Автомобильный тахометр — это специальное измерительное устройство, позволяющее определить скорость вращения деталей в трансмиссии автомобиля. Принцип измерения основан на подсчете количества оборотов коленчатого вала двигателя внутреннего сгорания за одну минуту.
Эксплуатация электронного устройства возможна на всех типах автомобилей. Приборы устанавливаются для измерения скорости на железных дорогах, тракторах, комбайнах, обычных машинах, кораблях и самолетах — различной технике, оснащенной двигателем внутреннего сгорания.
В этой статье мы простым языком расскажем вам о тахометре, что это такое, что он измеряет, какие типы существуют, как он работает и из чего состоит, как правильно пользоваться прибором. Обещаю, будет интересно!
- Что такое тахометр
- Что измеряет тахометр в машине
- Виды тахометров
- Механический
- Аналоговый
- Цифровой
- Устройство и принцип работы тахометра
- Видео: Как работает тахометр
- Как правильно пользоваться тахометром
- Можно ли определить скорость движения с помощью тахометра
- Как правильно выбрать тахометр
- Определение неисправности тахометра
- Видео: Лечим приступ тахометра
Что такое тахометр
Что это в машине? Тахометр — это специальный измерительный прибор, предназначенный для определения скорости вращения различных компонентов. Этот индикатор расположен на приборной панели рядом со спидометром.
Тахометр был изобретен американским инженером Кертисом Уиддером в 1903 году после изобретения им циклометра — устройства для считывания пробега велосипеда. У него даже был свой слоган: «Приятно знать, как далеко ты проехал». Кстати, подобное устройство было описано в 23 году до н.э. историком Витрувием. А аналогичное устройство для измерения расстояния было изобретено две тысячи лет назад китайским ученым Чжан Ченом.
Что измеряет этот полезный прибор? Устройство позволяет определить количество прокруток в единицу времени. Результат зависит от скорости вращения роторов, вала, диска в различных машинах, механизмах и агрегатах. Трудно с первого взгляда понять, что делает устройство, как оно выглядит, где находится и на что указывает.
Интересные знания! Что означает тахометр? Буквальный перевод с греческого τάχος (скорость) и μέτρον (мера). Скорее всего, отсюда и произошло современное название — тахометр, или прибор для измерения скорости.
Помимо датчика скорости, тахометр может связываться со специальным индикатором. Соответственно, устройство состоит из двух частей, электрически соединенных друг с другом. Чаще всего принцип работы основан на измерении частоты вращения коленчатого вала двигателя внутреннего сгорания (ДВС). Само устройство расположено на главной приборной панели, рядом с сиденьем водителя, рядом со спидометром.
Что измеряет тахометр? В легковом автомобиле скорость измеряется в тысячах оборотов в минуту. В других автомобилях значения тахометра могут быть в единицах времени (час, мин, сек), расстояния (км, м, см), скорости (км/ч, м/с) и единицах измерения.
Давайте попробуем понять, зачем нужен тахометр в автомобиле. Он помогает быстро выбрать необходимую скорость (передачу). Если игла на приборной панели приближается к красной зоне, то нужно переключить передачу. Нормальная скорость должна находиться в зеленой зоне — между 2000 и 3000 об/мин, превышение 5000 об/мин опасно для всех частей автомобиля. Такая мощность считается приемлемой для гоночных моделей.
Тахометр двигателя используется для работы по регулировке холостого хода. Какие обороты показывает тахометр? При запуске двигателя обороты должны составлять около 800 в минуту. Когда двигатель пустой, они должны быть выше, возможно, до 1 500 об/мин. Если двигатель перегрет, вы увидите, что обороты упадут до номинальных. Тест может выявить проблемы, если летом автомобиль стоит на месте и не движется, а обороты достигают 1 000. Чрезмерный расход топлива вероятен, если регулятор холостого хода работает неправильно. Показания во время теста должны быть постоянным значением, допускаются отклонения до 100.
Что измеряет тахометр в машине
Цель устройства — позволить использовать ресурсы двигателя автомобиля без последствий — для этого оно и предназначено. Тахометр в значительной степени помогает уменьшить износ деталей двигателя. Каждый двигатель имеет индивидуальные технические характеристики, от которых зависит его конечная производительность. Они основаны на предельно допустимых значениях крутящего момента и мощности в зависимости от скорости. Тахометр — это прибор, используемый для измерения этих величин.
Поэтому его основная функция заключается в предоставлении водителю информации, необходимой для контроля оборотов и своевременного переключения передач (понижения или повышения). Это относится к автомобилям с механической коробкой передач.
Вот несколько примеров полезности тахометра:
- Если двигатель постоянно работает на низких оборотах (до 2000 об/мин), расход топлива будет низким, но могут возникнуть некоторые неисправности. При внезапном включении высшей передачи двигатель подвергается большой нагрузке. Горючая смесь сгорает не полностью, в результате чего на цилиндрах, поршнях и свечах зажигания образуется нагар. Работа двигателя на низких оборотах приводит к плохой смазке маслом деталей двигателя, что в свою очередь увеличивает износ.
- Если двигатель постоянно работает на высоких оборотах (выше 4000 об/мин), это серьезно увеличивает расход бензина. Двигатель будет перегреваться, детали будут изнашиваться быстрее, а масло быстрее потеряет свои эксплуатационные свойства.
Оптимальная настройка для двигателя составляет от 1/3 до ¾ от максимальных оборотов двигателя. Этот показатель можно найти в технической документации на марку автомобиля.
Всего имеется 3 зоны тахометра: зеленая, желтая и красная. Если обороты находятся в зеленой зоне, автомобиль будет иметь плохую динамику. Если тахометр находится между зеленой и красной зонами, двигатель будет потреблять больше топлива, но мощность будет максимальной.
Внимание! Если вы понимаете, как работает тахометр в вашем автомобиле, вы можете повысить его производительность. Данные, отображаемые на дисплее, помогают владельцу добиться лучшего ускорения и тяги при минимальном расходе топлива.
Общий принцип прост. Он включает в себя регистрацию количества импульсов, полученных от определенных датчиков. Эти значения преобразуются специальными механизмами в индивидуальные значения. Однако счетчик оборотов двигателя является лишь относительно точным. В случае старых устройств существует предварительная точность до 500 об/мин. Электронные устройства считывают данные с меньшей точностью. Постоянное снижение оборотов двигателя приводит к увеличению расхода топлива и износу деталей двигателя.
Еще одна хорошая статья: Автомобильный одометр: что это такое, что измеряет, что показывает, виды, устройство, принцип работы
Интересно, что дизельные двигатели имеют более низкий диапазон оборотов. Например, зеленая зона для правильного переключения передач начинается с 1500 и доходит до 4000 об/мин. А для больших грузовиков это значение еще ниже — от 1500 до 2500 об/мин. По этой причине лучше всего переключать передачи в зеленой зоне, чтобы снизить расход топлива и увеличить срок службы двигателя.
Кроме того, тахометр используется для регулировки ремонта холостого хода. Следует отметить, что при запуске двигателя обороты не должны превышать 900 об/мин. А при запуске с холодного двигателя этот показатель может достигать 1 500 об/мин. Если обороты выше 1 000 об/мин, а автомобиль стоит на месте, это может свидетельствовать о неисправности регулятора холостого хода, что может привести к повышенному расходу бензина. Скорость холостого хода должна оставаться постоянной на уровне 500-1500 об/мин!
Виды тахометров
Современные классификации разделяют тахометры по методологии отображения и используемому способу крепления. В рамках последней классификации тахометры бывают навесными (встроенными) или дистанционными (бесконтактными). Последние часто используются в спортивных автомобилях для повышения точности информации и точности оборотов. Эти счетчики показывают, а иногда и сигнализируют, когда достигаются определенные цифры.
Механический
Такие счетчики давно устарели. Они использовались в 20 веке из-за отсутствия альтернатив.
Связь между устройствами обеспечивалась коленчатым валом двигателя и осуществлялась непосредственно через кабель.
Идея заключается в том, что зубчатое колесо, расположенное на коленчатом валу, и приводной трос, передающий крутящий момент на катушку, соединены друг с другом. Такие тахометры часто устанавливаются на низкооборотные двигатели.
Катушка представляет собой электромагнит в виде устройства, вызывающего магнитную индукцию. Катушка используется для вращения стрелки прибора и предоставляет информацию о функциональности компонентов. С годами эти устройства устарели в автомобильной промышленности из-за высокой погрешности, которая может достигать 500 об/мин.
Аналоговый
С развитием технологий был изобретен и разработан новый тип устройства с измененным механизмом работы. Принцип их работы схож с механическими устройствами, но есть и некоторые отличия. Обороты обозначаются движением стрелки по циферблату. Тахометр устанавливается на автомобили возрастом менее 20 лет.
Аналоговый прибор считывает обороты путем подачи энергии на катушку зажигания, которая преобразует низкое напряжение в высокое. Эти условия, когда передается импульсный ток, обеспечивают создание искры на свече зажигания. Сам импульс передается на соленоид и электрические цепи устройства мгновенно. Сила индукции и отклонение стрелки на приборной панели зависит от массы импульса, приложенного к катушке.
Проще говоря, с коленчатого вала на микропроцессор подается сигнал, который перемещает стрелку на циферблате тахометра.
Именно такой тип тахометра установлен на большинстве автомобилей (он дешевле и несколько надежнее электронных приборов). И пользоваться таким типом очень удобно, но точность при вождении не особенно важна. Как правило, точность аналоговых тахометров составляет около 400-500 об/мин, но они работают более стабильно, чем механические, и показывают более реалистичные значения.
Теперь вы можете видеть, где прибор показывает обороты, но неточности нельзя упускать из виду. Аналоговый тахометр занижает значения и отображает истинные показания только на высоких скоростях вращения колес.
Цифровой
Медленно, но эффективно цифровые модели вытесняют аналоговые устройства. Принцип работы основан на измерении, основанном на количестве импульсов, подсчитанных в первичной обмотке катушки зажигания. В качестве альтернативы он подсчитывает временной интервал и сравнивает его с отдельными импульсами.
Еще одна хорошая статья: Активная и пассивная безопасность в автомобилях: что это такое, их функции, компоненты
Затем эта информация представляется в виде цифр и выводится на дисплей тахометра, со спидометром или без него. Лучшие модели могут измерять значения с точностью до 100-150 оборотов в минуту.
Внимание!!! Такой прогрессивный способ получения и обработки информации неудобен для глаз водителя. В цифровом виде легче воспринимать данные не в цифрах, а на шкале со стрелками. Поэтому рядом с электронными счетчиками отображается электронная шкала шагов со стрелкой.
Цифровой тахометр ни в чем не уступает аналоговому прибору в плане надежности.
Устройство и принцип работы тахометра
Конструкция различных типов тахометров описана в таблице «Конструкция различных типов тахометров». Если таблица видна не полностью, переместите ее влево.
См. | Строительство |
---|---|
Механическая | Основной частью является кабель, соединяющий прибор с коленчатым валом двигателя. Другая сторона компонента цепи находится за шкалой прибора. При вращении центральный шкив оборачивается внутри корпуса, и крутящий момент передается на шестерни, которые запускают движение стрелки. |
Аналог | Визуальная разница между механическим и аналоговым блоком отсутствует. Внешне счетчики выглядят одинаково, но конструкция последнего сложнее, и это повышает точность измерений. Сам аналоговый измеритель состоит из четырех компонентов — энкодера, магнитной катушки, указателя и шкалы. |
Цифровой | Электронный является наиболее точным по сравнению с другими вариантами. Он состоит из оптрона, процессора, датчика и цифрового дисплея. |
Интересно! Какой датчик отвечает за работу тахометра? Это датчик частоты вращения коленчатого вала и холостого хода, а также электронный блок управления.
Функционирование счетчиков обеспечивается по следующей схеме:
- При включении системы зажигания происходит запуск двигателя. Топливная смесь воспламеняется в камере сгорания, вызывая движение коленчатого вала.
- Элемент цепи приводит в действие коленчатый вал двигателя.
- Датчик тахометра находится в правильном положении, на одном из участков цепи.
- Механизм самостоятельно считывает количество оборотов, генерирует импульс и передает его на панель управления прибором. Там этот сигнал приводит в движение ручной привод.
- Указатель перемещается по шкале с нужным сопротивлением и отображает числовое значение.
Как работает тахометр
Проще говоря: датчик коленчатого вала считывает обороты двигателя и передает эту информацию в блок управления, который затем посылает сигнал на тахометр.
Точность приборов различна и зависит от типа используемого датчика. Визуально все они похожи, основные различия заключаются в способе подключения и обработки данных.
Видео: Как работает тахометр
В этом видео эксперт объясняет принцип работы тахометра, почему в некоторых случаях он может работать без бортового напряжения и почему не может.
Как правильно пользоваться тахометром
Не все знают, что означают цифры на тахометре. Они особенно важны для водителей, которым необходимо следить за двигателем своего автомобиля в зимний период. Цифры показывают, готов ли двигатель к работе на полном ходу. Это важно, поскольку некоторые современные и советские автомобили плохо заводятся без прогрева. Как правило, водители ждут, пока температура антифриза не станет оптимальной, а затем начинают движение.
С тахометром контролировать оптимальный момент запуска гораздо проще. Вы можете начать движение, когда стрелка достигнет 750-800 об/мин на холостом ходу (в некоторых марках автомобилей она может быть выше). В этот момент двигатель уже прогрет, и расход топлива минимален.
Для оптимального ускорения придерживайтесь следующего алгоритма:
- Переключитесь на 1-ю передачу, когда обороты приблизятся к пределу 3500-3800, переключитесь на 2-ю передачу.
- Затем обороты снижаются до 2300-2500.
- Когда обороты поднимутся до 3500, переключитесь на 3-ю передачу.
- Затем обороты снова падают до 2500.
- Снова разгоняемся до 3500, включаем 4-ю передачу. И так далее, пока не достигнете максимальной передачи (5-й или 6-й).
Чтобы очень быстро разогнать автомобиль, достигните высоких оборотов (5000-5500) на 3-й или 4-й передаче. Но здесь резко возрастает расход топлива и износ двигателя. Вы, конечно, можете разгоняться и работать на холостом ходу, но износ двигателя здесь будет очень сильным.
Если внимательно следить за оборотами и вовремя переключать передачи, будет задействована вся мощность двигателя, но не забывайте, что при максимальном ускорении расход топлива увеличится. Поэтому держите обороты ниже максимальной мощности, чтобы значительно сэкономить на топливе. Однако частое и сильное снижение оборотов может привести не только к увеличению расхода топлива, но и к сокращению срока службы двигателя.
Показания прибора также используются при работающем двигателе. Отображаемые данные используются для оценки способности переключения на следующую передачу и возможности безопасного снижения оборотов в определенной зоне. Для максимального ускорения требуется максимально возможное число оборотов. Автомобиль будет быстро разгоняться, но при этом будет расходовать много топлива.
Внимание! Прибор имеет информационное значение для ремонтников. Без этого трудно проводить диагностические исследования.
Можно ли определить скорость движения с помощью тахометра
Значения прибора могут отображаться в различных значениях. Конкретные значения должны быть указаны в техническом паспорте прибора. Измерения производятся в единицах расстояния и скорости. Поэтому определить точную скорость, если устройство имеет две расчетные шкалы, можно с помощью определенных вычислений.
Еще одна хорошая статья: Лямбда-зонд: что это такое, как он работает, для чего используется, где размещается и когда используется?
Как правильно выбрать тахометр
Существуют устройства различных конструкций. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки. Наихудшим вариантом является механическое устройство из-за неточности расчетов. Он может составлять всего 500 об/мин, и эта модель не используется в современной автомобильной промышленности. Другим недостатком является быстрый износ троса и шестеренок, которые нелегко заменить.
Аналоговые установки имеют схожую с первым вариантом неопределенность, но являются более стабильными. Чтобы использовать тахометр, он должен быть правильно подключен к электрической цепи. Чаще всего дисплей расположен на приборной панели. В некоторых моделях для него нет места, и он располагается на боковом стекле.
Наиболее точные показания дают электронные модели, которые работают благодаря определенным сигналам, посылаемым датчиками. Единственным их недостатком, по мнению водителей, является плохое визуальное восприятие. Основной дисплей — это не циферблат, а электронный дисплей.
Если в вашем автомобиле есть встроенный счетчик, но когда он выходит из строя, вам следует приобрести его. Допустимо искать замену, но сначала необходимо убедиться, что между тахометром и индикаторами можно установить нормальную связь. Иногда устройство просто не работает (даже если оно идеально подходит к приборной панели). Это связано с тем, что заводские опции могут отличаться, поэтому механизм считывания не будет работать.
Если вы выберете измерительный блок стороннего производителя, его придется дополнительно адаптировать к показателям конкретного двигателя. С удаленными (автономными) устройствами работать проще. Они используются в автомобилях, где приборная панель не оснащена разъемом для подключения тахометра. Большинство из них — бюджетные модели или старые автомобили. Они поставляются с кронштейном для крепления к стойкам ветрового стекла или к переборке.
Определение неисправности тахометра
Как и любое устройство, тахометр может быть неисправен. Его легко определить, если он неисправен. О неисправности свидетельствует движение стрелки прибора на низких оборотах при ровной работе двигателя. В других случаях стрелка просто не двигается даже при сильном нажатии на педали.
При обнаружении неисправности нет необходимости обращаться в сервисный центр. Простой ремонт можно выполнить своими руками. В первую очередь необходимо тщательно проверить электрическую цепь и убедиться, что в ней нет разрывов. Затем проверьте качество соединений проводов, поищите скрутки и, если есть сомнения, закрепите их зажимами или винтовыми клеммами.
Примечание: Также обратите внимание на состояние клемм. Если они загрязнены или окислены, очистите их.
Проверьте всю кабельную цепь, убедитесь, что провода соединены и входят в зацепление друг с другом. Если рядом находятся движущиеся части, необходимо проверить деталь на разрыв по всей длине. Если имеются какие-либо деформации, система не запустится.
Если простой диагностики недостаточно для определения неисправности, стоит обратиться к автоэлектрику. Специалисты проверят состояние всех компонентов, обеспечивающих заданную работу. В случае серьезных поломок устройство не ремонтируется. Мастера рекомендуют его замену, ведь цена тахометра невысока.
Видео: Лечим приступ тахометра
Здесь наглядно показан ремонт приборной панели Nissan, связанный со спидометром и тахометром.
Теперь вы знаете, как выглядят тахометры, что делает прибор, как измеряется скорость и для чего используется прибор. Это измерительное устройство определяет скорость движущихся частей в важных механизмах автомобиля. Автомобильный тахометр определяет количество оборотов, совершаемых коленчатым валом двигателя за единицу времени. Устройство используется не только в легковых автомобилях. Его эксплуатация возможна на любом автомобиле, оснащенном двигателем внутреннего сгорания.
Для того чтобы понять, откуда берутся показания тахометра и с каким датчиком он работает, необходимо изучить принцип его работы. Он может значительно различаться между механическими, аналоговыми и электронными вариантами. В то же время, только последние обеспечат точные измерения. Погрешность старых моделей максимальна и достигает до 500 оборотов.
Несмотря на свою принципиальную простоту, тахометр имеет широкий спектр применения. Это позволяет водителю выбрать подходящий момент для начала поездки, не тратя топливо на прогрев устройства. Специалисты по техническому обслуживанию также ценят данные, измеренные устройством, и используют их для проведения проверок. Если у вас нет тахометра, вам придется использовать дополнительную технологию.
В любом случае, стоит помнить пословицу: лучше перекрутить двигатель, чем недокрутить.
Следите ли вы за тахометром при переключении передач? Да 42,5% Нет, я определяю это по звуку двигателя 30% Иногда определяю 15% У меня «автомат» 12,5% Проголосовало: 40