Среди многообразия тракторов, разработанных промышленностью СССР, выделяется продукция Южно-Днепропетровского машиностроительного завода (ныне Днепр). Созданный в конце 1960-х трактор ЮМЗ с обозначением ЮМЗ-6 выпускался на предприятии до 2001 года, машина в различных модификациях считалась лучшей в стране в своем классе. Он также пользовался большим признанием на Западе, а Швеция даже официально получила техническую документацию, начав производство собственной техники на его базе.
ЮМЗ-6 — представитель универсально-колесных тракторов общего назначения, входящих в линейку «Беларус», первоначально выпускавшихся Минским тракторным заводом, но позже освоенных на ЮМЗ.
История создания
В СССР была распространена практика, когда оборудование, разработанное в КБ одного предприятия, передавалось другому предприятию той же отрасли и производилось под оригинальной маркой или под собственным именем правопреемника завода. Прототипом трактора ЮМЗ-6 послужила машина Минского тракторного завода МТЗ-5 «Беларусь». С 1958 года производство этого трактора было освоено на ЮМЗ, и обозначение не менялось. Технологическая преемственность была сохранена, первоначальная конструкция трактора, разработанная МТЗ, осталась неизменной.
МТЗ-5, прототип трактора Южмаш. Архивное фото:
Интересно, что Южный машиностроительный завод изначально не задумывался как тракторный завод.
По замыслу советского руководства, оно должно было стать автомобильным предприятием, но в 1951 году, еще находясь в стадии строительства, было повторно использовано для производства ракетной техники и было налажено производство тракторов, с двумя целями:
- скрыть основную отрасль от иностранной разведки;
- удовлетворить потребность государства в тракторной технике.
В конце 60-х ЮМЗ создал свою модификацию, которая стала переработкой МТЗ-5. Новый трактор получил обозначение ЮМЗ-6, став модернизацией исходного образца Минского завода. Опытные образцы были собраны в Днепропетровске в 1966 году, а серийное производство началось в 1970 году. Через 2 года количество выпущенных автомобилей достигло 100 000 экземпляров.
С годами конструкция трактора совершенствовалась и дорабатывалась. Производитель серийно выпускал 4 модификации, о которых пойдет речь далее. Пользователи отметили высокую производительность, надежность и несложную конструкцию трактора, что позволило эксплуатировать его даже вне специализированных предприятий.
Интересно: ЮМЗ-6 и его модификации активно интересовали зарубежных покупателей. Так что стоит отметить, что концерн Вольво в 1974 году закупил в СССР техническую документацию трактора и создал на его основе агрегат Вольво БМ-700. Этот трактор выпускался в 1976-1982 годах, и скандинавы заметили его отличные характеристики в суровых климатических условиях своей страны.
Вольво БМ-700:
Последний ЮМЗ-6 покинул цех в 2001 году. Трактор был снят с производства в связи с общим старением, на конвейерах его заменили на ЮМЗ-8040.2 и другие, более современные модели. Но солидная «жизнь» в производстве — более 30 лет — убедительно свидетельствует об удачной конструкции машины и ее высоком потенциале, сохраняющем актуальность на протяжении трех десятков лет. Это подтверждают и многие тракторы ЮМЗ-6, которые до сих пор активно используются в сельском хозяйстве и на специальных работах.
Назначение
Агрегат ЮМЗ принадлежит к известной белорусской линейке машин. В сферу его деятельности входят следующие виды деятельности:
- движение товаров;
- рытье канав и ям;
- погрузочно-разгрузочные работы;
- вывоз грунта на полигон;
- формирование насыпей;
- уборка снега и мусора;
- вспашка сельскохозяйственных угодий;
- фрезерование и рыхление почвы;
- посев растений;
- поливать растения;
- внесение удобрений;
- сбор урожая.
Трактор ЮМЗ 6, общий вид
Технические характеристики
ЮМЗ-6 — классический колесный трактор. В основе конструкции лежит полурама, состоящая из пары балок и поперечной балки, на которой крепятся тягачи и элементы конструкции.
Передний мост крепится к шарнирной раме, поворот колес обеспечивается шкворнями. Сзади трактор опирается на втулки полуоси, жестко закрепленные на картере коробки передач. Это обеспечивает простую конструкцию с высокой надежностью. Колесная формула трактора ЮМЗ – 4*2, с постоянным задним приводом.
Трактор имеет пневматические колеса с шинами низкого давления и прочными блоками – это дает отличную проходимость. Как и другие машины схожей конструкции, ЮМЗ-6 имеет разные диаметры колес на задней и передней осях
- 7.5R20-9.0R20 перед;
- 15.5R38 сзади.
Это типовое решение, дающее трактору наряду с задним приводом хорошие внедорожные характеристики и маневренность.
Тяговый класс ЮМЗ-6 — 1,4. Это делает его пригодным для использования в различных областях. Производитель предусмотрел возможность расширения функционала трактора:
- имеется гидравлическая система с отдельным агрегатом;
- машина оборудована бортовой электрической сетью 12 В;
- есть пневматическая система;
- задняя навеска предусмотрена для подключения внешнего оборудования (на фото ниже — трактор ЮМЗ-6КЛ в «сельскохозяйственном исполнении).
Силовая установка
Линейка ЮМЗ оснащалась дизельными двигателями от Рыбинских заводов Lotnicze D65M/N.
Буква зависит от того, какой двигатель запускает трактор ЮМЗ 6:
- М — срабатывает от электростартера;
- Н — пуск от карбюраторного двигателя с питанием от электростартера.
Благодаря тому, что тракторные двигатели производились оборонным предприятием, их качество было высоким, что продлило срок службы двигателя. Двигатели обеспечивают хорошую тягу для своего класса, надежны и просты в эксплуатации и обслуживании, требуя лишь замены жидкости и регулировки клапанов каждые 25 000 км в нормальных условиях.
Но были и недостатки:
- вероятность протечек смазки в узлах и соединениях;
- низкие обороты по сравнению с аналогичными двигателями;
- двигатели повреждаются на холостом ходу, что приводит к ускоренному износу.
Основные параметры дизельных двигателей Д65:
Мощность двигателя | 62 г. З. |
Частота вращения коленчатого вала, об/мин | 1750 |
Цилиндры | 4, рядное расположение |
Давление ТНВД, МПа | Не менее 17,5 |
Весы | 525-540 кг. (в зависимости от модели) |
Время работы трактора на одной полной заправке бака | С 10 часов |
Все двигатели безнаддувные и работают без турбонаддува, что обеспечивает простоту конструкции и простоту обслуживания. Охлаждение — жидкостное.
КПП
На ЮМЗ-6 установлена механическая коробка передач, которая, помимо движения вперед, позволяет трактору двигаться задним ходом и передает крутящий момент на вал отбора мощности: возможен запуск двигателя с включенным сцеплением и трактора стационарный.
1 — главный вал; 2 — соединительный болт; 3 — шасси; 4 — нажимные пластины; 5, 31 — стаканы; 6 — промежуточный вал; 7 — регулирующая прокладка; 8 — шарикоподшипник; 9 — шестерня включения второй и четвертой передач; 10 — ролики переключения передач; 11 — фиксатор вала переключателя; 12 — стопорный ролик; 13 — стопорный роликовый фиксатор; 14 — струна; 15 — за кулисами; 16 — переключатель; 17 — упор; 18 — ось; 19 — рычаг включения муфты ВОМ; 20 — кресло-качалка; 21 — пружинная защелка; 22 — стойка; 23 — рычаг переключения передач; 24 — винт; 25 — корпус сдвига колонки; 26 — вилка; 27 — рычаг ограничителя; 28 — шестерня включения первой передачи и передачи заднего хода; 29 — вторичный вал; 30 — роликовый подшипник; 32 — шестерня включения третьей и пятой передач; 33 — круглая гайка; 34 — шестерня заднего хода; 35 — направляющая шестерня первой передачи; 36 — шестерня третьей передачи; 37 — промежуточный вал; 38 — ведущее колесо четвертой и пятой передач; 39 — шестерня второй передачи; 40 — упорное кольцо; 41 — пробка маслосливного отверстия; 42 — шестерня с постоянным зацеплением; 43 — картер коробки передач; 44 — Карданный вал.
Коробка передач пятиступенчатая, управляется рычагом. Имеется редуктор, удваивающий эффективное число ступеней. Система редуктора и сцепления передает мощность от входного вала к ВОМ.
Коробка передач трактора оснащена защитой от одновременного включения двух передач – за это отвечает специальная тяга. Имеется блокировочный механизм, предотвращающий запуск двигателя, когда коробка передач находится в положении, отличном от нейтрального. Детали коробки передач смазываются маслом, распыляемым из картера.
Ходовая система
Состав шасси трактора ЮМЗ-6:
- главный фрикцион — фрикционный, с сухим картером, двойной. Имеется отдельный механизм работы вала отбора мощности;
- КПП (см выше);
- задний мост с главной передачей, ступичным редуктором и дифференциалом.
Оси передних колес неподвижны, закреплены на шкворнях. Трактор оснащен телескопической балкой переднего моста, благодаря которой можно изменять ширину колеи.
Электрика
Дизельный двигатель и пусковой двигатель работают от постоянного тока напряжением 12 вольт. Используя цветную схему подключения, можно в более доступной форме разобраться в особенностях конструкции:
Устройство
Основой машины ЮМЗ является рама, состоящая из балок и поперечной балки. Передняя часть оснащена осью с колесами малого диаметра. Их управление осуществляется с помощью шипов. Сзади трактора имеется привод на ведущую ось. Для обеспечения хорошей проходимости машина оснащена шинами низкого давления. Трактор оснащен следующими комплексами:
- отдельная гидравлическая система;
- электрооборудование, рассчитанное на сеть 12 В;
- система подачи воздуха;
- механизм, обеспечивающий работу навесного оборудования задней навески.
На устройстве управления установлен гидроусилитель, обеспечивающий удобное управление устройством. Тормозная система представлена механизмами блочного и дискового типа.
Габаритные размеры
ЮМЗ-6 — средний универсальный трактор:
Длина | 4,165 м |
3,69 м без навесного оборудования | |
Ширина | 1884 м. |
Высота трактора | 2,66 м на крыше |
2,86 м на глушителе | |
Колесная база | 2,45 миллиона |
Распродажа | 45 см |
Сколько весит трактор ЮМЗ 6 | 3,35 тонны — масса нетто без технических жидкостей |
3,89 тонны — рабочая | |
6 т — допустимая масса прицепа трактора ЮМЗ | |
1,15 тонны — допустимая масса дополнительного оборудования | |
Скорость путешествия | До 24,5 км/ч. |
Перечислены основные возможности, которые могут незначительно отличаться в зависимости от конкретной модификации. Все модели тракторов имеют продуманную развесовку, что делает машины проходимыми и маневренными. ЮМЗ-6 можно использовать в закрытых помещениях – на лесных полянах, в производственных и сельскохозяйственных постройках и т.д.
По весу тракторы серии ЮМЗ 6 аналогичны (в базовых комплектациях).
Кабина
Типичный вид кабины ЮМЗ-6:
Отличается надежностью и простотой при достаточном комфорте управления и наполненности информационной приборной панели. Панорамные окна обеспечивают трактористу хороший обзор, а резиновые амортизаторы защищают от вибраций.
Кабина трактора включает в себя:
- подпружиненное сиденье с регулировкой по высоте;
- рулевая колонка;
- рычаги управления;
- педали тормоза и сцепления;
- панель приборов, включающая датчики пневматики и давления масла, спидометр, указатели тока бортовой сети.
Для удобства механизатора предусмотрена система обогрева, также имеется ящик для аптечки, в стандартную комплектацию трактора входит термос.
Навесное оборудование
Для ЮМЗ-6 разработано несколько креплений разного назначения — всего 258 вариантов возможного «обвеса». Основные виды «обвеса»:
- плуги, бороны, культиваторы, другие виды сельскохозяйственных орудий;
- компрессоры, сварочные аппараты, другое оборудование общего назначения;
- прицепы;
- землеройная техника и др.
Вариант экскаватора на базе машины ЮМЗ. Экскаватор трактора ЮМЗ 6 может весить до 3,9 тонн в зависимости от комплектации:
Оборудование (кроме бульдозерного ковша) монтируется на заднюю навеску (кроме некоторых образцов промышленного варианта ЮМЗ-6К, о которых речь пойдет далее). Механизм подвески трактора оснащен гидроприводом, позволяющим перемещать узлы подвески по вертикальной оси. А работу самих агрегатов обеспечивает передача крутящего момента от ВОМ и дополнительных устройств для подключения пневматических, гидравлических и электрических устройств к бортовым сетям трактора.
Сцепка спроектирована таким образом, чтобы тракторист мог самостоятельно подключать и управлять устройствами. В этом помогает тягово-сцепное устройство СА-1, управляемое с пульта в кабине оператора. Это повышает производительность и устраняет необходимость в помощниках.
Особенности эксплуатации
И промышленные, и сельскохозяйственные модели тракторов ЮМЗ 6 оказались неприхотливыми в эксплуатации, надежными и долговечными: средний ресурс дизеля до капитального ремонта составляет до 10 тысяч часов. Благодаря достаточно простому устройству трактор несложно обслуживать даже вне специализированных служб. Все схемы и руководства по обслуживанию этих тракторов можно найти в печатном виде и бесплатно скачать в Интернете.
О долговечности машин свидетельствует и тот факт, что заявленный производителем трактора срок службы составляет 10 лет, но сегодня, спустя более 15 лет после остановки производства, эти тракторы активно эксплуатируются. При этом в работах можно найти модели даже первых лет выпуска. Все это говорит о большом запасе прочности, заложенном конструкторами. Запад также высоко оценил качество тракторов ЮМЗ-6, о чем свидетельствует описанное выше соглашение с концерном Volvo.
Трактор ЮМЗ сравнительно мало весит, а благодаря шинам низкого давления его можно использовать там, где более тяжелая техника неуместна.
Несмотря на такие отличные данные, у тракторов ЮМЗ есть и некоторые общие проблемы:
- сбой гидравлического питания. Чаще всего выходит из строя шестеренчатый насос, качающий рабочую жидкость;
- выход сцепления из строя из-за износа фрикционных накладок – время от времени или при интенсивных нагрузках на узел;
- возникновение износа блока цилиндров, особенно часто возникающего при некачественном обслуживании трактора, несоблюдении интервалов замены моторного масла;
- неисправности топливной системы: чаще всего выходят из строя изношенные форсунки;
- износ пружин и механизма газораспределения;
- иногда возникают проблемы с запуском тракторов «Беларус» МТЗ (ЮМЗ) с «пусковой установки» при отсутствии должного ухода за последней.
Однако этих проблем можно легко избежать, если трактор своевременно и надлежащим образом обслуживать.
Модификации
Конструкторы Южмаша работали над улучшением его характеристик на протяжении всего периода выпуска трактора. Было создано четыре модификации машины:
6L, выпускался в 1970-1978 гг. Первый трактор в серии. Конструктивно это практически полный аналог базовой модели МТС-5, есть чисто декоративное отличие в виде скругленной решетки радиатора.
ЮМЗ 6Л
6AL, 1978-86 Трактор 6-AL до сих пор сохраняет многие свои «оригинальные черты», но тормозная система была значительно улучшена и доработана, изменился дизайн решетки радиатора и приборной панели. Производитель ввел рулевую колонку с регулировкой по высоте и углу наклона, изменил форму капота трактора на прямоугольную.
ЮМЗ-6АЛ
6К, 1986-93 гг. Как уже было сказано, это промышленный трактор без задней навески. Включает в себя механизмы крепления навесного оборудования экскаватора и/или бульдозерного ножа. Хотя изначально он предназначался только для промышленного использования, позднее была изготовлена сельскохозяйственная модификация трактора без изменения индекса.
6АК, 1993-2001 гг. Самая современная модель трактора — с оптимизированной кабиной и улучшенным рулевым управлением; в частности, рулевое колесо получило новый механизм регулировки. Гидравлическая система также была модернизирована и получила регулятор мощности и положения.
Важно: Тракторы ЮМЗ имеют в своем обозначении буквы Л и М. Они обозначают способ запуска двигателя машины: трактор с маркировкой М оснащен электростартером, а буква Л (например 6ЛК) означает запуск карбюраторного двигатель (см описание двигателей выше).
Обслуживание
ЮМЗ 6 отличается высоким уровнем надежности и нетребователен к качеству топлива, но, как и любая техника, требует периодического обслуживания. К данной категории работ относятся следующие мероприятия: проверка работоспособности главной передачи, контроль работы заднего моста, устранение люфта в рулевом колесе, проверка коробки передач, регулировка клапанов и механизма сцепления.
Преимущества и недостатки
Колесный трактор ЮМЗ обладает следующими положительными качествами:
- высокий уровень мощности;
- хорошая производительность;
- экономичные двигатели;
- большой выбор рабочего оборудования;
- простота конструкции;
- надежность всех систем;
- простота ремонта и обслуживания;
- неприхотливость к горюче-смазочным материалам;
- качественная фурнитура.
К недостаткам можно отнести жесткое шасси, малое число оборотов силовой установки, отсутствие удобного рабочего места.
Отзывы пользователей
Судя по рейтингу и отзывам пользователей ЮМЗ 6, эта серия машин отличается хорошим качеством и доступной ценой. Последние отзывы об этих агрегатах представляют собой следующие комментарии:
- По живучести машина способна подключить к поясу любой аналог иностранного производителя. Поврежденные рабочие узлы можно отремонтировать прямо в полевых условиях. Из минусов — отсутствие переднего переднего моста.
- Трактор имеет хорошую транспортную скорость, очень маневренный и легкий в управлении. Обслуживание машины достаточно простое и экономичное. Недостатком агрегата является кабина: неудобное рабочее место и отсутствие кондиционера.
Стоимость нового и б/у
Выпуск ЮМЗ 6 был завершен в 2001 году, поэтому купить машину без наработки невозможно. Единственный вариант — купить с рук. Так как владельцы этих агрегатов очень ценят качество техники и неохотно с ней расстаются, цена на трактор практически не падает. На сегодняшний день она составляет от 100 до 300 тысяч рублей.