Мотоблок оснащен двигателем внутреннего сгорания (ДВС) и, как и все, со временем ломается, его ремонт и обслуживание производится так же, как и с одноцилиндровыми карбюраторами ДВС на любой другой технике. В статье мы более подробно разберем причины, по которым не заводится мотоблок, а также методы их устранения.
Подготовка к пуску
Последовательность проста:
- Рычаг переключения передач переводит скорость в нейтральное положение. Проверяется это индикатором или просто прокаткой мотоблока — на холостых оборотах легко, без переворачивания двигателя.
- Заслонка приточного воздуха находится в закрытом положении (обозначается на корпусе рычагом заслонки).
- Клапан подачи топлива открывается.
- Кнопка «Пуск» нажимается или крепится к рукоятке (от модели».
- Потяните ручку стартера до фиксации защелки. Двигатель внутреннего сгорания запускается плавным рывком (или несколькими рывками.
- После активации открывается заслонка приточного воздуха.
Нюансы — если данный ДВС нестабилен на холостом ходу, пуск осуществляется с нажатой ручкой «дросселя» (дросельная заслонка открыта, «газ» на треть-половину).
Подробно о том, как завести мотоблок, вы можете узнать из видео:
При пуске прогретого двигателя желоб воздушного фильтра ведущего трактора вообще не закрывается. Кнопки «подсос», ручной подкачки топлива на карбюраторе на четырехтактных двигателях нет. Топливно-воздушная смесь начинает поступать (подсасывать) в камеру сгорания при вращении от стартера без предварительной подкачки, что используется практически во всех двухтактных однопоршневых двигателях внутреннего сгорания.
Также рекомендуем прочитать интересную статью о том, как правильно завести мотоблок. В ней много полезных советов и нюансов, о которых не знают даже опытные владельцы.
Основные причины, почему не заводится мотоблок
В большинстве случаев двигатель не заводится по двум принципиально разным причинам:
- сбои в системе зажигания;
- перебои или отсутствие подачи топлива.
Кроме того, возможны и другие серьезные проблемы – отсутствие компрессии в камере сгорания, только серьезная механическая поломка любого узла, от стартера до кривошипно-шатунного механизма. Стоит отметить, что характер поломок и ремонта дизельных тракторов существенно отличается от бензиновых, в нашей статье информация в основном о бензиновых тракторах.
Ремонт и устранение неисправностей
Если двигатель не заводится, устранение причины своими руками начинают с проверки подачи топлива и наличия искры, в таком или обратном порядке (сначала зажигание, потом топливо, или наоборот).
Общим при осмотре обеих систем является оценка состояния свечи зажигания и наличие искры.
Доступ к свече зависит от трактора. На некоторых моделях необходимо снять воздушный фильтр. В других свеча доступна сразу после снятия крышки. Снимите высоковольтный провод, выключите свечу зажигания. Если он совсем сухой, то скорее всего топливная смесь вообще не течет.
Топливосистема
Начинают проверку с самого простого, наличия топлива в бензобаке. Также, сняв шланг подачи топлива и открыв кран, проверяют наличие газа в карбюраторе. Возможно, забиты сетчатые фильтры в баке. Если бензин подходит для карбюратора, поиск проблем начинается с самого карбюратора.
Если свеча зажигания в черном нагаре, скорее всего, из-за проблем с карбюратором, слишком богатая топливная смесь (слишком много бензина, мало воздуха или вообще нет воздуха, сгорание и вспышка невозможны без кислорода).
Вот так выглядит свеча в таких случаях:
Проверьте состояние воздушного фильтра. Если он засорился, моющиеся промываются, остальные меняются на новые.
Чтобы определить, не в фильтре ли проблема, трактор пытаются завести без него. Эксплуатация двигателя внутреннего сгорания без воздушного фильтра невозможна, внутренние рабочие пространства карбюратора (каналы, форсунки и т.д.) забиваются быстро и сильно).
Если это не фильтр, то нужно разобрать карбюратор. Три наиболее распространенные проблемы с карбюратором:
- поплавок разгерметизирован. Поплавок пытаются запаять или запаять, новый покупают отдельно. Если это не сработает, вам нужно будет купить весь карбюратор в сборе;
- засорение каналов и деталей в любом месте. Если есть грязевые пробки, то их удаляют отовсюду — из каналов, со дна поплавковой камеры. Продуйте форсунки. Промойте весь карбюратор;
- декомпрессия карбюратора. Ослабли болты, крепящие элементы или сам карбюратор к корпусу двигателя, либо сломались уплотнители.
Новый карбюратор от мотоблока Каскад. Для справки, стоимость 3-4 тыс руб.:
Проверьте затяжку всех винтов. Поврежденную прокладку заменяют новой стандартной или самодельной, вырезанной из паронита. Как вариант, можно использовать качественный герметик для автозапчастей. При этом герметик не должен продавливаться во внутренние полости карбюратора (требуется тонкий, но достаточный слой).
При правильной подаче топлива в карбюратор, если он чистый и исправный, проблем с подачей топлива к 2-х тактным двигателям внутреннего сгорания быть не должно. Профессиональную работу с карбюратором мотоблока и другими узлами можно увидеть на видео:
У 4-х тактных двигателей могут быть проблемы с впускным клапаном в газораспределительном механизме (ГРМ). Это достаточно сложный и ответственный узел. При самостоятельном ремонте можно снять крышку и визуально оценить состояние механизма. Возможны явные повреждения, износ коромысла, пружины и т.д.
Также важно своевременное открытие впускного клапана и герметичность камеры сгорания после ее закрытия. Если нет видимых поломок, которые можно устранить своими руками, лучше со временем обратиться к специалистам с проблемами.
Самое простое, что можно сделать своими руками в системе ГРМ, это отрегулировать клапана двигателя блока цилиндров, остальные операции уже сложнее и требуют большого ремонтного опыта.
Система зажигания
Проверка также начинается с самого простого – наличия искры на свече зажигания. Вывернутую свечу со штепсельным проводом кладут на корпус двигателя так, чтобы металлическая крышка касалась металла корпуса и соприкасалась с массой. Включите стартер и проверьте наличие искры. При отсутствии искры свечу меняют на другую, заведомо исправную, и снова проверяют искру.
Если старая свеча не «пробила» фарфоровый изолятор внутри корпуса, ее работу можно восстановить:
- зубочисткой удаляют нагар внутри свечи из пространства между сердечником изолятора и корпусом;
- промыл бензином
- захватывают плоскогубцами и обжигают на пламени газовой горелки или горелки, просушив свечу;
- электронаждачной бумагой (ноль), сложенной пополам (вверх-вниз с абразивом), зачистить контакты свечи, электроды и пластины;
- проверьте зазор между электродами. Обычно это 0,7-0,9 мм. Для контроля лучше использовать набор калиброванных, промаркированных щупов.
Рекомендуемый дорожный просвет для каждой модели мотоблока можно уточнить в Руководстве по эксплуатации.
Когда дело не в свече, продолжайте искать причину дальше.
Вынимают свечной провод, на его место ставят другой, без колпачка. Оголенный конец провода держат на расстоянии 0,5-1 мм от корпуса, стартер дергают. Если искра прерывается, это происходит из-за провода свечи зажигания или гнезда.
Затем откройте крышку зажигания и выполните простое зажигание магнето. Возможно, развернулся крепеж, магнит цепляет катушку и так далее, либо сбился угол опережения зажигания. Согласно инструкции по эксплуатации проверяется правильность установки времени розжига. Проверьте все рекомендуемые зазоры (от модели) между магнитом и катушками.
Визуально проблему с катушкой зажигания (обмоткой) видно только по наличию черных прогаров на изоляции. Но внешняя сохранность изоляции ничего не говорит о исправности катушки. Требуется аппаратная проверка (вызов тестером).
Вы можете посмотреть видео о том, как проверить катушку зажигания:
То же самое относится и ко всем другим компонентам электронной системы зажигания. Поэтому, если вышеуказанные меры не помогли, придется обращаться к специалисту.
В кулачковых (не электронных) системах зажигания проверяют состояние контактов переключателя. При необходимости их зачищают надфилем или нулевой наждачной бумагой, так как они довольно быстро выгорают. В таких системах правильный угол опережения зажигания следует проверять чаще в соответствии с инструкцией. А вот кулачковые системы зажигания сегодня встречаются крайне редко, только на старых двигателях.
Трансмиссия
Коробка передач состоит из приводных узлов, передающих крутящий момент от двигателя внутреннего сгорания на колеса. Разные модели имеют разные дизайнерские решения. Бывают редукторы с клиноременной, червячной передачей, цепной передачей мотоблока или их комбинацией.
Муфта предназначена для предотвращения передачи крутящего момента с одного узла на другой. В разных моделях он может быть устроен по-разному и стоять между разными узлами.
Неисправности в работе механической коробки передач (КПП) трактора не должны препятствовать запуску двигателя мотоблока.
Другие причины
Двигатель внутреннего сгорания может плохо запускаться из-за неправильно отрегулированного зажигания (слишком поздно или слишком рано).
Если карбюратор имеет регулировочные винты, причиной может быть неправильная регулировка соотношения воздух/топливо и неправильное соотношение воздух/топливо (слишком бедная или слишком богатая топливная смесь).
Причинами затруднений с запуском также может быть нагар, загрязнение контактов на свече.
Помимо проблем с подачей топлива, могут быть и другие причины работы зажигания, из-за которых мотоблок не заводится.
Двигатель не заводится при следующих грубых неисправностях:
- поршень заедает в цилиндре, чаще всего из-за перегрева или при работе без масла. При этом ручку стартера просто невозможно провернуть;
- отсутствие рабочего сжатия (давления) в камере сгорания. Это происходит при критическом износе зеркала цилиндра и/или поршневых колец, а также при их поломке. Топливная смесь не сжимается, она поступает в картер из камеры сгорания. Если двигатель внутреннего сгорания запускается, он работает с перебоями, гаснет и нет мощности;
- впускной клапан не перекрывает подачу топлива или не открывается в нужный момент (при опускании поршня из-за перескакивания зубьев шестерни через приводную цепь). Или клапан не держит камеру сгорания герметичной.
Правила эксплуатации мотоблоков и как они влияют на запуск
Производители не сообщают срок службы своих толкателей, резонно аргументируя это тем, что он зависит от условий и интенсивности использования. Это так, но то, как двигатель внутреннего сгорания заводится, эти условия тоже имеют некоторое влияние.
Грязь может попасть в карбюратор только двумя путями — с топливом и через воздушный фильтр.
Поэтому фильтр необходимо своевременно чистить или заменять. На различных толкателях используются фильтры различной формы и конструкции. Например замена фильтра на тракторе Скаут:
Очистка воздуха играет важную роль в любой технике и работе с двигателями внутреннего сгорания, поэтому особенно необходимо содержать воздушный фильтр на тракторе, который движется.
Топливные фильтры всегда есть в баке, кране или перед карбюратором (в зависимости от модели). В карбюратор не может попасть только грязь, песок и так далее.
В некачественном топливе могут быть маслянистые включения, которые образуют сгустки в полостях карбюратора, нагар на свечах, проходят через сетки и оседают в нем. Не выгорают в камере сгорания и не осаждаются. Поэтому следует стараться использовать качественное топливо с проверенных заправок.
Не рекомендуется использовать «старый» бензин, который давно лежит в канистре.
Другие нарушения условий эксплуатации: перегрев, нехватка или некачественное масло в двигателе, работа на пределе мощности, все это приводит к быстрому износу или выходу из строя всего агрегата. На запуск двигателя особо не влияет.
Как запускать после зимы
После зимы двигатель блока цилиндров заводится так же, как и после коротких перерывов в эксплуатации. Порядок описан выше.
Но есть нюансы. Если в карбюраторе нет топлива, потребуется несколько ходов стартера. При первых попытках топливо закачивается в карбюратор и только потом начинает поступать в камеру сгорания.
Также есть небольшая вероятность образования конденсата. Если бензобак был пуст, на дне может скапливаться вода из-за резких перепадов температуры, если они были в зимний период. То же самое может быть и с карбюратором.
Поэтому для ускорения взлета и удаления застойных отложений можно использовать следующий прием:
- выкрутить свечу;
- подготовьте ведущий к пуску трактор в обычном порядке, описанном выше;
- несколько раз потяните шнур стартера, чтобы продуть камеру сгорания;
- вставьте свечу зажигания на место и запустите двигатель как обычно.
Хранить мотоблок следует в помещении, особенно зимой. Дождевая вода не проникает в сучки и тает со снега и льда. Лед и снег постепенно тают, и вода может просачиваться во все узлы, даже относительно герметичные. В некоторых узлах это вызовет коррозию, износ трущихся деталей. А в системе зажигания катушка и электронные блоки от воды могут повредиться еще до тест-драйва весной.
После зимы необходимо заменить масло в двигателе мотоблока, а также в коробке передач, если пришло время ее заменить. Если в процессе работы необходимо поднять агрегат, рекомендуется использовать специальную подставку для культиватора.
Как завести мотоблок после остановки:
Существует много разных толкателей, и каждый из них может сильно различаться по конструкции. И даже мотоблоки одной модели имеют свои особенности. Изучив свой агрегат, правильно его обслужив, владелец избавляется от проблем с помощью этой техники.