В статье описывается принцип работы противооткатной балки, плюсы и минусы, а также возможные неисправности. В статье описан принцип работы антипробуксовочной планки, плюсы и минусы, а также возможные неисправности. В конце статьи приводится видеообзор работы антипробуксовочной балки.
Противооткатная балка является частью подвески автомобиля и отвечает за уменьшение крена при прохождении поворотов и маневрировании. В любом случае, это важнейший компонент подвески автомобиля. В дополнение к своей основной задаче, антипробуксовочная балка может идеально сбалансировать качение шасси между передней и задней осями автомобиля.
Многие скажут, что крен между осями можно устранить установкой более жестких пружин или спортивных амортизаторов. Но на самом деле это все регулировка и пустая трата денег, к тому же вы потеряете комфорт вождения из-за более жестких пружин и, что немаловажно, потеряете контроль над автомобилем. Поэтому балка противоскольжения является очень важным элементом в конструкции подвески.
- Что такое стабилизатор поперечной устойчивости
- Как устроен стабилизатор поперечной устойчивости
- Стальная труба или стержень
- Крепления
- Тяга стабилизатора (стойка)
- Какие бывают виды стабилизаторов
- Принцип работы стабилизатора поперечной устойчивости
- Преимущества и недостатки стабилизатора
- Интересные факты о стабилизаторе
- Стоимость деталей стабилизатора автомобиля
- Сколько стоит ремонт стабилизатора
- Возможные неисправности стабилизатора поперечной устойчивости
Что такое стабилизатор поперечной устойчивости
Из самого названия понятно, что антипробуксовочная балка используется для контроля устойчивости автомобиля при маневрировании или поворотах. Если не вдаваться в подробности конструкции, то этот механизм действует как третья пружина на одной оси. Основная схема работы этой детали заключается в том, что чем она жестче, тем больше нагрузки передается на внешнее колесо от внутреннего при повороте (момент крена).
Внешний вид противооткатной балки, независимо от выбранной марки или модели, будет более или менее одинаковым. По внешнему виду это длинный круглый прут с вытянутой U-образной формой, согнутый в одну линию со стойками или другими компонентами подвески. Конструкция механизма весьма похожа на торсионный стержень, который также работает на кручение. С точки зрения расположения, механизм может быть установлен как на передней, так и на задней оси. Исключение составляют автомобили с торсионной балкой на задней подвеске, на них стабилизатор не устанавливается из-за особенностей конструкции.
Как устроен стабилизатор поперечной устойчивости
Как уже говорилось, антипробуксовочная балка представляет собой стержень (изогнутый прут) или, как некоторые говорят, разновидность торсионной балки. Основная часть часто имеет круглое сечение и U-образную форму. Материалом для его изготовления служит пружинная сталь, аналогичная той, из которой изготавливается торсионная балка.
В современных автомобилях антипробуксовочная балка располагается поперек кузова, по одной на каждую ось. Форма механизма подбирается для каждой модели индивидуально, так как учитывается расположение двигателя, подвески и других деталей на днище автомобиля. Весь механизм крепится к корпусу с помощью двух резиновых втулок и зажимов вокруг них. Резиновые втулки позволяют перекладине вращаться вокруг собственной оси и тем самым выполнять свою функцию.
На концах штанга стабилизатора соединяется через шарниры с компонентами подвески, обычно с поперечными рычагами в подвесках на поперечных рычагах или двойных поперечных рычагах и с амортизаторами в подвесках МакФерсон. Соединение с самой подвеской может быть прямым или через стойки (двойные поперечные рычаги). Соединение на двойных поперечных рычагах наиболее распространено на современных автомобилях, что позволяет автомобилю лучше проходить повороты и лучше управляться.
Теперь рассмотрим каждую деталь более подробно (стальная труба или пруток, стяжные шпильки и крепеж).
Стальная труба или стержень
Стальная труба, также известная как штанга, считается самой важной частью и часто называется стабилизатором. Он выглядит как проставка из упругой стали с поперечным расположением специальной пружинной стали. Форма самой штанги зависит от конструкции шасси автомобиля и может варьироваться от подвески к подвеске.
Крепления
Форма крепежа также зависит от марки и модели автомобиля, но наиболее распространенными являются резиновые втулки и металлические хомуты. С помощью этих деталей стальной прут крепится к кузову и подвеске автомобиля, эже втулки позволяют механизму крутиться, а концы жестко крепятся к стойкам или подвеске рычага.
Тяга стабилизатора (стойка)
Стойка стабилизатора, также известная как подкос, используется для соединения стойки с подкосами или амортизаторами. По внешнему виду распорка напоминает стержень, часто длиной от 5 до 20 сантиметров. Концы стойки имеют шарниры, повернутые друг к другу и зафиксированные втулками. Шарниры обеспечивают подвижность механизма и более надежное соединение.
На эти домкраты приходится самая большая нагрузка, поэтому со временем шарниры домкратов изнашиваются и требуют замены. В зависимости от стиля вождения и конструкции подъемника они прослужат в среднем от 20 000 до 30 000 километров. Более длительная замена не рекомендуется, так как система рулевого управления может выйти из строя.
Какие бывают виды стабилизаторов
Примерно поняв, как выглядит боковой стабилизатор и его основные функции, важно рассмотреть разнообразие механизмов, разницу между передним и задним стабилизаторами и от чего зависит жесткость.
Первое, на что следует обратить внимание, — это местоположение, на передней или задней оси. В зависимости от оси, форма стабилизатора, монтажные втулки и жесткость будут отличаться соответственно. Еще одним нюансом конструкции подвески является то, что на некоторых автомобилях стальная распорка не устанавливается сзади, а обязательно на передней оси.
Одним из вариантов, считается активная антипробуксовочная балка. Главная особенность активного механизма заключается в том, что жесткость регулируется в зависимости от дороги, а также от характера движения автомобиля (резкие маневры, частые повороты и т.д.). Самая высокая жесткость на кручение — при вхождении в крутой поворот, средняя жесткость — на грунтовой дороге или на плохом дорожном покрытии. При движении по бездорожью система полностью отключает активный стабилизатор во избежание повреждений.
Жесткость активного стабилизатора можно регулировать несколькими способами. Главный из них — использование активного привода. Второй — использование гидравлических приводов (вместо обычных демпферов или вместо втулок). Если система основана на гидравлике, то за жесткость отвечает гидравлический привод. Сам гидравлический привод во многом зависит от гидравлической системы, установленной на автомобиле.
Принцип работы стабилизатора поперечной устойчивости
Узнав конструкцию и основные детали антипробуксовочной балки, можно понять принцип ее работы. Как уже упоминалось, основной задачей этого механизма считается перераспределение нагрузки на пружинные элементы подвески, а также равномерное распределение между правой и левой сторонами автомобиля.
Многие водители знают, что автомобиль наклоняется при вхождении в поворот или при резком маневре. Инженеры устанавливают противооткатные упоры, чтобы избежать этого раздражения. В этот момент стойки автомобиля начинают двигаться в стороны (рычаги перемещаются относительно оси крепления), одно колесо движется вниз, противоположное — вверх. Именно в этот момент планка (центральная часть механизма) начинает крутиться.
В результате такого скручивания сторона, опущенная под действием инерции (на которую опрокидывается автомобиль), приподнимается брусом, и кузов соответственно приподнимается. Противоположная сторона тела опускается. Таким образом, амортизаторы и пружины автомобиля разгружаются, и автомобиль выравнивается относительно дорожного покрытия. Уменьшается боковой наклон кузова, улучшается управляемость и тяга автомобиля.
Преимущества и недостатки стабилизатора
Учитывая вышеуказанные ситуации и назначение, антипробуксовочная балка оказывает значительное влияние на реакцию рулевого управления, жесткость подвески и, в некоторой степени, на способность автомобиля сцепляться с дорогой. При отсутствии этой детали в подвеске автомобиль будет плохо держать перегрузку при маневрировании или вхождении в поворот, а управляемость упадет практически до нуля.
Наряду с положительными характеристиками, есть и отрицательные моменты. Это особенно актуально для внедорожников. Сама конструкция и установка стабилизатора уменьшает ход подвески, что негативно сказывается на проходимости внедорожников. Колесо, которое не может опуститься ниже допустимого механизма, просто зависает в воздухе, что приводит к потере контакта с дорожным покрытием. Чаще всего в такой ситуации автомобиль может застрять, и водителю приходится искать пути спасения.
Интересные факты о стабилизаторе
Тем не менее, прогресс не стоит на месте, и можно найти несколько интересных историй, связанных с использованием противооткатных упоров во внедорожниках. Одним из таких примеров является внедорожник Nissan Patrol. Чтобы уменьшить вероятность отрыва колеса от дорожного покрытия, инженеры установили на задней оси деактивированный стабилизатор поперечной устойчивости. Хитрость заключалась в использовании деактивируемых гидравлических цилиндров вместо обычных стоек. Главным условием было то, что водитель мог отключить этот механизм на скорости до 20 км/ч. Фактически, весь механизм мог работать только на минимальной скорости, для рекреационной езды по снегу, грязи или другим поверхностям.
Японский производитель Toyota не отставал: на отдельных моделях Land Cruiser 200 и Prado 150 инженеры также устанавливали гидравлические приводы, а система получила название KDSS. Автомобиль прекрасно подходит для езды по бездорожью и по трассе. Основная суть этого механизма заключается в том, что вместо одного из штырей стабилизатора переднего и заднего мостов устанавливается гидроцилиндр с электронным управлением. Электроника, в свою очередь, отслеживает положение кузова, различные нюансы движения и дорожное покрытие, а затем изменяет характеристики заднего и переднего стабилизаторов (жесткость, момент включения и выключения).
Стоимость деталей стабилизатора автомобиля
Стоимость деталей балки противоскольжения может варьироваться в зависимости от марки, модели и подвески автомобиля. Чтобы понять, сколько в среднем будут стоить запчасти, давайте рассмотрим примеры конкретных компонентов и моделей автомобилей.
Цены на детали системы TPMS | |||
Название детали | Марка и модель автомобиля | Прайс, РБ. | Цена, грн. |
Стабилизационная штанга | ВАЗ 2108/21099/2115 | 305 | 96,91 |
Передняя стабилизирующая штанга | ВАЗ 2101-2107 | 580 | 230 |
Кронштейн | ВАЗ 2101-2107 | 80 | 25 |
Задний стабилизатор | ВАЗ 2101-2107 | 1780 | 693 |
Штанга стабилизатора | Volkswagen Tiguan | 620 | 174 |
Втулка | Volkswagen Tiguan | 280 | 91 |
Втулка (изготовлена в Германии) | Volkswagen Tiguan | 5960 | 2527 |
Цены на запчасти сильно варьируются, особенно в зависимости от модели автомобиля. Цена также зависит от места и страны производства, чем ближе детали к оригиналу, тем выше стоимость.
Сколько стоит ремонт стабилизатора
Невозможно говорить о конкретной стоимости ремонта стабилизатора, но можно привести приблизительные значения. Как и в предыдущем пункте, ремонт во многом зависит от марки, модели, стоимости, доступности деталей, а также частоты отказов механизма.
Средняя стоимость ремонта балки противоскольжения за 1 шт. | ||
Имя | Цена, руб. | Цена, грн. |
Замена передней втулки | 900 | 450 |
Замена стабилизатора | 400 | 230 |
Замена задних втулок | 600 | 330 |
Замена штифтов | 510 | 250 |
Это средние цены на ремонт или замену конкретной детали балки противоскольжения. Как видите, цена самого ремонта не так уж высока, но стоит только пропустить его, и можно ожидать самых непредсказуемых ситуаций, связанных с вождением и безопасностью. Для ремонта этого механизма не нужны специальные навыки, достаточно понять, где именно находится дефект, а затем заменить изношенную деталь на новую. По мнению многих опытных автовладельцев, ремонт штанги стабилизатора после ее серьезного повреждения обходится дороже.
Возможные неисправности стабилизатора поперечной устойчивости
Обнаружить неисправность стабилизатора поперечной устойчивости несложно. Первая и самая распространенная проблема заключается в том, что автомобиль становится неустойчивым, нестабильным, особенно на резких поворотах. Время от времени автомобиль шатается при повороте рулевого колеса. Другим симптомом неисправности механизма является появление стука и шума при прохождении неровных участков дороги. Последний и не менее важный вариант поломки — это когда автомобиль начинает уходить в сторону, если при движении отпустить руль.
При возникновении сомнений или первых признаках неисправности балки противоскольжения ее легко проверить или определить. Наиболее распространенным методом является проверка стоек. Для этого необходимо открутить колеса до упора в любом направлении. Затем раскос следует взять рукой и с силой дернуть ладонью. Иногда можно использовать ломик, вставить его между стойкой и рычагом и немного надавить.
Другой вариант — поднять одно колесо домкратом, а затем надавить через рычаги управления и стойку стабилизатора. Так вы сможете проверить целостность втулок и наличие люфта. Это также является основным симптомом поломки и неизбежной необходимости замены отдельных компонентов механизма.
Рассматривая конструкцию и принцип работы противооткатной балки, можно сделать вывод, что сам механизм несложный, но он играет очень важную роль в подвеске и рулевом механизме. Цена деталей невелика для отечественных автомобилей, но для иномарок она высока. Сам ремонт дороже при восстановлении штока (основной части), часто после аварии или повреждения подвески, в остальных случаях цены приемлемы.