Фрикционные тормоза, или фрикционные тормоза, делятся на барабанные и дисковые. В барабанных тормозах в качестве вращающейся части используется тормозной барабан. Неподвижной частью механизма являются тормозные колодки и тормозной диск. В настоящее время барабанные тормоза, по объективным причинам, не так популярны среди автопроизводителей и используются в основном в легковых и грузовых автомобилях низкого класса.
Устройство барабанных тормозов
Детальная конструкция барабанного тормоза. 1,3 — неподвижные части; 2 — вращающаяся часть
Конструктивно барабанные тормоза состоят из следующих компонентов:
- барабан, установленный на ступице колеса;
- тормозные колодки, рабочая поверхность которых оснащена фрикционными накладками;
- рабочий тормозной цилиндр с поршнями, уплотнительными манжетами и продувочным отверстием;
- возвратные (втягивающие) пружины, прикрепленные к колодкам и фиксирующие их в неактивном положении;
- тормозной диск, установленный на ступице или корпусе оси;
- кронштейн тормозной колодки;
- нижняя опора обуви (с регулятором);
- механизм стояночного тормоза.
В дополнение к одноцилиндровым барабанным тормозам предлагаются двухцилиндровые системы, эффективность которых будет значительно выше, чем у первого варианта. В этом случае вместо нижнего кронштейна устанавливается второй тормозной цилиндр, что увеличивает площадь контакта между барабаном и колодкой.
Принцип работы барабанных тормозов
Барабанные тормоза работают следующим образом:
- Давление рабочей жидкости создается, когда водитель нажимает на педаль тормоза.
- Жидкость давит на поршни рабочего тормозного цилиндра.
- Поршни приводят в действие тормозные колодки под действием пружин сжатия.
- Колодки плотно прижимаются к беговой поверхности барабана, замедляя его скорость.
- Торможение колеса происходит за счет трения между тормозной колодкой и барабаном.
- Сжимающиеся пружины возвращают колодки в исходное положение, когда педаль тормоза больше не нажата.
Фрикционные накладки передних колодок (в направлении движения) прижимаются к тормозному барабану с большей силой, чем задние колодки во время торможения. Это означает неравномерный износ передних и задних колодок. Это следует учитывать при их замене.
Преимущества и недостатки барабанных тормозов
Барабанные тормоза проще в производстве и дешевле в обслуживании, чем дисковые. Они также более эффективны благодаря большой площади контакта между барабаном и колодкой и эффекту «расклинивания»: поскольку нижние части колодок скреплены вместе, трение между передней и задней колодками оказывает большее давление на барабан.
Есть ли у барабанных тормозов какие-либо недостатки? По сравнению с дисковыми тормозами, барабанные тормоза тяжелее, имеют худшее охлаждение и поведение тормозов нестабильно, если в барабан попадает вода или грязь. Эти недостатки очень серьезны и являются одной из основных причин, по которым производители автомобилей переходят на дисковые тормоза.
Обслуживание барабанных тормозов
Проверка толщины тормозных накладок
Износ тормозных накладок барабанных тормозов можно измерить через отверстие на внутренней стороне тормозного щита. Когда фрикционная накладка достигнет определенной толщины, колодки следует заменить.
Если фрикционный материал был нанесен на накладку с помощью клея, рекомендуется заменить накладку, когда толщина материала достигнет 1,6 мм. Если фрикционные накладки приклепаны, их следует заменить, когда толщина материала составит 0,8 мм.
Изношенные колодки могут оставить борозды на барабанах и даже повредить барабан при дальнейшем использовании.