Основная роль вариатора в трансмиссии снегохода? заключается в плавном изменении частоты вращения вала редуктора, который одновременно является и его ведомым валом. Такое техническое решение при разгоне агрегата обеспечивает оптимальную работу двигателя с максимальной реализацией мощности при больших нагрузках.
Другая не маловажная роль вариатора в снегоходе? это на случай непредвиденных нагрузок на ходовую часть (например пни и камни под снегом при движении по целине) для защиты коробки передач и коленчатого вала двигателя клиноременной передачей, которая способна гасить возникающие толчки в передачи из-за проскальзывания ремня на шкивах.
Устройство вариатора для снегохода
Вариатор снегохода состоит из следующих узлов:
- ведущий шкив с центробежным регулятором (устанавливается на коленчатый вал двигателя);
- ведомый шкив с нагрузочной кулачковой муфтой (прикреплен к вариаторной оси трансмиссии снегохода);
- редуктор с клиноременной передачей.
Принцип работы вариатора заключается в согласовании вращения ведущего и ведомого шкивов при передаче мощности двигателя на цепь привода снегохода, так как с увеличением скорости прямо пропорционально возрастает и сопротивление снегу автомобиля.
Во время работы автомобиля вариатор, автоматически изменяющий передаточное число между шкивами, уравнивает силу нагрузки, возникающую на цепи снегохода, с мощностью, вырабатываемой двигателем. А все двигатели внутреннего сгорания могут увеличивать мощность только за счет большего расхода топлива и выдавать его при этом при большом числе оборотов коленчатого вала.
Между двумя шкивами натягивается клиноременная передача, которая передает крутящий момент, создаваемый двигателем, от коленчатого вала к коробке передач и через нее к ведущей оси снегохода. Изменение передаточного числа в зависимости от увеличения оборотов двигателя обусловлено особой конструкцией вариатора.
При работе двигателя на холостом ходу подвижный токопроводящий клиновидный шкив вариатора полностью разжат, а ремень практически упирается в вал. Поэтому ведущий шкив имеет наименьший диаметр. По мере увеличения скорости двигателя подвижный шкив сжимается центробежным регулятором и толкает ремень вверх, тем самым увеличивая диаметр шкива.
С подвижным диском ведомого шкива все происходит с точностью до наоборот: на холостом ходу клиновой ремень входит в канавки сжатого шкива сверху, а при увеличении оборотов? падает на ось, потому что подвижный шкив ведомого шкива выходит из зацепления с кулачковой муфтой нагрузки. При максимальных оборотах двигателя передаточное число от ведущего к ведомому валу вариатора будет максимальным.
[объявления-ПК-1]
Неисправности вариатора
Износ ремней, возникающий в процессе эксплуатации? это лучший показатель не только неисправностей вариаторов для снегоходов, но и коробки передач, двигателя и ходовой части агрегата.
Если даже самый лучший ремень изнашивается интенсивнее с одной стороны, это означает, что поверхность соответствующего шкива либо повреждена, либо изношена. Ошибка устраняется заменой неисправной детали. Таким образом они также проявляют себя:
- неотрегулированное сцепление;
- неплотное крепление ведущего шкива к двигателю.
В этом случае неисправную деталь необходимо заменить, отрегулировать муфту и подтянуть крепеж.
Ремень в процессе эксплуатации может проскальзывать и при этом изнашиваться быстро, но равномерно по трем причинам:
? Натяжение между шкивами низкое? нужно подтянуть, увеличить межосевое расстояние между шкивами. Натяжение проверяется усилием 10-12 кг на верхнюю часть клиноременной передачи? отклонение должно быть ок. 30 мм.
? Попадает ли масло в систему клиноременной передачи? нужно протереть шкивы бензином и заменить сальник на подшипнике.
? Слабая или сломанная пружина на шкиве? неисправная деталь заменяется.
Точечный износ ремня может произойти из-за:
- выход из строя приводного шкива? неисправная деталь заменяется;
- подклинивание гусеницы (может застрять камешек, раскрошится подшипник и т.д.)? гусеница контролируется и устраняется помеха или неисправность;
- увеличились обороты двигателя на холостом ходу? нужно отрегулировать холостой ход двигателя внутреннего сгорания.
Вибрация снегохода при эксплуатации может возникать и из-за неисправностей в вариаторе:
- нет ли люфта на приводном шкиве? неисправная деталь заменяется;
- ремень поставляется с клиновым углом, не подходящим к вариатору? расходный материал необходимо заменить как можно быстрее;
- повышенные обороты холостого хода не позволяют менять скорости в коробке передач? отрегулировать холостой ход двигателя.
Несоосность шкива вариатора и биение ведущего шкива могут стягивать материал со сторон ремня или даже перекручиваться и изнашиваться, когда вариатор находится под нагрузкой. Каков наилучший способ устранения такой проблемы? это замена приводного шкива и тщательная регулировка вариатора.
Подбор ремней для популярных в России снегоходов
Лучшим ремнем для любой популярной модели снегохода является тот, длина, ширина и угол клина которого рассчитаны разработчиками вариатора и указаны в руководстве пользователя конкретного продукта. Эти характеристики такой расходной детали, как ремень, владелец транспортного средства должен знать при его выборе.
Естественно, долговечность и надежность ремня в вариаторе снегохода зависит и от материала резины, из которого он изготовлен. Помимо оригинальной продукции, для снегохода «Буран» подходят, например, РТИ от чешской Rubena ArtiCa и от WORLD MOTORS. Кроме оригинальной продукции, для снегоходов Yamaha подходят резинотехнические изделия известных производителей Gates и Carlise. Да, по сути, все ремни для популярных снегоходов выпускаются со стандартными техническими характеристиками, которые зависят от мощности автомобиля и межосевого расстояния между дисками вариатора.
А вот резиновые изделия из самых прочных и долговечных материалов с использованием полимерных нитей не узнают срок годности, если сам вариатор имеет дефекты и неисправности.