредственно на сам блок, или выводят их на провод, если используют массивный радиатор или радиатор охлаждения.
к содержанию
Совмещённые модели светодиодных ламп
Отличительной особенностью этих светодиодных ламп является сочетание в одной автомобильной фаре двух светодиодных излучателей света: ближнего света (в фаре он расположен в верхней части лампы) и дальнего света (в фаре он расположен в нижней части лампы). Такое расположение излучателей в фарах позволяет направлять пучок света в нужном направлении: от источника в верхней части колбы свет отражается от отражателя и направляется перед автомобилем (ближний свет); от источника в нижней части колбы свет отражается от отражателя и направляется вперед. Таким образом, дорога освещается дополнительно (дальний свет). Цоколь этих светоизлучающих диодов обычно H4.
Расположение светодиодов в комбинированной лампе
Алексей Бартош — эксперт в области ремонта и обслуживания электрооборудования и промышленной электроники. Спросите эксперта Также следует обратить внимание на показатели мощности и яркости лампочки. Рекомендуемые значения следующие: лампа ближнего света (DC) — яркость не менее 1000 лм; лампа дальнего света (DC) — не менее 1500 лм. Соответственно, общая мощность светоизлучателя составляет не менее 17 Вт при эффективности 100 лм/Вт. Кроме того, лампа должна иметь хороший теплоотвод или радиатор для достаточного охлаждения светодиодов.
Если на коробке или на лампе с цоколем H4 указано одно значение светового потока — 3000, 3800 или 4500 лм, следует понимать, что это значение указано для двух источников вместе. Обратите внимание, что фактический световой поток будет в два раза меньше, т.е: 1500, 1900 и 2200 люмен.
Помимо H4, существуют и другие двойные галогенные источники и их светодиодные эквиваленты:
- H13 (55/60W) — используется в автомобилях США.
- HS1 (35/35 Вт) — более низкая мощность, используется в автомобилях. Практически взаимозаменяем с H4 (HS1 может быть заменен на H4 и наоборот — требуются незначительные изменения).
- R2 (45/40 Вт) — лампы с двойной нитью накаливания, мало используются как устаревшие. Используется в двойных системах фар для дальнего и ближнего света, например, в ВАЗ 2101.
- HR2 (45/40 Вт) — галогенный эквивалент предыдущей модели.
- P21/5 (21/5W) — две нити используются для стоп-сигнала и габаритного огня.
Комбинированные светодиодные лампы R2, HR2, H4, HS1, H13 и их галогенные аналоги с двойной спиралью
К противотуманным фарам
Противотуманные фары светят прямо вперед, освещая дорогу в тумане и плохую погоду. Так какие же светодиоды лучше всего использовать в передних противотуманных фарах? Дело в том, что в противотуманных фарах используются разные лампочки: HB3, HB4, H1, H2, H3, H7, H11, H9. Свет рассеивается благодаря рифленому стеклу и отражателю. Однако часто используются лампы со спиралью, расположенной перпендикулярно оптической оси, например, H3. Галогенные версии ламп обеспечивают световой поток около 1 500 лм. Соответственно, светодиоды должны давать не меньше. Не выбирайте лампы со слишком высокой цветовой температурой, которые излучают голубоватое свечение. Напротив, для противотуманных фар желательно теплое свечение с обилием желтых и красных тонов в спектре, т.е. 2400K, 3000K, 4300K. Невозможно порекомендовать что-то конкретное, поскольку в каждом автомобиле используется свой тип ламп в обычных фарах. В тех фарах, которые независимо установлены на бампере или на бампере, это может быть что угодно.
Светодиодные лампы H1, H2, H3, H7, H11, H9, HB3, HB4 и их галогенные аналоги
Для габаритных огней и задних фонарей и ДХО
Маркерные лампы W5W (они же T10) и T4W (иногда называемые ba9s) мощностью 5 Вт и 4 Вт соответственно используются для обозначения дорожного просвета автомобиля спереди и сзади. Если задний габаритный свет совмещен со стоп-сигналом, можно использовать двухспиральные лампы W21/5W или P21/5W со спиралью 21 Вт и 5 Вт соответственно. А для одиночных ламп стоп-сигналов — одна спираль P21W.
Лампы W5W, T4W, W21/5W, P21/5W
Световой поток ламп парковочного освещения обычно составляет 50-100 лм, а ламп стоп-сигналов — около 150 лм и более.
к содержанию
Для освещения салона и приборной доски
В светильнике освещения кабины часто используются 5-ваттные лампы накаливания C5W, реже встречаются 10-, 18- или 21-ваттные лампы накаливания. Их называют потолочными светильниками, потому что основание расположено с обоих концов. Они также часто используются для подсветки номерных знаков. В дополнение к ним часто используются лампы W5W, упомянутые выше.
Софитные лампочки для внутреннего освещения
Лампы с цоколем W5W (T10) и T4W также используются для подсветки приборной панели. Они также используются для подсветки приборной панели, но иногда применяется миниатюрная розетка T5 (как T10, только меньшего диаметра). Но в современных автомобилях подсветка приборной панели часто является незаменимой — в виде SMD-светодиодов, припаянных к панели.
Сравнение Т10 и Т5 по содержанию
Какие проблемы могут возникнуть при установке светодиодов вместо штатных лампочек?
Основная проблема, с которой сталкиваются автомобилисты при замене ламп в автомобиле, — это ошибки блока управления. Например, может загореться «Check». Это связано с тем, что блок управления контролирует ток потребления ламп, а светодиодные лампы потребляют его мало. «Мозги», опрашивающие лампочки, считают, что лампочка перегорела или произошла другая неисправность, и сообщают водителю о проблеме с освещением. В некоторых автомобилях это можно игнорировать и ездить как есть, но бывают случаи, когда фары со светодиодными источниками вообще не светят. Эта проблема может быть решена двумя способами:
1. сложный. Обратитесь в сервисный отдел: и если есть возможность, светодиодные лампы будут переподключены в панели управления. Обычно это возможно, если данная модель оснащена светодиодами.
2. простой — установить так называемую обманку, или балласт. В этом случае преимущество светодиодных ламп в плане низкого энергопотребления исчезает, но вы получаете от них яркий белый свет. Эти светодиодные обманки имеют различные названия в магазинах — просто «светодиодный обманщик» или «светодиодный кан-бус».
Бытовые туманообразователи
Часто тележка представляет собой низкоомный резистор большой мощности. Их можно купить в готовом виде, но не все хотят платить несколько сотен рублей за простой резистор. Поэтому автолюбители также нашли выход из этой ситуации. Поэтому вы можете сделать бамперы самостоятельно, для этого параллельно лампочкам можно установить резистор:
- Резистор подходящего сопротивления и мощности. Например, для замены W5W нужен резистор около 28-30 Ом, то есть более 5 Вт (или несколько меньшей мощности, соединенных последовательно/параллельно).
- Подключите простое реле (или, скорее, катушку) параллельно гнездам ламп.
- Где-то там, за пределами отражателя или фонаря, спрятаны обычные лампочки.
Но такие решения хороши для маломощных ламп для габаритных огней, подсветки номерного знака и т.д. Однако существуют и готовые лампочки, в которые уже встроена обманка.
W5W с интегрированным бампером, CANBUS часто добавляется к обозначению таких ламп.
При установке светодиодов вместо ближних или противотуманных фар приобретите модуль, аналогичный показанному ниже. При выборе лампочек учитывайте тип лампочки (H7, H3 и т.д.).