Гусеничный или колесный вездеход от Оки имеет малые габариты и небольшой вес, что повышает маневренность в лесу и на заболоченной местности. Производство техники не требует применения дорогостоящего оборудования, в конструкции используются детали от серийных автомобилей. Возможна постройка болотохода по схеме «каракат», обеспечивающей высокую маневренность.
Какие нужны инструменты
Для изготовления самодельного вездехода на базе автомобиля «Ока» вам потребуются:
- сварочный аппарат;
- оборудование для резки стального профиля;
- сверлильный станок или сверлильный станок;
- набор ключей;
- инструменты для зачистки сварных швов;
- молоток;
- набор отверток;
- металлическая линейка и шило для разметки деталей.
Необходимые запчасти
Чтобы сделать на базе Оки вездеход с колесами или гусеницами, нужно подготовить:
- кузов автомобиля с двигателем и коробкой передач;
- стальной профиль для каркасной конструкции;
- карданные валы от автомобилей ВАЗ или УАЗ;
- амортизаторы и листовые рессоры;
- карданные валы и коробка передач;
- гусеничная лента и опорные катки.
Перечень дополнительных деталей зависит от конструкции будущего снегоболотохода. Это могут быть ведущие колеса и тормозные механизмы гусеничного шасси.
Колеса или гусеницы
Перед разработкой чертежей следует определиться с концепцией шасси будущей самоделки:
- Конструкция шин низкого давления построена на основе осей, установленных на листовых рессорах и дополнительных гидравлических амортизаторах. Закрытый кузов размещается на кронштейнах, позволяющих использовать шины большого диаметра. Техника легкая, способна передвигаться по глубокому снегу и заболоченной местности. Для снижения веса можно построить вездеход на липых покрышках — покрышках от сельхозтехники с частично убранным протектором и нарезанным металлокордом.
- Вездеходы от Оки своими руками строятся на основе шасси с резиновыми гусеницами и опорными катками из колес с резиновыми шинами. Техника может передвигаться по рыхлому грунту и преодолевать водные преграды вброд. Машина имеет больший вес, чем базовая легковая Ока, из-за использования гусеничного движителя для поворота внедорожника необходимо установить рычаги управления, связанные с бортовыми тормозами.
Инструкция по сборке вездехода
Чтобы сделать колесный вездеход на базе автомобиля «Ока», вам потребуются:
- рассчитать конструкцию шасси и подготовить подробные чертежи;
- собрать на стапеле сварной каркас из стального профиля;
- подогнать элементы подвески и задний мост;
- установить рулевой механизм на шасси;
- рассчитать и установить кулису, позволяющую переключать передачи;
- установить силовой агрегат;
- произвести окончательную сборку и проверить работоспособность конструкции;
- устранить обнаруженные неисправности и доработать внедорожник.
Чертежи
Чертежи содержат размеры рамы, на которых указаны расстояния между точками установки деталей трансмиссии и подвески, и позволяют рассчитать расстояние между кузовом и ходовой частью. В схемах предусмотрен расчет количества стальных профилей, отдельно рассчитывается прочность конструкции. При дальнейших пробных запусках могут быть повреждены детали, которые необходимо усилить дополнительными косынками. Усиления изготавливаются из стального листа или профиля, а затем привариваются к раме внедорожника.
Рама
Стальная рама для переделки Оки собирается из боковых элементов, которые соединяются поперечинами. Для строительства рекомендуется использовать закрытый профиль квадратного сечения размером 50х50 мм с толщиной стенки 2,5-3,0 мм. Сварные швы зачищаются и шлифуются, поверхность рамы очищается от ржавчины и покрывается слоем кислого грунта. Имеются отверстия для крепления агрегатов трансмиссии, силовых установок, листовых рессор и амортизаторов. В среднем требуется до 20 м трубы, вес конструкции 50 кг.
Задний мост и подвеска
При построении подвески учитывались конструкция мостов и вес внедорожника. База колесного внедорожника остается неизменной или увеличивается, так как шины не влезают в привычные пазы кузова. Рекомендуется использовать листовые рессоры от легковых автомобилей «Волга» или легких грузовиков «ГАЗель». На раме предусмотрены опорные кронштейны, в которые вставляются концы листов Количество упругих элементов подбирается опытным путем.
В ходовую часть внедрены телескопические амортизаторы, снятые с машины «Нива». Они сглаживают вибрации при движении по неровной дороге. Стойки крепятся к балке моста и к болтам на поперечинах рамы. Мосты крепятся на рессоры с помощью самодельных хомутов, предотвращающих боковое смещение конструкции при движении по бездорожью.
Рулевое управление
Для изменения направления движения используются управляемые передние колеса, которые устанавливаются на штатные поворотные кулаки от автомобилей Нива или УАЗ. Рулевой автомат от Волги установлен на раме.
Агрегат с гидроусилителем использовать затруднительно, так как потребуется установить на двигатель насос и смонтировать магистрали подачи и слива рабочей жидкости.
Коробка передач связана с поворотными кулаками с помощью рычагов и тяг, снабженных шарнирными соединениями.
Для установки покрышек используются модифицированные диски, поэтому можно устанавливать широкие покрышки (например, от армейских автомобилей ЗИЛ или Урал). Внешняя часть шины обрабатывается шлифовальным инструментом, формирующим рисунок протектора. Для уменьшения веса с боковин шины вырезается металлический корд. Из-за увеличенного вылета колесных дисков увеличивается нагрузка на ступичные подшипники и шарниры, рекомендуется возить с собой комплект запасных шестерен.
Как сделать кулису
Крылья выполнены на основе чертежей с учетом конструктивных особенностей внедорожника на базе Оки. Рычаг переключения передач устанавливается в салоне, затем монтируется тяга с карданным шарниром, которая защищена металлическим щитком от перегрева. При изготовлении элементов необходимо предусмотреть регуляторы длины, позволяющие регулировать муфту с учетом положения двигателя. Силовой агрегат с коробкой установлен продольно (на Оке двигатель с коробкой — поперечно).
Металлический кронштейн, прикрепленный к двигателю, служит для установки направляющих втулок, в которые входит шток переключения передач, от штока идет рычажная система, которая крепится к втулке на штоке переключения передач. В рулевых цилиндрах также установлена вертикальная тяга, обеспечивающая повышенную точность зацепления. Плавность изменения передаточных чисел хуже, чем у заводского механизма; в процессе эксплуатации возможно повреждение шестерен и синхронизирующих колец в коробке передач.
Монтаж двигателя
Силовой агрегат крепится на поперечины рамы с помощью штатных резиновых подкладок. Перед началом эксплуатации двигатель обслуживают, заливают свежее моторное масло.
Радиатор соединен шлангами с рубашкой охлаждения и теплообменником печки, нагревающей воздух в внедорожнике. Крутящий момент от силового агрегата передается через редуктор на раздаточную коробку, которая распределяет поток мощности между ведущими колесами самодельной снегоболотохода.