Неисправность датчика кислорода

Устройство авто

Кислородный зонд или лямбда-зонд — это устройство, установленное в выпускном коллекторе. Его основная задача — контролировать количество кислорода, оставшегося после сгорания топливной смеси. В норме эта смесь формируется в соотношении от 1 до 14,7, и когда это значение отклоняется от нормы, лямбда-зонд посылает команду ЭБУ о качестве топливно-воздушной смеси. На некоторых автомобилях второй зонд устанавливается после каталитического нейтрализатора. Если датчик кислорода неисправен или вообще вышел из строя, могут возникнуть проблемы в работе двигателя:

  • автомобиль неадекватно реагирует на нажатие педали акселератора;
  • в салоне ощущается запах топлива;
  • Значительно увеличивается расход топлива (до 2 раз);
  • Выхлопные газы имеют резкий запах.

уровень бензина

Зачем нужен кислородный датчик

Этот элемент конструкции впервые появился в 1976 году, с первыми лямбда-зондами, изготовленными немецкой компанией Bosch. Его появление было связано с тем, что в середине 1970-х годов произошел резкий скачок цен на нефть, поэтому большинство автовладельцев задумались об экономичности своих машин. Благодаря датчику была достигнута значительная экономия топлива без снижения производительности.

лямбда-датчик

Лямбда-датчик анализирует количество несгоревшего кислорода в выхлопных газах. Когда несгоревшего кислорода много, смесь, подаваемая в цилиндры, обедненная; когда кислорода слишком мало, топливно-воздушная смесь слишком богатая. С помощью этих данных электронный блок управления регулирует соотношение воздуха и топлива в смеси для достижения максимальной эффективности и экономии топлива. Идеальное значение заключается в том, что 1 кг топлива должен потреблять 14,7 кг воздуха. Стандартный кислородный датчик расположен в выпускном коллекторе.

положение датчика кислорода на двигателе

С 1990-х годов автомобили оснащаются двумя лямбда-зондами — верхним кислородным зондом непосредственно на выходе из двигателя и нижним зондом за каталитическим нейтрализатором. Первый датчик контролирует качество топливной смеси, а второй датчик контролирует работу каталитического нейтрализатора, что важно для соблюдения экологических норм.

верхний и нижний лямбда-датчик

Из-за плохого качества топлива и других проблем нижний кислородный датчик часто выходит из строя. Есть несколько решений этой проблемы, одно из которых — программное отключение, а другое — механическая обманка лямбда-зонда. Этот тип обмана датчика кислорода работает очень просто: просверлите дополнительное отверстие в датчике или установите сетку, чтобы впустить наружный воздух. Это приводит к снижению концентрации выхлопных газов и вредных веществ в них, и зонд думает, что с окружающей средой все в порядке. Более надежным вариантом является перепрошивка ЭБУ.

Устройство лямбда-зонда

Чтобы понять, как работает кислородный датчик, необходимо знать его структуру. Лямбда-зонд имеет два электрода. Внешний электрод взаимодействует непосредственно с выхлопными газами, внутренний — с окружающим воздухом. Между этими электродами находится слой диоксида циркония. Существуют титановые зонды, которые не требуют контакта с атмосферой, но они очень редки и дороги.

принцип работы датчика кислорода (диаграмма)

В результате взаимодействия с различными средами на электродах образуются различные напряжения, результирующее значение которых передается по проводам в ЭБУ. На основании этих данных определяется, является ли смесь богатой или бедной. При значениях от 0,1 В до 0,45 В смесь обедненная, в диапазоне 0,45-0,9 В — богатая. Идеальное соотношение смеси воздух/топливо достигается при напряжении 0,45 В.

Первые кислородные датчики были активны только до 3 000 об/мин, после чего двигатель переходил на усредненную обогащенную смесь. Однако современные лямбда-зонды работают во всем диапазоне скоростей, что позволяет повысить эффективность и экономичность.

Диагностика

Проверка лямбда-зонда производится без снятия его с автомобиля. Берется специальный аксессуар и устанавливается на эклектическую систему, затем запускается двигатель. Чтобы датчик работал, его нужно нагреть до 300 градусов, а титановый зонд — до 700 градусов.

испытание датчика

Напряжение на приборе должно изменяться от 0,1 до 0,9 В примерно восемь раз каждые 10 секунд. Это указывает на то, что зонд работает правильно и проблем с ним нет. Если скорость изменения уменьшается, значит, зонд работает неправильно и скоро выйдет из строя. В случае полного отказа на экране диагностического прибора отображается одно значение.

Что происходит при неисправном кислородном датчике

Если лямбда-зонд выйдет из строя, а напряжение не изменится, ЭБУ начнет обогащать топливную смесь, но не будет склоняться к этому, так как это чревато более серьезными последствиями.

В салон начинает проникать специфический запах, а расход топлива увеличивается в 2 раза. Автомобиль разгоняется гораздо хуже, поскольку топливо заливает цилиндры, а из выхлопной трубы иногда слышен характерный хлопающий звук.

Что приводит к поломке лямбда-зонда

Кислородный датчик сконструирован таким образом, что высокие температуры являются его главным врагом. Если каталитические нейтрализаторы удаляются без надлежащей компенсации, температура выхлопных газов повышается, что в конечном итоге приводит к выходу зонда из строя.

Вторая проблема — попадание антифриза в выхлопную трубу. Но если охлаждающая жидкость попадает в камеры сгорания и из них в выпускной коллектор, отказ кислородного датчика — наименьшая из проблем.

Третьей распространенной причиной отказа является попадание масла на электроды. Это происходит, когда масло, выбрасываемое из двигателя, достигает турбины, где оно сгорает, а пары попадают в лямбда-датчик, который выходит из строя. Сгоревшие пары масла значительно повышают температуру в выпускном коллекторе.

При изготовлении индивидуальных выхлопных систем датчик кислорода иногда устанавливается снизу. Это ошибка, так как образующийся конденсат и отложения быстро разъедают электроды, и устройство выходит из строя. Поэтому лямбда-зонд устанавливается в верхней части воздуховода и под углом 45 градусов, чтобы поток выхлопных газов входил более правильно.

Сколько времени работает лямбда-зонд

Первые версии кислородных датчиков с двумя проводами работали примерно при 50 000 км пробега в нормальных условиях эксплуатации. Новые конструкции зондов с тремя или четырьмя проводами будут работать на расстоянии около 80 000 км. Лямбда-зонды, установленные на современных автомобилях, могут пройти до 150 000 км до замены.

Широкополосные лямбда-зонды — это отдельный тип датчиков, которые могут прослужить не менее 150 000 км и обладают рядом преимуществ. Они имеют отдельную шкалу выходного сигнала, чтобы водитель мог в реальном времени видеть, какая смесь подается в двигатель. Это устройство работает во всем диапазоне скоростей и обрабатывает информацию гораздо быстрее.  Такие датчики особенно полезны для владельцев автомобилей, которые любят настраивать свои двигатели.

Видео: Лямбда! Датчик Кислорода и Повышенный расход топлива

Датчики от сторонних производителей

Чтобы улучшить работу двигателя или просто обнаружить вышедший из строя датчик кислорода, владельцы автомобилей обращаются к сторонним производителям, выпускающим, в частности, широкополосные датчики. Для этого лучше брать продукцию авторитетных компаний, среди которых популярными являются:

  1. Электроника AEM performance;
  2. INNOVATE motorsports;
  3. Depo Racing.

Каждый из этих брендов предлагает несколько типов и поколений датчиков кислорода с приемлемыми уровнями точности и надежности. Можно было бы пожаловаться на широкополосные зонды Depo Racing, но даже здесь многие эксперты поспорили бы.

Датчики компании INNOVATE motorsports требуют первоначальной калибровки. Их необходимо подключить в воздухе, чтобы установить правильное значение, и только после этого установить в вытяжной системе. Иногда у них возникают проблемы с контроллерами и другими электронными заусенцами. Электроника AEM имеет меньше всего проблем, но стоит дороже.

Датчик INNOVATE motorsports

При установке широкополосного лямбда-зонда следует помнить, что они не терпят перегрева. По этой причине их следует устанавливать на расстоянии не менее 40, а лучше 50 см от турбины или начала нижней части выпускного коллектора.

Заключение

Кислородный датчик является неотъемлемой частью любого современного двигателя. Он позволяет двигателю понять, что происходит в камерах сгорания, достаточно ли количество топлива в камерах или необходимо увеличить количество воздуха в смеси. Бедная смесь приводит к детонации и преждевременному износу двигателя, разрушению поршневых групп и цилиндров. Слишком богатые смеси приводят к образованию сажи в камерах сгорания и вымыванию масла из стенок цилиндров, что также ускоряет износ.

Заменив лямбда-зонд, можно перейти на другого производителя, доработать его и получить более точное и надежное устройство. В то же время ускоренная передача информации позволяет создать более актуальный алгоритм, быстро реагирующий на изменяющиеся условия. В результате это поможет вам сэкономить деньги на топливе, избежать проблем с богатой или обедненной смесью и поддерживать идеальный режим работы двигателя.

Напечатано на

Ремонтное средство для пластмасс и кожи Реставратор пластмассы и кожи

5 минут — и ваш интерьер как новый.
Смотрите фотографии до и после

Неисправность датчика кислорода 1490 р. Неисправность датчика кислорода
Набор для ремонта стекла Набор для ремонта стекла

Ремонт автомобильных стекол своими руками.
Защищает от трещин и сколов.

Неисправность датчика кислорода 1690 р.
Неисправность датчика кислорода Автомобильный видеорегистратор Blackbox DVR

Видеорегистратор + зеркало заднего вида + камера заднего хода
+ датчик движения + двойная камера + технология G-Sensor

1990 р.
Зеркало - бортовой компьютер Зеркало — бортовой компьютер

12 в 1 — видеорегистратор, GPS-навигатор,
камера, интернет, радар, FM, G-сенсор…

Неисправность датчика кислорода 1990 р.
Чехлы для сидений из экокожи Чехлы для сидений из экокожи

Ваш интерьер будет как новый!
Легко чистится, не трется, не рвется.

Неисправность датчика кислорода 3990 р.

Регулятор давленияДвигатель Кислородный зонд или лямбда-зонд — это устройство, установленное на двигателе 1 661 Обороты двигателя не падаютДвигатель Двигатель не снижает скорость на холостом ходу Кислородный зонд или лямбда-зонд — устройство должно быть установлено 0 157 Установка реле стартераЭлектрика и диагностика Установка и подключение вспомогательного реле стартера Кислородный зонд или лямбда-зонд — устанавливаемое устройство 0 485 Регулировка клапанов ВАЗДвигатель Самостоятельная регулировка зазора клапанов в автомобиле ВАЗ 2110 Кислородный зонд или лямбда-зонд — монтажное приспособление 0 1.1k. Как увеличить давление в двигателях ВАЗ 2101-2107Двигатель Если давление масла в двигателе ВАЗ 2101-2107 низкое? Кислородный зонд или лямбда-зонд — установленное устройство 0 385

Adblock
detector