Карданная передача используется для передачи крутящего момента от коробки передач или трансмиссии к ведущему мосту автомобиля с переменными углами между валами этих узлов. Такая трансмиссия необходима, поскольку угол наклона карданного вала, соединяющего ведущий мост с коробкой передач или раздаточной коробкой, изменяется при движении автомобиля, так как ведущий мост крепится к раме автомобиля на рессорах и может перемещаться относительно нее.
Трансмиссия состоит из ведущих колес (карданных шарниров) и валов. Кардан — это основной механизм, который передает крутящий момент с одного вала на другой.
Основными частями кардана являются поперечный вал 16 и две вилки 7 и 15 с концами. Шипы 17 поперечного вала входят в зацепление с вилами и фиксируются в своем шарнире стальными чашками 9 с игольчатыми подшипниками 10, которые защищены от попадания грязи и утечки смазки 13. Смазка подшипников осуществляется через пресс-масленку 8, из которой масло поступает в подшипники через канал 19, просверленный в поперечном валу. Для устранения избыточного давления смазки в пауке установлен предохранительный клапан 18.
Рис. Конструкция карданного вала: 1 — ведущий вал; 2 — пробка; 3 — сальник; 4 — шлицевой вал; 5 — сальник с шайбами; 6 — масленка скользящего коромысла; 7 и 15 — пробки; 8 — крестовина масленки; 9 — сепаратор игольчатого подшипника; 10 — игольчатый подшипник; 11 — опорное кольцо подшипника; 12 — корпус подшипника; 13 — сальник; 14 — корпус сальника; 16 — крест; 17 — шип; 18 — предохранительный клапан; 19 — масляный канал; 20 — монтажная пластина стакана подшипника; 21 — стопорная пластина; 22 — термоусадочная манжета; 23 — резиновая крышка клеммы
Карданная крестовина может свободно поворачиваться на угол относительно коромысла одного вала, а коромысло другого вала также может поворачиваться относительно крестовины.
Шлицевое соединение между одной из вилок вала и валом образует скользящее соединение, позволяющее изменять длину вала при перемещении шестерни и ведущей оси относительно друг друга.
Для уменьшения трения шлицевое соединение смазывается лубрикатором 6.
Шлицевое соединение защищено от загрязнения и утечки смазки сальником 3 с крышкой 2. Для этой же цели используется гофрированный резиновый чехол 23, закрепленный на карданном валу и вилке кабельными стяжками 22.
В универсальном приводе с одним ведущим валом скорость ведомого вала не является постоянной при равномерном вращении ведущего вала. Неравенство резко возрастает при увеличении угла между ведомым и ведущим валами. Чтобы избежать вращательного неравенства в транспортных средствах, используются двойные приводные валы, т.е. валы с двумя лапами. В этом случае, если вилки обоих карданов находятся в одной плоскости на валу, неравномерное вращение, создаваемое первым карданом, компенсируется вторым карданом.
Для обеспечения равномерного вращения валов скользящие вилки карданных валов должны быть собраны так, чтобы стрелки на валах и вилках находились в одной плоскости. Собранные карданные валы прикручиваются к фланцам валов коробки передач, трансмиссии и ведущего моста с помощью вилочных фланцев.
Приводные валы выполнены в виде трубчатых валов с приваренными концами, один из которых имеет шлицы, а другой — приводные вилки.