Трактор ЛТЗ Т-40

Тракторы и мотоблоки

Т-40 — среди сельчан, фермеров и людей, работающих по профессиям на территории бывшего СССР, трудно найти человека, который хотя бы заочно не знал этот легендарный трактор!

Эта машина дебютировала в 1961 году, став родоначальницей многих сельскохозяйственных машин, выпускавшихся Липецким тракторным заводом в последующие годы.

Опыт, полученный при разработке и дальнейшей эксплуатации Т-40, послужил основой для создания целой линейки колесных тракторов, которые в последующие годы сошли с конвейера ЛТЗ.

Несмотря на то, что производство этой трудолюбивой машины было прекращено в 1995 году, тысячи этих тракторов продолжают успешно работать на полях нашей страны.

Рождение легенды

ЛТЗ Т-40

Липецкий тракторный завод был создан во время войны в 1943 году на базе уцелевших цехов завода «Станкострой».

По рекомендации ГКО ставилась цель создать сельскохозяйственный гусеничный трактор средней мощности. Для нужд завода были срочно отозваны с фронта технологи, инженеры, конструкторы и работники необходимых специальностей.

Первой идеей завода стал трактор КД-35, первые серийные модели которого поступили в совхозы в конце 1944 года. К началу 1960-х годов было выпущено 113 600 различных модификаций этой машины, после чего завод перешел на выпуск колесных тракторов.

Работы над первыми колесными тракторами начались в 1956 году, это были самоходные шасси с двухбалочной рамой и задней силовой установкой. Но реальным предшественником нашего героя был Т-25 (не путать с Владимировским), разработанный в 1958 году и запущенный в серию в 1960 году под обозначением Т-30, а затем в том же году Т-35 с более мощный двигатель.

Серийное производство началось с универсального трактора Т-40, выпущенного в 1961 году.

Сороковка вобрала в себя весь передовой опыт и очень быстро стала настоящим бестселлером советского тракторостроения! Всего с 1961 по 1995 год было выпущено более миллиона тракторов Т-40 и его модификаций!Испытания, проведенные в 1970 году, показали, что эта машина оказалась одной из лучших по надежности в СССР, а также завоевала золотые медали на европейских выставках 1966-1970 гг в Марклеберге и Лейпциге.

Назначение

Т 40 АМ предназначен для вспашки и обработки легких почв, различных работ в теплицах и огородах, успешно возделывает пропашные культуры, а также оснащен штабелером, снегоотвалом, с его помощью можно выполнять транспортные работы. Производство трактора изначально предназначалось для создания некрупной, универсальной машины для сельскохозяйственных работ, способной еще и пахать.

ЛТЗ Т-40.jpg

Технические характеристики Т-40

  • Мощность двигателя — Д-37, Д-144 37; 50 км
  • Масса конструкции – 2,3–2,6 тонны.
  • Диапазон скоростей — 1,6–27 км/ч.
  • Количество передач вперед/назад — 7/7
  • Трактор тягового класса — 0,9 тс
  • Габариты д/ш/в – 3660/1620/2100 мм.
  • Агротехнический просвет – 500 мм.
  • Регулируемая колея – 1200–1800 мм.

Двигатель

Сороковка оснащалась двигателями Владимирского тракторного завода. Базовый Т-40 оснащался силовой установкой Д-37 мощностью 37 л.с. Более поздняя модификация Т-40М оснащалась дизельным двигателем Д-144 мощностью 50 л.с.

Двигатель Д-37

Д-37

Оба этих двигателя представляют собой четырехтактные четырехцилиндровые дизельные двигатели с воздушным охлаждением. В конструкции двигателя отсутствует картер, а съемные цилиндры, находящиеся в ряд, снабжены ребрами радиатора для лучшего отвода тепла.

Двигатель Д-144

Д-144

Для лучшего охлаждения масла дополнительно был установлен маслорадиатор, так как воздушного охлаждения в жаркую погоду явно не хватало. В зимний сезон рекомендовалось отсоединить радиатор от масляной системы, а летом все возвращалось в исходное состояние. Контроль температуры осуществлялся с помощью подходящего датчика на приборной доске.Дизель имел в основном электростартер, реже бензиновый двигатель ПД-8.

Несмотря на недостатки в системе охлаждения, силовые установки, которыми агрегатировался Т-40 и его модификации, при правильной эксплуатации и своевременном обслуживании до сих пор считаются достаточно надежными.

Д-144

J — шкив привода вентилятора; 2 — генератор; 3 -1 вентилятор; 4 — передний дефлектор; 5 — головка блока цилиндров; 6 — сопло; 7 — впускной трубопровод; 8 — отводы трубопроводов; 9 — цилиндр; 10 — центральный дефлектор; 11 — кожух маховика; 12 ~~ топливных фильтров; 13 — картер дизельного топлива; 14 — масляный щуп; 15 — масляный поддон; 16 — шатун; 17 — коленчатый вал

Система смазки Т-40

Система смазки: 1 — масляный фильтр (центрифуга); 2 — маслоохладитель; 3 — указатель температуры масла; 4 — указатель давления масла; 5 — шестерня привода топливного насоса; б — переключатель «знма — лето»; 7 — промежуточный ГРМ; 8 — масляный насос; 9 — редукционный клапан Остальные детали смазываются разбрызгиванием

Расход топлива

Трактор т 40 утром расходует 15 кг топлива в час при культивации, при номинальном расходе 7,2 кг в час.

Коробка передач

Трактор Т-40 и его модификации оснащались четырехходовой, восьмиступенчатой ​​(одна свободная передача), механической коробкой передач.

Наличие заднего хода (возможность двигаться на всех передачах как вперед, так и назад) делало «Сороковку» более маневренной и повышало экономичность.

Характерной чертой коробки было расположение валов, поставленных крест-накрест, — это позволило значительно укоротить конструкцию и объединить ее в одно целое, с механизмами заднего моста. Это решение позволило значительно уменьшить габариты трактора.

Коробка передач Т-40

Коробка передач: 1 — корпус редуктора; 2, 21, 26, 29, 32 — плацента; 3 — вторичный вал; 4 — лиана; 5 — крышка ходунка; 6 — коническая шестерня заднего хода; 7 — нефтеприемный трубопровод; S, 15 — маслобаки; 9- переключатель задней передачи и рычага малого хода; 10 — коническая шестерня привода: 11 — вал главного фрикциона; 12 — муфта заднего хода; 13~ — пробка вентиляционная; 14 — вилка переключателя заднего хода; 16 — ведомая коническая шестерня; 17 — за кулисами; 18 — рычаг переключения передач; 19 — крышка; 20 — роликовый механизм переключения; 22 — входной вал; 23 — блок шестерни заднего хода; 24 — крышка картера редуктора; 25 — педаль блокировки дифференциала; 27 — свободный зубчатый вал; 28 — промежуточная муфта свободного хода; 30, 31 — стаканы подшипников; 33 — шток; 34 — вилка; 35 — карданный вал; 36 — шестерня блокировки дифференциала; 37 — разница; 38 — • ведомая цилиндрическая шестерня; 39 — сливная пробка; 40 — поворотная рама; 41 — четырехпозиционный переключатель с поперечными валами

Передняя стенка коробки передач соединяется с картером сцепления, а также имеет резьбовые соединения для крепления некоторых органов управления машиной.

На задней стенке будки имеются крепления для крепления рычага навески, а также установлен удлинитель ВОМ. Тормозные втулки прикреплены к бокам.

Рычаги и механизмы управления передачами, дифференциалом и задним ходом расположены на верхней крышке коробки передач.

Ходовая часть

Трактор опирается на переднюю и заднюю оси. Передняя ось выполняет роль опоры и служит для изменения направления колес путем поворота. Задние колеса преобразуют крутящий момент, передаваемый двигателем, в движение трактора.

На колеса могут быть установлены дополнительные грузы для увеличения массы сцепки трактора, если того требуют условия эксплуатации.

Давление в шинах должно быть около 0,10-0,14 МПа, в зависимости от того, какую работу вы будете выполнять и какое навесное оборудование будете использовать.

Возможна установка колес «с левой стороны», что позволяет значительно расширить колею, например, для работы на крутых склонах от 1200 до 1800 мм. Агротехнический просвет также регулируется и составляет от 500 до 650 мм.

Подвеска переднего моста Т-40

Подвеска переднего моста: 1 — торсионный кронштейн; 2 пружины; 3 — болты; 4 — штифт; 5 — крышка; 6 — шток; 7 — сухарь; 8 — кронштейн; 9 — масленка; 10 — втулка; 11 — траверса; 12 — упорный шариковый подшипник; 13 — выдвижной кронштейн; 15, 16 — опорные кольца; 17 — моментная гайка, передающаяся на передние ведущие колеса тракторов Т-40АМ и Т-40АИМ

Рулевое управление

Все модели трактора Т-40 оснащены гидроусилителем руля (ГУР). Сигнал на гидроусилитель передается через рулевую колонку через карданные валы. Тем временем гидроусилитель руля посылает усилие на сошки, тем самым поворачивая руль по часовой или против часовой стрелки.

Управление Т-40

Органы управления: 1 — сошки; 2 — кронштейн; 3 — гидроусилитель; 4 — клин в сборе; 5 — синдром кардана; 6 — карданный вал в сборе; 7 — рулевая тяга; 8 — вал; 9 — руль; 10 — г — орех грецкий; 11 — пружинная шайба

Гидравлическая опора Т-40

ГУР: 1 — толстая сошка; 2 — передняя крышка; 3, 5 — гайки; 4 — шарикоподшипник; 6 — передняя гайка; 7 — пружинная шайба; 8 — штамп; 9 — * поршень; 10 — корпус; 11 — верхняя крышка; 12, 23 — регулировочные винты*; 13, 22 — гайки-гайки; 14 — штнфт; 15 — винт гидроусилителя 1 16 — задняя крышка; 17 — задняя гайка; 38 — упор; 19 — пружина; пружина катушки 2G; 21 = эолотннк; 24 — предохранительный клапан; 25 26 — заглушки

Электрооборудование

Электрооборудование Т-40

Схема электрооборудования трактора со стартером: При наличии на прицепе механизма опрокидывания с гидроцилиндром гидроцилиндр соединяется с гидросистемой трактора (с задними трубопроводами) с помощью шлангов и разрывных муфт. Механизм опрокидывания управляется левой рукояткой гидрораспределителя. В тех случаях, когда к трактору применяется гидрофюзеляжный крюк, он закрепляется болтом в хомуте 12 и опирается на планки, запирающие сцепку. При поступлении трактора в хозяйство в такой комплектации, то, в зависимости от планируемого вида работ, гидрофюзеляжный крюк или сцепку снимают. 4.19. ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ Электрооборудование, устанавливаемое на тракторах, предназначено для запуска дизеля и обеспечения работы трактора и сельскохозяйственной техники в ночное время, как при сельскохозяйственных работах, так и при использовании трактора в качестве транспортного средства. Электрическая система трактора представляет собой единый трубопровод с металлическими частями — «массой» трактора, образующими отрицательный трубопровод. Источники электроэнергии подключаются отрицательными клеммами к «земле». Номинальное напряжение — 12 В.

Устройство

В целом Т 40 ам не самый сложный в конструктивном отношении трактор. Из электрооборудования имеет генератор, электростартер, аккумулятор, пневмокомпрессор, иногда имеется гидравлическая система, а также освещение.

Кабина

Одноместная закрытая кабина из панелей с точечным соединением. Каркас из труб обеспечивает безопасность в случае опрокидывания.

Достаточно хороший обзор позволяет качественно выполнять сельскохозяйственные работы. Ветровое стекло оборудовано стеклоочистителем.

Крыша сделана из фанеры и покрыта кожзаменителем. С правой стороны крепится абажур, спереди на балке вентилятор, а в левом заднем углу держатель термоса.

Все основные органы управления расположены перед трактористом. Рычаги заднего хода, переключения передач и ВОМ расположены на полу кабины. Рычаги управления гидравликой расположены с правой стороны рулевой колонки.

Педали имеют классическую компоновку. Тормоза раздельные, соединены специальной тягой.

На левой панели расположены датчики, которые следят за различными параметрами: давлением и температурой масла, состоянием заряда аккумулятора, давлением воздуха.

Органы управления и приборы в кабине Т-40

Органы управления и приборы в кабине (рис. 4)

Рычаг реверса 1 может иметь два положения — нижнее и верхнее, при установке ходовой части рычаг имеет три положения (рис. 6): нижнее — семь передач вперед и одна скорость назад; средний — задний ход (семь задних скоростей и одна вперед); верхний — ходок.

Рычаг 2 (см рис. 4) переключает передачи в коробке передач (положения рычага показаны на рис. 6).

При нажатии на педаль 30 (см рис. 4) для включения шестерни стартера шестерня входит в зацепление с венцом маховика.

При нажатии на педаль 3 главный фрикцион выключается, а при снятии ноги с педали фрикцион автоматически включается пружиной. При включении передачи (рычаг 2), передачи заднего хода (рычаг 1) и синхронного привода карданных валов (рычаги 4 и 52) необходимо нажимать на педаль 3).

При нажатии педали блокировки дифференциала 35 (при выключенном главном фрикционе) включается механизм блокировки заднего колеса, при снятии ноги с педали механизм блокировки автоматически выключается. Рычаг 4 включения бокового ВОМ (при монтаже бокового ВОМ) имеет три положения (см рис. 6).

Рабочие положения рычага 32 (см рис. 4) включения заднего ВОМ показаны на рис. 6.

Педаль 5 (см рис. 4) муфты ВОМ предназначена для отключения независимого привода ВОМ. При движении дроссельной заслонки 6 карбюратора пускового агрегата на себя количество воздуха, поступающего в камеру сгорания, уменьшается, и наоборот. Стартер пускового агрегата включается выключателем 7.

При перемещении рычага 16 механизма сцепления пускового узла сцепление выключается. Нажатие кнопки 28 для остановки блока стартера отключает зажигание от магнето стартера. Выключатель свечи накаливания 8 включается поворотом ключа по часовой стрелке. Выключатель 9 «массы» аккумуляторов включается нажатием кнопки, расположенной горизонтально, для выключения — кнопкой сверху. В случае перегрузки (короткого замыкания) электрическая сеть размыкается тепловым предохранителем. После устранения неисправности цепь включается нажатием кнопки 10. Для освещения щитка приборов предусмотрена лампа 13. Верхнее положение рычага 17 соответствует нулевой подаче топлива, при нажатии рычага вниз горит подача топлива увеличивается.

Управление гидроцилиндрами осуществляется рукоятками 21 гидрораспределителей: центральная рукоятка управляет главным гидроцилиндром, правая и левая — соответствующими выносными гидроцилиндрами (рабочие положения каждой рукоятки показаны на рис. 6). При нажатии на педали 34 или 37 (см рис. 4) включаются тормоза. С помощью ремня 33 педали блокируются для одновременного торможения правым и левым тормозами. Суппорт 36 удерживает педали в положении торможения. Защелка возвращается в исходное положение нажатием педали тормоза. При работе тягача с прицепом торможение прицепа осуществляется нажатием на зацепленные педали тормоза. Рулевое колесо 23 служит для поворота трактора. Центральный переключатель 24 предназначен для включения фар.

Ролик индикаторный Т-40

Рис. 5. Роликовая лампа: 1 красный индикатор; 2 — переключатель роликового сигнализатора;»; 3 — зеленая сигнальная лампа; 4 — панель; 5 — предохранитель; 6 — датчик наклона в сторону знака «—»)

В целом, все основные элементы управления достаточно удобны и доступны. Как говорится, все под рукой и приборы управления перед глазами.

Задняя навеска предназначена для агрегатирования различного навесного оборудования на Т-40. Представляет собой шарнирный механизм с центральной и двумя продольными тягами.

Продольные стержни соединены с рычагами на валу с помощью скоб, кривошип насажен на тот же вал, который соединен с гидроцилиндром.

Гидроцилиндр поднимает и опускает навесное оборудование, а его положение регулируется с помощью ребер жесткости и центральной тяги.

Возможна установка различной сельскохозяйственной техники, кормоуборочной техники, почвообрабатывающей, овощеводческой и междурядной обработки. Предусмотрена установка погрузчика с максимальной грузоподъемностью 800 кг.

Модификации

За годы производства «Сороковка» многократно модернизировалась и совершенствовалась. С каждым усовершенствованием в его конструкцию вносились изменения, расширяющие функциональные возможности этой замечательной машины.

Для удобства будем рассматривать все модификации в зависимости от типа силовой установки на две группы:

Трактора с двигателем Д-37:

  • Т-40А — выгодно отличался от базовой версии наличием полного привода, это новшество оценила дорожная служба, среди которой тягач быстро завоевал популярность.
  • Т-40АН — полноприводная машина с уменьшенным агротехническим клиренсом, специально разработанная для работы на крутых склонах.
  • Т-50А — модификация, предназначенная для работы с навесным заряжающим. Модель была ориентирована на промышленное применение.

Трактора с двигателем Д-144:

Появление Д-144 с более мощным двигателем мощностью 50 л.с позволило повысить эффективность трактора и вызвало появление новых модификаций.

Внешне машины от Д-144 отличались прямоугольным капотом, тогда как их аналог от Д-37 имел слегка закругленный передний капот.

Т-40М — заднеприводная модель.

Т-40 М

Т-40АМ — полноприводная модель.

Т-40АМ

Т-40АНМ — по аналогии с Т-40АН предназначался для работы на склонах.

Т-40АНМ

Т-40АП — создавался с учетом установки на него вспомогательного оборудования.

Т-40АП

Преимущества и недостатки

С момента появления на рынке этого трактора прошло много времени, а учитывая, что он активно используется и сегодня, первое его преимущество – это долговечность. Двигатель Д-144 имеет несколько ключевых преимуществ: генератор выдает трехфазный ток, не требующий дополнительного выпрямителя, а используется релейный регулятор.
Одноплунжерный насос обеспечивает экономию топлива по сравнению с аналогичными моделями.

Среди минусов трактора можно отметить следующие:

  •  Стальной выпускной коллектор, который со временем начинает прогорать и пропускать дым;
  •  Для регулировки бензонасоса нужен специальный ключ, без которого подобраться к нему очень сложно;
  •  Расход масла таков, что доливать его приходится с интервалом в 2-3 месяца;
  •  Масло часто продавливает сальник коленвала.

Т-40 в поле

Adblock
detector