Системы активной безопасности

Устройство авто

Помимо совершенствования и улучшения эксплуатационных и технических характеристик автомобилей, конструкторы также уделяют большое внимание обеспечению безопасности. Современные технологии позволили оснастить автомобили значительным количеством систем, позволяющих контролировать поведение транспортного средства в экстренных ситуациях и максимально защитить водителя и пассажиров от травм при ДТП.

Какие системы безопасности бывают?

Ремни безопасности можно считать первой такой системой в автомобиле, которая долгое время оставалась единственным средством защиты пассажиров. Сегодня автомобиль оснащен более чем десятком систем безопасности, разделенных на две категории — активные и пассивные.

Активная безопасность автомобиля направлена на возможное устранение аварийной ситуации и сохранение контроля над поведением автомобиля в аварийных ситуациях. И они работают автоматически, то есть вносят коррективы, несмотря на действия водителя.

Пассивные системы направлены на снижение последствий при возникновении аварии. К ним относятся ремни безопасности, подушки и шторки безопасности, специальные системы крепления детских сидений.

Активная безопасность

Первой системой активной безопасности в автомобиле является антиблокировочная система тормозов (ABS). Это также является основой для многих типов систем активной безопасности.

испытание автомобиля с системой абс

В целом, в автомобилях могут использоваться следующие системы активной безопасности

  • антиблокировочная система тормозов
  • контроль тяги
  • распределение тормозных усилий
  • экстренное торможение;
  • направленная стабильность;
  • обнаружение препятствий и пешеходов;
  • блокировка дифференциала.

Многие производители автомобилей патентуют свои системы. Но по большей части все они работают по одному и тому же принципу, а разница сводится к названиям.

ABS

ABS — это, пожалуй, единственная система, для которой все производители автомобилей используют одно и то же обозначение — аббревиатуру ABS. Назначение ABS, как следует из названия, заключается в предотвращении полной блокировки колес при торможении. Это гарантирует, что колеса не потеряют контакт с дорожным покрытием и автомобиль не будет вращаться. ABS является частью тормозной системы.

Работа ABS сводится к тому, что блок управления использует датчики для контроля скорости каждого колеса и, если он обнаруживает, что одно колесо замедляется быстрее других, он сбрасывает давление в магистрали этого колеса через набор исполнительных механизмов, и оно перестает тормозить. ABS работает полностью автоматически. То есть, водитель просто нажимает на педаль в обычном режиме, а ABS самостоятельно контролирует процесс замедления для всех колес по отдельности.

ASR

Система контроля тяги предназначена для предотвращения пробуксовки ведущих колес, тем самым предотвращая занос автомобиля. Она работает в любых условиях движения, но может быть отключена. Эта система маркируется разными производителями по-разному — ASR, ASC, DTC, TRC и другие.

ASR работает по принципу ABS, т.е. воздействует на тормозную систему. Кроме того, он также управляет электронной блокировкой дифференциала и некоторыми параметрами трансмиссии.

На низких скоростях ASR контролирует скорость вращения колес с помощью датчиков ABS, и если замечает, что одно из колес вращается быстрее, то просто притормаживает его.

На более высоких скоростях, с другой стороны, ASR посылает сигналы в ЭБУ, который, в свою очередь, регулирует трансмиссию, чтобы обеспечить снижение крутящего момента.

EDB

Распределение тормозных усилий — это не полноценная система, а расширение функциональности ABS. Однако у него есть собственное обозначение — EDB или EBV.

Его назначение — предотвратить блокировку колес на задней оси. При торможении центр тяжести автомобиля смещается вперед, оставляя задние колеса разгруженными, поэтому для их блокировки требуется меньшее тормозное усилие. Во время торможения EDB задействует задние тормоза с небольшой задержкой, контролирует тормозное усилие, приложенное к колесам, и предотвращает их блокировку.

BAS

Система экстренного торможения необходима для того, чтобы при резком торможении тормоза срабатывали максимально эффективно. Он обозначается различными аббревиатурами — BA, BAS, EBA, AFU.

Эта система может быть двух типов. В первом варианте он не активирует ABS, а суть работы BA заключается в том, что он контролирует скорость перемещения штока тормозного цилиндра. А при обнаружении быстрого перемещения штока поршня, что произошло бы, если бы водитель внезапно хлопнул по тормозам, BA активирует электромагнитный привод, который выдвигает шток поршня тормозного цилиндра и обеспечивает максимальное усилие.

Во втором варианте BAS работает совместно с ABS. Здесь все работает так же, как описано выше, но исполнение немного отличается. При обнаружении ситуации экстренного торможения он посылает сигнал на исполнительный механизм ABS, который создает максимальное давление в тормозных магистралях.

ESP

Система курсовой устойчивости стабилизирует автомобиль и сохраняет направление движения в аварийных ситуациях. Различные производители автомобилей называют его ESP, ESC, DSC, VSA и т.д.

ESP — это, по сути, комплект, состоящий из ABS, BA, ASR и электронной блокировки дифференциала. В нем также используются системы управления трансмиссией и автоматической коробкой передач, а в некоторых случаях — датчики угла поворота колес и рулевого колеса.

Все вместе они постоянно оценивают поведение автомобиля, действия водителя и при обнаружении каких-либо отклонений от параметров, считающихся нормальными, вносят необходимые коррективы в работу двигателя, коробки передач и тормозной системы.

PDS

Система предупреждения столкновения с пешеходами контролирует пространство перед автомобилем и, обнаружив пешеходов, автоматически нажимает на тормоза, обеспечивая торможение автомобиля. Производители автомобилей называют его PDS, APDS, Eyesight.

Система PDS является относительно новой и используется не всеми производителями. Камеры или радары используются для управления PDS, а BAS действует как устройство принуждения.

EDS

Электронная блокировка дифференциала работает по принципу ABS. Его функция заключается в предотвращении пробуксовки и улучшении плавучести за счет перераспределения крутящего момента на ведущие колеса.

Следует отметить, что EDS работает по тому же принципу, что и BAS, то есть использует датчики для регистрации скорости ведущих колес и, в случае обнаружения повышенной скорости на одном из колес, активирует тормозной механизм.

Системы-ассистенты

Выше были описаны только основные системы, но активная безопасность автомобиля включает в себя ряд других вспомогательных систем, известных как ассистенты. Они также многочисленны и включают такие системы, как.

  • Парковка (датчики парковки облегчают парковку автомобиля в ограниченном пространстве);
  • Периферийное зрение (камеры, установленные по периметру, позволяют контролировать «слепые» зоны);
  • Круиз-контроль (позволяет автомобилю поддерживать заданную скорость без вмешательства водителя);
  • Аварийное рулевое управление (позволяет избежать автоматического столкновения с препятствиями);
  • Lane Keeping Assist (обеспечивает движение автомобиля только по заданной полосе);
  • Lane Change Assist (контролирует слепые зоны и сигнализирует о возможных препятствиях при смене полосы движения);
  • Ночное видение (позволяет контролировать пространство вокруг автомобиля в ночное время);
  • Распознавание дорожных знаков (распознает дорожные знаки и информирует о них водителя);
  • Контроль усталости водителя (при обнаружении признаков усталости водителя сигнализирует о необходимости отдыха);
  • Помощь при спуске и подъеме (помогает начать движение без использования тормозов или ручного тормоза).

Это основные помощники. Но конструкторы постоянно совершенствуют их и создают новые, увеличивая общее количество систем безопасности в автомобилях.

Заключение

В современной автомобильной промышленности системы активной безопасности играют огромную роль в сохранении здоровья людей внутри и снаружи автомобиля и в предотвращении многих ситуаций, которые в прошлом привели бы к повреждению автомобиля. Поэтому не следует недооценивать их важность и пренебрегать наличием таких вспомогательных средств в комплекте.

Мужчина пристегивает ремень безопасности

 

Adblock
detector