Полный привод в автомобиле — это гарантия отличной управляемости и сцепления с дорогой.
Она придает водителю уверенность на дороге, особенно в случае мокрого дорожного покрытия, гравия и других явлений, повышающих опасность вождения.
Не зря самая известная система Quattro компании Audi впервые была использована в раллийном автомобиле.
Как всё начиналось
Полный привод традиционно использовался во внедорожниках — автомобилях, предназначенных для эксплуатации в тяжелых условиях. Полный привод не имеет смысла для седанов, так как он был бы слишком громоздким, а расход топлива был бы неоправданно высоким. Большинство раллийных и спортивных автомобилей были заднеприводными, что добавляло особый элемент в гонки. Однако инженеры Audi провели эксперимент с раллийной версией Model 80, назвав ее Audi Quatrro. И они были правы. Сегодня немецкая система полного привода, разработанная в Ингольштадте, считается одной из самых прогрессивных.
Он был представлен на Женевском автосалоне в 1980 году и уже в 1983 году выиграл чемпионат мира по ралли для физических лиц, а в следующем году — для производителей. С тех пор другие корпорации начали устанавливать полный привод сначала на спортивные автомобили, а затем на серийные седаны, купе и универсалы.
Чертеж для столь успешного quattro был взят у компактного внедорожника Iltis, выпускаемого дружественным Volkswagen. Хотя инженеры «автомобиля для народа» позже отказались от этого принципа из-за распространения автомобилей с поперечным расположением двигателя, Audi развила эту идею на сто процентов.
Как работает система quattro
В коробке передач каждого современного автомобиля есть такое устройство, как дифференциал. Он распределяет обороты от трансмиссии к ведущим колесам и позволяет им вращаться с разной угловой скоростью. Работа механизма хорошо демонстрируется при прохождении крутого поворота. За это время внутреннее колесо проходит гораздо меньшее расстояние, чем внешнее. Если бы не было дифференциала, он бы проскальзывал, и управлять автомобилем на высоких скоростях было бы невозможно.
Но у дифференциала есть и обратная сторона: если одно колесо теряет сцепление с дорогой, крутящий момент распределяется на другое колесо на 100%, и движение становится невозможным. Чтобы решить эту проблему, дифференциал блокируется.
Сочетание решений по управлению и контролю за различными колесами и осями делает привод quattro уникальным.
1 поколение
Немцы внедрили оригинальный полный привод, используя комбинацию межосевого и межосевого свободного дифференциалов. Это означало, что по умолчанию дифференциал всегда работал — на плоских участках трассы ралли с твердым покрытием и крутыми поворотами эта система была незаменима. Замок включался водителем с усилием, а привод был механическим.
Это было трудоемкой и утомительной задачей, и через год, в 1981 году, на грузовик установили механическую коробку передач.
2 поколение
В 1987 году вместо положительно блокирующегося центрального дифференциала был внедрен самоблокирующийся дифференциал Torsen 1, который равномерно распределял крутящий момент между осями. Если одна ось была недогружена и потеряла тягу, нагрузка могла быть передана на другую ось при 80% от общей мощности трансмиссии. Оси спутниковых редукторов были перпендикулярны приводному валу. Задний дифференциал был оснащен автоматической блокировкой — когда автомобиль ускорялся, он автоматически включался, чтобы предотвратить повреждение трансмиссии.
Читайте также: Сравнение Mercedes, Audi и BMW: выбор лучшей марки автомобиля
3 поколение
В 1988 году впервые увидела свет электронная система управления дифференциалом (EDS). Торможение колес теперь осуществляется автоматически в зависимости от дорожных условий. Центральный дифференциал был соединен с планетарной коробкой передач, увеличивающей крутящий момент, и многодисковым фрикционным сцеплением. Передний межосевой дифференциал был открытым, задний — Torsen 1, самоблокирующийся. Это делало автомобили с механической коробкой передач близкими к заднеприводным, неспособными завестись при пробуксовке заднего и одного переднего колеса.
Автомобили, оснащенные автоматом, лишены этого недостатка.
4 поколение
В 1995 году модели A4, S4 и RS4 были оснащены полностью электронным управлением открытым дифференциалом. Эта система называется EDL. Датчики пробуксовки колес ABS подтормаживают колеса, которые могут пробуксовывать, и крутящий момент перераспределяется на нагруженные колеса. Межосевой дифференциал теперь снова самоблокирующийся, а тип 1 от Torsen был заменен на тип 2 в процессе доработки. По умолчанию он нагружает оси в равных пропорциях, но можно изменить соотношение до 3/1.
5 поколение
Асимметричный полный привод появился в моделях Audi с 2006 года. Это означает, что крутящий момент распределяется центральным дифференциалом Torsen Type 3 не равномерно, а в соотношении 40% на переднюю ось и 60% на заднюю. Это обеспечивает идеальное сцепление и управляемость. Похоже, Audi наконец-то удалось объединить в этом автомобиле превосходство полного привода, особый характер заднеприводного автомобиля и практичность переднеприводного автомобиля. Однако при пробуксовке передней оси на переднюю ось может передаваться до 75% крутящего момента, а на заднюю — до 80%. ESP позволяет полностью перенести нагрузку на одну из осей.
6 поколение
В 2010 году Audi избавилась от центрального дифференциала Torsen, заменив его самостоятельно разработанным механизмом. Основное отличие заключалось в использовании плоских шестерен с косозубым зацеплением. Система уменьшила вес и смогла быстрее реагировать на изменения дорожных условий. Распределение по осям в стандартном режиме остается на уровне 40/60.
Читайте также BMW 5 F10 или Audi A6 S7: какой автомобиль лучше?
Преимущества и недостатки системы quattro
Система полного привода Audi не зря известна как одна из лучших в мире. Действительно, у него есть преимущества, которые дают ему преимущество перед одноколесными автомобилями.
- Хорошее ускорение. При достаточно мощном двигателе автомобиль с крутящим моментом, распределенным на все колеса, быстрее стартует и увереннее набирает скорость.
- Обращение. Точная работа дифференциалов и их блокировка при необходимости позволяют внедорожнику предсказуемо входить в поворот и сохранять устойчивость даже на крутых поворотах.
- Безопасность. Теперь ни дождь, ни мокрый снег, ни песок, попавшие под одно из колес, не приведут к пробуксовке, скольжению и возможной аварии. Автомобиль крепко держится за дорогу в местах наибольшего сцепления.
- Пассивность. Конечно, автомобили Audi не являются полноценными внедорожниками, но на грунтовых дорогах или в снежных колеях даже владельцы седанов ощущают их преимущество.
- Комфорт для водителя. Только первые системы Quattro были с ручным управлением. Позже использование самоблокирующихся замков и электроники полностью избавило водителя от необходимости глубоко вгрызаться в рулевое управление.
- Надежность. Самоблокирующиеся механизмы Torsen и Audi не требуют частого обслуживания и, при правильном использовании, служат очень долго.
Правда, не обошлось и без разочарований:
- Расход топлива. К сожалению, для привода всех четырех колес вам придется сжечь больше бензина или дизельного топлива.
- Несмотря на наличие электроники, не стоит слепо полагаться на нее — необходимо аккуратно управлять автомобилем.
- Если возникнет какая-либо неисправность, ее ремонт обойдется гораздо дороже, чем у моделей с моноприводом.
Полноприводные Ауди: список моделей
Первой полноприводной моделью стала легендарная Audi Quattro, а также ее вариант Coupe. Первое поколение получило полный привод на моделях 80 и 100.
Второе поколение также использовалось в моделях Avant S2 и RS2, S4 и ранних универсалах A6.
Третье поколение устанавливалось на представительский седан V8.
Четвертое поколение можно встретить почти во всех сериях A4, A6 и A8, а также в версиях S и RS этих моделей. Quattro также используется в кроссоверах Q3 и Q5. На Q7 установлена оригинальная трансмиссия BorgWarner.
Пятое поколение используется в моделях RS4 и S4 на платформе B7.
Шестое поколение было представлено в модели Audi RS5 2010 года.