Использование ремней безопасности является обязательным для каждого водителя и пассажира. Для того чтобы сделать конструкцию ремней безопасности более эффективной и удобной, были разработаны такие устройства, как преднатяжители и ограничители. У каждого из них своя функция, но цель у них одна — обеспечить максимальную безопасность всех пассажиров движущегося транспортного средства.
Натяжитель ремня
Натяжитель ремня (или преднатяжитель) фиксирует тело человека на сиденье и в случае аварии предотвращает движение пассажира вперед по отношению к движению автомобиля. Это достигается за счет более тугой намотки ремня безопасности и более сильного его затягивания.
Преднатяжитель ремня безопасности обеспечивает надежное пристегивание пассажира в случае аварии.
Многие водители путают преднатяжитель с традиционным инерционным шкивом, который также является частью ремня безопасности. Однако преднатяжитель работает по-своему.
В случае удара преднатяжитель допускает максимальное перемещение кузова на 1 см. Время отклика составляет 5 мс (до 12 мс в некоторых устройствах).
Этот механизм устанавливается как на передние, так и на задние сиденья. Это устройство обычно входит в комплектацию более дорогих автомобилей. Однако иногда натяжитель можно встретить и в автомобилях максимальной экономичности.
Виды устройств
В зависимости от принципа действия существует несколько основных типов натяжителей ремня
- Натяжитель каната;
- мяч;
- вращающийся;
- шестерня;
- пояс.
Шариковый натяжитель
Ротационное натяжное устройство
Натяжители звездочек
Каждый из них оснащен механическим или автоматическим приводом. В зависимости от конструкции система может быть изолирована или интегрирована в систему пассивной безопасности.
Принцип работы
Принцип работы натяжного устройства довольно прост. Принцип работы основан на следующей последовательности:
- К поясу прикреплены силовые кабели, которые активируют сквиб в экстренной ситуации.
- Если энергия удара высока, то одновременно с подушкой безопасности срабатывает сквиб.
- Затем ремни безопасности кратковременно затягиваются, чтобы максимально эффективно обездвижить пассажира.
Таким образом, на грудную клетку оказывается высокая нагрузка: тело продолжает двигаться вперед, а ремень старается как можно сильнее прижаться к сиденью. Чтобы уменьшить воздействие сильного удара, конструкторы оснастили автомобили ремнями безопасности.
Ограничители ремня
В случае аварии неизбежны серьезные перегрузки, от которых страдает не только автомобиль, но и пассажиры. Ограничители усилия ремней безопасности служат для снижения возникающей нагрузки.
В случае удара устройство освобождает лямку ремня безопасности для обеспечения максимально плавного контакта со сработавшей подушкой безопасности. Таким образом, преднатяжители ремней безопасности сначала максимально прочно фиксируют пассажира на сиденье, а затем ограничитель усилия слегка ослабляет ремень, чтобы снизить нагрузку на кости и внутренние органы пассажира.
Виды устройств
Наиболее удобным и технически простым способом ограничения силы натяжения является ремень безопасности с петлей. Очень высокие нагрузки вызывают разрыв швов, что увеличивает длину ленты. Удерживающая система обеспечивает безопасность пассажира.
Поворотный ограничитель ленты
Ограничитель торсионной балки также может использоваться в автомобилях. В катушке ремня безопасности установлен торсионный стержень. В зависимости от прилагаемой нагрузки он может поворачиваться на больший или меньший угол для предотвращения пиковых нагрузок.
Ограничитель кручения
Даже поверхностно небольшие устройства могут повысить безопасность пассажиров и снизить тяжесть аварии. Совместное действие преднатяжителя и натяжителя ремня безопасности в аварийной ситуации помогает удержать человека в безопасном положении в кресле без излишней нагрузки на грудную клетку.