Мотоблоки «Салют-5» — универсальные, многофункциональные, малогабаритные агрегаты, предназначенные для облегчения работы на приусадебных участках, фермах и коммунальном хозяйстве. Работа над личной историей требует множества задач разной сложности и усилий. Мотоблоки «Салют 5» предназначены именно для механизации таких процессов, взяв на себя большую часть работы.
Мотоблоки давно и успешно используются как в домашнем хозяйстве, так и в профессиональных целях. В комплекте с различным навесным оборудованием Салют-5 справляется со многими сельскохозяйственными и бытовыми задачами:
- Обработка почвы: боронование, вспашка и культивация.
- Покос травы и сена, стрижка газонов.
- Перевозка грузов.
- Водоснабжение и орошение.
- Очистка территорий от снега и мусора.
- Окучивание и копание картофеля.
История мотоблоков Салют-5
Производство мотокультиваторов на заводе «Салют» началось в начале 1990-х годов на собственных заводах компании в Москве. Современные проекты начали собирать в 2002 году на заводе «Агат» (ОАО «Гаврилов-Ямский машиностроительный завод»), сотрудничество продлилось до 2012 года.
На протяжении всего периода производства модели подвергались многочисленным усовершенствованиям, постепенно компания дорабатывала конструкцию механизмов управления и рабочих органов. В результате новые модификации тракторов-толкателей «Салют-5» прошли путь от простой мобильной одноосной техники до уровня профессиональной сельскохозяйственной техники.
Технические характеристики
Тип мотоблока (ГОСТ 28523-90): | Средний |
Габаритные размеры: | Длина: 135 или 151 см Ширина: 60 или 62 см Рост: 110 или 133,5 см |
Сухой вес: | в среднем 72 кг (от 62 до 81 кг) |
Сила: | 3,5–6,5 л.с. (2,6–4,5 кВт) |
Сила тяги: | 60-70 кгс (до 100 кгс на початок) |
Потребление топлива: | 290-435 г/кВт*ч |
Количество передач: | 2 (4) передачи переднего хода, 1 (2) — заднего хода |
Максимальная скорость на пневматических колесах (второе значение при работе с колесом большого диаметра): | Первая передача – 2,8 (3,5) км/ч Вторая передача — 6,3 (7,8) км/ч Задний ход — 2,0 (2,5) км/ч |
Редуктор: | Механическая, трансмиссия |
Трансмиссионное масло: | ТМ-5-18 (ТАД-17И), МС-20 |
Список компонентов вала: | Колесо отбора мощности (ВОМ) для клиноременной передачи |
Ширина резки: | 35, 60, 80 см |
диаметр фрезы культиватора: | 310 мм |
Глубина вспашки: | 10-25 см |
диаметр круга: | 39-41 см |
Зазор: | 11-12 см |
Рулевой механизм: | Стержень |
Предельный угол наклона при эксплуатации: | 15° |
Двигатели
Одним из основных решений инженеров «Салют» является использование в отечественном производстве не только отечественных, но и импортных двигателей зарубежных производителей (Briggs&Stratton, Honda, Subaru, Lifan и др.). Благодаря использованию импортных двигателей значительно повышается долговечность и надежность трактора «Салют-5», а также повышается комфорт при эксплуатации.
По отзывам владельцев тягача с тягачом, самыми надежными двигателями являются американские Briggs Stratton и японские двигатели Robin Subaru и Honda.
Первые модели «Салют-5» оснащались российскими двигателями Калужского (КаДви) моторостроительного завода серии ДМ. Они сильно уступали зарубежным двигателям по техническим и эксплуатационным параметрам, поэтому в первой половине 2000-х годов от них полностью отказались.
Редуктор
Гордостью тракторов «Салют-5» является легендарная коробка передач, механизм которой целиком состоит из шестерен. Это собственная разработка завода, которая изначально выпускалась на головном предприятии в Москве, а затем на заводах Омского моторостроительного объединения. П.И. Баранова.
Редуктор выполнен в одном корпусе, все соединения болтовые.
По мнению Салюта и многих пользователей, только полностью восстановительный является самым надежным, долговечным и не требующим обслуживания в течение многих лет. Производители обращают внимание на то, что при производстве редуктора соблюдаются все технологические процессы механической обработки деталей, осуществляется авторский надзор и конструкторское сопровождение производства. Некоторые заводы пытались изготовить копии этой коробки передач, значительно уступавшие оригиналу – как по сроку службы, так и по технико-эксплуатационным характеристикам.
Трансмиссия
В мотоблоке Салют-5 трансмиссия состоит из коробки передач (редуктор) и механизма сцепления. Привод от ведущего шкива к шкиву отбора мощности (ВОМ) осуществляется через клиноременные приводные ремни и натяжной шкив).
Ручка КПП «Салют-5» расположена на корпусе трактора, но для переноса ее на руль компания разработала специальный комплект КПП.
Завод выпустил специальный комплект КПП, позволяющий перенести рычаг КПП на руль, аналогичный МБ Салют-100.
Скорость мотоблока и вращение ножей можно регулировать 4-диапазонным ведущим колесом: их следует вращать по отношению к ВОМ, отвинтив гайку крепления, собрать ремни в ручьи большего диаметра и закрутить гайка обратно.
Шкив коробки передач состоит из 3-х ручейков, средний из которых свободен для крепления, два других — для приводных ремней.
Комплектация
В комплект толкающего трактора «Салют-5» входят:
- Длинные рукава 2 шт.
- Румпели с крюками – 2 двухсекционные (4 шт.) или с дополнительной парой (6 фрез) с прямыми ножами.
- Сошник с навесным оборудованием.
- Кронштейн для подвешивания инструментов.
- Патрубок для присоединения к муфте/опорному устройству всех видов навесного оборудования.
- Щит (крылья).
- Дополнительно (в зависимости от версии):
- Колесные грузы 2 шт.
- Нагрузка на переднюю подвеску.
- Клиновой ремень.
- Набор противошумных берушей.
- Инструменты:
- ключи 10х12 или 8х10, 12х13, 14х17,
- отвертка,
- свечной ключ с набалдашником.
- Инструкция по эксплуатации мотоблоков и моторов.
Плюсы и минусы
Одним из преимуществ является горизонтальное вращение рулевой колонки, что позволяет расположить ведущий трактор для управления сбоку (например, при выкапывании корнеплодов) или в противоположном направлении.
Пример угла поворота для активного снегоуборщика
Из достоинств владельцы Салют-5 в первую очередь выделяют очень точную и качественную коробку передач. Он состоит из шестерен (не червяка) с идеальной посадкой. Он может работать даже на целине. В коробке передач этого трактора с машинным приводом практически нечему ломаться, поэтому для надежной и продолжительной службы достаточно вовремя менять масло.
Два ремня на ВОМ Салют-5 увеличивают мощность передаваемого крутящего момента, уменьшается проскальзывание ремня и увеличивается срок службы такой трансмиссии.
Вал редуктора имеет неиспользуемый шкив, позволяющий подключать к мотоблоку активное навесное оборудование: косилку, снегоуборщик, картофелекопалку, насос и др.
Одним из недостатков старых моделей Салют-5 с калужскими двигателями является шумность. Высокий уровень шума отечественных двигателей Кадви значительно хуже зарубежных, а самым «тихим» является японский двигатель Хонда.
Главный недостаток «Салютова-5» — отсутствие дифференциала — без него сложнее поворачивать и двигаться с адаптером или прицепом. Но проблема решается установкой дома или купленной специальной ступицы или карданного вала. Кроме того, этот нюанс в достаточной мере компенсируется низким центром тяжести, что повышает маневренность культиватора.
Сборка мотоблока
Рулевая тяга устанавливается над коробкой передач трактора и закрепляется специальной рукояткой. Избегайте резких изгибов тросов сцепления и дроссельной заслонки».
Сам руль крепится на стойке Салют-5, прикручивается болтом и хомутом к ручкам мотоблока. Прижимная гайка затянута настолько, что при повороте на 180° эксцентриковый рычаг прочно фиксирует руль. В некоторых модификациях хомут поставляется без отдельной гайки, она встроена в патрон хомута. В этом случае затяните этот рычаг гайкой до упора и опустите на пол-оборота. Блок управления должен быть прочно закреплен и не должен двигаться под нагрузкой.
Сошник укладывается на кронштейн, прикручивается болтом и гайкой и блокируется рукояткой. Конструкция крепится на шарнирном кронштейне и крепится в центральном отверстии. Кронштейн крепится к сцепке двумя болтами, которые запираются защелками.
Сборка фрез
Обратите внимание, что правый и левый ножи различаются положением ножей по отношению к фиксирующим отверстиям на валах ротора. Для правдоподобия и правильности, пожалуйста, обратитесь к схеме в руководстве. Один комплект ножей состоит из 2-х правых и 2-х левых ножей. Ножи установлены на ножевых валах на квадратных фланцах.
Не кладите ножи на бок защитного коврика!
- Резцы ставятся сначала фальцем «наружу» от редуктора (справа), затем фальцем «вовнутрь» (слева) — все они закручиваются.
- Шкворни расположены так, что при движении толкающего трактора вперед режущие стороны ножей входят в землю.
- Ножи устанавливаются на вал редуктора трактора вместо колес и крепятся к оси пружинными скобами.
- Перед началом работы затяните гайки и проверьте затяжку остальных деталей. Рекомендуется установить крылья на максимум для защиты мотоблока от земли.
- Попробуйте вручную провернуть установленные ножи: ножи не должны касаться МБ и его частей.
Особенности регулировки и эксплуатации
В первую очередь соблюдайте правила и рекомендации, описанные в инструкции по эксплуатации культиватора – это касается обкатки, сборки, технического обслуживания и ремонта, транспортировки и прочего. Владельцы тракторов «Салют-5» дают следующие советы по профилактике:
- Немедленно замените масло. Особенно следите за уровнем масла в двигателе – чаще доливайте, если мотоблок много работает. Для коробки передач использовать масло ТАД-17, альтернативные варианты смазки ТАП, более густой двигатель, М-8 или М10, дизель.
- Помните о кремниевых силиконовых деталях — примерно раз в год.
- Чаще меняйте фильтр двигателя, особенно при эксплуатации в запыленных или грязных местах.
- Следите за свечами зажигания.
- На редуктор лучше установить защиту, чтобы не сломать его камнями в процессе работы (например, при выращивании).
- Доливайте топливо качественным бензином.
- После нескольких лет эксплуатации лучше все перекрасить Хаммерайтом (Hammerite).
- Периодически точите ножи.
Инструкция по эксплуатации
На этой странице вы можете скачать инструкцию по эксплуатации и инструкцию по эксплуатации мотоблока Салют-5:
- Инструкция со схемами от завода производителя «Агат»
- Инструкция и паспорт от «Салют» 2012 г
Навесное оборудование
С помощью дополнительных инструментов можно механизировать различные виды сельскохозяйственных работ. В качестве прицепов и навесного оборудования к тракторам Салют-5 обычно используются следующие детали и комплекты:
- Окучник – в зависимости от конструкции может выполнять ряд различных работ: укрытие корнеплодов, обработка почвы между рядами, нарезка борозд для посадки, подкладка стеблей растений в ряды.
- Косилка роторная для мотоблока Салют-5 предназначена для скашивания травы, кустарников и другой мелкостебельной растительности путем подключения к ВОМ активных дисков с ножами.
- Снегоочиститель — благодаря вращающемуся шнеку спереди снег разбивается, улавливается и выбрасывается на несколько метров через выпускное отверстие.
- Адаптер — обычно двухколесное сиденье оператора с педалью тормоза, предназначенное для преобразования адаптера в простое транспортное средство.
- лопата-желоб – предназначена для сбора и переноски снега, гравия, песка, грязи и другого мелкого мусора, а также для выравнивания грунта.
- Картофелекопалка — приспособление для уборки картофеля, чеснока, свеклы, моркови и других корнеплодов. Имеет множество различных вариантов принципа и особенностей работы: однорядные и двухрядные, просеивающие и универсальные картофелекопалки.
- Прицеп-мотоблок использует тягу агрегата для перевозки грузов и пассажиров, обычно включает в себя сиденье водителя, тормоз (ручной или ножной) и от 2 до 4 колес.
Помимо этих опций есть еще и стандартный набор навески, который есть практически у каждого владельца трактора Салют-5:
- Универсальная сцепка для соединения орудия с машиной.
- салазки увеличивают вес мотокультиватора, улучшая тягово-сцепные качества.
- Плуг для вспахивания почвы.
- Фрезы-культиваторы для обработки почвы.
Цена
Данные о ценах верны на момент публикации этой статьи и в настоящее время устарели. Актуальные цены вы можете найти здесь.
Хотя компания выпустила обновленную модель трактора Салют-100, некоторые модификации «старого» Салюта-5 можно приобрести как у производителя (специализированный магазин при Московском заводе), так и у дилеров. Средняя цена нового культиватора зависит от установленного двигателя и его мощности:
- Лифан — 27 200 руб.
- B&S I/C 6.0 — 38 700 руб.
- B&S Vanguard 6.5 – 39 400 руб.
- Хонда – 36-38 тысяч рублей.
- Субару — 35 900 руб.
Из используемых вариантов наиболее ходовыми являются тягачи «Салют-5» с двигателем «Лифан», стоимость которых в среднем составляет 23 700 без нареканий. Навесное оборудование удорожает на 5-10 тысяч, прицепы или тележки — еще дороже.
С другими «бу» двигателями Салют-5 можно купить в среднем по следующему прейскуранту:
- Кадви ДМ-01 — 22 тысячи рублей.
- B&S I/C 6,5 — 27,5 тыс. Рубли.
- B&S Intek I/C 5.5 — 37 тыс руб.
Если вы ищете предложения из разных источников и следите за новыми, а не только за текущими, вы можете найти более дешевые варианты.