Рулевая тяга является основным компонентом системы рулевого управления большинства современных легковых автомобилей. Он преобразует вращение рулевого колеса во вращение передних колес относительно оси автомобиля. Рулевая тяга отличается простой конструкцией и высокой прочностью. Как и все другие компоненты автомобиля, рулевая рейка подлежит техническому обслуживанию и ремонту. Поэтому автовладельцам будет полезно знать его устройство и принцип работы. А чтобы выбрать тюнинг выхлопной системы вашего автомобиля, воспользуйтесь этой ссылкой.
Как устроена рулевая рейка
Конструкции различаются в зависимости от типа узла и модели автомобиля. Не меняется только список основных частей:
- Картер (цилиндр) — корпус из алюминия.
- Шестерня, которая устанавливается на рулевой вал.
- Шестерня с пружиной, которая давит на ведущую шестерню.
- Замки, для ограничения хода.
- Сальники для предотвращения утечки масла.
- Подшипники для обеспечения легкого перемещения стойки в корпусе и уменьшения люфта компонентов.
Шестерня перемещается при вращении шестерни. Он соединен с тягой, передающей усилие на кулачки рулевого механизма переднего колеса.
В зависимости от версии, устройство может иметь гидравлические цилиндры или электродвигатели, помогающие поворачивать рулевое колесо.
Разновидности рулевых реек
На пассажирских автомобилях установлены три типа механизмов. Они отличаются наличием или отсутствием вспомогательных устройств, облегчающих управление автомобилем.
Механическая рулевая рейка
Рулевая рейка — это самый простой тип, в котором рулевые колеса управляются водителем. Для снижения нагрузки на руки, а также для облегчения управления на дороге устанавливается рулевая рейка, количество вариаций которой увеличивается с углом поворота колес. Это облегчает маневрирование при парковке и обеспечивает «острое управление» на скорости.
Гидравлическая рулевая рейка
Влияние водителя дополняется гидравлическим усилителем рулевого управления. Результат — легкое, но «острое» рулевое управление.
Гидравлический усилитель руля облегчает нагрузку при движении по пересеченной местности. Единственным недостатком является потеря «ощущения». Это можно компенсировать двумя способами:
- установлен электрогидравлический привод с обратной связью;
- путем изменения конструкции подвески.
Электрическая рулевая рейка
В этих агрегатах воздействие водителя на рулевое колесо усиливается двигателем. Он питается от бортовой электросети. В зависимости от места установки существует три типа агрегатов, в которых двигатель крепится к рулевому валу, колонке и корпусу рулевой рейки. Последний вариант является наиболее надежным.
Опасность электродвигателя с валом заключается в том, что в случае его выхода из строя он практически перестает работать.
Сегодня большинство автомобилей бюджетного и среднего класса оснащены рулевыми рейками с гидроусилителем.
Диагностика и ремонт
Комфорт водителя и безопасность на дороге зависят от функциональности устройства. Простая конструкция рейки гидроусилителя руля позволяет проводить ремонт и диагностику в домашних условиях. Для обнаружения неисправностей и замены компонентов имеются специальное оборудование и инструменты.
Неисправности рулевой рейки с гидроусилителем: симптомы
Для обеспечения безопасности на дороге необходимо регулярно проверять исправность системы рулевого управления. Серьезные неисправности просты и не требуют специальных инструментов для их обнаружения. Просто ищите следующие признаки:
- Затруднения при повороте рулевого колеса или невозможность вернуться в центральное положение после поворота. Это происходит из-за деформации шестерни, картера или вала.
- Стук при езде по кочкам и выбоинам, который уменьшается, когда колеса находятся в крайнем положении. Причина — износ карданных шарниров рулевой колонки, шарниров тяг или зубьев шестерен.
- Чрезмерная чувствительность — несоответствие угла поворота руля или ситуация, когда малейшее движение рук приводит к тому, что автомобиль «кидает» из стороны в сторону. Это происходит в результате неисправности гидравлической системы рулевого управления.
- Понижение уровня жидкости в бачке, появление перелива и масляных пятен на пыльниках. Утечки возникают в результате коррозии вала и износа резиновых уплотнений.
Каждое из проявлений неудачи требует немедленного вмешательства. Отказ рулевой системы — одна из самых серьезных проблем, не считая отказа тормозной системы. Промедление с его ремонтом может привести к еще более серьезной проблеме. Несвоевременное устранение мелких неполадок приведет к финансовым потерям и, в худшем случае, к аварии.
Ремонт рулевой рейки с гидроусилителем своими руками
Перед снятием устройства попытайтесь устранить стук путем его регулировки. Для затягивания гайки рулевой рейки вам понадобится специальный ключ. Важно понимать, что таким образом можно устранить стук, но не утечку жидкости.
Для выполнения работы вам понадобится стандартный набор слесарных инструментов и некоторые специальные инструменты:
- восьмигранный гаечный ключ;
- съемник подшипников;
- плоскогубцы для снятия и установки стопорных колец.
Для ремонта багажника необходимо снять его с автомобиля. Поэтому необходимо запастись жидкостью C.P.R. и набором расходных материалов:
- сальники;
- уплотнительные кольца;
- пыль;
- рукава;
- рукава:
- смазка и подшипник.
Перед началом работ необходимо обеспечить доступ к узлу снизу, установив автомобиль на смотровую яму или домкрат.
Процедура разделена на 5 этапов:
- Разборка.
- Разборка.
- Проверка состояния и замена запасных частей.
- Установка.
После того как багажник снят с автомобиля, его корпус необходимо очистить от мусора. Последовательность операций по демонтажу механизма следующая:
- Снимите рулевые тяги.
- Открутите крышку, закрывающую вал шестерни.
- Открутите гайку и снимите стопорное кольцо.
- Выбейте вал.
- Снимите сальники и штифты, удерживающие их на месте.
- Снимите стопорное кольцо, вращая плунжер.
- Вытащите стойку.
- Снимите сальник и пластиковую втулку.
- Снимите плунжер и пружину с нажимным механизмом.
После разборки промойте детали и проверьте их состояние. Замените детали, которые вышли из строя.
После ремонта багажник следует собрать, установить на автомобиль и отрегулировать. Люфт приводит к преждевременному износу и незапланированному ремонту устройства. Поэтому особое внимание следует уделять затяжке регулировочной гайки.