При проектировании современных автомобилей инженеры уделяют особое внимание рулевому управлению, шасси и подвеске, делая все возможное для улучшения устойчивости, маневренности и управляемости автомобиля. Поскольку колеса несут большую часть нагрузки при движении автомобиля, возникает необходимость в правильном выравнивании, или регулировке углов установки колес. Он влияет на износ шин, устойчивость автомобиля и помогает снизить нагрузку на колеса.
Что такое развал-схождение колес?
Две настройки подвески, которые влияют на удержание дороги и управляемость, называются развал и схождение. Это положение передних и задних колес автомобиля относительно друг друга и дорожного покрытия, формируемое из линейных и угловых размеров.
- Конвергенция
Это значение угла между линией направления и плоскостью вращения колеса. Схождение может измеряться как в миллиметрах (разница в расстоянии между краем заднего колеса и краем переднего колеса), так и в угловых величинах.
Колеса, выровненные строго по направлению движения и параллельные друг другу, имеют нулевой угол наклона носка. Если расстояние между точками передних колес меньше, чем расстояние между точками задних колес (направлены внутрь) — угол наклона носка положительный. И наоборот, это отрицательные пальцы ног.
Схождение колес влияет на остроту реакции на поворот рулевого колеса и предсказуемость траектории движения автомобиля. Этот параметр необходим для уменьшения сноса автомобиля.
Правильная степень наклона носка — положительная или нулевая, в противном случае настройка неверна.
- развал-схождение
Это угол, который определяет, насколько далеко центральная плоскость колеса находится от вертикального положения. То есть, на сколько градусов «развалены» колеса автомобиля и в каком направлении (наружу или внутрь).
Угол наклона колеса, перпендикулярного поверхности дороги, равен 0. Если расстояние между верхними точками колес на одной оси немного больше, чем расстояние между нижними точками, это положительный угол. Такое положение колес подходит для груженых автомобилей, но в случае легковых автомобилей оно используется в основном на специализированных маршрутах.
Отрицательный угол — это когда колеса наклонены внутрь, к центру оси автомобиля. Такое положение колес улучшает управляемость автомобиля при вхождении в крутые повороты.
Стоит понимать, что номинальный развал зависит от конструкции и типа подвески. В подвеске McPherson этот параметр обычно устанавливается на отрицательный или нулевой угол. В некоторых ситуациях отдельные значения могут быть скорректированы (например, для спортивных автомобилей), но только если вы знаете, что вы делаете и зачем.
Регулировка развала-схождения колес
Регулировки обычно выполняются в мастерской с использованием специализированного оборудования и компьютерных технологий. Но при наличии необходимых инструментов и знаний можно выполнить регулировку и самостоятельно.
Самостоятельная регулировка
Для выполнения регулировки в гаражных условиях вам понадобятся: набор гаечных ключей, линейка (специальная и обычная), струна с грузом, кусок мела.
Проверка и регулировка развала колес
Во-первых, необходимо произвести замеры.
- Загоните автомобиль на ровную поверхность (в гараж со смотровой ямой) и установите колеса прямо. Оставьте некоторое пространство для движения автомобиля, которое потребуется для проведения измерений.
- С помощью мела сделайте отметки сверху и снизу равномерно выровненных колес.
- Затем нужно прикрепить нитку с грузом к крылу автомобиля так, чтобы нитка находилась в строго параллельном положении по отношению к отметкам, сделанным мелом. Для удобства струну можно прикрепить к крылу с помощью ленты или тесьмы.
- Измерьте линейкой расстояние между струной и ободом колеса снизу и сверху.
- Затем перекатите автомобиль вперед так, чтобы метки повернулись на 90 градусов, и повторите предыдущую манипуляцию (метки, измерения).
- Затем автомобиль снова перемещается, пока две последние метки не поменяются местами. Верхний знак будет двигаться вниз, а нижний — вверх. Затем все снова измеряется.
Разница в измерениях не должна быть слишком большой. При нормальном угле разница должна составлять от 1 до 3 мм. Если разница велика, следует произвести корректировку.
- Поднимите автомобиль на домкрате и снимите колесо.
- Отсоедините кронштейн стойки от поворотного кулака с помощью гаечного ключа.
- На поворотных кулаках имеется болт. Перемещая его, регулировка производится в соответствии с ранее нанесенными метками.
- Затем колесо устанавливается на место, и снова проводятся измерения.
Проверка и регулировка схождения колес
- Автомобиль выезжает на ровную поверхность и выравнивает колеса.
- Две метки делаются спереди, на внутренней стороне колеса (рядом с ободом).
- На телескопической линейке устанавливается перекрытие. Наконечники устанавливаются против меток, и подвижная шкала перемещается до тех пор, пока «0» не совпадет с неподвижным указателем.
- Затем начните перемещать автомобиль, пока линейка не окажется на задней части колеса.
Теперь проверьте, есть ли какие-либо отклонения. Для переднеприводных автомобилей он должен находиться в пределах от 0 до 1. Если показания отличаются, выполните регулировку.
- Для регулировки измените длину тяг. Ослабьте контргайку и открутите или закрутите стяжную шпильку, в зависимости от того, хотите ли вы ее укоротить или удлинить.
- После завинчивания контргайки повторите измерение.
После завершения регулировочных работ вы можете проверить правильность выравнивания на дороге. Если все сделано правильно, не будет колебаний рулевого колеса, автомобиль не будет двигаться боком.
В автосервисе
Специалисты используют лазерные, оптические и компьютерные стенды для регулировки развала колес. Их основная задача — точное измерение угловых и линейных величин. Такая технология отличается высокой функциональностью и обеспечивает высокую точность.
После того, как значения измерены, при обнаружении отклонений вносятся корректировки. Сервисные станции обычно оснащены компьютерной станцией с датчиками и компьютером для анализа и обработки полученной информации и вывода результатов на монитор. Такие системы позволяют не только измерить углы развала и смещения, но и сразу же выполнить их правильную регулировку.
Стоимость диагностики и регулировки развала-схождения колес составляет 900-1500 рублей для отечественных автомобилей и 1000-1500 рублей для иностранных автомобилей. За работу на более крупных автомобилях придется заплатить от 1 500 рублей.
Также необходимы дополнительные расходы — снятие/установка колес (150-300 рублей), регулировка рулевого механизма (около 500 рублей) и т.д.
Когда необходимо произвести регулировку развала-схождения колес
Кривая устанавливается, если:
- рулевое колесо при движении прямо слегка наклонено в одну сторону, вместо того чтобы быть прямым и параллельным;
- колеса «скрипят» при повороте;
- наблюдается замедленная реакция на поворот рулевого колеса;
- во время движения автомобиль тянет в одну сторону;
- рулевое колесо слишком «мягкое» или «жесткое»;
- заметен высокий или неравномерный износ протектора шин.
Эти регулировки всегда должны выполняться после:
- рулевое управление, ремонт подвески, ходовой части;
- замена шаровых опор, втулок, амортизаторов, пружин;
- столкновение с препятствиями, выбоинами;
- сезонная замена шин;
- изменения высоты хода автомобиля;
- Путешествие протяженностью от 10 000 до 15 000 км.
Подробнее о том, как определить неисправность рулевой шестерни, читайте в специальном выпуске нашего интернет-издания.
Ошибки и последствия
Причиной неправильной настройки, как правило, являются неправильно загруженные данные. Чтобы исключить ошибку, необходимо:
- измерьте давление во всех шинах и отрегулируйте его до нужного значения;
- корректировать поперечный и продольный наклон автомобиля;
- Проверьте ходовую часть и устраните все неисправности.
Последствия неправильного выравнивания
- «Неправильный развал вызывает проблемы с рулевым управлением, неравномерный и повышенный износ протектора и деталей подвески.
- Неправильное схождение колес приводит к неравномерному и ускоренному износу шин. Избыточный носок вызывает чрезмерный износ внутренней стороны, в то время как положительный носок вызывает износ внешней стороны.
Своевременная регулировка развала-схождения обеспечивает комфортную езду, равномерное распределение нагрузки на подвеску, отзывчивость колес и рулевого управления и нормальное сцепление с дорогой.
Неправильные настройки значительно снижают устойчивость рулевого управления и повышают риск аварии. Он также изнашивает компоненты рулевого управления, амортизаторы, шины и увеличивает расход топлива. Чтобы избежать проблем, лучше всего убедиться в правильности настроек.
Подавляющее большинство водителей знают и понимают, что неправильная регулировка развала-схождения приводит не только к износу шин и излишнему расходу топлива, но и к повышенному риску аварии. Несмотря на это, огромное количество водителей считают эту процедуру ненужной и рассматривают ее как пустую трату денег. Правильнее было бы сделать обязательной регулировку развала-схождения после проведения всех работ с шасси автомобиля, а не спрашивать водителя, нужна ли она ему или ей.
Однажды у меня возникла проблема с насосом гидроусилителя руля. Признаться, я винил его, когда рулевое колесо слегка вибрировало, но у меня не было денег на ремонт. Через некоторое время я нашел и заменил насос, но вибрация не прекратилась, а только усилилась. Оказалось, что на одном из колес была настолько неравномерно съедена резина, что оно буквально делало «восьмерку» — именно это и давало вибрацию, пока мы наконец не обнаружили, что развал-схождение не был отрегулирован должным образом. Конечно, нам пришлось выбросить и резину…..
Крайне нежелательно проводить развал-схождение и регулировку без посторонней помощи, так как требуется специальное оборудование под пристальным наблюдением специалиста. Правильно выполненный развал поможет вам продлить срок службы шин и основных компонентов шасси. Прежде всего, он гарантированно сделает ваше вождение более контролируемым и комфортным.
Сколько бы раз я ни ремонтировал протектор на заправках, меня никогда не спрашивали, делать развал-схождение или нет. Это было обязательно — мне сразу назвали окончательную цену, включая регулировку колес. Даже когда мне заменили подшипник ступицы дома, в гараже, они все равно отвезли меня в сервис. Они, должно быть, экономили деньги, чтобы отказаться…. Странные люди. Экономить на таких мелочах, а потом ломаться на шинах….
У меня был случай, когда я не обратил внимания на регулировку развала-схождения, и она была установлена неправильно, и быстро съела резину с боков, поэтому я начал обращать на это внимание. Также при неправильной регулировке развала-схождения автомобиль тянуло в одну сторону. Не совершайте ошибок, как я, чаще ездите на сервис, и ваша машина будет в порядке.