Когда речь заходит о прицепах, начинающие водители смело обсуждают грузоподъемность и маневренность. Но вопросы о дышле запутаны именно из-за определения этого термина. Это сцепка с прицепом или сцепное устройство с фаркопом?
Преимущества покупки фирменного фаркопа для вашего автомобиля очевидны. Что такое буксировочная штанга или тягово-сцепное устройство? Это крюк и шестерня с металлическим шаром, который выступает под бампером и используется для крепления тягово-сцепного устройства, которое устанавливается на конце прямого или V-образного дышла прицепа. Когда возникает необходимость перевезти груз, который не помещается в салоне или багажнике, выбор прицепа сопровождается вопросами о фаркопе. Допустимая нагрузка на раму автомобиля рассчитывается в зависимости от крепления. Разумеется, таблицы веса имеются в документах на автомобиль и на задней части капота. Но что делать, если фаркоп не установлен?
Определенно:
- Ищите подходящий или родной бренд;
- При отсутствии такового, сделайте его на заказ или сделайте сами.
Что представляет собой тягово-сцепное устройство
На практике в России существует два типа фаркопов:
- «Кронштейн петли». Это устройство представляет собой скобу. На дышле прицепа имеется петля в виде кольца, которая помещается в кронштейн. Он фиксируется с помощью утяжеленного металлического штифта, проходящего через кольцо в кронштейне. Тракторы и их аналоги оснащены такой сцепкой. На тележках «ЗИЛ», «ГАЗ» возможна фиксация кронштейна без штифта. Подобные буксировочные крюки являются специальными конструкциями. Такая система предназначена для повышения стойкости и прочности в условиях низкой интенсивности движения. Основным недостатком является ударная нагрузка, которая приводит к износу устройства.
Шариково-гнездовая муфта
- Шаровой или обычный фаркоп. 50-миллиметровый шар, прикрепленный к изогнутому металлическому стояку. Круглая форма принимает различные векторные нагрузки. В России действует стандарт ОСТ 37.001.096-77. Международный — ISO-1103-76. Отдельно упоминается соединительная головка на сфере. Он состоит из зажимного элемента, системы амортизации и соединительного механизма. В зависимости от допустимой нагрузки существует три типа:
- До 750 кг;
- До 1300 кг;
- более 1300 кг.
Фаркоп
Преимущество такой конструкции заключается в том, что прицеп можно оснастить тормозной системой, действие которой будет заключаться в передаче механических колебаний через шар в буксировочном шаре и обеспечении компенсации разницы в скорости на дороге: автомобиль тормозит, прицеп по инерции нажимает на рычаг на шаре, тормоза срабатывают.
Отечественные сцепления стараются подобрать под конкретное применение. В противном случае их использование может быть запрещено. Однако на рынке представлено множество моделей. Они все разные:
- По весовой классификации;
- По замыслу;
- Тип крепления;
- Способ крепления электрики.
Виды фаркопов
Буксировочные крюки с нестандартными значениями могут привести к тяжелым последствиям. Поэтому классификация фаркопов начинается с весовой нагрузки. Соблюдение его группы обеспечит длительный срок службы.
Существует 3 категории:
- Для легковых автомобилей с допустимой массой прицепа 1,5 т;
- Для универсалов, минивэнов до 2,5 т;
- Для микроавтобусов, внедорожников до 3,5 т.
Классификация систем сцепления:
Европейские образцы. От домашнего он отличается размером шара, который указывается в дюймах:
- 1- 7/8 равна 47,6 мм;
- 2 равен 50,8 мм;
- 2-5/16 равняется 58,7 мм.
Американский дизайн. Это немного другая история. Они имеют форму квадратного хвостовика, в который вставляется дышло с крючкообразной ручкой.
Существует три типа привязанности:
- Несъемный. Полностью сварная конструкция.
- Полуодетый. Снимается с помощью привинченного крючка.
- Съемный. Имеет защелку, позволяющую быстро сложить фаркоп.
Модели фаркопов
Классификация подвохов:
- «A»-снимается 2 болтами (нагрузка не более 150 кг при полной массе прицепа до 1,5 т);
- «B» — разъемный на гайке;
- «С» — съемный/складывающийся на эксцентрике;
- «BMA»- складной класс люкс;
- «E» — американский стандарт (до 1,5 т);
- «H» — фиксированный;
- «FC» — легкий вес (до 750 кг);
- «GC» — съемный с помощью 4 винтов;
- «F» кованая съемная с помощью 2 винтов. Имеет вертикальную регулировку;
- «G» — Аналог «F» на 4 винтах;
- «V» — аналог «F» без возможности регулировки.
Типы фаркопов
Фаркоп — это место соединения электрических систем автомобиля и сцепного устройства прицепа. Фаркоп обычно оснащен 7, 13 или 15-контактным разъемом, а жгут проводов прицепа использует аналогичный разъем. Иногда вилка и розетка оснащены разными типами контактов. Заранее выбрав правильное расположение штырей для вашего прицепа, вы сможете избежать этой проблемы. Однако если это произошло, на помощь приходит адаптер.
Производители фаркопов, предлагая свою продукцию широким массам, несут ответственность за качество материала и стойкость компонентов в сборке, которые можно проверить только на заводе. Особенности регулируются требованиями ОСТ 37.001.299. Кустарные фаркопы успешно маскируются под оригинальные. Хорошо, если мастер знает формулу распределения веса относительно кузова и точек крепления, но никто не гарантирует надежность металла.
Как установить фаркоп
Установка фаркопа на автомобиль
Фаркоп крепится к раме или кузову автомобиля. Бампер обычно снимается, и его роль возлагается на основную штангу фаркопа. В некоторых вариантах может потребоваться просверлить отверстие в боковом элементе и установить вставные пластины. Но установка фаркопа — это не простое дело. Если место крепления фаркопа, отверстия и другие компоненты указаны производителем автомобиля и под рукой имеется документ (обычно сертификат при покупке), описывающий технические характеристики оригинального устройства, то вполне законно и логично установить его самостоятельно. Сервисный центр предложит установленную цену. Она будет оплачена, если вы собираетесь просверлить дополнительные отверстия или установить фаркоп, который не является оригинальным, но соответствует спецификации. Семинар выдаст письменное заключение о соответствии требованиям.
Состояние самого шара и фаркопа требует постоянного контроля:
- Ослабленные, сломанные гайки или болты (гаечный ключ предотвратит ослабление, но не поломку);
- Смазка шарика;
- Чистота гнезда;
- Сварные швы.
Шар подвергается критическому напряжению и износу. Диаметр следует измерять через каждые 1-1 500 км.
Производители тягово сцепных устройств
Наконец, вы можете увидеть список известных производителей сцепных устройств:
- Bosal — 200 образцов для легковых и грузовых автомобилей из Бельгии;
- Brink — лидерская позиция из Нидерландов;
- VFM — российская ассоциация под флагом Bosal;
- Westfalia — крупная немецкая компания. Более 800 наименований;
- Арагон — испанский лидер;
- HiddenHitch является североамериканской компанией;
- AvtoS — российская компания по производству прицепов и фаркопов;
- BALTEX — национальная компания из Сент-Люсии.