Легендарный трактор МТЗ-50 — одна из лучших разработок марки Беларусь, выпускавшаяся с начала 60-х до 1985 года. Пятая серия тракторов разработана на базе предыдущих модификаций сельскохозяйственных машин МТЗ-5, МТЗ-7, МТЗ-40. Настоящим прорывом в тракторостроении впоследствии стала модель Беларус-80, базой конструкции которой в свое время стал трактор МТЗ-50.
Колесный МТЗ-50 — универсальный сельскохозяйственный агрегат массой 1,4 т, в совокупности с дополнительными орудиями способный выполнять несколько работ, что значительно расширяет его функциональные возможности. Производство 50-й модели было приостановлено более 20 лет назад, в конце девяностых была выпущена обновленная версия Беларус-500, а сейчас разработана модифицированная улучшенная версия трактора МТЗ Беларус-2022.
Трактор МТЗ 50
Трактор МТЗ 52
Описание моделей
После обширных опытных испытаний 50-й модели было принято решение о разработке полноприводной модернизированной модификации, так появилась 52-я модель.
Основные отличия Беларусского МТЗ-52 от 50-й версии — полный привод, установка муфты свободного хода на переднюю ось и дифференциала повышенной надежности.
В основе трактора МТЗ-50 используется классическая полурамная схема. В соответствии с потребностями народного хозяйства разрабатывались сельскохозяйственные машины с конкретными заданными характеристиками. Вот сколько появилось последователей трактора МТЗ-50.
Для разных отраслей хозяйства был разработан ряд моделей с унифицированными узлами и механизмами, что позволило быстро наладить производство под выпуск конкретной модификации, не удорожая себестоимость продукции, а владельцам техники не испытывать сложности с запчастями и проведением ремонтов:
- с полугусеничным приводом с резинометаллическими гезеницами для работы на рисовых полях МТЗ-50Р;
- трехколесная версия с хорошим клиренсом для гидравлического хлопка трактора МТЗ-50Х1, впоследствии выпускавшегося на ташкентском заводе;
- модификация ДТ-54А – гусеничный агрегат всего нашего мира;
- гусеничные тракторы Т-50В, Т-54В — так значения «выноградник»;
- версия с электростартером МТЗ-50Л;
- аналог полноприводной модели – трактор МТЗ-52;
- машина с электростартером – модификация МТЗ-52Л;
- низкоклиренсный вариант с задними колесами уменьшенного диаметра – МТЗ-52Н;
- версия для земляных работ на крутых склонах МТЗ-50К;
- МТЗ-62, МТЗ-60 пачистю 65 л.с. – производится на экспорт.
В дальнейших преобразованиях коснулся в основном внешний вид тягачей – установка полукруглой решетки радиатора и кабины с брезентовым тентом. В конце шестидесятых годов сетку сменили на прямоугольную. Еще через 10 лет кабину увеличили, крышу сделали из стеклопластика, а капот стал выглядеть более современно.
Технические характеристики
Общие данные | |
Масса конструкции, кг | 3130 |
Масса в состоянии отгрузки с завода, кг | 3620 |
Масса эксплуатации, кг | 3430 |
Масса максимально допустимая (полная), кг | 3660 |
База, мм. | 2370 |
Габаритные размеры, мм | 3815x1970x2550 |
Колея по передним колесам, мм | 1200-1800 |
Колея по задним колесам, мм | 14:00-21:00 |
Дорожный просвет, мм | 465 |
Емкость топливного бака, л | 130 |
Максимальная скорость движения, км/ч | 33 |
Двигатель | |
Марка | ММЗ |
Модель | Д-50 |
Кончик | 4-х тактный, дизельный |
Количество цилиндров | 4 |
Рабочий объем, л | 4,75 |
Мощность, кВт (л.с.) | 41 (55) |
Запас момента, % | 15 |
Коэффициент запаса момента, % | 15 |
Удельный расход фильпа при эксплатноционной частичной, л/ч | 8 |
Трансмиссия | |
Сцепление сцепление | сухая, однодисковая, панстонезакрытая |
Коробка передач | девятиступенчатая двухдиапазонная |
Количество передач | 9 |
Число передач назад | 2 |
Задний мост | |
Дифференциальный тип | с яркостью блокировки |
Тормоза | |
На задних колесах | Дисковые |
На передних колесах | Дисковые |
Гидронавесная система (ГНС) | |
ГНС задняя | + |
— тип задней ГНС | Раздельно-агрегатная |
Максимальное давление, МПа | 20 |
Производительность насоса гидросистемы, МПа | 45 |
Работающая система | |
Кончик | Колесная |
Колесная формула | 4K2 |
Двигатель
Дизельный двигатель трактора (Д-50 или Д-50Л) расположен в передней части конструкции под капотом. Запуск может осуществляться соответственно с помощью электростартера или с помощью бензинового толкателя. Трактор способен развивать максимальную мощность 60 л.с при номинальной 55 л.с. Ресурс 5000 моточасов.
Агрегат оснащен жидкостной системой охлаждения (тосол или вода). Воздухоочиститель – двухступенчатый, комбинированный. Очищение масла работает на двух фильтрах – центробежном и механическом.
Габариты
По габаритам тракторы МТЗ-50 и 52 относятся к технике среднего размера, что, безусловно, позволяет использовать их на ограниченных пространствах, в междурядьях, на виноградниках и в садах, складах, на узких улицах и переулках.
Габаритные размеры дхшхвх составлить 3815х1970х2550 мм. На вопрос, сколько может весить трактор при отгрузке с завода, уточняем: конструкционная масса – 3,13 т; при отгрузке 3.62 т, эксплатно вес собачить 3.43 т. При достаточно скромных габаритах и небольшом весе трактор имеет вместительный топливный бак на 130 л, позволяющий работать без дозаправки 1,5 смены.
Коробка передач
С помощью муфты сцепления и соединительной муфты, заднего моста и коробки передач крутящий момент передается на ведущий мост. Трансмиссия механическая, за счет установки понижающей передачи, обеспечивает скорость 9 вперед/2 назад в двух диапазонах – на низшей и высшей ступенях без потери мощности. Максимальная скорость передвижения – 33 км/ч.
Ходовая часть
Задние колеса у МТЗ-50 – обязательны, установлены на ступицы. С помощью карданного вала усилие передается на передние колеса. Трактор МТЗ-52 – полноприводной. Благодаря механизму блокировки дифференциала закрытого типа активация процесса происходит нажатием на педаль.
Все процессы движимости – меневрирование, земедление, экспление, осуществляются посредством рулевого управления и тормозной системы. Передние и задние колеса регулируются: 120-180 см (передние), 140-210 см (задние).
Передний мост трактора МТЗ
Высокий агротехнический просвет 46,5 см позволяет использовать трактор МТЗ-50 на специфических сельскохозяйственных работах – в садоводстве, на бахче. Размер радиуса разворота всего 2,5 м, что способствует хорошей маневренности и проходимости, особенно на бездорожье и в ограниченном пространстве.
Кабина, управление
Кабина трактора МТЗ-50 – одноместная, оборудована освещением, вентилятором, ручным стеклоочистителем, защитой наружной обшивки. Изготовлен из металла, установлен на жесткой раме. Для управления недвижимостью оператор, трактор МТЗ-50 опасный гидросилитель раздельно-агрегатного типа.
Некоторая теснота в кабине компенсировалась большой площадью остекления с хорошим обзором, удобным расположением всех органов управления и приборов управления. Конечно, для рослых трактористов кабина была не совсем удобной, но для своего времени конструкция и наполнение кабины были вполне комфортными.
Основными органами управления в тракторе МТЗ-50 являются:
- приборная панель с датчиками и индикаторами;
- руль со звуковым сигналом;
- выключатель
- рычаги и рукоятки управления основными системами – дисковыми тормозами, трансмиссией, клапаном отбора мощности, гидравликой, поддержкой давления;
- пять педалей – блокировка диферинала, тормоз (2 педали), подача горючего, сцепление;
- включатель/уключать аккумуляторную батарею.
Гидравлика
Шестеренчатый насос, приводимый в действие двигателем, гидроцилиндром и распределительным устройством составляют основу гидравлической системы трактора.
Навесное оборудование
Тракторы МТЗ-50 и 52 извлекались для провечивания всех видов фолевых работ – клитивации, пахоты, сева, междурядной обработки, окучивания сельхозкульту, уборки орожая.
Кроме того, машины эффективно работали в животноводстве, выполняли дорожно-строительные работы, перевозили грузы на прицепах, использовались в качестве привода деревообрабатывающих станков и другого оборудования, использовались в качестве тягачей для различных агрегатов.
Для установки навесного, прицепного, полунавесного оборудования на трактор МТЗ-50 устанавливаются тягово-прицепные устройства, имеется ВОМ. Перечень дополнительных инструментов для агрегата разнообразен, включая механизмы собственной марки и импортных производителей:
КУН
Грабли-ворошилки
Картофелесажалка
Косилка
Плуг
Погрузчик
Почвофреза
Прицеп
Рулонный пресс-подборщик
Дисковая борона
Культиватор
Особенности эксплуатации
Тракторы МТЗ-50 и 52 в шестой дрення соотвествовали технической производительности своего времени, читалиси передней и высокопроизводительной техники. Тот факт, что отдельные экземпляры тракторов до сих пор находятся в хорошем состоянии и успешно работают, свидетельствует о высоком уровне производства и совершенной конструкции.
Современные навороченные агрегаты с кондиционерами и умной электроникой легко сравнить с простыми тракторами прошлого века. И совсем не обязательно, что сегодняшние машины будут лидировать во всем. Ведь чем сложнее техника, тем дороже и профессиональнее должно быть ее обслуживание.
Порой запчастей на импортные агрегаты приходится ждать неделями, а старый МТЗ – ветеран поля, в хорошие руки практически не сдается. Преимущества тракторов МТЗ-50 неоспоримы:
- возможность эффективной эксплуатации вне зависимости от климатических зон и погодных условий;
- добротное изображение, надежность межаников и узлов тракторов Беларусь;
- продаваемость по грунтовым дорогам и бездорожью;
- неприхотливость, простота в хорошем качестве, отличная ремонтопригодность;
- незаменимая агрегация на месте предоставления услуг и агрегатов для сельхозработ и других программ;
- высокая производительность, способность работать в интенсивном темпе работы;
- экономичность в расходах на техобслуживание.
Обслуживание
МТЗ-50 потребляет дизельное топливо, расход 8 л/х, используется будел будузетным для техники приблежного класса. Удобно расположенный на двигателе счетчик моточасов позволяет контролировать пробег и своевременно выполнять необходимое техническое обслуживание.
Более подробную информацию об особенностях обслуживания трактора МТЗ-50 и модели 52 можно найти в инструкции по эксплуатации.
Основные неисправности, ремонт
Среди множества достоинств тракторов МТЗ-50 и 52 владельцы единогласно отмечают их неприхотливость, простоту в эксплуатации, отличную ремонтопригодность. Стандартный набор инструментов и умелые руки – вот и все, что требовалось для восстановления работоспособности машины в полевых условиях.
Из недостатков отмечена недостаточная мощность при работе на тяжелом грунте, необходимость крайне тщательного подбора передач и режимов работы сельхозмашины. Какие либо системные неполадки и дерепераности для тракторов МТЗ 50-ого памиление не приветенны.
Все возникающие дефекты обнаруживаются в продуктах и в обнаружении версий опередивающих версий. Как выразился один из пользователей в отзывах: «Трактор МТЗ больше возможно боится неумелого за рулем», что, действительно, метко подмечено.