Стояночный тормоз, также известный как ручной тормоз или «ручник», является важной частью системы управления торможением автомобиля. В отличие от основной тормозной системы, которую водитель использует во время движения, стояночная тормозная система используется в основном для удержания автомобиля на месте на наклонных поверхностях, а также может использоваться в качестве системы экстренного торможения в случае отказа основной тормозной системы. В этой статье вы узнаете, как работает ручной тормоз.
ДЛЯ ЧЕГО НУЖЕН РУЧНОЙ ТОРМОЗ
Прежде чем говорить о том, нужно ли использовать ручной тормоз или нет, стоит понять, зачем он вообще нужен. К сожалению, многие начинающие водители преуменьшают важность этого механизма до тех пор, пока не придут сдавать экзамены в ГИБДД. Обучающийся садится в автомобиль, пристегивается, регулирует сиденье и зеркала, выжимает сцепление и переключается на первую передачу. И на этом может закончиться весь экзамен. В конце концов, автомобиль, если он не поставлен на ручной тормоз и находится под уклоном, обязательно покатится назад. Вот и все, вам придется сдавать экзамен заново.
Но это только первая и точно не последняя злая шутка, которую может сыграть механизм ручного тормоза. Если в автомобиле нет водителя и ручной тормоз не задействован, автомобиль может непроизвольно двигаться в направлении наклонной плоскости под ним. О последствиях можно только догадываться.
Ручной тормоз имеет функцию блокировки колес. Более того, это действие будет продолжаться до тех пор, пока автомобиль не будет снят с него. Как вы знаете, основная тормозная система автомобиля перестает воздействовать на колеса в тот момент, когда вы снимаете ногу с тормоза. Ручной тормоз оказывает такое воздействие на задние колеса автомобиля в силу особенностей механизма.
Устройство стояночного тормоза
Механизм, приводящий в действие тормоз (педаль или рычаг)Основными компонентами стояночного тормоза являются.
- тросы, каждый из которых воздействует на основную тормозную систему, чтобы задействовать тормоза.
Используются тормозные приводы с одной-тремя линиями. Наиболее распространенной является трехпроводная конструкция. Она состоит из двух линий сзади и одной спереди. Первый соединен с тормозными механизмами, а второй — с рычагом.
Трубопроводы подсоединяются к компонентам стояночного тормоза с помощью регулируемых концов. На концах кабелей имеются регулировочные гайки для изменения длины привода. Отпускание тормоза или возврат механизма в исходное положение осуществляется возвратной пружиной, расположенной на переднем, компенсирующем тросе или непосредственно на тормозном механизме.
ПРИНЦИП РАБОТЫ РУЧНИКА
Механизм ручного тормоза лучше всего проиллюстрировать на примере механического тормозного механизма. Однако в настоящее время существуют более сложные и технологически продвинутые типы.
Стояночный тормоз представляет собой систему, состоящую из рычага управления, который соединен с дисками фрикционных колес посредством тяг и тросов.
При использовании ручного тормоза рычаг управления необходимо тянуть на себя. Рычаг имеет храповое колесо, которое фиксирует рычаг в рабочем положении. Усилие передается на тросы, соединяющие рычаг с тормозами заднего колеса. Наиболее распространены трехкабельные системы, но возможны двухкабельные или однокабельные системы. Система включает в себя такую часть, как эквалайзер. Он соединяет центральный кабель с боковым кабелем. Это равномерно распределяет усилие между правым и левым колесом.
Основные элементы тормозной системы соединяются с магистралями с помощью регулируемых наконечников. Это значительно упрощает обслуживание и, при необходимости, позволяет регулировать компоненты без замены основных узлов. Ручной тормоз можно легко затянуть.
Тросы соединены с фрикционными рычагами. Когда усилие передается на рычаги, они разжимают тормозные колодки и прижимают их к тормозным барабанам. Чтобы отпустить колеса, просто опустите рычаг ручного тормоза, и система вернется в исходное нефункционирующее положение.
КАК ПРОВЕРИТЬ РУЧНИК
Прежде чем приступить к довольно трудоемкой работе по затягиванию ручного тормоза, важно проверить, действительно ли это необходимо. Диагностику стояночного тормоза можно провести на специальной станции технического обслуживания, но существуют и «народные» методы. Самый простой способ проверки стояночного тормоза — вывесить одно из задних колес автомобиля, затянуть стояночный тормоз и попытаться повернуть колесо рукой. Если колесо вращается, это означает, что стояночный тормоз не работает должным образом, и, вероятно, необходимо отрегулировать или заменить трос. Есть и другой способ проверки стояночного тормоза, но он более «жестокий» по отношению к тормозным колодкам и другим компонентам тормозной системы автомобиля. Этот метод включает ручной тормоз, включение первой передачи и нажатие акселератора в пол. Если ручной тормоз имеет хорошее сцепление, автомобиль слегка дернется, а затем сразу же заглохнет.
КАК ПОДТЯНУТЬ РУЧНИК
Процесс регулировки ручного тормоза обычно не сильно отличается от автомобиля к автомобилю. Ключевое отличие может быть одно — регулировка выполняется под автомобилем или изнутри. Первый вариант является более распространенным и поэтому будет рассмотрен более подробно. Чтобы затянуть ручной тормоз из-под автомобиля, необходимо: Поднимите ручной тормоз на 2-3 щелчка (в зависимости от модели автомобиля это число может отличаться); Используйте домкрат для поднятия автомобиля. Для облегчения работы можно также использовать смотровую яму; Ослабьте затяжную гайку на регулировочном узле.
Поверните другую гайку, чтобы затянуть кабель. Со временем вы заметите, что тормозное усилие на спущенном колесе увеличивается. Если его невозможно выкрутить рукой, это означает, что трос был достаточно затянут; Далее опустите ручной тормоз в салоне и проверьте, что в этом положении колесо выкручивается без проблем; Если все в порядке, попробуйте снова поднять ручной тормоз, этот тест рекомендуется провести несколько раз; Затем затяните контргайку и затяжка ручного тормоза завершена. Как упоминалось выше, ручной тормоз можно регулировать изнутри автомобиля. Основная сложность в этом случае заключается в достижении соответствующих компонентов корректировки. В большинстве случаев достаточно снять панель, закрывающую камеру ручного тормоза, чтобы добраться до регулировочной гайки.
Эксплуатация ручного тормоза
Наконец, несколько советов по управлению ручным тормозом.
Перед началом движения всегда проверяйте работу ручного тормоза. Переходить на ручной тормоз во время движения не рекомендуется, так как это может привести к повышенному износу и перегреву тормозных колодок и дисков.
Можно ли использовать ручной тормоз зимой? Это также не рекомендуется. Зимой грязь и снег налипают на колеса, а кратковременная остановка при очень низких температурах может привести к замерзанию тормозных дисков и колодок. Переместить автомобиль будет невозможно, а применение силы может привести к серьезным повреждениям.
На автомобилях с автоматической коробкой передач рекомендуется также использовать ручной тормоз, несмотря на режим парковки. Во-первых, это продлит срок службы парковочного механизма. Во-вторых, он предотвращает внезапное скатывание водителя в ограниченном пространстве, что может привести к нежелательным последствиям, например, к столкновению с соседним автомобилем.
ПРИНЦИП РАБОТЫ РУЧНОГО ТОРМОЗА НА ДИСКОВЫХ ТОРМОЗАХ
Дисковые тормоза устанавливаются на многие автомобили благодаря простоте и надежности системы. Принцип работы ручного тормоза в дисковых тормозах аналогичен тому, который используется в велосипеде. В зависимости от моделей автомобилей, тормозные диски и вся система могут отличаться по конструкции. Однако наиболее распространенным типом конструкции является однопоршневой тип, или плавающий суппорт. Сжимая ротор, он работает гидравлически. Это основные компоненты дисковой тормозной системы:
- суппорт в сборе с поршнем;
- колодки;
- ротор, который установлен на ступице колеса.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ РУЧНОГО ТОРМОЗА
Ручной тормоз не следует оставлять в автомобиле более чем на две недели, особенно на открытом воздухе. Влажный воздух может вызвать коррозию и привести к «прилипанию» тормозных колодок к дискам колес или барабанам.
Стояночный тормоз следует проверять не реже одного раза в месяц. Тросы могут ослабнуть, и ручной тормоз не будет работать должным образом. Если это произойдет, ручной тормоз нужно будет затянуть заново.