По толщине краски можно определить, побывал ли автомобиль в аварии и был ли он отремонтирован. Стоимость подержанного автомобиля во многом зависит от того, побывал ли он в аварии, насколько серьезными были повреждения и как хорошо он был отремонтирован после аварии. Толщиномер может ответить на все эти вопросы, и вы сможете либо вообще отказаться от покупки автомобиля, либо значительно снизить цену при покупке.
В этой статье мы расскажем вам, что такое толщиномер, рассмотрим принципы их работы, приведем их преимущества и недостатки, расскажем, как откалибровать толщиномер и как правильно измерить толщину лакокрасочного покрытия, приведем список 10 лучших толщиномеров по соотношению цена-качество.
- Что такое толщиномер
- Для чего нужен толщиномер
- Виды толщиномеров
- Магнитный толщиномер
- Электромагнитный толщиномер
- Ультразвуковой толщиномер
- Вихретоковой толщиномер
- Калибровка толщиномера
- Как проверить автомобиль толщиномером
- 10 лучших толщиномеров
- Carsys DPM 816 Pro
- R&D ET330
- Etari ET 555
- Yunombo YNB 100
- Horstek TC 715
- Novotest ТП-1М
- R&D TC100
- Etari ET 600
- All-Sun EM2271
- АвтоЛакТест Алт-1М
Что такое толщиномер
Толщиномер — это высокоточный прибор, измеряющий толщину металлической стенки или слоя покрытия. В автомобильной промышленности он используется для измерения толщины материалов, наносимых на кузов автомобиля (краска, пленка, грунтовка, шпатлевка), методом неразрушающего контроля.
Предел измерения составляет от 0,001 до 3 мм, комбинированные толщиномеры могут обнаруживать отклонения от установленного стандарта до 5 мм. Допуск составляет от 1 до 3%.
Для чего нужен толщиномер
используется толщиномер:
- Для профессиональной оценки качества краски во время покраски;
- Для определения стоимости автомобиля при оценке;
- Для определения повреждений кузова при покупке автомобиля.
Толщина лакокрасочной пленки, наносимой на кузов, зависит от марки, модели и места производства автомобиля. Пределы варьируются от 80 до 170 мкм. Точное значение для каждого конкретного автомобиля можно найти в документах на автомобиль или на официальном сайте производителя.
Лакокрасочное покрытие автомобиля, попавшего в аварию, неизменно повреждается. В зависимости от степени повреждения и, соответственно, серьезности аварии, ремонт лакокрасочного покрытия включает один или несколько процессов:
- шлифовка — удаление мелких царапин с помощью абразивного материала;
- рихтовка — восстановление формы поврежденной части;
- заполнение — выравнивание больших и средних вмятин пластичным материалом;
- грунтовка — выравнивание мелких вмятин, закрепление шпаклевки;
- Покраска — нанесение лака;
- лакирование — закрепление лака и придание ему блеска;
- Полировка — придание блеска.
Поэтому толщина покрытия детали, подвергшейся какому-либо ремонту, отличается от толщины покрытия, нанесенного на заводе. На основании данных, полученных с помощью толщиномера, можно определить не только вероятность повреждения, но и степень повреждения.
Полученная информация также позволит предположить, что автомобиль может иметь значительные внутренние повреждения в результате аварии, что может серьезно повлиять на стоимость автомобиля. На самом деле, не секрет, что иногда подержанные автомобили восстанавливают до почти идеального состояния и пытаются продать их, не упоминая о том, что автомобиль побывал в аварии.
Виды толщиномеров
Материал кузова играет решающую роль при выборе толщиномера краски, так как наиболее распространенные приборы не являются универсальными и дают достоверную информацию только при работе с конкретными металлами или пластиками. Они также отличаются физическим способом измерения толщины и сложностью конструкции — есть профессиональные модели, которые передают и сохраняют данные на компьютер или смартфон.
Магнитный толщиномер
Конструкция магнитного измерителя проста: магнит помещается внутрь пластикового корпуса. Он основан на одном из основных свойств постоянного магнита, которое заключается в том, что магнитная сила уменьшается по мере удаления от поверхности металла. Максимальное значение притягивающей силы возникает при контакте магнита с металлом — это отправная точка для расчета толщины препятствия.
Принцип определения толщины состоит из нескольких этапов и заключается в следующем
- когда магнитный наконечник устройства вступает в контакт с металлической подложкой поверхности тела, между ними возникает притягивающая сила;
- величина силы связана с максимальным значением;
- значение прогиба преобразуется в числовое значение;
- Стрелка или электронный дисплей показывают толщину краски на автомобиле.
Преимущества магнитного толщиномера:
- измерение толщины электропроводящих и диэлектрических покрытий;
- максимальная толщина измеряемого покрытия — до 2 мм;
- низкая стоимость;
- энергетическая независимость;
- простота в эксплуатации.
Недостатки:
- измерение толщины покрытия только на металлических поверхностях;
- высокая погрешность измерения при износе или загрязнении наконечника магнита;
- возможное увеличение погрешности до 5 — 7% из-за постоянного влияния напряженности магнитного поля.
Кроме того, следует иметь в виду, что магнитные свойства прибора ослабевают под воздействием тепла, поэтому его можно использовать только при температуре +20oC … +23 oC.
Электромагнитный толщиномер
Электромагнитный толщиномер состоит из катушки и ферромагнитного сердечника, который приобретает свойства магнита только при подаче электрического тока на катушку. В результате взаимодействия наконечника прибора с металлической поверхностью создается магнитное поле, плотность которого коррелирует с максимальным значением, установленным при калибровке.
Преимущества:
- высокая точность измерений — максимальная погрешность 3%;
- максимальная толщина измеряемого покрытия — до 2 мм
- простой и удобный в использовании
- лучшее соотношение цены и качества.
Недостатки:
- Используйте только на металлических поверхностях.
Точность электромагнитного толщиномера выше, поскольку основой расчета при использовании магнитного толщиномера является напряженность магнитного поля, которая зависит от многих внешних факторов, а при измерении электромагнитным прибором — плотность магнитного поля, которая непостоянна и возникает только в момент измерения.
Ультразвуковой толщиномер
Ультразвуковой толщиномер работает путем измерения времени прохождения высокочастотного звука через препятствие и времени, необходимого для улавливания эха от отраженной поверхности. Это основано на временном интервале, установленном во время калибровки.
В качестве механического источника направленного ультразвука используются электроакустические преобразователи, которые при воздействии электрического тока излучают акустические волны с частотой свыше 20 000 Гц.
Процесс измерения происходит следующим образом:
- на очищенную от пыли поверхность наносится слой контактной смазки (специальный гель, глицерин или масло);
- на измеряемую поверхность подается электрическое напряжение;
- Ток, достигший преобразователя, формируется в звуковой сигнал, который передается через контактную жидкость на рабочую поверхность;
- отраженный от подложки ультразвук возвращается в устройство и преобразуется в высокочастотный электрический сигнал;
- полученный эхо-сигнал передается на преобразователь;
- Прошедшее время преобразуется в цифровую толщину краски, которая отображается на электронном дисплее.
Преимущества ультразвукового толщиномера:
- Может использоваться на металлических, пластиковых, алюминиевых, композитных, стеклянных и керамических поверхностях;
- Используйте в местах с ограниченным доступом;
- Максимальная толщина измеряемого покрытия: до 3 мм
- Высокая точность до 0,001 мм
Недостатки:
- обязательная подготовка поверхности и использование контактных жидкостей;
- Увеличение погрешности до 5% при измерении толщины краски на металле со следами коррозии.
Ультразвуковые приборы чаще всего используются специалистами в автосервисах, но обычно не возникает трудностей и при самостоятельном использовании этого прибора.
Вихретоковой толщиномер
Вихревые токи возникают в электрических проводниках под воздействием магнитного поля, которое создается в обмотке электромагнитной катушки при подаче напряжения по мере приближения проводящего материала к поверхности.
Отправной точкой для расчета толщины пленки является максимальное количество электрического тока, которое генерируется при контакте зонда с металлом. Изменение напряжения напрямую зависит от расстояния до проводящей поверхности.
Толщина диэлектрического покрытия — это полученное значение тока, преобразованное в цифровое значение в мкм — чем меньше значение тока, тем больше материала нанесено на поверхность тела.
Преимущества:
- высокая точность при работе с токопроводящими поверхностями (алюминий или медь);
- Максимальная толщина измеряемого покрытия — до 1,7 мм.
Недостатки:
- ограниченный диапазон применения;
- Увеличение погрешности при измерении покрытий на диэлектрических поверхностях до 5 — 7% в зависимости от показателя удельного сопротивления материала.
Поскольку вихретоковый толщиномер дает точные показания только при работе с электропроводящими материалами, рекомендуется использовать его в сочетании с электромагнитным или ультразвуковым прибором.
Калибровка толщиномера
Калибровка толщиномера — это процесс установления равенства между показаниями прибора и фактической толщиной покрытия с учетом допустимой погрешности. Его следует проводить перед первым измерением и не реже одного раза в 3-4 месяца после этого. Важно знать, что прибор можно не калибровать чаще, если он редко используется или хранится зимой в неотапливаемом помещении или, наоборот, при высокой температуре окружающей среды (выше +28oC).
Для калибровки прибора используются две пластины: одна — пластиковая, выполняющая роль лака, а другая — нулевой образец из металла, подходящий для измерения для каждого конкретного толщиномера.
Процесс осуществляется следующим образом:
- включите устройство;
- положите металлическую пластину горизонтально;
- нажмите кнопку для калибровки;
- поместите прибор на пластину, плотно прижимая датчик, но не заставляя его контактировать с образцом;
- сбросить показания;
- поместите пластиковый образец на металлическую пластину;
- провести измерение;
- сравните полученный результат с контрольным значением, указанным на образце пластика.
Если показания не верны, выполните повторную калибровку. В случае получения неверных данных или ошибки, превышающей норму, указанную производителем, обратитесь за помощью в магазин или сервисный центр.
Как проверить автомобиль толщиномером
При определении толщины лакокрасочного покрытия автомобиля соблюдайте следующие правила
- Запишите толщину краски для каждого конкретного автомобиля, которую можно найти на сайте производителя;
- поверхность кузова автомобиля должна быть чистой и сухой — частицы пыли не только помешают корректной передаче данных, но и повредят лак и датчик устройства;
- Толщиномер краски должен соответствовать материалу кузова;
- Устройство можно ставить только на плоскую поверхность;
- Толщиномер должен лежать заподлицо с кузовом;
- Измерения должны проводиться внутри и снаружи кузова;
- Количество измерений на каждой детали — не менее 3 — 5, в зависимости от размера;
- точки измерения расположены по периметру и в центре детали;
- Уделите особое внимание рельефным деталям: сделайте не менее 5-7 измерений на разных расстояниях от рельефа во всех направлениях;
- стрингеры тела — не менее 5 измерений;
- если на одном участке обнаружено отклонение на одно значение, проведите дополнительные измерения этого участка.
При измерении необходимо учитывать следующие нюансы:
- толщина краски на разных деталях может отличаться на заводе; однако значения симметричных участков должны быть одинаковыми;
- Допустимое заводское отклонение от заявленного стандарта составляет не более 50 мкм;
- толщина краски на внутренней стороне всегда меньше, чем на внешней, но не более 50 мкм;
- Толщина краски в центральной части крыши всегда меньше и составляет 65 — 130 мкм;
- толщина краски под капотом всегда меньше 100 мкм;
- наличие антигравитационной пленки увеличивает это значение на 90-160 мкм, в зависимости от типа пленки;
- толщина антигравитационной краски — от 120 до 210 мкм.
Анализ результатов свидетельствует о следующем:
- Уменьшение на 50 мкм от стандартного значения — шлифовка и полировка царапины;
- На 50 мкм больше стандартного значения — ремонт, покраска или лакировка незначительной царапины;
- Превышение от 200 до 500 мкм — ремонт и повторная покраска детали;
- 500 микрон и более — деформированная деталь, толстый слой шпаклевки, шероховатая краска — так ремонтируют автомобили после серьезных аварий, чтобы быстрее их продать.
Толстослойные покрытия разрушаются под воздействием вибрации и ударных нагрузок, вызывая трещины, ржавчину и сколы на кузове, которые невозможно восстановить.
Поэтому измерение толщины слоя краски является необходимым процессом при покупке подержанного автомобиля, так как дает 100% гарантию обнаружения любых повреждений кузова, которые могут привести к коррозии и последующему ремонту или замене деталей, а также предоставляет информацию о том, попадал ли автомобиль в аварию. Если есть сомнения по поводу использования устройства, следует пригласить специалиста для оценки.
10 лучших толщиномеров
Carsys DPM 816 Pro
Толщиномер Carsys DPM 816 Pro предназначен для измерения толщины покрытия, нанесенного на металлическую подложку. Толщиномер может использоваться для измерения толщины краски, для определения состояния кузова, в процессах контроля толщины покрытия на производстве. Он основан на принципе измерения вихревых токов и магнитной индукции. Прибор Carsys DPM 816 Pro может измерять толщину покрытий на черных и цветных металлах и имеет функцию автоматического определения подложки. Толщиномер имеет три переключаемых диапазона измерения: микрометры 0-3000 (шаг 1 мкм), миллиметры 0-3 (шаг 0,01 мм) и мили 0-99 (шаг 0,1 мили). Точность измерения ±1%. Толщиномер имеет функцию самокалибровки. Размер дисплея составляет 20×33 мм. Питание толщиномера осуществляется от одной батарейки типа ААА. Одной батареи хватает на 400 часов работы или до 5 лет в режиме ожидания.
R&D ET330
R&D ET330 — это профессиональный толщиномер, предназначенный для измерения толщины лакокрасочного покрытия автомобилей. Толщиномер имеет три режима работы: режим Fe для измерения толщины на подложках из черного металла, режим nFe для измерения толщины на подложках из цветных металлов (алюминий) и режим Fe+ZN для измерения толщины на подложках из черного металла с немагнитным слоем (краска-цинк-сталь). Режим Fe+ZN можно использовать для определения того, оцинкована ли часть кузова автомобиля. Переключение между режимами происходит автоматически. Измерение толщины до 1500 микрон, шаг измерения 0,1 микрон. Точность измерения ±3%. Данные измерений могут отображаться на дисплее в микронах и миллиметрах. Толщиномер имеет функции калибровки как по нулю, так и по нескольким точкам. Питание толщиномера осуществляется от двух батареек типа ААА.
Etari ET 555
Обновленная и улучшенная версия популярного толщиномера Etari ET 111, толщиномер Etari ET 555 может измерять толщину покрытий на черных и цветных металлах. Толщина измеряется до 2000 микрон для черных металлов и до 1000 микрон для цветных металлов. Данные измерений могут отображаться в микронах и миллидюймах (мм). Точность до ±3%. Время отклика и отображения результатов составляет примерно 1 с. Толщиномер оснащен светодиодным резаком и ультрафиолетовой лампой. Питание толщиномера осуществляется от двух батареек типа ААА.
Yunombo YNB 100
Yunombo YNB 100 подходит для быстрого определения двойных слоев краски и шпатлевки на деталях кузова автомобиля. Yunombo YNB 100 позволяет измерять толщину покрытия на черных и цветных металлах. Измерение толщины до 1800 микрон с шагом 50 микрон. Точность измерения составляет ±10 микрон. Время отклика и отображения результатов составляет примерно 1 сек. Толщиномер оснащен функцией автоматической калибровки, подсветкой дисплея, функцией автоматического отключения. Питание толщиномера осуществляется от двух батарей CR2032.
Horstek TC 715
Прибор Horstek TC 715 предназначен для измерения толщины покрытия, нанесенного на лист черного или цветного металла. Это один из самых простых толщиномеров. Измерение толщины — до 700 микрон, шаг измерения — 10 микрон. Время отклика и отображения результата составляет примерно 1,5-2 секунды. Точность измерения ±5%. Толщиномер имеет функцию автоматического определения типа подложки. Имеется функция самокалибровки. Толщиномер включается автоматически при прижатии к проверяемой детали. На дисплее отображается толщина покрытия в микронах и тип подложки: Fe для черных металлов и nFe для цветных металлов. При превышении допустимого диапазона в 200 микрон для неокрашенных деталей раздается звуковой сигнал. Толщиномер отключается после 30-40 секунд неиспользования. Питание толщиномера осуществляется от трех батареек типа ААА.
Novotest ТП-1М
Толщиномер Novotest TP-1М — это профессиональный прибор, предназначенный для измерения толщины диэлектрических и проводящих покрытий на металлических подложках. Толщиномер позволяет измерять толщину лакокрасочных, асфальтовых, гальванических и других покрытий. Измерение толщины до 60 мм. Точность измерения ±3%. К толщиномеру можно подключить различные дополнительные датчики, что значительно расширяет возможности прибора. Питание толщиномера осуществляется от двух батареек типа ААА.
R&D TC100
Прибор R&D TC100 предназначен для измерения толщины покрытий на черных и цветных металлах. Один из самых дешевых и простых в использовании измерителей толщины покрытия. Измерение толщины — до 1300 микрон, шаг измерения — 0,1 микрон. Точность измерения ±3%. Данные измерений могут отображаться в микронах и миллиметрах. Толщиномер имеет функции калибровки нуля и многоточечной калибровки. Диагональ дисплея составляет 1,9 дюйма. Работает от 9-вольтовой батареи 6F22 «Крона».
Etari ET 600
Толщиномер Etari ET 600 предназначен для измерения толщины лакокрасочных покрытий на всех типах металлических поверхностей (черные и цветные металлы). Толщина измерения составляет до 1500 микрон. Толщиномер оснащен функцией автоматической калибровки — просто откалибруйте его при замене батареек и проверьте после 500 измерений. Имеет функцию запоминания последних 20 измерений с анализом среднего значения измерения, максимального и минимального значения. Результаты измерений могут отображаться в микронах и миллидюймах (милях). Точность измерения ±1,8 — 2,2%. Время отклика и отображения составляет примерно 1 сек. Дисплей с диагональю 3,5 дюйма. Питание толщиномера осуществляется от двух батареек типа ААА.
All-Sun EM2271
Прибор All-Sun EM2271 предназначен для измерения толщины краски на автомобилях. Один из самых дешевых и простых в использовании автомобильных толщиномеров. Он может измерять толщину покрытия на стальных и алюминиевых деталях. Измеряет толщину до 2000 микрон с шагом 0,1 микрон. Точность измерения ±2%. Данные измерений могут отображаться в миллиметрах (мм) и миллинитрах (мм). Питание толщиномера осуществляется от одной батареи CR2032.
АвтоЛакТест Алт-1М
Толщиномер AutoLakTest Alt-1M — это датчик, который подключается к смартфону через разъем для наушников (3,5 мм miniJack). Для работы толщиномера смартфон должен работать под управлением ОС Android или IOS и на нем должно быть установлено приложение AutoLakTest. Измерение толщины лакокрасочного покрытия возможно только на ферромагнитных (магнитных) поверхностях автомобилей или других черных объектов. Толщиномер не будет работать на поверхностях из цветных металлов (алюминий) и пластика. Измерение толщины до 2000 микрон, точность измерения ±3-4%. Питание от датчика толщиномера через аккумулятор смартфона.