Существует два способа увеличения крутящего момента и мощности: чип-тюнинг без вмешательства в конструкцию трансмиссии и форсирование двигателя с последующей перенастройкой программного обеспечения ЭБУ. Давайте рассмотрим, как увеличить мощность двигателя и можно ли это сделать своими руками. Поговорим не только о инжекторных и дизельных двигателях, но и о двигателях ВАЗ с карбюратором.
Чип-тюнинг
Изменение программного обеспечения электронного блока управления двигателем неэффективно в атмосферных бензиновых двигателях с клапанным впрыском. Количество воздуха, поступающего в цилиндры, которое имеет решающее значение для увеличения мощности, довольно точно рассчитывается при проектировании и испытании двигателя. Поэтому невозможно значительно увеличить мощность за счет изменения угла впрыска, момента зажигания или объема впрыскиваемого топлива. Кроме того, чип-тюнинг двигателя не работает на старых дизелях, которые имеют минимум электроники.
Это относится к современным двигателям с турбонаддувом. Программная регулировка фаз и углов впрыска, зажигания, объема топлива, подаваемого в цилиндры, алгоритма турбонаддува позволяет получить в среднем 10-15% от стандартной мощности двигателя.
Можно ли сделать своими руками?
Имея технический склад ума, твердое понимание газообмена в двигателе, много времени и свободные средства на основное оборудование, вы можете самостоятельно выполнить чип-тюнинг. Самый простой способ — найти готовую прошивку для данной модели двигателя и «закинуть» ее в ЭБУ. Если речь идет о самостоятельной модификации прошивки, настройке динамики, то даже практикующему диагносту-автоэлектрику потребуется много времени на изучение вопроса.
Поэтому мы рекомендуем обратиться к профессионалам, но сначала обратите внимание на следующие аспекты:
Неквалифицированный чип-тюнинг разрушает двигатель. Рекомендуется узнать мнение 2-3 человек, которые проехали не менее 10 000-15 000 км после перепрошивки у выбранного вами специалиста. Требуйте от dinostandi реальные графики, которые могут показать прирост мощности после перенастройки;
- Будет ли коробка передач «переваривать» возросшую мощность? Это особенно актуально для владельцев автомобилей с автоматическими трансмиссиями DSG, Power Shift и подобными, ставшими печально известными.
Снятие экологических «ошейников»
- Физическое удаление каталитического нейтрализатора (при наличии второго лямбда-зонда это требует отладки программного обеспечения). Исправный каталитический нейтрализатор создает незначительную помощь отработавшим газам при выхлопе, но в засоренном состоянии он значительно ухудшает наполнение цилиндров на высоких оборотах. Еще большее падение мощности ощущается в дизельных двигателях. Частицы сажи, смешиваясь с парами масла, забивают частицы сажевого фильтра.
- Программное обеспечение изменяет реакцию на нажатие педали акселератора. Он не добавляет мощности двигателю, но улучшает ощущения при разгоне.
Модификации системы впуска, выхлопной системы, головки или блока цилиндров на инжекторных двигателях и современных дизельных двигателях обязательно должны сопровождаться онлайн-тюнингом. Не изменив программное обеспечение ЭБУ, вы не получите хорошего прироста мощности, и двигатель не будет работать должным образом.
Основы форсировки мотора
Существует только 5 способов питания двигателя внутреннего сгорания.
- Снижение механических потерь. Этот пункт включает установку более легкого маховика, более легких клапанов, шатунов, кованых поршней. Чем меньше вес вращающихся частей, тем больше энергии от сгорания топлива THA идет на ускорение автомобиля.
- Увеличение числа оборотов коленчатого вала. Этот метод лучше всего работает на атмосферных бензиновых двигателях. Зона хорошего крутящего момента двигателя с турбонаддувом ограничена верхней границей диапазона турбонаддува.
- Увеличение рабочего объема камер сгорания.
- Улучшенное наполнение цилиндров. Расточка головки блока цилиндров, впускного коллектора, установка корпуса дроссельной заслонки и оптимизация выхлопной системы позволят увеличить мощность атмосферного двигателя.
- Профиль кулачков распределительного вала и перекрытие клапанов также играют важную роль в борьбе за мощность. Но только установка турбокомпрессора действительно дает большой прирост мощности.
- Увеличение степени сжатия и переход на более высокооктановый бензин.
Смазка и охлаждение
Серьезное увеличение мощности предъявляет дополнительные требования к системе смазки и охлаждения двигателя. Если есть возможность, стоит установить масляный насос большей производительности. Если вы намерены увеличить мощность двигателя с большим пробегом, обязательно проверьте и, при необходимости, замените масляный насос. Чтобы избежать перегрева двигателя, установите радиатор большего размера.
Система впуска и выпуска
Объем ресивера, длина и площадь поперечного сечения воздуховодов впускной и выхлопной систем оказывают непосредственное влияние на наполнение цилиндров. Одним из первых шагов в увеличении мощности двигателя является установка выпускного коллектора с равной длиной 4-2-1 или 4-1. Для достижения максимальной производительности установите выпускной коллектор с прямым проходом, но это приведет к повышению уровня шума. Поэтому для гражданского использования мы рекомендуем немного увеличить сечение выхлопной трубы и установить более спортивный глушитель. Это уменьшит сопротивление выхлопной системы выхлопным газам.
Установка фильтра нулевого сопротивления — один из самых популярных способов увеличения мощности двигателя. Такой ход позволяет получить максимум 1-3%. Грамотная установка нулевика требует реализации забора холодного воздуха, который осуществляется на заводе на многих автомобилях со стандартными воздушными фильтрами. Без него двигатель будет втягивать нагретый воздух из-под капота, что ухудшит наполнение цилиндров и снизит производительность двигателя.
Мы не будем подробно рассматривать установку дросселя, так как такой способ увеличения мощности вряд ли можно назвать гражданским.
Турбонаддув
Турбокомпрессоры используются для нагнетания дополнительного воздуха в цилиндры:
- турбокомпрессоры. Ознакомившись с устройством турбокомпрессора и принципом работы системы турбонаддува, вы сможете оценить преимущества и недостатки такого способа увеличения мощности;
- Механические турбокомпрессоры. Компрессор имеет ременную передачу от коленчатого вала, поэтому, в отличие от газовой турбины, отсутствует выраженная турбозадержка (турболаг). Основной прирост мощности происходит в диапазоне низких и средних оборотов.
Какая система турбонаддува лучше подойдет для вашего автомобиля, во многом зависит от модели двигателя, компоновки моторного отсека и наличия готовых решений. В случае с двигателями ВАЗ, например, довольно подробно описаны варианты установки как турбокомпрессора, так и механического наддува.
Установка турбокомпрессора или нагнетателя требует предварительного уменьшения степени сжатия, установка интеркулера; переход с ДМРВ на ДАД+ДТВ является обязательным. Тепловой баланс двигателя изменяется, что требует большей производительности системы охлаждения. Для предотвращения сгорания поршня и снижения риска детонации необходимо устанавливать поршни с масляными форсунками.
Объем, степень сжатия
Чем больше топливно-воздушной смеси сгорает в цилиндрах, тем больше мощность двигателя. Объем может быть увеличен путем высверливания цилиндра и установки поршней большего размера или увеличения диаметра шатуна. Увеличение хода шатунов улучшает крутящий момент на низких оборотах. Но в то же время двигатель подвергается ускоренному износу головки блока цилиндров, поскольку поршни оказывают большее давление на стенки цилиндров при переключении передач. Из-за высоких нагрузок на головку блока цилиндров, коленчатый вал, втулки, двигатель с длинным ходом поршня не может быть высокооборотистым.
Повышать степень сжатия желательно только в сочетании с другими модификациями двигателя. Но этот метод значительно увеличит мощность только в старых двигателях с карбюраторами, которые были рассчитаны на работу даже на бензине АИ-86. Чем более сжата топливно-воздушная смесь, тем больший крутящий момент можно получить от ее сгорания. Но будьте внимательны, чем выше октановое число бензина, тем он дороже, кроме того, при увеличении мощности расход топлива неизбежно увеличивается. Поэтому переход на бензин с октановым числом выше 98 для гражданской эксплуатации автомобиля просто нецелесообразен.
Применение свечей зажигания низкого калибра и использование бензина с октановым числом ниже компрессионного может привести к детонации.
Тюнинг ГБЦ
В этом видео демонстрируются основы тюнинга головок блока цилиндров, что позволит своими руками увеличить мощность атмосферных и турбированных двигателей.